Урок математики "Деление 0 на число".
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Данный урок математики проходит в 3 классе по теме "Деление 0 на число".На уроке используется проблемное обучение и работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.delenie_0_na_chislo.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Ухта Республика Коми

Урок  математики.

3 класс.

Тема урока - «Деление 0 на число»

 программа

«Школа России»

Урок составила:

 учитель начальных классов

МОУ "СОШ № 10"  

Гайманова Елена Петровна

Тема: Деление  0 на число .

Цели урока:

  • Познакомить с делением   0 на число .
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, закреплять знания таблицы умножения.
  • Развивать наблюдательность, мышление, умение рассуждать.
  • научить выполнять умножение и деление с числом  0;
  • формировать умение решать задачи в два действия , уравнения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Планируемые  результаты изучения темы.

Метапредметные:

Познавательные УУД

моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;

выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

применять полученные знания в измененных условиях;

освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

находить несколько способов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать наиболее рациональный;.

оценивать результаты освоения темы.

выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Коммуникативные УУД

строить речевое высказывание в устной форме, используя в математическую терминологию: «умножение», «деление», «множители», «произведение», «делимое», «делитель», «частное», «буквенное выражение», «числовое выражение», «уравнение»;

оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Предметные:

  1. Выполнять деление с числом 0.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, закреплять знания таблицы умножения.
  3. Решать задачи в два действие, раскрывающие конкретный смысл действий «умножение» и «деление».

Личностные:

  1. Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
  2. Элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  3. Элементарные умения самостоятельного выполнения работы и осознание личной ответственности за проделанную работу;
  4. Элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
  5. Начальные представления об основах гражданской идентичности;
  6. Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

7.Потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный
Самоопределение к учебной деятельности.

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

– Здравствуйте.

  Поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь, пожелайте друзьям успехов.

–  Проверьте готовность к уроку. У вас на парте учебник, тетрадь, пенал, дневник, линейка.

- Сегодня мы с вами будем действовать по плану открытия нового знания, который лежит на ваших столах. Это план нашего урока. Итак, в путь!

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

  1. Актуализация знаний 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 - С чего мы начнём? (С повторения)

– Какую большую тему вы начали изучать на предыдущих уроках? (умножение)

– На какое число уже умеете хорошо умножать? (на 0,1)

– Предлагаю это проверить. (в презентации)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия  "деление нуля на число» ,формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.Постановка проблемы

 5
 

 – Какое обратное действие умножению? (деление)

– Предлагаю найти значения выражений на деление, которые записаны на ваших карточках.

8:2   12:2   18:2   4:4(0, 4, 1, ?)   7:1(7, 1, ?)    0:8(0, 8. 1, ?)     

10:0(0 ,10 ,1, ?)

 Наблюдение.
 Учитель ходит по классу и сообщает, что ответы получились разные.

 Ф
 

Указывает объект наблюдения.
 

 Сравнивают  ответы

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Выход на тему урока

– Я увидела у вас такие ответы. Фиксирует несколько вариантов ответов. Почему возникло затруднение? (не умеем делить 0 на число)

– Чему будем учиться на уроке?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

    – Действительно сегодня на уроке мы рассмотрим случаи деления 0 на число, научимся находить значения таких выражений.

  - Поставим ? рядом выполню пробное действие.

Называют тему урока-«Деление нуля на число»

 5.Работа над темой.
 

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 

  1. Поиск решения.

– Вернемся к выражениям, где получилось несколько вариантов ответов и решим их. Но сначала вспомним, что значит а:в. (это значит надо подобрать такое число с, при умножении которого на в получается а)

– Пользуясь этим правилом, найдите значение выражения 4:4.

– Что значит 4:4? (это значит надо найти такое число, при умножении которого на 4 получается 4, это число 1, значит 4:4=1)

– Придумайте похожее выражение и запишите в столбик под данным выражением. Вычислите их значения. (спросить 2 человек)

– Что получится, если а:а? (1)

–Что означает в математике переменная а?(любое число)

– Какой вывод можно сделать?(при делении любого числа на такое же число получается 1)

На доске появляется карточка:    а:а=1

 Аналогично рассматривается  7:1. Что значит 7:1?

Вывод: Что получится, если а:1?

Появляется табличка           а:1=а  

0:8. Что значит 0:8?

Вывод: Что получится, если 0:а?

Появляется табличка           0:а=0

         10:0. Что значит10:0? Есть ли такое число, при умножении которого на 0,получится 10?

         Вывод.

         Появляется табличка

а:0

          -Поставьте себе +рядом с третьим шагом.

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Делают выводы по каждому случаю деления

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 Коллективное выполнение

– Где сможем проверить, все ли выводы мы сделали правильно? (в учебнике)

– стр. 85(на полях, №2)  

– Вот видите, какие вы молодцы, мнение автора совпало с нашими выводами.

- Поставьте себе + рядом с четвёртым шагом.

 Доказательство
 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют способы деления с 0 и 1, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

6. 
 
Закрепление с проговариванием во внешней речи.

 7
 

 
 

    – Для чего мы с вами учимся делить с 0 и 1? (в жизни пригодится, в учебе пригодится)

– Решим:

№1(с.85комментированием по цепочке 1строчку,2строчку-по группам)

 - Поставьте себе + рядом с пятым  шагом.( У кого ошибка ?)


 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди находят значения выражений, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимо-проверку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  

    -Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись (в таблице)

    -Какие графы должны быть в таблице?

    -Что такое 8кг?(масса одного ящика со сливами)

   

  Масса     Количество     Масса            

  одного    ящиков                всех

  ящика                                 ящиков

 Слив-8кг     ? 1)(:)              48кг

 Груш-9кг     одинак.          ? 2)(х)

    -Что еще известно в задаче? (масса одного ящика с грушами, масса всех ящиков со сливами)

    -Что сказано о количестве ящиков с грушами? (их столько же или количество одинаковое)

    -Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

    Проверка решения:

  1. 48:8=6(ящ.)
  2. 9х6=54(кг)

Ответ:54кг груш привезли на рынок.

 Работа с учебником (№5, стр 85)
 

 Г, П
 

Организует поиск решения задачи

Обосновывают выбор решения задачи

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Психофизическая тренировка

1

Релаксация

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

П

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Гимнастика для глаз.

1

Снятие усталости с глаз

Мультимедийная презентация

Просмотр презентации

Ф

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

 Самопроверка
 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Включение знаний в деятельность.

 3
 

-№6(1-2столбик)решите самостоятельно

– А теперь придумайте свои выражения на деление с 0 и 1, .

- Проверка. Анализ и исправление ошибок.

- Поставьте себе + рядом с шестым шагом .( У кого ошибка ?)

– Для чего надо знать таблицу умножения?

– Предлагаю поработать в парах. Сгруппируйте выражения и найдите лишнее выражение.

    56:1       0:96         0:31        98:1         25:0       321:1            0:146

     (работа в тетради)

- Проверка по эталону

            - Молодцы с заданием справились.

         - №7

         -№6(2)                                                                              

                                                                           

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопроверка, самооценка
 

 И,
 Г,


Объясняют

Доказывают.

Для решения задач…

Группируют выражения

Сравнивают с эталоном выражения

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 
Рефлексия.

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 

        – Чему учились на уроке?

        – Проверьте себя. Я начну предложение, а вы закончите:

При делении любого числа на такое же число получается.(1)

При делении любого числа на 1 получается.(то число, которое делим)  

При делении 0 на любое число получается.(0)

Делить на 0.(нельзя)

Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на свои планы урока, посмотрите, сколько у вас плюсов.  Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, поставьте Смайлик на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу и у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, и вы не поняли тему, поставьте смайлик на первую ступеньку.

 - Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться?

Д/з стр. 96 №9(т), 11(к)

        – Спасибо за работу, урок окончен.

                 0ыва                

 

 

 Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения


 Надо выполнить домашнюю работу.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Работа с учебником №3,№4 с.85

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки математики

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


Правила работы в группе:

-называем собеседника по имени,
-говорим по очереди, не перебивая друг друга,
-внимательно слушаем,
-если непонятно, переспросите,
-четко высказываем свое мнение,
-соблюдаем порядок на парте,
-уважаем мнение собеседника
 

-принимаем решение вместе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Деление многозначного числа на двухзначное число (закрепление)"

Комбинированный урок по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление многозначного числа на двухзначное; закрепить умения решать задачи; совершенствовать устные и письменные вы...

Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.

Конспект урока  математики и презентация  с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты:         Предметные:...

Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...