Решение задач
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Технологическая карта к уроку математики на тему: "Решение задач" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_matem._reshenie_zadach._2_klass.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Класс: 2 класс

Учебная тема: Решение задач.

Учитель: Резникова Елена Владимировна

Технологическая карта изучения темы

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Познакомить с решением задач нового вида; закреплять умения решать задачи и выражения изученных видов; развивать навыки счёта, смекалку, наблюдательность.

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- Формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что известно; и того, что ещё неизвестно; контролируют собственную деятельность и деятельность партнёра, осуществляют  самопроверку; корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий.

Познавательные УУД.

- Формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; структурируют знания;  устанавливают  причинно-следственные связи; анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают; строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД.

- Слушают и понимают партнёра, взаимно контролируют деятельность друг друга, уважают в общении и сотрудничестве как партнёра, так и самого себя, не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Предметные:

Знают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулём, вычесть однозначное число, двузначное число, оканчивающееся нулём, двузначное число, которое не оканчивается на нуль; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; новый вид простых задач, где требуется по двум данным числам найти третье, равное сумме двух первых чисел; что такое равенство и неравенство.

Умеют: складывать и вычитать  двузначные числа в случаях вида: 35 + 2, 26+20, 35-2, 26-20 ,40-6, 50 – 23; решать задачи и выражения изученных видов; сравнивать числовые выражения.

Основные понятия и термины

Сложение, вычитание, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, простая задача, составная задача, выражение, сравнить, равенство, неравенство.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика: учебник.  – М: Просвещение, 2013

- С. В. Савинова, В. А.Савинов  «Поурочные разработки по математике». – Волгоград: Учитель,2013

- С.В. Савинова «Поурочное планирование. Математика». – Волгоград: Учитель, 2013

- http:// doshkolnik.ru/pedagogika/5976-zanimatelnye-zadachi-v-stixax.html

- http:www.fizkult-ura.ru/node/113

- математический веер;

- наборное полотно;

- презентация;

- интерактивная доска,

- мультимедийный проектор.

Организация пространства

Фронтальная работа,

индивидуальная работа,

групповая работа.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Организует  устный счёт.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Дети считают и показывают ответы с помощью математического веера.

«Встали ровненько, красиво!

Посмотрю - ка  я на вас!

Ах, какой хороший класс!

Я желаю вам удачи!

За работу - в добрый час!»

Ребята, сегодня мы отправляемся в веселое путешествие. Помните ли вы мультфильм «Ну, погоди!?». Зайчик устал от  проказ Волка и уехал к дальним родственникам. А Волк осознал свои ошибки и очень захотел вернуть себе друга, решил найти его и просит нас ему помочь. Поможем?

Слайд 2.

На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуется смекалка, сообразительность, внимание. Итак, в путь! Пожелайте удачи всем!

Волк отправился в лес и встретил там ежика. Он покажет дорогу дальше, только если Волк справится с заданиями. Поможем? Слайд 3.

Устно мы теперь считаем,

Навык счёта развиваем.

- Покажите число, в котором 5 десятков и 3 единицы.

- Покажите число, в котором 7 десятков и 8 единиц.

- Покажите число, которое следует за числом 89.

- Покажите число, которое предшествует числу 40.

- Покажите число, которое на 1 больше 59.

- Покажите число, которое получится, если 80 уменьшить на 1. 

-Покажите число, которое получится, если из числа 40 вычесть сумму чисел8 и 2.

- Покажите число, которое получится, если к числу 60 прибавить разность  чисел 12 и 4.

-  Покажите число, которое получится, если к разности чисел 30 и 10  прибавить  число 9.

        Задачи в стихах

- Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько яблок Таня собрала?

 Слайд 4.

- Семь орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Слайд5.

- Пять лисичек, семь ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

Слайд 6.

- Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

Слайд 7.

- Молодцы!

Контролируют свои действия

(Регулятивные УУД)

Умеют слушать и слышать. (Коммуникативные УУД)

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности одноклассников; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников(Регулятивные УУД)

Прибавляют, вычитают, анализируют, делают выводы (Познавательные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Первичное знакомство с  новым материалом

Цели:

-организует выполнение учащимися учебного действия;

Осуществляет  эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку к усвоению изучаемого материала.

Формулирует тему урока.

Слушают и участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками.

 Формулируют  с помощью учителя тему урока.

Выкладывают с помощью математического пенала решение задачи.

Отправляемся дальше.

 И Волку навстречу идёт лиса. Она очень хитрый  зверь, поэтому отправила Волка через болото. Его можно пройти по кочкам, но на каждой кочке задача, если решим, то пройдем. А задачи не простые, а все нового вида.

На наборном полотне выставляю фрукты и решаем задачу устно:

В вазе лежали 4 яблока и 3 груши, а слив столько, сколько яблок и груш вместе. Сколько слив было в вазе? Слайд 8.

- О чем говорится в задаче?

- Что говорится о яблоках?

-  Что говорится о грушах?

-  Что говорится о сливах?

- Сколько слив?

- Выложите с помощью математического пенала решение задачи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Под руководством учителя формулируют тему урока (Регулятивные УУД)

III. Постановка учебной задачи

Цели:  

-организовать постановку цели урока.

-  уточнить следующий шаг учебной деятельности;

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

 Организует постановку цели урока.

 Какая цель нашего урока?

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует составление совместного плана действий.

Организовывает  проведение физкультминутки.

С помощью учителя ставят цель урока.

Мы будем учиться решать  простые задачи, в которых требуется по двум данным числам найти третье, равное сумме двух первых чисел.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки.

Учащиеся усаживаются за парты.

   

                                 

         

Волк очень устал поэтому решил отдохнуть.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Слайд 9.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализируют и сравнивают объекты, делают выводы.

(Регулятивные УУД и познавательные УУД )

Проговаривать последовательность действий на уроке . (Регулятивные УУД)

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося (Личностные УУД)

Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Регулятивные УУД)

IV. Первичное осмысление  и закрепление.

Цели:

- организовать усвоение учениками нового знания.

Организует пальчиковую гимнастику.

Формулирует задания, контролирует выполнение.

Организует работу над задачей.

Слушают и выполняют задания, которые даёт учитель, логически рассуждают.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись, записывают решение, ответ.

Один ученик решает задачу у доски.

Каллиграфическая минутка:

45  45   45  ….

56 56 56  …..

- Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях. Слайд 10.

В учебнике с.63  № 1.

- О чём задача?

-Сколько огурцов пошло на салат?

- Сколько помидоров?

- Сколько редисок пошло на салат?

 - Что известно о количестве редисок?

- Что значит столько же?

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

- Какое действие следует выполнить? Почему?

- Запишите решение задачи.

- Запишите ответ.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Создают алгоритмы деятельности; структурируют знания (Познавательные УУД). 

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность, способны к саморегуляции (Регулятивные УУД).

Осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений (Личностные УУД).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку ,взаимопроверку.

Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, контролирует выполнение.

Организует взаимопроверку .

Организует самостоятельную работу, с фронтальной проверкой.

Организует работу с геометрическим материалом (задание на развитие логического мышления).

Самостоятельно выполняют задания учителя.

Один ученик решает задачу у доски.

Решают задачу самостоятельно, логически рассуждая, аргументируют своё мнение, делают выводы. Осуществляют взаимоконтроль (проверяют правильность решения задачи).

Рассматривают геометрические фигуры на слайде, анализируют, находят лишнее, доказывают свой выбор.

                 

Мы помогли Волку пройти болото и выйти в сказочный лес.

 

Здесь Волк встретил мышку-полёвку  и спросил дорогу к избушке зайчика. Найдем дорогу, только выполнив задания.

Слайд 11

Задача на слайде 12.

В учебнике с.63 № 2.

Слайд 13.

Наконец-то Волк  дошёл до домика зайца. Слайд 14.Но идти с ним обратно он отказывается, пока он не пообещает, что будет вести себя хорошо. В доказательство он должен выполнить и его задание.

Слайд 15.

        

Молодцы! Со всеми заданиями справились, Волку помогли!

Слайд 16.

Могут осуществлять математические действия: прибавлять, вычитать, структурируют знания(Познавательные УУД).

Работать самостоятельно.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?

Какое задание понравилось? Почему?

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают выводы, обобщения.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Делают самооценку на индивидуальных листах.

- Понравился ли вам урок?

-Что узнали нового?

- А что хотели бы ещё узнать?

- Какое задание понравилось? - - Почему?

Слайд 17.

- С каким настроением заканчиваем урок?

Нарисуйте. Слайд 18.

         

               

Слайд 19.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Осваивают начальные формы рефлексии. (Познавательные УУД)

Умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. (Коммуникативные УУД)

Осознают важность полученных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...