Рабочая программа по математике. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Шелтукова Татьяна Борисовна

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В. Н. Рудницкой  «Математика» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3_klass.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В. Н. Рудницкой  «Математика» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Основу данного курса составляют пять содержательных линий: элементы арифметики; величины и из измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

ЗАДАЧИ КУРСА

  1. Создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
  2. Обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); 
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю.  

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Содержание курса математики направлено прежде всего:

  • на интеллектуальное развитие младших школьников;
  • овладение важнейшими элементами учебной деятельности, формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНОЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 Личностными результатами обучающихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснования;
  • овладение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира;
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка уч. действий;
  • выполнение учебных действий в разных формах;
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной уч. деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле.

Содержание программы 3 класс (136 ч)

Элементы арифметики (103 ч):

Тысяча (42 ч)

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и > .

Сложение и вычитание в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от

«лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных

без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени;

б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 ( 35 ч )

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (26 ч)

Умножение вида 23 • 40.

Умножение и деление на двузначное число.

Величины. (11 ч )

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.

Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.

Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.

Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

Алгебраическая пропедевтика (2ч)

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия (2ч)

Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия (18ч)

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.

Основные виды учебной деятельности        :

  • моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов;
  • обнаружение         моделей         геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
  • прогнозировать результаты вычисления, решения задачи;
  • пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия,  построения геометрической фигуры;
  • поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.

К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны:

называть:

  •  единицы длины, массы, вместимости, времени, скорости, площади;

различать:

  •  знаки < и > ;
  • прямую и отрезок.

сравнивать:

  •  трехзначные числа;

воспроизводить по памяти:

  •  соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм;  
  •  массы: 1 кг = 1000 г; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут. = 24 ч,  
  •   1век =100 лет, 1 год =12 мес.;

приводить примеры: равенств и неравенств;

устанавливать связи и зависимости:

  • между компонентами и результатами арифметических действий  

   (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);

  •  между известными и неизвестными величинами при решении  

 арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  •  выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на  
  •  однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не  
  • превышает 1000;
  • решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных   комбинациях);
  • применять правила порядка выполнения действий в выражениях со   скобками и без них;
  • применять зависимости между величинами (скоростью, путем и временем   прямолинейного равномерного движения; ценой, количеством и   стоимостью товара) при решении разнообразных математических задач.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практические работы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Элементы арифметики

103ч

84ч

-

10ч

9 ч

2

Величины и их измерение

11ч

1 ч

3

Геометрические фигуры

18ч

11ч

2 ч

4

Алгебраическая пропедевтика

-

-

-

5

Логические понятия

-

-

-

Итого

136ч

107ч

14ч

12ч


Календарно-тематическое планирование

урока

По плану

По факту

Тема раздела

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

 Тип урока

1 четверть

1

Нумерация многозначных чисел 6ч

Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен

Считать сотнями; читать «круглые» сотни;

Записывать словами числа.

Вводить в калькулятор числа.

Читать трехзначные числа.

Определять количество единиц каждого разряда.

Называть соседей любого трехзначного числа.

Читать трехзначные числа, начиная с разряда сотен.

Определять количество единиц каждого разряда.

Считать по порядку; выполнять устно сложение и вычитание

Сравнивать трехзначные числа;  восстанавливать неравенства.

Выполнять устно сложение и вычитание.

Находить значения выражений со скобками; решать составные задачи.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Контролировать свою деятельность: проверять   правильность выполнения задания.

комбинированный

2

Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел

получение новых знаний

3

Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трёхзначных чисел.

получение новых знаний

4

Сравнение чисел. Знаки «<» и  «>». Арифметический диктант.

комбинированный

5

Сравнение чисел. Неравенства.

комбинированный

6

Сравнение чисел. Решение задач. Самостоятельная работа.

комбинированный

7

Величины и их измерение 4ч

Километр, миллиметр.

Читать и записывать величины длины; измерять в миллиметрах длину отрезка; строить отрезок заданной длины; выражать сантиметры в миллиметрах

Выполнять сложение и вычитание длин; решать задачи с величинами; находить верные записи неравенств

Сравнивать длины; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; строить и распознавать геометрические фигуры

Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами

Выполнять работу над ошибками. Сравнивать длины; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; строить и распознавать симметричные фигуры.

Владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуациях общения.

Контролировать свою деятельность: проверять   правильность выполнения задания.

получение новых знаний

8

Километр, миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах.

комбинированный

9

Километр, миллиметр. Сравнение величин.

комбинированный

10

Входная контрольная работа №1

Контроль знаний

11

Работа над ошибками. Километр, миллиметр. Решение задач с величинами.

комбинированный

12

Геометрические фигуры 6ч

Ломаная. Вершины, звенья.

Распознавать и чертить ломаные

Читать имя ломаной, определять количество звеньев и вершин ломаной.

Решать арифметические задачи.

Выражать длину в миллиметрах, метрах, сантиметрах, в метрах и дециметрах.

Выполнять кратное и разностное сравнение единиц длины; называть единицы измерения длины в порядке возрастания и в порядке убывания.

Измерять длину каждого звена ломаной; объяснять, как можно найти длину этой ломаной. Выполнять вычисления.

Строить ломаную.

Записывать трехзначные числа

Вычислять длину ломаной.

Находить площадь прямоугольника; сравнивать площади двух прямоугольников.

Решать задачи на построение геометрических фигур.

Проявлять доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений;

сравнивать разные способы вычислений.

получение новых знаний

13

Ломаная. Решение задач на построение ломаной.

комбинированный

14

Ломаная. Единицы измерения длины.

комбинированный

15

Длина ломаной.

комбинированный

16

Длина ломаной. Решение задач.

комбинированный

17

Самостоятельная работа. «Длина ломаной. Построение геометрических фигур».

комбинированный

18

Величины и их измерение 7ч

Масса. Килограмм, грамм.

Решать задачи с величинами.

С помощью весов определять массу.

Выполнять сложение и вычитание величин

Читать и записывать величины.

Выполнять сложение и вычитание величин.

Сравнивать выражения.

Определять ширину прямоугольника по данной площади и длине.

Вычислять периметр прямоугольника по данному периметру и ширине.

Строить геометрические фигуры по образцу.

Наливать в ведро с помощью литровой банки определенное количество воды.

Выполнять сложение и вычитание величин.

Выполнять сложение и вычитание величин. Сравнивать массу одного литра и данных жидкостей.  

Распознавать геометрические фигуры.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений;

сравнивать разные способы вычислений.

Развивать познавательный интерес.

Проявлять эмпатию и сопереживание, эмоционально-нравственную отзывчивость.

получение новых знаний

19

Масса. Килограмм, грамм. Чтение и запись величин.

получение новых знаний

20

Масса. Килограмм, грамм. Сложение и вычитание величин.

комбинированный

21

Масса. Килограмм, грамм. Решение задач с величинами.

комбинированный

22

Вместимость. Литр

получение новых знаний, урок-практикум

23

Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин.

комбинированный

24

Вместимость. Литр Решение задач с величинами. Самостоятельная работа.

комбинированный

25

Сложение и вычитание трёхзначных чисел - 8ч.

Сложение трёхзначных чисел. Устные приёмы сложения.

Выполнять поразрядное сложение (письменные и устные приёмы) двузначных и трёхзначных чисел.

Решать задачи с величинами.

Выполнять сложение величин массы, вместимости, длины, площади.

Определять периметр прямоугольника.

Выполнять устные вычисления; находить значения выражений со скобками; читать и записывать величины; решать задачи с величинами

Складывать трехзначные числа; вычислять площадь фигур разными способами; вычислять длину дорожки, зная площадь и ширину

Складывать трехзначные числа; распознавать и чертить геометрические фигуры; проводить ось симметрии

Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.

Выполнять работу над ошибками; решать задачи с  величинами

Складывать трехзначные числа; выполнять кратное сравнение чисел; решать арифметические задачи

Выполнять поразрядное вычитание
(устные и письменные приёмы), вычитания двузначных и трёхзначных чисел.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений;

сравнивать разные способы вычислений.

Эффективно сотрудничать с одноклассниками и педагогом, оказывать поддержку друг другу.

получение новых знаний

26

Сложение трёхзначных чисел. Письменные приёмы сложения.

получение новых знаний

27

Сложение трёхзначных чисел. Решение задач.

комбинированный

28

Сложение трёхзначных чисел. Площадь прямоугольника.

комбинированный

29

Самостоятельная работа. «Сложение трёхзначных чисел». Задачи на построение геометрических фигур.

комбинированный

30

Контрольная работа №2 по теме «Сложение трёхзначных чисел».

Контроль знаний

31

Работа над ошибками. Закрепление вычислительных навыков и навыков решения задач.

комбинированный

32

Вычитание трёхзначных чисел. Устные приёмы.

получение новых знаний

2 четверть

33

05.11

Сложение и вычитание трёхзначных чисел - 5 ч.

Вычитание трёхзначных чисел. Письменные приёмы.

Пользоваться алгоритмом вычитания трехзначных чисел в столбик.

Вычислять разность; находить значения выражений со скобками.

Проверять свои вычисления с помощью калькулятора; выполнять устные вычисления; решать арифметические задачи.

Вычислять разность и сумму трехзначных чисел; находить значения выражений со скобками.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность; оценивать правильность предъявленных  вычислений.

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

воспроизводить алгоритмы выполнения  арифметических действий.

Проявлять доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству.

получение новых знаний

34

Вычитание трёхзначных чисел. Решение  задач.

комбинированный

35

Закрепление навыков вычитания трёхзначных чисел.

комбинированный

36

Вычитание трёхзначных чисел. Вычитание величин.

комбинированный

37

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Контроль знаний

38

Законы сложения - 6ч

Сочетательное свойство  сложения

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; группировать слагаемые в сумме.

Находить значения выражений, используя сочетательное свойство сложения; выполнять проверку с помощью сочетательного свойства сложения.

Сравнивать выражения, не выполняя вычислений; решать задачи на построение геометрических фигур

Определять число единиц, десятков, сотен в трехзначном числе.

Выполнять устные вычисления; объяснять решение; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр четырехугольника разными способами

Составлять выражение по тексту задачи используя скобки, упрощать выражение (записывать его без скобок) и выполнять вычисления.

Составлять выражение; записывать числа в порядке увеличения

Решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; чертить на глаз отрезки заданной длины; чертить окружность и отрезок, отмечать точки их пересечения; объяснять, как можно начертить десятиугольник; строить симметричные фигуры.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

контролировать свою деятельность:

проверять   правильность выполнения задания; обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

планировать ход решения задачи;

анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

прогнозировать результат решения;

выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Проявлять  адекватную позитивную осознанную самооценку и самовосприятие.

получение новых знаний

39

Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения.

получение новых знаний

40

Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства сложения.

комбинированный

41

Сумма трех и более слагаемых. Устные приёмы вычислений.

комбинированный

42

Сумма трех и более слагаемых. Письменные  приёмы вычислений.

комбинированный

43

Самостоятельная работа. «Сумма трех и более слагаемых». Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный, урок-практикум

44

Законы умножения - 6ч

Сочетательное свойство умножения.

Пользоваться сочетательным свойством умножения; выполнять устные вычисления

Находить значения выражений, используя сочетательное свойство умножения; решать задачи разными способами; записывать выражение; выполнять кратное и разностное сравнение чисел; чертить фигуру по образцу в тетрадь и вычислять ее периметр и площадь.

Применять сочетательное свойство умножения; решать задачи на построение геометрических фигур; оценивать на глаз расстояние между точками в сантиметрах; проверять себя измерением отрезков; восстанавливать равенства; чертить окружности, имеющие общий центр.

Выполнять вычисление значений выражений разными способами; вычислять площадь прямоугольника; используя скобки, составлять выражение по тексту задачи; выполнять устные вычисления.

Выполнять проверку сложения вычитанием и вычитание сложением; решать задачи с величинами.

Определять, какая часть фигуры закрашена; определять на глаз  длину отрезка, проверять измерением; подсчитывать число кубиков в башне, используя сочетательное свойство умножения.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

получение новых знаний

45

Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства умножения.

комбинированный

46

 Решение задач с применением сочетательного свойства умножения.

комбинированный

47

Произведение трех и более множителей.

комбинированный

48

Произведение трех и более множителей. Запись решения задач одним выражением.

комбинированный

49

Произведение трех и более множителей. Решение задач разных видов.

комбинированный

50

Порядок выполнения действий в числовых выражениях - 3ч.

Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление.

Определять порядок выполнения действий в числовых выражениях; записывать выражения без скобок.

Находить значения выражений; записывать решение задачи одним выражением;  решать задачи на определение производительности труда; выполнять устные вычисления; составлять всевозможные суммы, используя предложенные числа.

Располагать величины в порядке возрастания; определять массу пакета по рисунку-схеме; сравнивать величины; выполнять увеличение (уменьшение) величины на другую величину; выполнять сложение и вычитание величин» сравнивать замкнутую и незамкнутую линии; измерять длину каждого звена замкнутой линии и вычислять ее длину; находить ошибки в записях сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.

Проявлять доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству.

Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения  арифметических действий;

планировать ход решения задачи;

анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

прогнозировать результат решения;

контролировать свою деятельность.

получение новых знаний

51

Упрощение выражений. Запись решения задач одним выражением.

получение новых знаний

52

Самостоятельная работа. «Упрощение выражений». Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный

53

Геометрические фигуры - 3ч

Симметрия на клетчатой бумаге

Копировать рисунок в тетрадь;  строить точки и фигуры симметричные данным

Выполнять работу над ошибками.

Записывать выражения без скобок; записывать выражения со скобками; находить значения выражения удобным способом, используя законы сложения и умножения; решать задачи с величинами.

Ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

различать геометрические фигуры;

характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

конструировать указанную фигуру из частей.

Осуществлять продуктивное взаимодействие между учащимися и учителем.

Развивать познавательный интерес .

Проявлять эмпатию и сопереживание, эмоционально-нравственную отзывчивость.

урок-практикум

54

Контрольная работа №4 за 1 полугодие 

Контроль знаний

55

Работа над ошибками.

 Задачи на построение симметричных фигур. Симметрия на клетчатой бумаге.

комбинированный

56

Порядок выполнения действий в числовых выражениях -8ч.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Находить значение числовых выражений в выражениях без скобок.

Составлять выражение по тексту задачи.

Строить прямоугольник с данными длинами сторон и проводить все его оси симметрии; определять, какая ломаная имеет ось симметрии; строить точки симметричные данным; сравнивать суммы четырех слагаемых, не выполняя вычислений.

Выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами; составлять задачу по данным таблицы; выполнять сложение и вычитание величин; вычислять длину ломаной линии; вычислять площадь прямоугольника; составлять задачу с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять измерения и вычислять площадь треугольника.

Находить значения числовых выражений в выражениях со скобками; записывать выражения без скобок.

Объяснять, почему выражения можно записать без скобок; составлять выражения по тексту задачи; анализировать, из каких частей составлено выражение; находить знаки «+» и «-», не заключенные в скобки, и выделять части выражений; находить знаки «х» и «:», не заключенные в скобки, и выделять части выражений.

Находить значения выражений; составлять выражения по тексту; восстанавливать равенства, вставляя пропущенные арифметические знаки.  

Выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять разностное сравнение величин.

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений.

Контролировать свою деятельность: проверять   правильность выполнения задания.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

получение новых знаний

57

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задач одним выражением.

комбинированный

58

Самостоятельная работа. «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». Решение задач.

комбинированный

59

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

комбинированный

60

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений.

комбинированный

61

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Табличное умножение и деление.

комбинированный

62

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Закрепление вычислительных навыков.

комбинированный

63

Верные и неверные высказывания - 3 ч.

Верные и неверные предложения (высказывания).  

Определять верность или неверность каждого высказывания; находить высказывания в тексте

получение новых знаний

3 четверть

64

Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений.

Приводить примеры высказывания, верного высказывания, неверного высказывания, предложения, которое не является высказыванием; сравнивать высказывания в каждой паре; записывать выражения и вычислять их значения

Решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Эффективно сотрудничать с одноклассниками и педагогом, оказывать поддержку друг другу.

Проявлять знание основных моральных норм (справедливое  распределение, взаимопомощь,  честность, ответственность).

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств ;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения  арифметических действий.

комбинированный

65

Верные и неверные предложения(высказывания). Решение задач с величинами.

комбинированный

66

Тематический контроль

Контрольная работа по теме №5 «Порядок выполнения действий в числовых выражениях».

Решать примеры, соблюдая порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Контроль знаний

67

Числовые равенства и неравенства. Геометрические фигуры - 6ч

Числовые равенства и неравенства.

Читать и составлять числовые равенства и неравенства.        

Читать равенства и неравенства; выписывать верные равенства и неравенства; записывать каждое высказывание в виде равенства

использовать свойства числовых равенств; выполнять устные и письменные вычисления; решать арифметические задачи; составлять задачи по схеме; выполнять построение геометрических фигур.

Чертить окружности данного радиуса.

Объяснять, как разделить окружность на равные части; выполнять устные вычисления в пределах 1000; записывать длину в разных единицах измерения; решать текстовые задачи.

Выполнять деление окружности на равные части с помощью циркуля; решать арифметические  задачи.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств ;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения  арифметических действий.

Осуществлять продуктивное взаимодействие между учащимися и учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

получение новых знаний

68

Свойства числовых равенств.

получение новых знаний

69

Свойства числовых равенств. Сравнение величин.

комбинированный

70

Деление окружности на равные части путём перегибания круга.

урок-практикум

71

Деление окружности на равные части с помощью угольника.

урок-практикум

72

Деление окружности на равные части с помощью циркуля. Решение задач.

комбинированный

73

Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное - 10ч

Умножение суммы на число.

Умножать сумму на число.

Представлять первый множитель в произведении в виде суммы двух однозначных чисел; выполнять устные вычисления в пределах 1000.

Выполнять устные вычисления в пределах 1000; решать арифметические задачи; чертить окружность с данным радиусом; определять количество звеньев и вершин ломаной линии; отмечать точки пересечения на чертеже.

Выполнять умножение вида 9 × 10 и 93 × 10; записывать длину отрезка в сантиметрах и дециметрах; решать арифметические задачи; составлять и решать задачу по рисунку.

Выполнять умножение вида 9 × 100; выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами; определять площадь фигуры; выполнять построения геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Выполнять умножение на 10 и на 100; выполнять построения геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Измерять длины отрезка и выполнять построение отрезка заданной длины.

Выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; находить площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах.

Выполнять сложение и вычитание величин; располагать значения величин в порядке уменьшения (увеличения).

Решать задачи с величинами; находить значения выражений.

Различать и изображать на клетчатой бумаге геометрические фигуры; решать задачи на построение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур);

планировать ход решения задачи;

анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

Проявлять  адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие.

получение новых знаний

74

Умножение суммы на число. Устные вычисления.

комбинированный

75

Закрепление навыков умножения суммы на число.

комбинированный

76

Умножение на 10. Запись длины в см и дм. Сложение величин.

комбинированный

77

Умножение на 100. Решение задач с величинами. Сложение величин.

комбинированный

78

Самостоятельная работа. «Умножение на 10 и 100». Вычитание величин.

комбинированный

79

Умножение вида 50∙9, 200∙4.

получение новых знаний

80

Умножение вида 50∙9, 200∙4. Решение задач с величинами.

комбинированный

81

Умножение вида 50∙9, 200∙4.  Закрепление вычислительных навыков.

комбинированный

82

Умножение вида 50∙9, 200∙4. Решение задач разных видов.

комбинированный

83

Геометрические фигуры - 3ч.

Прямая. Обозначение прямой латинскими буквами.

Читать название прямой линии двумя способами; чертить прямую и обозначать ее латинскими буквами; отмечать точки,  лежащие на прямой.

Строить пересекающиеся прямые на листе в клетку и на альбомном листе; с помощью  угольника определять, под каким углом пересекаются прямые линии.

Строить в тетради две прямые, которые не пересекаются и две прямые, которые пересекаются под прямым углом; составлять арифметическую задачу по рисунку.

Проявлять  адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

получение новых знаний

84

Прямая. Пересекающиеся прямые. Построение пересекающихся прямых.

урок-практикум

85

Прямая. Непересекающиеся прямые. Самостоятельная работа.

комбинированный

86

Умножение  на однозначное число - 7ч

Умножение двузначного числа на однозначное.

Выполнять умножение, записывая числа столбиком; составлять и решать задачу по схематичному рисунку; представлять первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых

Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; определять площадь прямоугольника.

Выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1000; объяснять, как выполнено умножение суммы на число; решать арифметические задачи.

Выполнять умножение вида 123 × 6; составлять и решать задачу по схематичному рисунку.

Выполнять умножение вида 209 × 8; называть прямые и лучи на чертеже; решать задачи с величинами; сравнивать значения величин.

Выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число; выполнять построение геометрических фигур; отмечать точки пересечения; определять количество прямых линий и лучей на чертеже.

Выполнять работу над ошибками; умножать двузначные и трехзначные числа на однозначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять   правильность выполнения задания.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения  арифметических действий.

получение новых знаний

87

Умножение двузначного числа на однозначное. Переместительное свойство умножения.

комбинированный

88

Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач.

комбинированный

89

Умножение трёхзначного числа на однозначное. Алгоритм письменных вычислений.

получение новых знаний

90

Умножение трёхзначного числа на однозначное. Решение задач с величинами.

комбинированный

91

Умножение трёхзначного числа на однозначное. Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный

92

Контрольная работа №6 по теме «Умножение на однозначное число».

Контроль знаний

93

Работа над ошибками. Умножение  на однозначное число. Решение задач на построение.

комбинированный

94

Величины и их измерение -  4ч.

Измерение времени. Единицы времени.

Определять время по часам; называть дату и время своего рождения; устанавливать на часах заданное время; решать задачи на определение продолжительности; определять,  какое время суток показывают электронные часы; записывать время в часах, месяцах; называть по порядку месяцы каждого времени года и число дней в каждом месяце.

Записывать время в минутах, секундах; выполнять сравнение величин времени; решать задачи на определение продолжительности; выполнять устные вычисления в пределах 1000

Измерять время; выполнять построение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля.

Развивать познавательный интерес.

Проявлять эмпатию и сопереживание, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

получение новых знаний

95

Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени.

комбинированный

96

Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть.

Контроль знаний

97

Работа над ошибками. Задачи на определение продолжительности времени.

комбинированный

98

Самостоятельная работа. «Измерение времени». Решение задач.

комбинированный

99

Умножение и деление - 33ч.

Деление на 10.  Упрощение выражений.

Выполнять деление на 10; выражать длину  в метрах, сантиметрах; решать задачи с  величинами «цена», «количество», «стоимость».

Выполнять деление на 100; решать задачи на определение продолжительности времени; определять площадь прямоугольника; строить геометрические фигуры; находить на чертеже симметричные фигуры.

Выполнять деление подбором; определять ширину прямоугольника по данной площади и длине; решать задачи с  величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять кратное сравнение чисел.

получение новых знаний

100

Деление на 100.  Упрощение выражений.

получение новых знаний

101

Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18.

получение новых знаний

4 четверть

102

Нахождение однозначного частного. Упрощение выражений.

Выполнять деление методом подбора; называть пары симметричных вершин квадрата; сравнивать периметры и площади прямоугольников.

Выполнять деление методом подбора; определять порядок действий в выражении со скобками.

Выполнять деление методом подбора; решать задачи на определение продолжительности времени.

Выполнять деление с остатком; сравнивать делитель с остатком.

Выполнять деление с остатком вида 5:15; решать задачи с величинами.

Выполнять деление с остатком; чертить геометрические фигуры.

Выполнять деление с остатком; решать задачи.

Выполнять деление на однозначное число; составлять и решать задачу по рисунку-схеме.

Выполнять деление на однозначное число; находить значения выражений со скобками; доказывать, что неравенства верны; решать задачи с величинами.

Выполнять деление на однозначное число; устно выполнять умножение и деление чисел в пределах 1000.

Выполнять деление на однозначное число; решать арифметические задачи.

Выполнять деление на однозначное число; проверять измерением, какой отрезок длиннее.

Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять работу над ошибками.

Выполнять деление на однозначное число; находить оси симметрии; проверять, какие стороны многоугольника пересекаются под прямым углом

Рассказывать, как выполнено умножение; использовать переместительный закон умножения; выражать время в  минутах, в секундах; находить периметр и площадь прямоугольника.

Выполнять умножение вида 23 × 40; решать арифметические задачи; находить значения выражений со скобками; проверять, верны ли неравенства; выполнять кратное сравнение.

Выполнять умножение вида 23 × 40; находить значения выражений со скобками;

решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Выполнять умножение вида 23 × 40; решать составные задачи.

Рассказывать, как выполнено умножение; выполнять умножение  в столбик; находить площадь прямоугольника.

Находить произведения чисел, упрощая запись; находить значения выражений со скобками; проверять верность равенства.

Выполнять устно деление способом подбора; выполнять проверку деления умножением; находить частное и остаток; решать задачи на производительность труда.

Выполнять умножение на двузначное число; изображать фигуры по образцу; отмечать точки пересечения на двух ломаных линиях; строить замкнутую ломаную.

Выполнять работу над ошибками

Выполнять деление на двузначное число; доказывать, что неравенства верны;  выполнять устные вычисления.

Вычислять периметр и площадь прямоугольника; находить стороны равностороннего треугольника, зная его длины.

Выполнять разностное сравнение;

Прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных  вычислений;

сравнивать разные способы вычислений.

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения  арифметических действий.

Проявлять знание основных моральных норм (справедливое  распределение , взаимопомощь,  честность, ответственность).

Эффективно сотрудничать с одноклассниками и педагогом, оказывать поддержку друг другу.

комбинированный

103

Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками.

комбинированный

104

Решение задач на нахождение однозначного частного.

комбинированный

105

Деление с остатком.

получение новых знаний

106

Деление с остатком вида 6:12.

комбинированный

107

Деление с остатком. Решение задач с величинами.

комбинированный

108

Самостоятельная работа. «Деление с остатком». Решение задач.

комбинированный

109

Деление на однозначное число. Решение задач разных видов.

комбинированный

110

Деление на однозначное число. Выражения со скобками.

комбинированный

111

Деление на однозначное число. Решение задач.

комбинированный

112

Закрепление навыков деления на однозначное число.

комбинированный

113

Деление на однозначное число. Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный

114

Контрольная работа  №8 по теме «Деление на однозначное число»

Контроль знаний

115

Работа над ошибками. Деление на однозначное число. Решение задач.

комбинированный

116

Умножение вида 23∙40. Решение задач.  

получение новых знаний

117

Умножение вида 23∙40. Выражения со скобками.

комбинированный

118

Умножение вида 23∙40. Задачи с величинами «цена, кол-во, стоимость».

комбинированный

119

Самостоятельная работа. «Умножение вида 23∙40». Закрепление вычислительных навыков.

комбинированный

120

Умножение на двузначное число.

получение новых знаний

121

Умножение на двузначное число. Выражения со скобками.

комбинированный

122

Закрепление навыков умножения на двузначное число.

комбинированный

123

Совершенствование вычислительных навыков и навыков решения задач.

комбинированный

124

Самостоятельная работа. «Умножение на двузначное число». Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный

125

Умножение на двузначное число. Решение задач разных видов.  

комбинированный

126

Итоговая контрольная работа №9

Контроль знаний

127

Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Единицы времени.

комбинированный

128

Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение площади прямоугольника.

комбинированный

129

Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.

комбинированный

130

Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число. Решение задач.»

Контроль знаний

131

Деление на двузначное число. Повторение изученного.

комбинированный

132

Решение задач на построение геометрических фигур.

комбинированный

133

Решение задач на нахождение периметра и площади фигуры.

комбинированный

134

Повторение изученного в 3 классе -3ч.

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000»

Выполнять сложение и вычитание в пределах 1000.

Выполнять умножение и деление в пределах 1000.

Использовать свою речь для регуляции своего действия;

строить монологическое высказывание и диалогическую форму речи.

Проявлять доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Развивать познавательный интерес .

Проявлять  адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие.

комбинированный

135

Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»

комбинированный

136

Повторение изученного за год. Решение задач разных видов.

комбинированный

Итого за год – 136 ч.

Контрольные работы - 9ч.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Кочурова, В. Е. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В. Е. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Кочурова, В. Е. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Е. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Математика. Программа. 1-4 классы М.: Вентана-Граф, 2011
  • Математика. Устные вычисления. Методическое пособие - М.: Вентана-Граф, 2010
  • Математика  Методика обучения - М.: Вентана-Граф, 2010
  • Математика. Оценка знаний. Проверочные и контрольные работы - М.: Вентана-Граф, 2010

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-      3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010. – 176 с.
  2. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2010 – 224 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
  3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2011 – 304с.:– (Оценка знаний)
  4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Устные вычисления – М.: Вентана – Граф, 2009 – 200с.
  5. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по математике./ Дидактические материалы. 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2011 – 224 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»)
  6. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: Дидактические материалы: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая,  –М.: Вентана – Граф, 2013 – 160 с.,: ил. – (Начальная школа XXI века)

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2013 – 112с.,: ил. – (Начальная школа XXI века)
  2. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: Дружим с математикой :рабочая тетерадь для дифференцированного обучения ЕЭ Кочурова, М.: Вентана – Граф, 2014 – 80 с.,: ил. – (Начальная школа XXI века)
  3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: рабочая тетерадь: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2014 – 64с.,: ил. – («Начальная школа XXI века»)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа  разработана в соответствии с программой "Математика" концепция "Начальная школа XXI века", руководитель Н.Ф.Виноградова (автор В.Н.Рудницкая. М. Веентана-Граф, 2012), примерной...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС

Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...

Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века

Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века. В программе предоставлена: пояснительная записка, тематический план, результаты освоения программы, литература, оценка письменных работ...

Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф, 2012).Программа рассчитана на 136 часов....

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по математике 2 клас "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...