Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Пояснительная записка

        

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе:

1.               Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

2.               Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2009 года

         3. Учебного плана    КГБС(К)ОУ «Тальменская  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида на 2013 - 2014учебный год.

              

 

Математика в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит обучающихся воспитанников с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных    учреждений VIII вида - коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Программа рассчитана на 165 часов, по 5 ч в неделю

 

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

Создать условия для подготовки  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми  навыками.

 

Задачи:

Вырабатывать у учащихся доступные количественные, пространственные, временные  и геометрические представления;

Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

 

 

 

 

 

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок , фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, графический диктант, математический диктант, тестирование, опрос.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

 

Используемые технологии:

Ø  «Обучение в сотрудничестве»

Ø  Разноуровневого  и дифференцированного подхода

Ø  Здоровьесберегающие

Ø   Игровые

Ø  Личностно-ориентированные

Ø  Информационно-коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления коррекционной работы:

                                                                                       

·          развитие абстрактных математических понятий; 

·         развитие зрительного восприятия и узнавания;

·         развитие пространственных представлений и ориентации;

·         развитие основных мыслительных операций;

·         развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

·         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·         развитие речи и обогащение словаря;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

 

Планируемые результаты освоения курса «Математика»

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

- количественные, порядковые числительные в пределах 20;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

- линии - прямую, кривую, отрезок;

- единицы(меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 л;

- название, порядок дней недели , количество суток в неделе.

 Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах  20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5,;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, 20,опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;

 

Минимально допустимый уровень:

     

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- линии - прямую, кривую, отрезок;

- название, порядок дней недели , количество суток в неделе.

 Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах  10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5,;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, ,опираясь на наглядные средства

- решать задачи на нахождение суммы, остатка с помощью учителя;

- узнавать монеты,

- чертить прямую линию, кривую линии, точку, измерять и чертить отрезок.

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного обеспечения

 

Основная литература

 

1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой,

- М.: «Просвещение», 2009.

2.Т.В.Алышева,«Математика»: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. -  М: «Просвещение», 2013.

 

Дополнительная

 

1. О. И.Дмитриева, О. А. Мокрушина  «Поурочные разработки по математике: 1 класс».  – М.: ВАКО, 2005.

2. Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс». – М.: ВАКО, 2004

3. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе». Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

4. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: «Просвещение», 1976.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Пояснительная записка

         

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе:

  1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2009 года

         3. Учебного плана    КГБС(К)ОУ «Тальменская  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида на 2013 - 2014учебный год.

        

Математика в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит обучающихся воспитанников с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных    учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Программа рассчитана на 165 часов, по 5 ч в неделю

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

Создать условия для подготовки  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми  навыками.

Задачи:

Вырабатывать у учащихся доступные количественные, пространственные, временные  и геометрические представления;

Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок , фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, графический диктант, математический диктант, тестирование, опрос.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • «Обучение в сотрудничестве»
  • Разноуровневого  и дифференцированного подхода
  • Здоровьесберегающие
  •  Игровые
  • Личностно-ориентированные
  • Информационно-коммуникативные

Основные направления коррекционной работы:

                                                                                       

  •  развитие абстрактных математических понятий;  
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Планируемые результаты освоения курса «Математика»

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

- количественные, порядковые числительные в пределах 20;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

- линии - прямую, кривую, отрезок;

- единицы(меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 л;

- название, порядок дней недели , количество суток в неделе.

 Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах  20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5,;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, 20,опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;

Минимально допустимый уровень:

     

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- линии - прямую, кривую, отрезок;

- название, порядок дней недели , количество суток в неделе.

 Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах  10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5,;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, ,опираясь на наглядные средства

- решать задачи на нахождение суммы, остатка с помощью учителя;

- узнавать монеты,

- чертить прямую линию, кривую линии, точку, измерять и чертить отрезок.

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного обеспечения

Основная литература

1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой,

- М.: «Просвещение», 2009.

2.Т.В.Алышева,«Математика»: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. -  М: «Просвещение», 2013.

Дополнительная

1. О. И.Дмитриева, О. А. Мокрушина  «Поурочные разработки по математике: 1 класс».  – М.: ВАКО, 2005.

2. Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс». – М.: ВАКО, 2004

3. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе». Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

4. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: «Просвещение», 1976.

№ п/п раздела, темы

Наименование       разделов

                    и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самос-

тоятельные работы

Практические работы

экскуррсии

1

Пропедевтика

42

1.1

Выявление знаний и умений обучающихся.

   1

1.2-

1.3

Цвет, назначение предметов.

   2

1.4.

Геометрическая фигура круг.

   1

1.5

Сравнение величин: большой – маленький,

   1

1.6

 Сравнение величин: одинаковые по размеру.

  1

1.7

Положение в пространстве: слева-справа.

   1

1.8

Положение в пространстве: в середине, между.

   1

1.9

Геометрическая фигура квадрат.

   1

1.10-1.11.

Положение в пространстве: вверху-внизу, верхний-нижний, на над,  под

   2

1.12

Сравнение величин: длинный-короткий

   1

1.13-1.14.

Понятия: внутри-снаружи, в, рядом, около.

   2

1.15-1.16.

Геометрическая фигура треугольник.

   2

1.17.

Сравнение величин: широкий-узкий.

   1

1.18-1.19

Понятия: далеко-близко, дальше -ближе, к. от.

   2

1.20-1.21.

Геометрическая фигура прямоугольник.

   2

1.22

Сравнение величин высокий-низкий.

   1

1.23

Сравнение величин глубокий -мелкий.

   1

1.24

Положение в пространстве: впереди -сзади, перед, за.

  1

1.25-1.26

Отношения порядка следования: первый, последний, перед, после,  следующий за.

   1

1.27-

Положение в пространстве: близко-далеко, здесь-там.

   1

1.28

Сравнение величин толстый-тонкий .

   1

1.29-130

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь.

  2

1.31

Временные представления : рано -поздно

   1

1.32-1.33

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день

   2

1.34

Временные представления: быстро- медленно

   1

1.35

Сравнение величин тяжёлый- лёгкий

   1

1.36

Сравнение предметных совокупностей: много -мало, несколько

   1

1.37

Сравнение предметных совокупностей: один -много, ни одного.

   1

1.38

Временные представления: давно -недавно.

1

1.39

Сравнение по возрасту: молодой -старый.

1

1.40

Сравнение совокупностей предметов: больше -меньше, столько же, равное количество.

1

1.41

Сравнение объёмов жидкостей сыпучих веществ.

1

1.42

Закрепление изученных понятий.

1

2

Числа и величины

110

2.1

Число и цифра 1.

   1

2.2

Понятия: первый, один, одна, одно.

   1

2.3

Число и цифра 2.

   1

2.4

Образование числа 2.

    1

2. 5

Сравнение чисел 1 и 2.

    1

2. 6

Числовой ряд. Пара. Знак =.

    1

2.7

Сравнение чисел: больше, меньше, равно

    1

2.8.

Составление задач по рисункам

    1

2.9.

Геометрическое тело шар

    1

2.10

Число и цифра 3.

    1

2.11

Образование числа 3.

    1

2.12

Числовой ряд 1-3.

    1

2.13

Сравнение чисел. Соотношение между числом и количеством.

   1

2.14

Состав чисел 2, 3.

    1

2.15

Сложение вида 1+1, 2+1.

    1

2.16

Вычитание вида 2-1, 3-2, 3-1.

    1

2.17

Составление и решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 3.

    1

2.18

Геометрическое тело куб.

    1

2.19-

2.20

Число и цифра 4. Образование числа 4. Числовой ряд.

    2

2.21

Сравнение чисел. Установление отношений: больше, меньше, равно.

    1

2.22-23

Составление и решение выражений вида 3+1, 4-1.

    1

2.24-25

Структура задачи. Простые задачи на сложение и вычитание.

    2

2.26

Геометрическое тело брус.

    1

2.27-

Повторение чисел 1-4

    1

2.28-

2.29

Число и цифра 5. Образование числа 5. Числовой ряд.

     2

2.30-2.31

Сравнение чисел. Установление отношений: больше, меньше, равно.

    1

2.32

Состав числа 5.

    1

2.33

Математические  выражения на сложение и вычитание в пределах 5.

    1

2.34

Таблица сложения.

    1

2.35

Таблица вычитания.

    1

2.36-

2.37

Простые задачи на сложение и вычитание в пределах 5

    2

2.38

Точка. Линии.

    1

1

2.39

Овал.

    1

1

2.40-2.41

Число и цифра 0.

    2

2.42

Сравнение чисел. Установление отношений «больше меньше равно»

    1

2.43

Математические выражения на сложение и вычитание.

    1

2.44-

2.45

Число и цифра 6. Числовой ряд.

     2

2.46

Образование числа 6.

     1

2.47

 Математические выражения с одним неизвестным.

     1

2.48.

Число следующее.

    1

2.49.

Число предыдущее.

    1

2.50

Понятия «больше», «меньше», «равно».

     1

2.51

Математические выражения с одним неизвестным.

    1

2.52-

2.53

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

    2

2.54

Построение прямой линии через одну точку, две точки.

    1

1

2.55-2.56.

Число и цифра 7.

Числовой ряд.

3

2.57

Образование числа 7.

   1

2.58

.Понятия «больше», «меньше», «равно».Сравнение чисел в пределах 7.

    1

2.59

Состав числа 7

    1

2.60-

2.61

Составление и решение выражений на сложение и вычитание.

    2

2.62

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

    1

2.63

Сутки. Неделя.

    1

2.64

Отрезок.

    1

1

2.65-

2.66

Число и цифра 8. Числовой ряд.

    2

2.67

Образование числа 8.

    1

2.68

Понятия «больше», «меньше», «равно». Сравнение чисел в пределах 8.

    1

2.69

Состав числа 8.

    1

2.70

Составление и решение выражений на сложение и вычитание.

    1

2.71

72

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

    2

   

2.73

Построение треугольника

    1

1

2.74

Построение квадрата, прямоугольника

    1

1

2.75

Составление и решение выражений на сложение и вычитание

2.76

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание

2.77

Число и цифра 9. Числовой ряд.

    2

   

2.78

Образование числа 9.

   2

2.79

2.80

Составление и решение математических выражений на сложение и вычитание

Понятия «больше», «меньше», «равно» в пределах 9.

   1

2.80

Состав числа 9

   1

2.80

Составление и решение математических выражений на сложение и вычитание.

   1

   

2.81

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

    1

2.82

Математические выражения с неизвестным компонентом.

    1

2.83

2.84

Мера длины- сантиметр.

Построение отрезков

    1

    1

1

2.85

Число и цифра 10. Числовой ряд.

    2

     

2.86

Образование числа 10.

    1

2.87-

2.88

Понятия «больше», «меньше», «равно».Сравнение чисел.

    2

     

2.89

Состав числа 10.

    1

2.90

Решение простых задач на нахождение суммы и остатка.

    1

2.91

Математические выражения вида 6+2+2;

    1

2.92

Математические выражения вида 6-2-2.

    1

2.93

Дополнение до 8; до 9; до 10.

    1

2.94

Решение выражений на нахождение суммы и остатка.

     1

2.95-96

Меры стоимости

    2

   

2.97

Мера массы- килограмм

    2

   

2.98

Мера ёмкости- литр

    1

2.99

Меры стоимости, массы, ёмкости. Закрепление.

2.100

Числа 1-10.Закрепление.

2.101

Самостоятельная работа по теме: «числа 1-10»

2.102

Число11

    1

2.103

Число12

    1

 

2.104

Число13

    1

     

2.105

Число14

    1

2.106

Число15

    1

2.107

Число16

    1

     

2.108

Число17

    1

2.109

Число18

    1

2.110

Число 19

  1

 

2.111

Число20

  1

2.112-113

Числовой ряд 1-20.Числа однозначные и двузначные.

  2

3.

Повторение пройденного

13

3.1

Числовой ряд 1-10

1

3.2

Состав чисел

1

3.3

Дополнение до 10

1

3.4

Математические выражения с одним неизвестным компонентом.

1

3.5

Простые задачи на нахождение суммы и остатка.

1

3.6

 Итоговая проверочная работа.

1

3.7

Работа над ошибками.

1

Итого:

165

1

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...