рабочая программа по математике 4 класс Планета знаний
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Хабирова Аида Фаязовна

рабочая программа по математике  4 класс Планета знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         «Рассмотрено»                                                      «Согласовано»                                                                   « Утверждено»

                  Руководитель ШМО                                     Заместитель директора по УВР                                        Директор МБОУ СОШ №1

                 _________/ Р.И.Мустафина /                           ______ / Н.В.Габдулхаликова/                                        ___________/ Р.Г.Амирханов/

                Протокол №1 от 28.08.2015                                                                                                                        Приказ №  28 от 29.08.2015

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету «Математика»

для обучающихся 4 Б класса муниципального бюджетного образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №1 села Чекмагуш

муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан

на 2015-2016 учебный год

         «Принято»

          на заседании                                                                                                                                                        Разработала:

          Педагогического совета                                                                                                                                      Хабирова Аида Фаязовна,

                                                                                                                                                                                        учитель первой категории                                                                                                                                                                

          Протокол № 1 от  28.08.2015                                                                                                                                

с. Чекмагуш

2015 г.

Учебный год: 2015-2016

Наименование учебного предмета: математика

Класс: 4б

Количество часов: по учебному плану:  всего  часов  в год 170;  в неделю  5 часов

Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 4-й класс. Учебно-методический

комплект «Планета знаний»: «Математика», авторы М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. [сборник]. — М.:Астрель, 2013. — 413, [3] с. — (Планета знаний).

Учебник:   М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. «Математика»     Учебник для 4класса, – М., АСТ, Астрель, 2014 г;

Дополнительная литература:

М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Астрель 2014.

М.Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М.: Астрель 2014.

М.Г. Нефёдова. Контрольные и диагностические работы. 4 класс. — М.: Астрель.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Уровень рабочей программы – базовый.

     Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2062/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
  • Авторская программа курса  «Математика» М.И Башмаков, М.Г. Нефёдова. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 4 класс. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.)
  • Учебный план МБОУ СОШ №1 села Чекмагуш на 2015/2016 учебный год.

   

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

    Содержание и построение курса «Математика» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом и направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене. В соответствии методической концепцией авторов программы формулируются три группы целей и задач.

    Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.

Курс «Математика» направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Учебные цели:

  1.  формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
  2.  формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
  3.  формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие цели:

  1.  развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
  2.  развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
  3.  формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные цели:

  1.  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
  2.  формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
  3.  формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  4.  формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Средствами предмета «Математика» прививаются коммуникативные навыки при работе в парах и группах (проектная деятельность); осуществляется сотрудничество при выполнении заданий; формируются также навыки контроля и самоконтроля: пошаговый и итоговый контроль с использованием разнообразных приемов; учащиеся учатся моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участвуют в проектной деятельности; выявляют зависимости между величинами, устанавливают аналогии и использую наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; учатся ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.

Задания по математике способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации и сериации.

Включение учащихся в работу над проектами создает благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора дается и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.

Развитие логических действий и операций, а также подготовку к математическим олимпиадам и конкурсам можно проводить на основе материалов «Играем с Кенгуру».

Данный курс носит интегрированный характер.

   Принципы построения курса «Математика»:

 Концентрический. Основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Тематический. Поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

Преемственности. 

Целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью ее использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир». 

Позиционности.

Вариативности, который предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования. Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.

Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Математика» является урок. В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки-тренинги, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки.

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты, самостоятельные и проверочные  работы, математические диктанты, текущие и итоговые контрольные работы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс

Числа и величины (25 ч)

Названия, запись, последовательность чисел до 1 Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

Арифметические действия (35 ч)

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т. д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.

Текстовые задачи (40 ч)

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов на краеведческом материале (региональный компонент).

Геометрические фигуры и величины (30 ч)

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Параллелепипед. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади, используя данные по Вологодской области (региональный компонент).

Работа с данными (6 ч)

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по математике к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов, используя данные по Вологодской области (региональный компонент);
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямо-пропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  2. учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности на краеведческом материале (региональный компонент).

                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/п

Тема урока

примечание

дата фактич.

1

Десятичная система чисел

2

Классы

3

Классы и разряды

4

Таблица разрядов

5

Сравнение многозначных чисел

 6

Сравнение многозначных чисел

7

Закрепление изученного  по теме « Многозначные числа»

8

Закрепление изученного по теме « Многозначные числа»

9

Входная контрольная работа

10

Повторение по теме «Многозначные числа»

11

Повторение по теме «Многозначные числа»

12

Математический тренажер по теме «Многозначные числа»

13

Сложение и вычитание разрядных слагаемых

14

Сложение круглых чисел

15

Сложение круглых чисел

16

Сложение круглых чисел

17

Сложение и вычитание по разрядам

18

Повторение по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

19

Математический тренажер по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

20

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

21

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

22

Вычитание из круглого числа

23

Свойства сложения

24

Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях

25

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания

26

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания

27

Контрольная работа по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

28

Повторение по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

29

Математический тренажер по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

30

Соотношение между единицами длины (метр и километр)

31

Соотношение между единицами длины (метр и километр)

32

Решение задач на определение длины пути

33

Соотношение между единицами длины (метр и сантиметр)

34

Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр)

35

Периметр многоугольника

36

Периметр многоугольника

37

Закрепление изученного по теме «Длина и ее измерение»

38

Контрольная работа по теме «Длина и ее измерение»

39

Закрепление изученного по теме «Длина и ее измерение»

40

 Повторение по теме «Длина и ее измерение»

41

Математический тренажер по теме «Длина и ее измерение» «Играем с Кенгуру»

42

Письменное умножение

43

Письменное умножение

44

Свойства умножения

45

Умножение круглого числа

46

Умножение круглого числа

47

Умножение круглых чисел

48

Площадь прямоугольника

49

Самостоятельная работа по теме «Умножение на однозначное число»

50

Повторение по теме «Умножение на однозначное число»

51

Повторение по теме «Умножение на однозначное число»

52

Математический тренажер по теме «Умножение на однозначное число»

53

Письменное деление

54

Письменное деление многозначного числа

55

Письменное деление многозначного числа

56

Свойства деления. Деление круглых чисел

57

Нахождение неизвестного компонента умножения и деления

58

Повторение  по теме «Деление на однозначное число»

59

Математический тренажер по теме «Деление на однозначное число»

60

Деление чисел, в записи которых встречаются нули

61

Деление чисел, в записи которых встречаются нули

62

Деление чисел (случай – нуль в середине частного)

63

Деление круглых чисел

64

Закрепление изученного по теме «Деление на однозначное число»

65

Закрепление изученного по теме «Деление на однозначное число»

66

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

67

Повторение по теме «Умножение и деление на однозначное число»

68

Математический тренажер по теме «Умножение и деление на однозначное число»

69

Математический тренажер по теме «Умножение и деление на однозначное число»

70

Геометрические фигуры

71

Четырехугольники

72

Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника

73

Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника

74

Треугольники

75

Куб

76

Куб

77

Математический тренажер по теме «Геометрические фигуры»

78

Математический тренажер по теме «Геометрические фигуры» «Играем с кенгуру»

79

Центнер

80

Соотношения между единицами массы

81

Решение текстовых задач Повторение по теме «Масса и ее измерение»

82

Математический тренажер по теме «Масса и ее измерение»

83

Математический тренажер по теме «Масса и ее измерение»

84

Умножение на двузначное число

85

Умножение круглых чисел

86

Приемы умножения

87

Задачи на движение в противоположных направлениях

88

Задачи на движение в противоположных направлениях

89

Самостоятельная работа по теме «Умножение многозначных чисел»

                    90

Повторение по теме «Умножение многозначных чисел»

91

Математический тренажер по теме «Умножение многозначных чисел»

92

Умножаем на трехзначное число

93

Умножаем на трехзначное число

94

Значение произведения

95

Повторение по теме «Умножение многозначных чисел»

96

Практическая работа. Разворот истории «Умножение»

97

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел»

98

Повторение по теме «Умножение многозначных чисел»

99

Математический тренажер по теме «Умножение многозначных чисел»

100

Единицы площади (квадратный метр)

101

Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный сантиметр)

102

Соотношения между единицами площади

103

Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр)

104

Самостоятельная работа по теме «Площадь и ее измерение»

105

Повторение по теме  «Площадь и ее измерение»

106

Математический тренажер по теме «Площадь и ее измерение»

107

Деление – действие, обратное умножению

108

Делим с остатком

109

Делим с остатком

110

Нуль в середине частного

111

Деление многозначного числа на двузначное

112

Самостоятельная работа по теме «Деление многозначных чисел»

113

Математический тренажер по теме «Деление многозначных чисел»

114

Расширение понятия «скорость»

115

Производительность труда

116

Деление на трехзначное число 

117

Оценивание результата вычислений

118

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел»

119

Повторение по теме «Деление многозначных чисел»

120

Математический тренажер по теме «Деление многозначных чисел»

121

Единицы времени

122

Единицы времени

123

Календарь и часы

124

Математический тренажер «Время и его измерение».

125

 Математический тренажер «Играем с кенгуру»

126

Представление информации

127

Таблицы

128

Таблицы

129

Диаграммы

130

Диаграммы

131

Планирование действий

132

Контроль и проверка. Самостоятельная работа по теме «Работа с данными»

133

Математический тренажер по теме «Работа с данными»

134

Математический тренажер по теме «Работа с данными»

135

Чтение и запись чисел

136

Сравнение чисел

137

Задачи на сравнение

138

Масса и вместимость

139

Контрольная работа по теме «Числа и величины»

140

Единицы измерения времени

141

Повторение по теме «Числа и величины»

142

Математический тренажер по теме «Числа и величины»

143

Математический тренажер по теме «Числа и величины»

144

Сложение и вычитание

145

Умножение и деление

146

Числовое выражение

147

Свойства арифметических действий

148

Способы проверки вычислений

149

Контрольная работа по теме  «Арифметические действия»

150

Математический тренажер по теме «Арифметические действия»

151

Математический тренажер по теме «Арифметические действия»

152

Распознавание геометрических фигур

153

Построение геометрических фигур

154

Длина

155

Площадь

156

Контрольная работа по теме «Фигуры и величины»

157

Математический тренажер по теме «Фигуры и величины»

158

Математический тренажер по теме «Фигуры и величины»

159

Математический тренажер по теме «Фигуры и величины»

160

Итоговая контрольная работа

161

Повторение по теме «Фигуры и величины»

162

Задачи на стоимость

163

Задачи на движение

164

Задачи на движение

165

Задачи на движение

166

Задачи на движение

167

Задачи на производительность труда

168

Задачи на доли

169

Задачи на доли

170

Повторение по теме «Решение текстовых задач

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1.  ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
  2.  оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  3.  осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  4.  включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  5.  использование критериальной системы оценивания;
  6.  оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  7.  разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетвори

тельно)

Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно

Минимальный уровень

«3»

(удовлетворительно)

Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочетами либо с привлечением сторонней помощи

«4»

(хорошо)

Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок

Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+» (очень хорошо)

Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат

«5»

(отлично)

Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно.

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок

Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.

Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.

Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Проверяем, чему мы научились», «Математический тренажер», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста. В рабочих тетрадях предусмотрены страницы «Самостоятельная работа», «Контрольная работа», «Математический тренажер». Задания для самостоятельных работ в рабочей тетради дифференцированы по уровням сложности и обычно представлены в 4 вариантах.

Для проведения тематического контроля учитель подбирает содержание проверочной работы самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается, отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), проверочный устный счет (для проверки устных вычислительных навыков разделу), затем письменная проверочная работа (для выявления умения применять полученные знания при самостоятельном решении учебных задач).

Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.

С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).

Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также страницы с занимательными заданиями «Разворот истории», «Проекты».

Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, результаты предметных олимпиад, викторин и конкурсов, работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.

Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются письменные контрольные работы в стандартной форме либо в форме тестирования.

Входная диагностика позволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по повторению изученного в первом классе. Работа не оценивается баллами для учащихся, но анализируется учителем. В зависимости от того, с какими заданиями не справилось большинство учеников, учитель корректирует дальнейшую работу по более глубокой отработке данных тем.

Проверочная работа - вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.

Контрольная работа дается после изучения большой темы (для выявления уровня сформированности вычислительных навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода.

В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с учащимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данный вид деятельности.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

1.Программа, методические пособия

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011;

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.

2.Учебники  М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

3.Рабочие тетради Контрольные и диагностические работы к учебнику М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова М. «Математика» 4класс: АСТ, Астрель, 2014г. Тематический контроль знаний учащихся по математике 4 класс В.Т.Голубь, 2015; КИМы по математике 4 класс Москва «ВАКО»2015

4.Изображение натуральных объектов

Набор геометрических фигур Модель часов Цифры Таблица разрядов

5.Технические средства обучения (средства ИКТ)

Мультимедийный проектор Компьютер (Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.)

6. Интернет ресурсы

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики), занимательные задания по математике для 1 - 4 классов.

Контрольно – измерительные материалы:

М. Г. Нефёдова Математика: контрольные и диагностические работы: 4 класс: к учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой «Математика» 4 класс. В 2 ч. / М.Г.Нефёдова — М., АСТ: Астрель. - 2014 г.

Контрольная работа по теме:

«Умножение на однозначное число».

1 вариант.

  1. Реши задачу, составив краткую запись:

В первый день колхоз собрал 30750 кг яблок, а во второй – втрое больше. Сколько всего килограммов яблок собрал колхоз за два дня?

  1.  Вычисли:

62 240 ∙ 30 =                    238 800 ∙ 500 =

4 050 ∙ 600 =                    7 320 ∙ 40 =

3804 ∙ 7 =                         6721 ∙ 9 =

  1.  Найди значение выражения:

560 ∙ 70 + 920 ∙ 40 =

900000 – 2841x2 + 46789=

  1. Решите геометрическую задачу, составив краткую запись:

Найди периметр  участка прямоугольной формы, если его длина  400 м, а ширина на 175 м меньше.

  1. Найдите значение выражения:

16 км – 8 км 060 м =

724 м 9 дм + 96 м 7 дм =

  1. *Задача на смекалку.

Внук, родившийся в 1992 году, на 65 лет моложе деда. В каком году родился дед?

  1. *Решите геометрические задачи:

а) Начертите прямоугольник произвольных размеров. Проведите в нём отрезок так, чтобы он разделил прямоугольник на треугольник и четырёхугольник.

б) Найди периметр данной фигуры:

                                                              3 см 5 мм             4 см          

                                                                 

                                                                 2см 7 мм                                                    

Контрольная работа по теме:

«Умножение на однозначное число».

2вариант.

  1. Решите задачу, составив краткую запись:

Фермер собрал с одного участка 24780 кг картофеля, а с другого участка в 2 раза больше. Сколько всего кг  картофеля собрал фермер с двух участков?

  1. Вычисли:

75270  ∙ 30 =                    205100  ∙ 700 =

2700 ∙ 900 =                     4080 ∙ 50 =

9671 ∙ 8 =                         2841 ∙ 4 =

  1. Найди значение выражения:
  1. ∙ 60 + 710 ∙ 30 =

           600000 – 53008x2 + 32640 =

  1. Решите геометрическую задачу, составив краткую запись:

Найди периметр участка прямоугольной формы, если его ширина  184 м, а длина на 326 м больше.

  1. Найдите значение выражения:

2 км 87 м + 9 км 455 м =

  1. дм 7 см – 79 дм 8 см =
  1. *Задача на смекалку.

           Бабушка  родилась в 1934 году. В каком году родилась

          внучка, если она на 56 лет моложе бабушки?

  1. *Решите геометрическую задачу:

а) Начертите прямоугольник произвольных размеров. Проведите в нём отрезок так, чтобы он разделил прямоугольник на треугольник и пятиугольник.

б) Найди периметр данной фигуры:

        4 см 6 мм    и   8 см                


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Деление на однозначное число»

1 вариант

  1. Вычисли:

          268500 : 6             72054 : 9              72051 : 3

          90000 : 8               102620 : 4            455000 : 700

  1. Найди значение выражений:

14357 x 8 + (45537 + 32540) : 7 =

180122 – 654222 : 6 + 177 =

  1. Выполни вычисления:

54 км : 8 =

20 м 75 см : 7 =

  1. Решите уравнение:

4 : у = 80560

Z x 6 = 42540

  1. Решите задачу:

С двух полей убирали пшеницу. С одного поля собрали 456 т пшеницы, а с другого в 4 раза меньше. Сколько машин потребуется для перевозки всего зерна, если на каждую машину грузить по 2 тонны?

     6.*  Решите задачу:

            Катер плыл по реке 5 часов со скоростью 32 км/ч. На обратный путь он затратил 10 часов. С какой скоростью он плыл на обратном пути?

    7*.  Найдите значение выражения:

61873 + 60675 : 5 – ( 45787 – 2305 x 5)=

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Деление на однозначное число»

2 вариант

  1. Вычисли:

          266260 : 6             75880 : 7              811170 : 3

          50000 : 8               160380 : 4            4554000 : 900

  1. Найди значение выражений:

53008 x 7 + (37806 - 30426) : 6 =

400 x 1789 – 53680 : 4 =

  1. Выполни вычисления:

38 м : 4 =

19 км 35 м : 5 =

  1. Решите уравнение:

3 x у = 810000

355200 : у = 8

  1. Решите задачу:

С двух полей убирали рожь. С одного поля собрали 264 т ржи, а со второго поля в 3 раза меньше, чем с первого. Сколько машин потребуется для перевозки всего зерна, если на каждую машину грузить по 5 тонн?

     6.*  Решите задачу:

            Мужчина плыл на лодке по реке 4 часа со скоростью 9 км/ч. Обратный путь он плыл 3 часа. С какой скоростью он плыл на обратном пути?

    7*.  Найдите значение выражения:

28469 + 5290 x 7 – 43460 : 5 - 12008=

Контрольный устный счёт

ФИ учащегося ______________________________________________

Класс_____________

Дата______________

1 вариант

  1. Выполни вычисления:

8000 x 40 =  ___________ __             845000 :  1000 =____________

32500 x 100 = ____________             64000 :  8 = ________________

3478 x 10 = ______________             5130 :  10 = ________________

  1. Заполните таблицу:

a

980

56

a

54

27

b

60

4

b

10000

30

a:b

7

15

axb

2870000

5400

  1. Определи количество цифр в частном:

73836 : 9 (____)                       6432360 : 4 (____)

304400 : 8 (____)                     600 : 5 (____)

  1. Запиши цифрами:

75 сот. =  ____________              93 тыс.= _____________

389 дес.=____________              550 сот.=_____________

146 сот.= ____________              701 дес.=_____________

  1. Реши задачу устно и подчеркни правильный ответ:

Вычисли периметр прямоугольника, если его длина 90 см, а ширина на 30 см меньше.

1)540 см;        2)540 см;        3)300 см;        4)300см.

      6.*Решите задачу:

            Из прямоугольника длиной 16 см и шириной 5 см вырезали 20 одинаковых квадратов. Начертите один из этих квадратов.                  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                   

Контрольный устный счёт

ФИ учащегося ______________________________________________

Класс_____________

Дата______________

2 вариант

  1. Выполни вычисления:

3000 x 900 =  ___________ __             120000 :  1000 =____________

61200 x 10 = ____________                 45000 :  5 = ________________

8014 x 100 = ______________             9640 :  10 = ________________

  1. Заполните таблицу:

a

68

630

a

50

1000

b

5

4

b

600

800

a:b

750

70

axb

42000

210000

  1. Определи количество цифр в частном:

434600 : 5 (____)                     963 : 3 (____)

16500 : 4 (____)                       6584000 : 8 (____)

  1. Запиши цифрами:

82 сот. =  ____________              64 тыс.= _____________

517 дес.=____________              202 сот.=_____________

195 сот.= ____________              976 дес.=_____________

  1. Реши задачу устно и подчеркни правильный ответ:

Вычисли площадь огорода прямоугольной формы, если ширина его 30 метров, а длина на 40 м больше.

1)200 м;        2)200 м;        3)2100 м;        4)2100м.

      6.*Решите задачу:

            Из прямоугольника длиной 18 см и шириной 4 см вырезали 8 одинаковых квадратов. Начертите один из этих квадратов. 

Примерная итоговая контрольная работа

Вариант 1.

  1. Запиши числа в порядке возрастания:

4807, 8470, 47800, 7408, 7840.

  1. Найди значение выражения:

1700 : 25 + (5020 – 4866) × 103 =

  1. Реши задачу.

Три банки с красками стоят 360 руб. Кисточка в 5 раз дешевле банки с краской.  Сколько кисточек можно купить на эти же деньги?

  1. Реши задачу.

Треть поля засеяли пшеницей. Определи площадь, занятую пшеницей, если размеры поля 500 м × 90 м.

Вариант 2.

  1. Запиши числа в порядке возрастания:

9052, 9205, 52900, 5920, 2950.

  1. Найди значение выражения:

10000 - (3487 + 4613) × 78 : 900 =

  1. Реши задачу.

Две кастрюли стоят 720 руб. на эти деньги можно купить 12 чашек. Во сколько раз кастрюля дороже чашки?

  1. Реши задачу.

Кусок линолеума имеет размеры 4 м × 15 м. Шестую часть куска использовали, чтобы покрыть пол на кухне. Какова площадь кухни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...