Конспект урока математики "Состав числа 8" 1класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Явкина Валентина Алексеевна

Конспект открытого урока по математике

 

«Состав числа 8. Классификация предметов»

 

1 класс

УМК «Гармония»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_chisla_8.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

        

Конспект открытого урока по математике

«Состав числа 8. Классификация предметов»

1 класс

УМК «Гармония»

      Учитель:                                                             Явкина Валентина Алексеевна

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                Категория: высшая

Братск

2014

Тема: Состав числа 8. Классификация предметов.

Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о составе числа 8 и его записи в виде суммы двух слагаемы, для непроизвольного запоминания состава числа 8.

Планируемые результаты

Личностные  результаты

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать последовательность действий на уроке;  

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- выявлять основание для классификации групп предметов;

- преобразовывать графическую модель в знаково-символическую.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты

- правильно использовать в речи математическую терминологию: равенства и неравенства;

- записывать однозначные числа в виде суммы двух слагаемых, пользуясь их предметными моделями;

- читать однозначные числа, записывать их по названию;

- называть геометрические фигуры.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: у каждой группы детей «числовые домики» и кружки с вертикальной полоской, у каждого ребёнка лист «Соедини по точкам», лист самооценивания «Мои успехи», лист самооценивания навыков сотрудничества.

Ход урока

1. Этап мотивации

Презентация_1. Слайд 1. Титульный слайд. (Не демонстрируется)

Слайд 2 закрыт «шторкой» до того момента, пока не начнётся работа с ним. Чтобы открыть «шторку» необходимо щёлкнуть по ней.

Учитель. Дети, послушайте загадку и постарайтесь определить о чём идёт речь:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой родимый, тёплый ... (дом)

Учитель. Так ли это,  вам предстоит узнать самим. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит листок с заданием «Соедини по точкам» Когда вы соедините все точки в правильном порядке, тогда узнаете, о чём я говорила.

Дети работают самостоятельно на листочках. Затем выполняют взаимопроверку.

Учитель. Что для вас значит дом? (уют, тепло, безопасность)

Учитель. Верно. Скажите, в каком порядке вы соединили все точки?

Ученик. В прямом порядке.

Учитель. Предлагаю всем вместе, хором посчитать в обратном порядке.

Учитель. Назовите соседей числа 3, 7, 9.

Учитель. Отметьте в табличке №1 листа “Мои успехи” хорошо ли вы умете считать в прямом и обратном порядке.

Каждый ребёнок имеет на столе распечатанный лист с таблицами. Приложение 1.

2.  Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель. Посмотрите на доску, назовите геометрические фигуры.

 (Презентация_1 Слайд 2). Чтобы открыть «шторку» необходимо щёлкнуть по ней.

Ответы детей.

Учитель. Какая фигура «лишняя» и почему?

Ученик: Лишняя фигура треугольник, потому что у неё 3 стороны/3 угла, а у остальных 4 стороны/4 угла.

Учитель. Сколько всего фигур?

Ученик. 5.

Учитель.  Поднимите руки те дети, кто считает, что хорошо знает состав числа 5.

Работа в группах: возьмите первый числовой домик с номером 5. Расселите жильцов.

Учитель. Посмотрите ещё раз на геометрические фигуры и скажите, какой известной вам фигуры не хватает?

Ученик. Круга.

(Презентация_1. Слайд 2)

По щелчку появляется круг. 

В SmartNotebook учитель добавляет фигуру с помощью инструмента «Фигуры»

     

Учитель. Сколько получится, если к 5 фигурам добавить ещё 1?

Ученик. 6.

Учитель.  Значит, 6 состоит из 5 и ...?

Ученик. 1

Работа в группах: возьмите второй числовой домик с номером 6. Расселите жильцов.

Учитель. Молодцы! Что мы сейчас повторили?

Ученик. Состав числа 6.

Учитель. Для чего нужно знать состав чисел?

Ученик. Чтобы быстро считать.

Учитель. Отметьте в табличке №2 листа “Мои успехи” хорошо ли вы знаете состав чисел 5 и 6.

Каждый ребёнок имеет на столе распечатанный лист с таблицами. Приложение 1.

Физкультминутка

Столько раз в ладоши хлопнуть.

Столько раз ногами топнуть.

Левым глазом подмигнуть.

Правым глазом подмигнуть.

Наклониться влево, вправо.

Головой кивнуть всем браво.

На двух ножках поскакать

И у парты тихо встать. (5, 7, 3, 2, 9, 4, 6, 0)

3. Этап выявления места и причины затруднения

(Презентация_1. Слайд 4)

Учитель. Посмотрите ещё раз на геометрические фигуры. Сколько из них больших, а сколько маленьких?

Ученик. 2 больших фигуры и 4 маленьких.

Учитель. По какому признаку мы сейчас сравнили их?

Ученик: По размеру.

Учитель. А как сделать, чтобы и больших, и маленьких фигур было поровну?

Ученик. Нужно добавить ещё 2 большие фигуры.

По щелчку появляются ещё 2 фигуры. В Smar tNotebook учитель добавляет фигуры с помощью инструмента «Фигуры»

Учитель. Какие фигуры появились?

Ученик: Овал и квадрат.

Учитель.  Сколько было у нас геометрических фигур?

Ученик. 6.

Учитель. Мы добавили ещё 2. Сколько их стало?

        

Ученик. Будет 8.

Учитель. Значит, 8 состоит из 6 и …?

Ученик. 2.

Учитель. Кто-то из вас уже может назвать состав числа 8 без ошибок?

Отметьте в первой колонке таблички №3 листа “Мои успехи” знаете ли вы состав числа 8 на данном этапе урока.

Каждый ребёнок отмечает в таблице свой результат.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель. Чему мы можем посвятить наш урок?

Ученик. Изучению состава числа 8.

Учитель. Совершенно верно. Что вы можете рассказать о числе 8?

Ученик. Оно однозначное, чётное, обозначается цифрой 8, его соседи 7 и 9.

Учитель. Как называются компоненты действия сложения?

Ученик. 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.

Учитель. Сегодня мы будем учиться записывать число 8 в виде суммы двух слагаемых. Как вы думаете, сколько вариантов записи числа 8 в виде суммы двух слагаемых существует?

5. Этап реализации построенного проекта

Учитель. Откройте учебник на стр. 94. Прочитайте задание № 217.

Учитель. Обсудите в парах ответ на этот вопрос.

1 ученик выходит к доске и записывает равенство. Остальные в это время работают в тетрадях.(Презентация_1. Слайды 5-8)

1) По размеру: маленькие и большие – 4 + 4 = 8

2) По цвету: красные и жёлтые – 3 + 5 = 8, 5 + 3 = 8 Ответы детей могут быть разными, необходимо уточнить, что  пользуясь переместительным свойством сложения, можно записать равенства по-разному, при этом повторить правило: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется

3) По наличию листика: есть или нет – 1 + 7 = 8, 7 + 1 = 8

4) По форме: яблоки и груши – 2 + 6 = 8, 6 + 2 = 8

Учитель. Кто теперь ответит на мой вопрос: сколько вариантов записи числа 8 в виде суммы двух слагаемых существует?

Ученик. 7

Учитель. Итак, в виде суммы каких двух слагаемых можно представить число 8?

Учитель. Молодцы! 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа в группах: (лента с кружочками и полоской)

Учитель. Продолжаем работу. На листе 8 кругов, разделённых вертикальной чертой на 2 и 6. Ниже расположено равенство: 2 + 6 = 8.Обсудите, что обозначает каждое число в данном равенстве.

Можно ли по-другому разделить эти круги на 2 части? Переместите вертикальную черту так, чтобы можно было записать другое равенство. Запишите эти равенства каждый в свою тетрадь.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель. Посмотрите на задание № 219. Поясните, чем похожи рисунки и чем различаются.

img009

Ответы детей.

Учитель. Задание на стр. 95 № 220 каждый из вас выполнит самостоятельно с последующей самопроверкой. При проверке вы можете воспользоваться числовым лучом.

img009

В целях экономии времени это задание можно предложить детям в виде карточек, чтобы не переписывать равенства в тетрадь или наложить сверху учебника прозрачную плёнку и заполнить пропуски.

Учитель. Сравните свою работу с эталоном (в качестве эталона можно предложить работу ученика, который выполнил задание быстро и правильно)  

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил ошибку, но нашёл и исправил её?

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа в группах: возьмите третий числовой домик с номером 8.

Учитель. Вот и последнее задание вы выполнили. Молодцы!

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель.  Вы сегодня хорошо поработали. Что нового узнали, чему научились?

Учитель. Отметьте во второй колонке таблички №3 листа “Мои успехи” знаете ли вы теперь состав числа 8.

Каждый ребёнок отмечает в таблице свой результат.

10. Домашнее задание

№ 218, стр. 95 (уч)

Приложение 1

Мои успехи

Лист оценивания по теме

“Состав однозначных чисел. Состав числа 8”

Фамилия, имя _____________________________________

Нарисуй зелёный кружок напротив того утверждения, которое считаешь верным.  

№1

Я умею считать от 1 до 20 без ошибок

Я пока допускаю ошибки при счёте от 1 до 20

Я умею считать от 20 до 1 без ошибок

Я пока допускаю ошибки при счёте от 20 до 1


№2

Я хорошо знаю состав числа 5

Я смогу назвать состав числа 5 с помощью соседа по парте или учителя

Я пока  не знаю состав числа 5

Я хорошо знаю состав числа 6

Я смогу назвать состав числа 6 с помощью соседа по парте или учителя

Я пока  не знаю состав числа 6

№3

В начале урока

В конце урока

Я хорошо знаю состав числа 8

Я смогу назвать состав числа 8 с помощью соседа по парте или учителя

Я пока  не знаю состав числа 8


Приложение 2

Лист самооценивания навыков сотрудничества

Фамилия, имя ___________________________________

Нарисуй синий кружок напротив того утверждения, которое считаешь верным.

Работая в группе... 

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнения своих товарищей

Я высказывал свою точку зрения

Я был полезен своей группе

Я с удовольствием работал в группе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

План-конспект урока "Умножение числа на нуль и нуля на число".

Урок разработан с учётом требований ФГОС....

Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс

Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....

Конспект урока математики "Число 10. Запись числа 10"

Матариал содержит конспект урока и презентацию....