Урок математики в 1 классе по теме "Цифра 7, число7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Закрепить написание цифр.

Отработка навыков счета в пределах 7, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.

Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Бардымского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок математики по теме «Цифра 7 и число 7»

                                                                             Мансурова Вадига Загиевна,       учительница начальных классов

МБОУ «Бичуринская СОШ»

                                              2013-2014  учебный год

Основная цель:

Учить детей составлять простые задачи и выражения по рисункам, сравнивать выражения.

 Задачи:

Закрепить написание цифр.

Отработка навыков счета в пределах 7, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.

Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитофон, диск «Детские песенки», сигнальные карточки, индивидуальные карточки- раскраски, учебник-тетрадь, тетрадь, магнитные карточки цифр и знаков, картинки к устному счёту, карточка-ребус, маска жеребенка.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел уже звонок – начинаем наш урок!

- Все готовы? Тогда вперёд!

(У учителя кораблик «Знаний»).

На этом кораблике под парусами

 Мы вновь отправляемся в дальние страны.

 Мы всех, кто захочет,

 С собою возьмём.

 Ну что же. Согласны?

 Решили? Плывём!

(Проверка готовности детей к уроку.)

Ученик:  За партой правильно сижу, спинку ровненько держу, руку поднимаю, быстро всё решаю!)

Рисунок 1

Звучит небольшой фрагмент «Песенка мамонтёнка»

 (диск «Детские песни», запись № 2, на интер. доске – изображение моря и корабля)

2. Объявление темы и цели урока

Давайте сосчитаем пальцы одной руки, а на другой.

- Назовите последующее число числу 5.    Какую  цифру писали на прошлом уроке?

Правильно -6.

Как получить последующее число?

На сколько последующее число больше предыдущего?

Значит , какую цифру будем изучать сегодня?

Цифру 7 и число 7. Научимся правильно писать, будем считать, сравнивать, решать задачи.

. Наша с вами задача - преодолеть все препятствия на нашем пути. И сейчас мы с вами отправляемся в порт Праздничный. (Рисунок 2) 

Вспомним главное правило путешественника: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Внимание! Устный счёт.

 Рисунок 2

3. Устный счет

- Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц?

- Скоро любимый праздник всех детей и взрослых, кто знает, что за праздник старый год провожает, а новый встречает?

Рисунок 3

- Правильно, ребята, Новый год. (Рисунок 3) Сколько всего месяцев в году?

3.1 . - Счет до 12 и обратно (хором).

- Сосчитайте от 7 до 12, от 12 до 7.

3.2. Работа с числом 7. Дан ряд чисел 7, 4, 6, 2 (на доске)

- Какое число лишнее? Почему? Поставьте числа по порядку в порядке возрастания.

- Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.

- На  сколько  7 больше 2?  На  сколько  2 меньше 7? Как узнаём насколько одно число больше или меньше другого? Назовите предыдущее число семи. Как получить предыдущее число?   На  сколько предыдущее число меньше последующего?

- Расскажите всё, что знаете о числе 7. (Ребята должны вспомнить пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», 7 цветов у радуги, 7 дней в неделе и т.д. - всё что запомнили на предыдущем уроке, когда знакомились с числом 7).

- Ребята, мы с вами говорили, что число 7- волшебное число. Оно встречается часто в сказках, мы с вами такие сказки читали , слушали, смотрели. Вспомните в названиях каких сказок нам встречалось это число? ( «Белоснежка и семь гномов», « Волк и семеро козлят», « Цветик – семицветик »).

- А почему это число «волшебное»? (Обозначает - вместе, много, дружно.)

- Верно. А наш кораблик плывёт дальше по морю Задач. (Рисунок 4)

Рисунок 4. Море задач

- Внимание! Весёлые гномики придумали для вас весёлые задачи!

3.2. Составление выражений и решение задач

Задачи в стихах:

Жили гномы, не грустили

 За грибами в лес ходили.

 Принесли они в корзинке

 2 опёнка, 2 лисички,

 Боровик и зелёный моховик.

 У кого ответ готов?

 Сколько было всех грибов? (6)

(На инт. доске – схема.)

- Что находим часть или целое? Как найти целое? Повторяется правило: Целое находим сложением, объединяем части.

Запись: 2+2+1+1=6.

Семь весёлых козлят

 За капустою спешат.

 Но один малыш устал,

 И от братиков отстал.

 А теперь ответ найди:

 Сколько козляток впереди? (6)

(На интерактивной доске схема: (ООООООО) - (о)) Запись: 7-1=6)

- Ребята, а в этой задаче что мы находим часть или целое? Каким действием находим часть? Повторяется правило: Часть находим вычитанием.

- Молодцы, ребята! А наш кораблик подплывает к островку «Неизвестному» (изображение острова ) (Рисунок 6)

Рисунок 6

- Кто же здесь нас встречает?

Выходит ученик в костюме жеребенка:

- Эй, не стойте слишком близко!

 Я – тигрёнок, а не киска!

ФИЗминутка: (проводит жеребенок) (Рисунок 7)

Две ладошки прижму                   Паруса подниму

 И по морю поплыву.                  Синим морем поплыву,

 Две ладошки, друзья,                А по бурным волнам

Это лодочка моя.                       А по бурным волнам

Плывут рыбки                             Тут и там.

Рисунок 7

Рисунок 8

- Ребята, узнаёте? (На доске –  изображение жеребенка.  (Рисунок 8). Он здесь неслучайно. Ведь 2014 год, по восточному календарю будет годом  Лошади.

- И чтобы нам с вами новый год принёс удачу, нужно уговорить этого жеребенка  отправиться с нами! А для этого нужно выполнить задания, которые он для нас приготовил!

3.3 Отработка навыка счёта в пределах 7

- Жеребенок живёт в домике № 7. А Бычок в домике № 5.По какой тропинке им нужно идти, чтобы попасть домой? (На доске – картинки.)

2-1+4-1+3 = 7 (По одному ученику у доски решают примеры, все дети проверят - работают сигнальными карточками.)

2+2-1+3-1 = 5

4. Работа в тетрадях

4.1. Написание цифры 7 (учебник-тетрадь № 2, страница 7)

- Давайте покажем жеребенку  как красиво и правильно мы умеем писать цифру 7.

Ученик:      Тетрадь правильно кладу,

                     Одной рукою придержу.

                      Спина прямая у меня,

                      Пишу красиво я всегда! (Дети работают в учебнике-тетради.)

ФИЗминутка (проводит ученик)   Раз – подняться, подтянуться,

                                                              Два нагнуться, разогнуться,

                                                               Три – в ладоши три хлопка,

                                                                 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять руками помахать.

 Шесть – за парту тихо сесть.

 Семь – карандаши всем взять

 Приготовиться писать!

4.2 . Работа с книгой. Составление простых задач и выражений по рисункам.

(Работа с учебником: задание № 1, стр. 6.)

4.2.1. Коллективная работа над составлением задач (на инт. доске – схемы)

- Почему на первой картинке записано число 2? (нарисовано 2 котёнка)

- Почему над стрелкой стоит число +3? (Пришли 3 котика)

- Что означает выражение 2+3? (Число всех котят)

- Составьте задачу по этой картинке. (Было 2 котёнка. Пришли ещё 3 котёнка. Сколько всего стало котят?). Найдите ответ (5 котят)

4.2.2. Самостоятельная работа учащихся над оставшимися рисунками.

4.2.3. Фронтальная проверка (дети работают сигнальными карточками)

- Было 7 яблок. Одно яблоко взяли. Сколько осталось?

- К двум красным шарикам прибавили два желтых шарика. Сколько стало шариков?

- Было 5 одуванчиков. Ветер сдул 4 одуванчика. Сколько одуванчиков осталось?

5. Повторение состава числа 7

5.1. Ребус (задание на логику)    

- Наш  жеребенок просит вас помочь ему разгадать ребус (карточка)

 7 Я

5.2. Работа с книгой. Повторение состава числа 7 (зад. № 2,стр. 6)

(Работа выполняется детьми самостоятельно с последующей проверкой). Один ученик работает на интерактивной доске – состав числа 7 (заполняет окошки).

5.3. Работа с книгой. Составление задач по выражениям.

(Задание № 3, страница 6). Дети объясняют, что означают выражения и составляют задачу. Повторяются правила: чтобы найти целое (сумму) нужно сложить, чтобы найти часть (разность) – вычесть.

6. Рефлексия.  Закрепление  изученного. Самостоятельная работа учащихся.

- Пора нашему кораблику возвращаться. Жеребёнок, ребята очень старались сегодня, ты согласен вместе с нами встречать Новый год и путешествовать по Стране Знаний?

Учитель: Чтобы нам всем вместе вернуться обратно, нужно выполнить ещё одно задание: у вас на партах лежат рисунки, нужно решить примеры и раскрасить все части с ответом 7 в оранжевый цвет. Ищем только число и цифру 7! У вас получится тигр - символ Нового года и нашего с вами урока. Работаем аккуратно и внимательно!

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

7. Подведение итога урока

Рисунок 9

- Ребята, давайте ещё раз скажем дружно правило: как найти целое? Часть? Состав какого числа мы повторяли на уроке?

- Всем вам спасибо за работу на уроке. Все молодцы! Давайте закончим урок нашей любимой песенкой! И окажемся в нашей любимой школе! (Рисунок 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...