Рабочая программа
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  • ООП НОО средней школы №9
  • Примерной программы начального образования по математике
  • Авторской программы по математике Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)
  • Письма Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 "О рабочих программах учебных курсов" Письма Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
  • Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015-2016 уч. г.
  • Учебного плана работы средней школы №9  на 2015 – 2016 уч. год
  • Годового графика работы средней школы №9 на 2015 – 2016 уч. год

Рабочая программа реализуется с помощью УМК:

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдмана. – М.: Баласс, 2009.
  • Демидова Т.Е. Математика 3 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч. 1 – 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
  • Козлова С.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М.: Баласс, 2010.
  • Демидова Т.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 3 класс./ Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – М.: Баласс, 2012.
  • Козлова С.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика», 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
  • Козлова С.А. Математика. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя /  С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2013.
  • Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/ О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.

Учебник не вошел в федеральный перечень учебников на 2014 – 2015 учебный год. (Приказ министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253), но на основании письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172\01-10 «Об использовании учебников» школа может продолжить обучение по программе «Школа 210


II. Общая характеристика учебного процесса

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1], готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 3 классе, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников  формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи,  производить  анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики  является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
  • Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
  • Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном  классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу (http://school-collection.edu.ru/).

Эти же ресурсы (http://school-collection.edu.ru/) могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии специально оборудованного учительского места.  

Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.

В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника  на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке.  Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.

Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса[2]. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю.  При 34 учебных неделях (по учебному плану средней школы №9) общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

34-й классы

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учеб-ника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (по-буждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам  устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных  вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам  проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2–4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (программный)

  • Учащиеся должны уметь:
  • использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • использовать при решении различных задач знание формулы пути;
  • использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
  • находить долю от числа, число по доле;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений вида а ± b; а  b; а : b при заданных значениях переменных;
  • решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:

а ± х < b; а ∙ х > b.

-        использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

-        выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
  • выделять из множества параллелепипедов куб;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

-        правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
  • составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

VI. Содержание учебного предмета

В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

  • коммутативный закон сложения и умножения;
  • ассоциативный закон сложения и умножения;
  • дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, при выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

  1. выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
  2. проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
  3. проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
  1. формируются измерительные умения и навыки;
  2. выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
  3. проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
  4. выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
  5. выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;
  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

  • в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
  • на классификацию фигур;
  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
  • на построение геометрических фигур;
  • на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;
  • на формирование умения читать геометрические чертежи;
  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.

  1. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
  2. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.

Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.

Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней.

Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы алгебры.

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а  b; а : b.

Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b  и т.д.

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

*Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

*Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение.

                 Основное содержание программы «Формирование ИКТ_компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том математики. В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

                С этой целью в течение года  запланировано проведение 14 уроков с использованием ИКТ (по 10 минут от урока). Их тематика определена в подпрограмме формирования УУД: ИКТ- компетентности обучающихся.


Поурочное планирование

№п/п

Тема раздела, урока

Дата (по прогр.)

Дата (фактическая)

1 четверть ( 36ч.)

                                            Раздел 1. Числа от 1 до 100

                       1. Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе  - 10ч.

1

1. Нумерация чисел от 1 до 100. Запись и чтение чисел от 1 до 100.

1.09

2

2. Устное  сложение и вычитание чисел в пределах 100. Примеры задач, решаемых разными способами.

2.09

3

  3. Устное  сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сочетательное свойство сложения. Решение задач логического характера.

3.09

4

4. Устное умножение и деление чисел в пределах 100. Нахождение неизвестного компонента умножения, деления. Входной контроль.

4.09

5

5. Арифметические действия над числами. Табличные случаи умножения и деления. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующие процесс купли-продажи.

8.09

6

 6. Табличные случаи умножения и деления. Нахождение значения выражений с двумя переменными. Математический диктант №1.

9.09

7

7. Арифметические действия над числами. Решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения к единице.

10.09

8

8. Решение задач с помощью графа (рисунка) – «дерева выбора». Практическая работа№1: « Построение графа (рисунка)». 

11.09

9

9. Решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной величины. Решение уравнений.

ИКТ №1: Передача информации на ПК. (Математический тренажёр)

15.09

10

10. Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе».

16.09

2.Внетабличное умножение и деление  - 23 ч.

11

1. Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Распознавание  и называние геометрических тел: параллелепипед,  куб. Знакомство с элементами прямоугольного параллелепипеда.

17.09

12

2. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма - кубический сантиметр. Алгоритм поиска объёма. Математический диктант №2.

18.09

13

3. Единицы измерения объёма: кубический дециметр, кубический метр; соотношение между ними.

22.09

14

4. Сочетательное свойство умножения; использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

23.09

15

5. Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем. Задачи логического характера.

24.09

16

6. Деление чисел, запись которых оканчивается нулем. Комбинаторные задачи.

25.09

17

7. Арифметические действия над числами. Внетабличное умножение и деление чисел. Примеры задач, решаемых разными способами.

ИКТ №2: Работа в текстовом редакторе. (Размер, выбор шрифта).

29.09

18

8. Умножение суммы на число. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Решение задач с помощью графа (рисунка) – «дерева выбора».

30.09

19

9. Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное. Алгоритм внетабличного умножения.

1.10

20

10. Арифметические действия над числами. Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника. Математический диктант№3.

2.10

21

11. Деление суммы на число. Распределительное свойство деления относительно сложения.

6.10

22

12. Арифметические действия над числами. Внетабличное деление в пределах 100.  Решение задач логического характера.

7.10

23

13. Деление двузначного числа на однозначное. Алгоритм внетабличного деления.

8.10

24

 14. Арифметические действия над числами. Поиск информации в математических текстах, содержащих таблицы.

9.10

25

 15. Решение  текстовых задач, изученных видов. Представление текста задачи с помощью схемы.

 ИКТ №3: Калькулятор. (Уменьшение вычислительной нагрузки в тех задачах, где она чрезмерно велика, уверенность в правильности проводимых действий за счёт организации самопроверки, прикидки и оценки результатов).

13.10

26

16. Деление двузначного числа на двузначное. Связь между умножением и делением. Новый алгоритм внетабличного деления.

14.10

27

 17. Деление с остатком практическим способом (с помощью рисунка). Решение задач на пропорциональное деление.

15.10

28

 18. Деление с остатком через подбор наибольшего возможного неполного делимого.

16.10

29

19. Деление с остатком, проверка правильности выполнения действий. Формирование вычислительных навыков. Математический диктант №4.

20.10

30

 20. Деление с остатком, проверка правильности выполнения действий. Задачи,  при решении которых используется смысл действия деления.

21.10

31

21. Арифметические действия над числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок, решение уравнений,  решение текстовых задач.

22.10

32

22. Проверочная  работа №1 по теме «Внетабличное умножение и деление».

23.10

33

 23. Анализ работ, работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков.

27.10

3. Доли – 12 ч.

34

 1. Введение понятия «доля». Запись и чтение долей.

28.10

35

2. Нахождение доли числа. Задачи, содержащие долю.

29.10

36

3. Сравнение долей.  Задачи на нахождение доли целого.

30.10

2 четверть (29ч.)

37

4. Нахождение числа по доле. Задачи на нахождение  целого по его доле.

ИКТ №4: Автоматизация математических навыков и тестирование. (Возможность работать в собственном режиме и темпе, выполнение любых математических заданий с использованием автоматической проверки).

10.11

38

5. Задачи на нахождение доли целого  и целого по его доле. Формирование вычислительных навыков.

11.11

39

6. Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам: времени. Единицы времени: минута. Доля величины. Нахождение доли величины.

12.11

40

7. Единицы времени: секунда. Секундомер – прибор для измерения времени. Практическая работа №2: «Измерение времени по секундомеру».

13.11

41

8. Единицы времени: сутки.  Соотношения между единицами измерения однородных величин; упорядочение величин. Практическая работа №3: «Измерение времени по механическим и электронным часам».

17.11

42

9. Единицы времени: неделя. Соотношения между единицами измерения однородных величин; упорядочение величин. Решение задач на определение времени.

18.11

43

10. Знакомство с понятием «диаграмма». Чтение столбчатой и линейной диаграммы.  Представление информации на диаграмме. Практическая работа №4: «Построение столбчатой и линейной  диаграммы на бумаге в клетку».

19.11

44

 11. Проверочная  работа №2 работа  по теме «Доли».

20.11

45

12. Анализ работ, работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков. Представление информации на диаграмме.

 ИКТ №5: Создание информационных моделей и графических работ. (Последовательность картинного плана).

24.11

Раздел II.Числа от 1 до 1000.

4.Нумерация  (11 ч.)

46

 1. Счет сотнями. Чтение и запись круглых чисел от 1 до 1000. Тысяча.

25.11

47

2. Умножение числа100. Умножение и деление на 100.  Задачи, при решении которых используется смысл действия деления и умножения.

26.11

48

3. Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам: длине. Единицы длины: миллиметр. Практическая работа№5: «Построение отрезка заданной длины на бумаге в клетку».

27.11

49

4. Образование, чтение и запись трёхзначных чисел.  Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1.12

50

 5. Чтение и запись трёхзначных чисел.  Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.  Устное умножение и деление на 100. Математический диктант №5.

2.12

51

6. Сложение и вычитание трёхзначных чисел, когда одним из компонентов является разрядное слагаемое.  

3.12

52

7. Сравнение трехзначных чисел. Заполнение таблицы по тексту и текста по таблице.

4.12

53

8. Обобщение знаний по теме: «Нумерация трёхзначных чисел». Формирование вычислительных навыков.

 ИКТ №6: Вывод результата ИКТ – проекта на печать. ( Готовые работы распечатываются на принтере)

8.12

54

9. Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам: массе. Единицы массы: центнер. Соотношения между единицами измерения однородных величин.

9.12

55

10. Проверочная работа №3 по теме: «Нумерация чисел от 1 до 1000».

10.12

56

11. Анализ работ, работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков.

11.12

5. Сложение и вычитание (27ч.)

57

1. Устное  сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. Знакомство с задачами, решаемыми «обратным ходом».

15.12

58

2. Устное  сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

16.12

59

3. Устное сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

17.12

60

4. Устное сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие). Представление информации на диаграмме.

18.12

61

5. «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Упражнения для закрепления. Формирование вычислительных навыков. Математический диктант №6.

ИКТ №7: Виртуальное моделирование. Решение задач с величинами.

22.12

62

6. Пересечение геометрических фигур. Практическая работа №6: «Построение геометрических фигур с помощью линейки на бумаге в клетку».  

23.12

63

7. Контрольная работа №2(рубежная) по теме: «Арифметические действия».

24.12

64

8. Анализ работы, работа над ошибками.   Введение  понятий «множество», «элемент множества». Практическая работа №7: «Построение геометрических фигур с помощью линейки  и циркуля на бумаге в клетку, модели множеств».  

25.12

65

9.  Способы задания множеств: перечисление, определение общего свойства. Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки.

29.12

3 четверть (38ч.)

66

10. Введение  понятия «подмножество» и соответствующая ему графическая  модель. Практическая работа №8: «Изображение фигур от руки на бумаге в клетку, модели множеств».

12.01

67

11. Высказывания со словами все, не все, никакие, любой, каждый. Способы задания множеств.

13.01

68

 12. Введение понятия «пересечение» множеств  и соответствующая ему графическая модель. Практическая работа №9: «Изображение модели множеств».

14.01

69

13. Способы задания множеств. Высказывания со словами есть, существует, некоторые.

15.01

70

14. Введение понятия «объединение множеств» и соответствующая ему графическая модель. Практическая работа№10: «Изображение модели множеств».

19.01

71

 15. Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».  Практическая работа №11: «Изображение модели множеств».

20.01

72

16. Проверочная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000» (устные приёмы).

21.01

73

17. Работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков. Решение текстовых задач, изученных видов.

22.01

74

18. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

26.01

75

19. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

27.01

76

20. Решение текстовых задач, изученных видов. Представление текста задачи с помощью схемы.  Математический диктант №7.

28.01

77

 21. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие). ИКТ №8: Интеграция в единое целое различных информационных источников на основе хронологических связей.( Аналитическая работа: явления и даты в хронологическом порядке)

29.01

78

22. Введение понятия «решение неравенств». Решение неравенств путём подбора значений переменной.

2.02

79

23. Решение неравенств с конечным и с бесконечным множеством решений.

3.02

80

24. Решение неравенств с конечным и с бесконечным множеством решений.

4.02

81

25. Решение неравенств, уравнений и задач, изученных видов. Закрепление материала.

5.02

82

26. Проверочная работа №5 по теме:  «Сложение и вычитание  в пределах 1000»  (письменные приемы).

9.02

83

27. Анализ работ, работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков.

10.02

6. Умножение и деление чисел  в пределах 1000 – 23ч.

84

 1. Устное  умножение и деление трехзначных чисел.  Решение текстовых задач, изученных видов.

11.02

85

2. Устное  умножение и деление трехзначных чисел.  Использование свойства квадрата для решения задач.

12.02

86

3. Устное  умножение и деление трехзначных чисел.  Чтение столбчатой диаграммы.

16.02

87

4. Устное  умножение и деление трехзначных чисел. Задачи на время: начало, конец, продолжительность событий. Математический диктант №8.

ИКТ №9: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.

17.02

88

5. Составление текстов задач и уравнений. Формирование вычислительных навыков.

18.02

89

6. Проверочная работа №6 по теме:  «Умножение и деление чисел  в пределах 1000» (устные приёмы).

19.02

90

 7. Анализ работ. Работа над ошибками. Знакомство с блок-схемой алгоритма с повторением (циклом).

24.02

91

8. Решение  текстовых задач,  изученных видов. Представление текста задачи с помощью таблицы.

25.02

92

9. Решение уравнений нового вида (упрощение правой части). Решение текстовых задач. Представление текста задачи с помощью схемы.

 ИКТ №10: Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм. (Расчёт необходимых расходов на празднование семейного праздника)

26.02

93

10. Решение уравнений нового вида (упрощение правой части). Решение  текстовых задач,  изученных видов. Представление текста задачи с помощью таблицы.

1.03

94

11. Решение уравнений и задач, содержащих зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения, купли-продажи.

2.03

95

12. Решение уравнений и задач, изученных видов. Закрепление материала.

3.03

96

 13. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд.

4.03

97

14. Алгоритм письменного  умножения трехзначного числа на однозначное число с одним переходом через разряд.

9.03

98

15. Алгоритм письменного  умножения трехзначного числа на однозначное число с одним переходом через разряд.

10.03

99

16. Алгоритм письменного  умножения трехзначного числа на однозначное число с одним переходом через разряд.

11.03

100

17. Контрольная работа №3 за 3 четверть.

15.03

101

18. Анализ работы, работа  над  ошибками.

 ИКТ №11: Использование ресурсов электронных таблиц.

16.03

102

19. Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

17.03

103

20. Формирование вычислительных навыков. Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное число, когда не каждое разрядное слагаемое делится на это число. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

18.03

4 четверть (33 ч.)

104

21. Алгоритм письменного деления трехзначного числа, оканчивающегося  нулём, на однозначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

29.03

105

22. Алгоритмы письменного  умножения и деления трёхзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

30.03

106

23. Решение  текстовых задач, изученных видов. Чтение столбчатой  диаграммы.

31.03

7. Арифметические действия над числами в пределах 1000 – 20ч.

107

1. Счёт предметов, чтение и запись многозначных чисел римскими цифрами.

1.04

108

2. Знакомство с календарём. Чтение и запись данных календаря римскими цифрами. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Математический диктант №9.

5.04

109

3. Чтение и запись данных календаря римскими цифрами. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

6.04

110

4. Сравнение и упорядочение событий по времени. Единицы измерения времени: век. Соотношение между единицами времени. Задачи на время (начало, конец продолжительность события).

7.04

111

5. Сравнение и упорядочение предметов по длине. Единицы измерения длины: километр. Соотношение между единицами длины.

8.04

112

6. Введение понятия «скорость движения». Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки.

 ИКТ №12: Представление данных в ходе работы над проектом с помощью ИКТ. (Указание и клавиатурный набор датировки исторических событий для примера памятки).

12.04

113

7. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процесс движения: скорость. Представление текста задачи с помощью таблицы.

13.04

114

8. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процесс движения: расстояние. Представление текста задачи с помощью схемы.

14.04

115

9. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процесс движения: время.

15.04

116

 10. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процесс движения: скорость, время, расстояние.

19.04

117

11. Отработка умений решать  задачи на движение. Представление текста задачи с помощью таблицы и схемы.

20.04

118

12. Решение задач на движение. Представление текста задачи с помощью таблицы и схемы.

21.04

119

13. Решение задач на движение. Представление текста задачи с помощью таблицы и схемы.

22.04

120

14. Проверочная работа   №  7 по теме «Арифметические действия над числами. Задачи на движение».

26.04

121

15. Анализ работы, работа  над  ошибками. Формирование вычислительных навыков.

27.04

122

16. Треугольники: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.   Распознавание и называние треугольников.  Практическая работа №12: «Построение треугольников с помощью линейки на бумаге в клетку».

28.04

123

17. Треугольники: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные. Практическая работа №13: «Построение треугольников с помощью линейки на бумаге в клетку».

29.04

124

18. Закрепление материала по теме: «Треугольники»; арифметические действия над числами.

3.05

125

19. Арифметические действия над числами. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения, купли-продажи, работы.

4.05

126

20. Арифметические действия над числами. Нахождение значений выражений со скобками и без скобок. Решение задач, изученных видов.

 ИКТ №13: Простые схемы и таблицы в публикациях. (Упорядочивание информации, обобщение и систематизация).

5.05

8. Повторение и обобщение – 10 ч.

127

1. Повторение по теме: « Нумерация чисел от 1 до 1000. Порядок выполнения действий в числовых выражениях».

6.05

128

 2. Повторение по теме: « Сложение и вычитание. Умножение и деление. Свойства арифметических действий и их использование для удобства вычислений». 

10.05

129

3. Повторение по теме: « Величины.  Различные способы измерения величин. Соотношения между единицами измерения однородных величин». ИКТ №14: Табличное представление  информации средствами ИКТ. (Составление таблицы для фиксации летнего чтения)

11.05

130

4. Повторение по теме: «Уравнения и неравенства. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания, умножения и деления».

.

12.05

131

5. Повторение по теме: « Геометрические фигуры: распознавание, называние, построение ».

13.05

132

6. Итоговая контрольная работа №4 .

17.05

133

7. Анализ работы, работа над ошибками.

18.05

134

8. Повторение по теме: «Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения, купли-продажи, работы».

19.05

135

 9. Повторение по теме: «Доли. Задачи на нахождение доли целого  и целого по его доле».

20.05

136

 10. Урок – игра. Нестандартные задачи.

24.05

 

                                             Тематическое планирование

Разделы

Часы

Практические работы

Проверочные работы

Контрольные  работы

                                          Раздел 1. Числа от 1 до 100

1. «Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе»

10

Практическая работа№1:              « Построение графа (рисунка)».

Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе» (Входной контроль)

2. «Внетабличное умножение и деление»

23

Проверочная  работа №1 по теме «Внетабличное умножение и деление».

3. «Доли»

12

Пр №2 «Измерение времени по секундомеру».      Пр №3: «Измерение времени по механическим и электронным часам».                 Пр №4: «Построение столбчатой и линейной  диаграммы на бумаге в клетку».

Проверочная  работа №2 работа  по теме «Доли».

Раздел II.Числа от 1 до 1000.

4. «Нумерация»

11

Пр №5: «Построение отрезка заданной длины на бумаге в клетку».

Проверочная работа №3 по теме: «Нумерация чисел от 1 до 1000».

5. «Сложение и вычитание в пределах 1000»

27

Пр №6: «Построение геометрических фигур с помощью линейки на бумаге в клетку». Пр №7: «Построение геометрических фигур с помощью линейки  и циркуля на бумаге в клетку, модели множеств». Пр №8: «Изображение фигур от руки на бумаге в клетку, модели множеств». Пр №9: «Изображение модели множеств». Пр№10: «Изображение модели множеств».  Пр№11: «Изображение модели множеств».

Проверочная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000» (устные приёмы).

Проверочная работа №5 по теме:  «Сложение и вычитание  в пределах 1000»  (письменные приемы).

Контрольная работа №2(рубежная) по теме: «Арифметические действия».

6. «Умножение и деление в пределах 1000»

23

Проверочная работа №6 по теме:  «Умножение и деление чисел  в пределах 1000» (устные приёмы).

Контрольная работа №3 за 3 четверть.

7. «Арифметические действия над числами в пределах 1000»

20

Пр№12: «Построение треугольников с помощью линейки на бумаге в клетку».             Пр №13: «Построение треугольников с помощью линейки на бумаге в клетку».

Проверочная работа   №  7 по теме «Арифметические действия над числами. Задачи на движение».

8. «Повторение и обобщение изученного в 3 классе»  

10

Итоговая контрольная работа №4 .

ИТОГО:

136

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска),

 единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал: различные объекты живой и неживой природы, изображения реальных объектов  (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки.

Учебный методический комплект:

«Математика» Учебник для 3 класса в 3 частях

Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

(Москва  «Баласс» 2012 г.)

Контрольные работы к учебнику «Математика» 3 класс

Авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин

(Москва «Баласс» 2012 г.)

Дидактический материал к учебнику «Математика» 3 класс

Авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова

(Москва «Баласс» 2012 г.)

«Математика. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя)

Авторы  С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев

(Москва «Баласс» 2011 г.)

Печатные пособия

  1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии).
  2. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
  3. Карточки с заданиями по математике.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный ноутбук.
  4. Образовательные ресурсы (диски).
  5. Телевизор
  6. DVD плеер

Демонстрационные пособия

  1. Объекты, предназначенные для демонстрации счета:  от 1 до 100,  от 100  до 1000.
  2. Наглядные пособия для изучения  разрядного  состава  чисел состава чисел  в числовом  концентре 1-1000.
  3. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.
  4. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,  фигур и тел.
  5. Демонстрационные пособия для изучения величин.
  6. Демонстрационная таблица умножения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудованиеОбъекты, предназначенные для счета.Пособия для изучения  разрядного   состава чисел.

  1. Учебные пособия для изучения геометрических величин.
  2. Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...