Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Шубина Марина Егоровна

Создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирования умения сравнивать числа и число с числовым выражением; создание условий для  изучения числа 8, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания; развивать навыки устного счёта;  создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass_konkurs.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Число 8. Цифра 8.   (УМК  «Школа2100»)

Педагогическая
цель

Создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирования умения сравнивать числа и число с числовым выражением; создание условий для  изучения числа 8, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания; развивать навыки устного счёта;  создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности

Вид урока

«Открытие» нового знания

Планируемые
результаты
(предметные)

в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; соотносить цифру 8 с числом предметов, узнают место числа 8 в натуральном ряду чисел, научатся складывать и вычитать числа в пределах 8.

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; выполнение действия по предъявленному алгоритму, оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

Познавательные: овладение навыком ориентирования в содержании учебника; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.

Образовательные (цифровые) ресурсы

Тетрадь на печатной основе, счетный материал, торт (иллюстрация), презентация к уроку, компьютер, экран.

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формирование  УУД

I. Мотивация к деятельности.

    Встало солнышко давно,

    Заглянуло к нам в окно,

    На урок торопит нас

    Математика сейчас.

-Садитесь ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

-Прочитайте стихотворение (слайд 1)

-Как вы думаете, почему слово САМ выделено?

-Что нужно для удачной работы?

-А раз есть желание, значит я …СМОГУ

-Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодиться!

Тот, кто хочет много знать,

Должен САМ всё постигать!

Личностные УУД:

Чувство необходимости учения;

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою готовность к уроку

II. Актуализация  опорных  знаний.

- Сегодня мы и наши помощники Петя, Вова и Катя отправимся в город МАТЕМАТИКУС.

Догадайтесь на чём мы отправимся в путешествие:

Черный дом по рельсам мчится,
Только пар над ним клубится.

-Да в путешествие мы отправимся на сказочном паровозике (слайд 2) Все готовы? Поехали!  (гудок паровоза)

- Перед нами Проспект Цифирия (слайд 3 )

-А что такое проспект?

1. Работа с числовым рядом.

- Как много домов стоит у дороги.

– Что можете сказать?

- Это, ребята, ветер перепутал указатели на домах.

– Расставьте числа в порядке возрастания (1 ученик у доски, остальные работают за партами)

- Покажите, какое число стоит между числами 5 и 7?

   После числа3?

  перед числом 4?

  Назовите последующее число числу 4;

  Предшествующее числу 3

  Следующее за числом 6?

2. Составление  выражений.

-Посмотрите, гуляя по проспекту мы вышли на Площадь, где проходит выставка ледяных фигур ( слайд 4)

( На экране рисунки с изображением ледяных скульптур. Отличаются по цвету и формам)

 Составьте   и  запишите выражения.

(Выбрать суммы)

1+4

2+4

3+4

Что общего у этих выражений?

Что вы скажите про значения этих выражений?

Паровоз

Готовы

 Большая широкая улица в городе. 

Большое, ровное место в пределах города или села

Дети  записывают  выражения.  

Это суммы.

У них одинаковые вторые слагаемые.

Они увеличиваются на 1.

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных  способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.

КоммуникативныеУУД представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

III. Открытие  нового  знания.

1.Постановка  проблемы. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, какое выражение должно быть следующим в этом ряду?

- Чему равно его значение?

- Можем ли мы записать его значение?

- Догадались, чем будем заниматься на уроке?

- Где можем проверить свои предположения?

- Откройте учебник на с.12, прочитайте тему урока.

- Так чему мы должны научиться на уроке?

Какую мы себе поставим цель?

2. Работа с учебником

       1.Задание в учебнике № 1, с.12

– Чтобы продолжить путь, надо осмотреть наш поезд. Посчитайте, сколько было вагонов в нашем составе?

- Сколько вагонов добавил Петя?

- Сколько вагонов стало?

- Составьте выражение к рисунку

- Запишите выражение в тетрадь (с.42)

- Что означает каждое число в записи?

      2. Задание в учебнике № 2, с.12

- Сколько вагонов стало в поезде?

- Какой по счету последний вагон?

- Сколько точек надо нарисовать на последней карточке? Дорисуйте.

- Сколько вагонов с большим окном?  

  Сколько вагонов с маленькими окнами?  

  Сколько всего вагонов?  

Значит, из каких частей состоит число 8?

- Сколько зеленых вагонов?  

  Сколько желтых вагонов?  

  Сколько всего вагонов?  

Из каких еще частей может состоять число 8?

- Сколько вагонов с круглыми окнами?

  Сколько вагонов с треугольными окнами?  

  Сколько всего вагонов?

Назовите части числа 8

- Сколько вагонов с одним окном?  

  Сколько вагонов с двумя окнами?

  Сколько всего вагонов?

Из каких частей состоит число 8?

      3.Задание в учебнике № 3, с.12

- Зайдем в кафе  Сластёна (слайд 5). Здесь нас ждет вкусное угощение. Посмотрите, на сколько кусочков разрезали торт? (8)

(Рисунок разрезанного торта выносится на доску.)

- Сколько кусочков взяли?

(Выходит один ученик. Учитель отдает ему один кусок.)

- Сколько осталось?

Сколько всего кусочков?

(Выходит второй ученик.)

- Сколько кусочков теперь взяли?  

Сколько осталось?

Сколько всего кусочков?

(Выходит третий ученик).

- Сколько теперь кусочков взяли?  

Сколько осталось?

Сколько всего кусочков?

(Выходит четвертый ученик.)

- Сколько кусочков взяли?  

Сколько осталось?  

Сколько всего кусочков?

3.Цифра и число 8

- Состав какого числа мы получили?

- Можем ли это число записать цифрой?

- Отправляемся на улицу Чистописания.

- Давайте познакомимся с цифрой 8.

- На что похожа цифра 8? (слайд 6)

У восьмёрки два кольца-

Без начала и конца.

К этой цифре ты привык:

Эта цифра снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру 8.

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

Пальчиковая гимнастика

- Прочитайте, как представил цифру 8 С.Маршак в стихах.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Один, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

-Соедините пальцы в виде восьмерки.

- Познакомимся с тем, как следует писать цифру 8  (слайд 7)

- Начинаем писать цифру чуть ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведем плавную линию вверх, касаемся верхней стороны клетки, закругляем, касаемся правой стороны клетки, ведем плавную линию влево.  Начало написания первого элемента очень похоже на первый элемент цифры 3. Затем продолжаем плавную линию и пишем левый нижний полуовал. Закругляя вправо, касаемся середины нижней стороны клетки, завершаем нижний овал в точке пересечения и доводим линию до начальной точки. Нижний овал чуть больше верхнего овала.

- Напишите цифру 8 в воздухе: и раз, и два.

- Обведите в тетради образец цифры 8 обратным концом ручки.

- Запишите цифру 8 в тетради. Какую закономерность следует соблюдать в верхней строке?

- Какова закономерность чисел в нижней строке?

-Найдите самую красивую цифру  и поставьте под ней точку.

- Пора продолжить наш путь. Но сначала отдохнем перед трудной дорогой.

Физкультминутка.

Паровоз кричит «Ду-ду!»

Я иду-иду-иду!

А колёса говорят: «Так,так,так!»

4+4

8

Нет

В учебнике

Число 8.  Цифра  8.

1.Изучить число 8       2.Научиться  писать  цифру  8.

3. Познакомиться с составом числа 8.

7

1

8

7 + 1

Первое слагаемое 7, второе слагаемое 1

8

1

7

8

1 и 7

2

6

8

2+6

3

5

3+5

4

4

8

4+4

8

1

7

1+7

2

6

2+6

3

5

3+5

4

4

4+4

Очки,  два  бублика,  крендель;  еще  варианты,  на  что  похожа цифра 8.

8

Разминают  руки перед письмом

Пишут  в  воздухе ручкой.

Открывают  тетради, работают в тетради.

Цифра 8 сгруппирована по 3

Первое число неизменно – 8, а второе уменьшается на 1

Ищут самую красивую цифру 8 и ставят точку под ней.

.

 Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или  парной  работы.

IV.Первичное закрепление и повторение пройденного.

      1.Задание в учебнике № 5, с.13.

- Перед нами Мост (слайд 8)

 По числовому отрезку составьте и запишите выражение на доске

- Какое число получили?

- Верно ли, что число 7 при счете стоит непосредственно перед числом 8?

- Верно ли, что 8 без одного будет семь?

      2. Задание в учебнике № 6, с.13.Работа в парах.

- Посмотрите на Дом Сравнений. Он называется так потому, что здесь живут числа, которые любят сравнивать себя друг с другом. Давайте им поможем в этом. Будем работать в парах. Вставьте карандашом знаки сравнения: больше, меньше или равно. Кто справится быстрее, просигналит об  окончании работы.

- Проверим, как вы поработали (слайд 9)

- Что учились делать?

- Назовите самое большое число из предложенных

- Самое маленькое число

3. Задание в учебнике № 7, с. 13.

- Наша дорога проходит через перекресток Прибавляй-ка – Вычитай-ка. Вас ждет самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант - разбирает рисунки Кати и Пети,

2 вариант – анализирует рисунки Вовы и Лены.

- Запишите в тетради по четыре числовых равенства к каждому рисунку.

 

- Проверим вашу работу (слайды 10-11)

Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек с записью на доске.

Учащиеся устно проговаривают неравенства, на экране появляется соответствующая запись: 1<8    8>7     2<8      8>2      3<8        8>5

Сравнивать числа

8

1

Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.

Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

V.Тренировочные упражнения

Задание в учебнике № 8, с.13

- Долгая дорога привела нас в замок Находок. Чтобы не заблудиться в замке, будем работать парами.

- Найдите неизвестные числа, составьте верные равенства.

(Проверка осуществляется с показом таблиц на экране) (слайды 12-13) Гудок паровоза

(Таблицы распечатаны для каждой парты)

(1-ый ряд – работает с первой таблицей, 2-ой ряд – со второй таблицей)

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою работу и работу товарища;

Коммуникативные УУД: уметь совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

- Наше путешествие подошло к концу.

- Кому из вас понравилось путешествие?
- Кто хотел бы его продолжить?

-Что показалось самым интересным на уроке? Самым сложным?

– Оцените свою работу .  (Учитель делает вывод по итогам самооценки.)

- Какое настроение у вас осталось после встречи с цифрой 8?

- Оцените свое настроение с помощью смайлика: выберите один из трех смайликов и  прикрепите его вокруг нашего паровозика. Если вам было интересно и все понятно на уроке, выберите желтый смайлик с улыбкой; если что-то вызвало у вас затруднение – выберите задумчивый смайлик; а если вам было очень трудно и не интересно на уроке – красный грустный смайлик.

- Замечательно, что все с хорошим настроением заканчивают сегодняшний урок. Спасибо за работу! (слайд14)

8

Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно  учителем.

Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

VII.Домашнее  задание.

(по  желанию)

- Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.

Выполняют  домашнее  задание  по  желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...