урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Дягина Надежда Николаевна

Урок математики 1 класс по теме "Сантиметр" УМК "Школа России"  Моро М.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematike_1_klass.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

1 класс

Тема: Сантиметр

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с единицей измерения длины — сантиметром.

Планируемые результаты (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять взаимопроверку; различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные: уметь разделять объекты (модели) на составные части в практической деятельности; соединять различные элементы, стороны объектов в единое целое в практической деятельности.

Личностные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).

Оборудование: фигурки персонажей сказки: мартышки, слонёнка, попугая, удава;  для учащихся: полоски разной длины, линейки,  электронное приложение к уроку,

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.        Логическая разминка

—        Решите задачи.

(Задачи решаются при помощи таблиц.)

•        Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?

листочки

птичек

цветочки

Зина

-

+

Лиза

-

-

Лариса

+

-

-

(Лиза вышивала цветочки, Зина — птичек, Лариса — листочки.)

•        Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то — груши, кто-то — сливы,

кто-то — вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?

яблони

груши

сливы

вишни

Слава

-

+

-

-

Дима

-

-

-

+

Петя

-

-

+

-

Женя

+

-

-

-

(Дима сажал вишни, Петя — сливы, Слава — груши, Женя — яблони.)

III.        Самоопределение к деятельности

Чтение  отрывка из сказки Григория Остера «Зарядка для хвоста», а также использовать фигурки персонажей сказки: мартышки, слонёнка, попугая, удава.

…Удав напомнил, что он просил, чтоб его меряли.

– Сейчас! – сказал Попугай. – Уже начинаю. Я измерю твой рост в попугаях.

– В попугаях? – хором удивились Слонёнок и Мартышка.

– Как это? – растерялся Удав.

– А так, – сказал Попугай. – Сколько попугаев в тебе поместится, такой у тебя и рост!

Попугай шагнул и наступил Удаву на хвост.

– Ой! – тихонько сказал Удав. Но Попугай ещё раз шагнул и пошел по Удаву от хвоста к голове.

Попугай шел и считал шаги. Дойдя до головы, Попугай спрыгнул на землю и сообщил Удаву:

– Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя рост!

– Ух ты! – восхитился Удав. – Тридцать восемь!

– А чем ещё можно мерить рост? – спросила у Попугая Мартышка.

– Всем! – сказал Попугай.

– И мартышками можно?

– Можно!

Мартышка подскочила к Удаву и стала по нему кувыркаться.

– Раз, два! – кричала Мартышка, кувыркаясь. – Левой, правой! Дважды… – И тут Мартышка, которая начала кувыркаться с головы, докувыркалась до хвоста.

– Всё! – разочарованно сказала Мартышка. – Он уже весь кончился!

– Пять мартышек! – объявил Попугай.

– А теперь… давайте слонёнками! – предложил Слонёнок.

Слонёнок стал возле хвоста Удава, шагнул и сказал: «Раз!».

Потом он ещё шагнул и сказал: «Два». И когда он сказал: «Два», он уже оказался возле головы Удава.

– Два! – вздохнул Слонёнок. – Только два…

– Два слонёнка! – объявил Попугай.

– Ура! – прошептал счастливый Удав. – Ура!!! – закричал он изо всех сил. – Ура!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо вам, друзья! Тебе, Попугай! Тебе, Мартышка! И тебе, Слонёнок! Ну, как бы я измерил свой рост, если бы не вы?!

– А теперь, – сказал Удав, – теперь я знаю, что мой рост…

– Два слонёнка! – сказал Слонёнок.

– Пять мартышек! – сказала Мартышка.

– Тридцать восемь попугаев! – сказал Попугай.

– Что хотите сказать? Почему длина удава выходила всё время разной?

– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? Почему?

– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета? (Высказывания учащихся.)

 (Учащимся предлагают варианты и приходят к выводу, что отрезки нужно измерить меркой.)

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки.

—        Где пригодится умение измерять длину? (Ответы детей.)

IV.        Работа по теме урока

1.        Работа с электронным приложением.

(Учащиеся слушают объяснение.)

(Затем  записывается  слово «сантиметр» на доске, учащиеся хором его проговаривают.)

Длинное слова, правда. Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова — см. Пишем «см», а читаем «сантиметр».

—        Перед вами мерка розового цвета, она равна 1 см. Измерьте длину ручки с сантиметрах. Как вы будете это делать? {Накладывать на ручку мерку и считать, сколько раз она уложится в ручке.)

—        Сколько сантиметров составляет длина ручки? (Ответы детей.)

—        Легко ли было измерять? (Неудобно, мерка маленькая, нужно запомнить, где закончилась мерка, чтобы отложить следующую, и т. д.)

Люди изобрели замечательный инструмент — линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.

—        Возьмите линейку в руки и посмотрите, как она устроена.

2.        Работа по учебнику

—         Прочитайте математический рассказ в задании 2 на с. 66 учебника.

– Что узнали из рассказа? Что требуется узнать?

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

– Почему так считаете?

– Запишите решение.

(Учащиеся записывают решение с комментированием.)

Рассмотрите рисунок к заданию 1 на с. 67 учебника и составьте рассказы, соответствующие рисунку и схемам под ним.

 В пруду плавало 3 уточки. 2 уточки было на берегу. Сколько всего уточек?

 В пруду плавало 5 лебедей, из них 1 чёрный, а остальные белые. Сколько белых лебедей плавало в пруду?

 В пруду плавало 5 лебедей, из них 4 белых, а остальные чёрные. Сколько чёрных лебедей плавало в пруду?

Решение задач учащиеся записывают в тетради с комментированием.

V.        Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы,

(Покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да, да, да,

(Хлопки в ладоши.)

Тот не обижается Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI.        Закрепление изученного материала

1.        Работа по учебнику

—        Как правильно измерять отрезки?

—        Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. (Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении с цифрой 0.)

—        Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8. Значит, длина отрезка 8 см.)

—        Как определить длину отрезка, не считая мерки? (Конец отрезка на цифре 8.)

—        Кто сможет рассказать, как измерить длину отрезка? (Начало отрезка совместить с точкой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, — это и будет длина отрезка в сантиметрах.)

—        Какова длина карандаша? (9 см.)

(Выполнение задания на полях. Работа в парах. Один ученик измеряет отвертку и объясняет, как он это делал, другой — шуруп.)

—        Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно. (У Коли 4 легковые и одна пожарная машина.)

—        О чем нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли?)

—        Ответьте на вопрос. (У Коли 5машин.)

—        Как вы узнали, что машин 5? (4 + 7 = 5.)

2.        Работа в тетради с печатной основой

(Самостоятельное выполнение заданий на с. 25. Фронтальная проверка.)

VII.        Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 67). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 9).)

—        Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

VIII.        Подведение итогов урока

—        С каким инструментом мы сегодня познакомились? {Слинейкой.)

—        Для чего он нужен? (Для измерения длины.)

—        Какие правила измерения вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...