Методическая разработка урока
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Методтческая разработка по математике " Число и цира 9". Разработка содержит пояснительную записку с описанием современных технологий и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_1_klass_avtosohranennyy.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                              КОМИТЕТ ТРОИЦКОГО РАЙОНА  

АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МКОУ «ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Математика

Тема « Число и цифра 9»

1 класс

                                               Разработала: Пряхина Н.А.,

                                               учитель начальных классов

        

                                                            2016

Пояснительная записка

Урок математики разработан по  УМК «Перспективная начальная школа»              (А.Л.Чекин «Математика», 1 часть) для обучающихся  1 класса по теме «Число и цифра 9». Тип урока соответствует уроку «открытия» нового знания. Урок апробирован 07.12.2015 года.

   Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).  На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД),  используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания.

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний  посредством решения теоретических и практических проблем, задач  в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

На своем  уроке математики я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. На этапе актуализации  знаний дети столкнулись с проблемной ситуацией, которую необходимо решить. Самостоятельно сформулировали тему и определили, что им нужно узнать и чему научиться, спланировали свою деятельность  для  достижения  поставленной цели.

При открытии новых знаний учащиеся в ходе рассуждений самостоятельно выяснили, как можно получить число 9, находить число 9 в натуральном ряде чисел, научились писать цифру 9.

Информационно-коммуникативная технология

Информационно-коммуникативная технология в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование данной технологии позволило наглядно и красочно провести урок, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, дало возможность учащимся проконтролировать и оценить свою работу.

Здоровьесберегающие технологии – это создание на уроке благоприятного микроклимата, равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с  физкультминутками. Использование здоровьесберегающей технологии  на уроке  позволило не допустить перегрузки, направить образовательный процесс на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать требуемые им знания и умения, развивать творческие способности.

Таким образом, использование на уроке современных педагогических технологий: проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникативнуой, здоровьесберегающей -  дало мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Учащиеся получили возможность приобрести знания, умения, навыки, освоить способы самостоятельной работы, развить творческий потенциал, познавательную активность, поддержать высокую учебную мотивацию.

На уроке использовались  различные формы и методы учебной деятельности Формы: фронтальная, работа в парах, групповая

Групповая  (парная) учебная деятельность. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, снижается уровень тревожности, дает возможность лучше усвоить учебный материал.

Фронтальный метод предусматривает одновременную совместную работу всего класса. Перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся и отношении  к изучаемому материалу. Учащиеся получают возможность работать в едином темпе, вести диалог с товарищами, учителем, демонстрировать свои знания.

Методы: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, метод самоконтроля.

Проблемно-поисковый метод дает возможность учащимся занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

Метод самостоятельной работы способствует решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике, видеть свой результат.

Метод самоконтроля способствует развитию у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки,  неточности, а также способ устранения выявленных недостатков.

Использование на своем уроке различные форм  и методов обучения позволило создать благоприятные условия для учащихся, способствовало формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса к учению.

Тема: число и цифра 9

Тип урока: урок « открытия» нового знания.

Деятельностная  цель: создать условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 9.

Содержательная цель:создать условия  для знакомства с понятиями число и цифра 9

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся познакомятся с числом 9, научатся писать цифру 9, изучат состав числа 9.

Метапредметные:

Личностные:

учащиеся научаться навыкам самооценки, продолжат учиться высказывать свое мнение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

учащиеся научаться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по плану.

Познавательные УУД:

учащиеся научаться ориентироваться в своей системе знаний;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:
учащиеся научаться оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности при работе в паре, группе.

Основные понятия: число 9, цифра 9, состав числа 9

Ресурсы:

- основные:учебник «Математика»1 класс 1-часть  А.Л.Чекин.

-дополнительные: проектор, экран, компьютер, сигнальные карточки, презентация.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Ход урока

№ п/п

Этапы и цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Организационный момент

(самоопределение к деятельности)

Цель:

формировать и развивать ценностное отношение к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Актулизация знаний

Цель:

на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

формировать умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Решение учебной задачи

Цель:

организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Первичное закрепление изученного материала.

Цели:

выявить границы применимости нового знания и выполнить задания.

Самостоятельная работа

Цель:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление новых знаний, организовать самопроверку, выявить трудности.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цели:

 выявить границы применимости нового знания и выполнить задания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Ребята, сейчас урок математики. Проверьте готовность к уроку.

Что необходимо было приготовить?

С чего начнем урок математики?

Для чего нужна математическая разминка?

Какие, числа пропущены?          ( Слайд 2)

- Назови число, следующее за числом 4, 6 ,7.

-Назови число, предшествующее числу 3, 5, 8.

Назови соседей числа 5, 7  

Найди значений выражений (Слайд3)

2+2=4      5+2=7

2+3=5      6+2=8

5+1=6      4+3=7

- Чтобы найти значение выражения,что необходимо хорошо знать?

Найдите значение выражения 5+4=?(Слайд 4)

- У кого нет ответа?

- Кто получил ответ?

- Можем ли мы записать ответ цифрой?

Почему возникло затруднение?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Проверьте  свои предположения. Откройте учебник на с. 71 и прочитайте тему урока.

Какую цель поставите перед собой?

- Для чего мы должны это изучить?

Чтобы достичь цели, что необходимо сделать?

Что поможет спланировать  работу?

Исследуйте страницу.

Какая работа предстоит?

Как будем оценивать свою работу?

Поднимите руки те, кто настроен на успех

Я желаю вам удачи!

Рассмотрите знак – помощник к первому заданию и скажите, как это задание вам надо выполнять?

Зачитываю диалог Маши и Миши.

Как Миша считал, сколько месяцев длится учебный год?

Как сказала Маша,сколько длится учебный год?

Рассмотрите верхние грани кубиков?  Сколько очков выпало  на двух кубиках вместе?

Как получили число 9?

Посмотрите на натуральный ряд чисел, назовите за каким числом, следует число 9

Назови соседей числа 9

Что в вашей жизни связано с числом 9?

Динамическая пауза

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Найдите  задание  №2

Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывается число 9

Сколько раз встретилась цифра 9?

Рассмотрите знак – помощник  к четвертому заданию и скажите, как это задание надо выполнять?

Открыли  тетради для самостоятельных работ стр.101

О чем вы должны помнить при работе в тетради?

– Посмотрите, как пишется цифра 9 (Слайд5)

Объясняю

Пропишем вместе со мной в воздухе, на ладошке.

А теперь пропишите в тетради

Сравните свою работу с образцом.

Подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую цифру.  

Оцените свою работу на полях в тетради  при помощи сигнала светофора

Чему вы, учились, выполняя это задание?

Работа по учебнику

Рассмотрите знак - помощник к 5 заданию и скажите, как это задание надо выполнять?

Предлагаю выполнить в группах.

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

Задание.

Найдите ответ на вопрос, запишите сумму и ее значение (Рисунок стр.71)

1 группа- сколько деревьев нужно дорисовать, чтобы получилось 9?

2 группа- сколько лодок нужно дорисовать, чтобы получилось 9?

3 группа- сколько домов нужно дорисовать, чтобы получилось 9?

Проверка работы групп

1гр.       8+1=9

2гр.       7+2=9

3гр.       9+0=9

Подайте сигнал те группы, которые остались довольны своей работой.

– Кто считает, что  не достаточно подумали над заданием и допустили ошибку?

Выполняя данное задание, что вы узнали?

Рассмотрите знак – помощник к 6 заданию и скажите, как это задание надо выполнять?

Выполните это задание в парах.

Выслушиваются пары.

Поаплодируйте  себе те пары, у которых получился ответ 8.

Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе стр.102.

Самопроверка (Слайд6)

  • Закончили работу, что надо сделать?

  • Как вы оцените правильность выполнения задания?

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

Сколько бусинок на рисунке?

Каким цветом 3, 5, 7, 9 бусинка слева (Слайд 7)

- Ребята, назовите тему урока?

- Какую цель вы поставили перед собой?

- Оцените свою работу сигналом светофора

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зеленый.

Не достаточно справился, были допущены ошибки  –  желтый.

Возникли трудности – красный.  

-Объясните свой выбор оценки.

Высказываются о готовности

( учебник, тетрадь, ручку, цветные карандаши)

С математической разминки

Для того, чтобы вспомнить, что мы знаем, и подготовиться к новой теме

Ответы детей

Состав чисел

Ответы детей

Нет

Незнакомы с числом и цифрой  9

Число и цифра 9

Что обозначает число 9, как получить число 9, какой цифрой обозначается

Находить место числа в числовом ряду, уметь сравнивать и проводить вычислительные операции

Спланировать работу

Учебник

Подумать над заданием, поработать с  карандашом в тетради, рассказать.

Сигналами светофора

         -справился хорошо

         -справился                     недостаточно

       - возникли трудности

Ответы детей

5 и еще 4

9 месяцев

9

5+4=9

Ответы детей

9 номер квартиры, 9 программа, 9 лет

Ответы детей

4

Написать цифру 9

О посадке

Дети прописывают в воздухе и на ладошке

Дети записывают цифру 9.

Дети оценивают вою работу

Учились писать цифру 9

Подумать, рассказать

Дети объединяются в 3группы

Называют правила работы в группе

Дети работают в группах

Лидеры от каждой группы выступают у доски, записывают получившую сумму и ее значение

Группы оценивают свою работу (поднимают сигнальные карточки светофора)

Высказываются

Узнали, как можно получить число 9

Подумать и рассказать.

Дети обсуждают в парах.

Высказываются

Проверить свою работу и оценить

При помощи сигналов светофора

Ответы детей

Выявляют причину и

проводят работу над допущенными ошибками.

Ответы детей

Число и цифра 9

Дети оценивают работу

( поднимают карточки с сигналами светофора)

Высказывание детей

Литература


  1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Математика, 1 класс. (учебник). М.: Просвещение, 2012

  2. М. И. Моро, Математика, 1класс. Поурочно – тематические разработки. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2012

  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. М – во образования и науки РФ – М. : Просвещение, 2010.

  4. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли:           (пособие для учителя) под ред. А. Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010.

  5. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, - М. : Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...