Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Светашова Марина Владимировна

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе "начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Математика» (автор В.Н. Рудницкая). Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

Программа адресована обучающимся 4 в класса общеобразовательной школы.

        Цели учебного предмета «Математика»:

 - обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответственных умений у младших школьников: вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов);

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

      Специфика учебного предмета «Математика» заключается в том, что содержание курса математики направленно прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметических и геометрических представлений о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действия, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создавать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные  педагогические и образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологию уровневой дифференциации;
  • игровые технологии;
  • коллективного взаимообучения  и сотрудничества;
  • проектной и исследовательской деятельности;
  • технология развития критического мышления.
  • интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.

Формы обучения. Программа предусматривает разнообразные типы уроков:  путешествие, исследование, защита проектов, экскурсии, деловая игра, практикумы, лекции, уроки контроля, презентации.

При проведении уроков используются коллективные  и индивидуальные формы работы: беседы,  «работа в паре», работа в группах, разноуровневые задания, деловые игры, интеллектуальные марафоны.

Произведена коррекция программы в связи с выделением часов для резервных уроков, проведения административных срезов. Количество уроков в неделю 4,  в год – 136.

Планируемые результаты

Предметные  результаты

Числа и величины

Обучающийся научится:

-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

-классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

-читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Обучающийся получит возможность научиться:

-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

-вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять действия с величинами;

-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

-устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

-решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

-решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

-оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-решать задачи в 3—4 действия;

-находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

-использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Обучающийся получит возможность научиться  распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

-измерять длину отрезка;

-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

-оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Обучающийся получит возможность научитьсявычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Обучающийся научится:

-читать несложные готовые таблицы;

-заполнять несложные готовые таблицы;

-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-читать несложные готовые круговые диаграммы;

-достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

-понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

-составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

-распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

-планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

-интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающего будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

-определять тему и главную мысль текста;

-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

-работать с несколькими источниками информации;

-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сопоставлять различные точки зрения;

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся получит возможностьнаучиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

-заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Обучающийся получит возможность научиться:

-представлять данные;

-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах (создание простейших роботов);

-определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

-моделировать объекты и процессы реального мира.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

1.

Число и счет.

8ч.

2.

Арифметические действия с многозначными числами их свойства

54 ч.

3.

Величины

9 ч.

4.

Работа с текстовыми задачами

11 ч.

5.

Геометрические понятия

22 ч.

6.

Логико-математическаяподготовка

8 ч.

7.

Работа с информацией

4 ч.

8.

Итоговое повторение

8 ч.

Резервные уроки

12 ч.

Итого:

136 ч.

        

Содержание учебно – тематического плана

4класс (136часов)

Число и счёт

Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями. Многозначное число.

Классы и разряды многозначного числа.

Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов.

Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М.

Римская система записи чисел.

Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.

Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения.

Арифметические действия с многозначными числами и их свойства

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)

Умножение и деление

Несложные устные вычисления с многозначными числами.

Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)

Свойства арифметических действий

Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)

Числовые выражения

Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).

Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями.

Равенства с буквой

Равенство, содержащее букву.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7,

х · 5 = 15,  х – 5 = 7,  х : 5 = 15, 8 + х = 16,

8 · х = 16, 8 – х = 2,  8 : х = 2.

Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.

Составление буквенных равенств.

Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.

Величины

Масса. Скорость.

Единицы массы: тонна, центнер.

Обозначения: т, ц.

Соотношения: 1 т = 10 ц,

1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др.

Обозначения: км/ч, м/мин, м/с.    

Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S :t,  S = v · t,  t = S : v

Измерения с указанной точностью

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком).

Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,

t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).  

Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью

Масштаб. План

Масштабы географических карт. Решение задач.

Работа с текстовыми задачами

Арифметические текстовые задачи

Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.

Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение.

Понятие о скорости сближения (удаления).

Задачи на совместную работу и их решение.

Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа и числа по его доле.

Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.  

Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения.

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).  

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).    

Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки.

Пространственные фигуры

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Прямоугольный параллелепипед.

Куб как прямоугольный параллелепипед.

Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида, цилиндр, конус.

Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).

Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.

Изображение пространственных фигур на чертежах.

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Высказывание и его значения (истина, ложь).

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.

Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Координатный угол: оси координат, координаты точки.

Обозначения вида А (2, 3).

Простейшие графики.

Таблицы с двумя входами.

Столбчатые диаграммы.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам.

Календарно–тематический план

п/п

Тема урока

Дата

проведения

Условные

обозначения

По плану

По

факту

Десятичная система счисления – 3ч.

Повт. Сложение чисел в пределах1000.

Понятие о десятичной системе записи чисел.

Исп. ИКТ

Повт.Вычитание чисел в пределах 1000.

Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Проект. деят.

Повт. Умножение на однозначное число.

Правила записи чисел в римской системе.

Исп .ИКТ

Чтение и запись многозначных чисел – 3ч.

Повт.Деление на однозначное число.

Названия классов и разрядов в записи многозначного числа.

Исслед. деят.

Повт.Умножение на двузначное число.

Чтение и запись многозначных чисел в пределах класса миллионов.

Исп.ИКТ

Повт. Деление на двузначное число.

Чтение и запись многозначных чисел.

Проект. деят.

Сравнение многозначных чисел – 3ч.

Повт.Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Поразрядное сравнение многозначных чисел.

Исслед. деят.

Повт. Числовые равенства и неравенства.

Запись результатов сравнения многозначных чисел.

Проект. деят.

Многозначные числа. Самостоятельная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел».

С/р

Сложение многозначных чисел – 3ч.

Приём поразрядного сложения многозначных чисел.

Исп .ИКТ

Алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Отработка умений письменного сложения многозначных чисел

Проект. деят.

Вычитание многозначных чисел – 6 ч.

Приём поразрядного вычитания многозначных чисел.

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел.

Исслед. деят.

Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел. .

Проект. деят.

Построение прямоугольника с данными длинами сторон с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге. Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Исслед. деят.

Построение квадрата с данной длиной стороны.

Исслед. деят.

Контрольная  работа  по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

К/р

Скорость – 2ч.

Работа над ошибками. Понятие о скорости равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости и их обозначения.

Исслед. деят.

Исп .ИКТ

Вычисление скорости по данным пути и времени движения. Решение задач на нахождение скорости.

Исп .ИКТ

Проект. деят.

Задачи на движение – 4ч.

Правила для нахождения пути и времени движения тела

Самостоятельная работа по теме «Решение задач на нахождение скорости»

С/р

Решение арифметических задач разных видов, связанных с движением.

Проект. деят.

Решение задач на движение с использованием формул.

Упражнения в решении задач на движение. Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Координатный угол – 3ч.

Понятие о координатном угле.

Исп. ИКТ

Исслед.деят.

Чтение координат данной точки. Построение точки с указанными координатами.

Контрольная работа по теме «Задачи на движение».

К/р

Графики. Диаграммы – 2ч.

Работа над ошибками.

Графики, диаграммы, таблицы.

Исслед. деят.

Чтение и построение простейших диаграмм и графиков.

Проект. деят.

Переместительные свойства сложения и умножения – 2ч.

Названия и формулировки переместительных свойств сложения и умножения.

исп. ИКТ

Переместительные свойства сложения и умножения. Запись свойств с помощью букв.

Проект. деят.

Сочетательные свойства сложения и умножения – 2ч.

Названия и формулировки сочетательных свойств сложения и умножения и их использование при выполнении вычислений.

Сочетательные свойства сложения и умножения. Запись свойств с помощью букв.

Проект. деят.

План и масштаб – 2ч.

Понятие о масштабе и плане. Определение масштаба данного вида.

Самостоятельная работа по теме « Переместительные и сочетательные свойства сложения и умножения».

С/р

Исслед. деят

Масштаб. Построение отрезков в заданном масштабе. Практическая работа « Определение масштаба карты, измерение расстояний на карте»

Практ.р.

исп. ИКТ

Многогранник – 2ч.

Понятие о многограннике как о пространственной фигуре. Грани, вершины, рёбра многогранника.

Исслед. деят.

Обозначение многогранника буквами латинского алфавита. Модели различных видов многогранника.

Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Распределительные свойства умножения – 2ч.

Названия и формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и  вычитания.

исп. ИКТ

Проект. деят.

Распределительные свойства умножения.

Их использование при вычислениях.

Исслед. деят.

Умножение на 1000, 10000 – 3ч.

Умножение на 1000, 10 000, 100 000.

Проект. деят.

Упражнения  в умножении на 1000, 10 000, 100 000. Решение задач.

Контрольная работа по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000».

К/р

Прямоугольный параллелепипед. Куб – 2ч.

Работа над ошибками.

Понятие о прямоугольном параллелепипеде. Куб как прямоугольный параллелепипед.

исп. ИКТ

Исслед. деят.

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже. Практическая работа «Склеивание модели прямоугольного параллелепипеда по его развертке»

Практ.р.

Проект. деят.

Тонна. Центнер – 2ч.

Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц.

Исслед. деят.

Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы.

Проект. деят.

Задачи на движение в противоположных направлениях – 3ч.

Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки.

исп. ИКТ

Исслед. деят.

Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек.

Контрольный арифметический диктант.

Проект. деят.

К/а/д

Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях.

Пирамида – 2ч.

Понятие о пирамиде как о пространственной фигуре. Вершина, основание, грани и ребра пирамиды.

Исслед. деят.

Изображение пирамиды на чертеже. Самостоятельная работа по теме « Решение задач на движение»

С/р

Задачи на  движение в противоположных направлениях ( встречное движение) – 3 ч.

Понятие о встречном движении и о скорости сближения.

Задачи на встречное  движение, в противоположных направлениях.

исп. ИКТ

Упражнение в решении задач на встречное  движение,  в противоположных направлениях.

Проект. деят.

Умножение многозначного числа на однозначное – 4 ч.

Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное  число.

Исслед. деят.

Умножение многозначного числа на однозначное.

Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное. Решение задач.

Проект. деят.

Контрольная работа за 1 полугодие по тексту администрации.

К/р

Умножение многозначного числа на двузначное – 4 ч.

Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное  число.

исп. ИКТ

Исслед. деят.

Умножение многозначного числа на двузначное.

Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Умножение многозначных чисел.

Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное. Решение задач на движение.

Умножение многозначного числа на трёхзначное – 6 ч.

Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.

Исслед. деят.

Умножение многозначного числа на трёхзначное.

Проект. деят.

Развёрнутые и упрощённые записи умножения.

исп. ИКТ

Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное.

Проект. деят.

Умножение многозначного числа на трёхзначное. Решениезадач.

Умножение многозначного числа на трёхзначное. Контрольная  работа по теме «Письменные приёмы умножения чисел».

К/р

Конус – 2ч.

Работа над ошибками. Понятие о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Вершина, основание и боковая поверхность конуса.

исп. ИКТ

Изображение конуса на чертеже. Развёртка конуса. Практическая работа «Склеивание модели конуса по его развертке»

Практ.р.

Проект. деят.

Задачи на движение в одном направлении – 4 ч.

Задачи на движение в одном направлении.

Исслед. деят.

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки.

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек.

Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Решение задач на движение. Проект « Мир в движении»

Проект

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что» - 2ч.

Истинные и ложные высказывания. Значения высказываний.

Самостоятельная работа по теме «Задачи на движение в одном направлении»

С/р

Образование составного высказывания со словами «неверно, что» и определение его истинности.

исп. ИКТ

Составные высказывания – 3ч.

Составные высказывания. Логическая связка «или».

Составные высказывания. Логическая связка «и».

Составные высказывания. Логическая связка «если, то».Упражнение в составлении сложных высказываний. Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Задачи на перебор вариантов – 2ч.

Высказывания.

Знакомство с задачами на перебор вариантов.

исп. ИКТ

Исслед. деят.

Решение задач способом перебора возможных вариантов. Составление таблицы возможностей.

Проект. деят.

Деление суммы на число – 3ч.

Деление суммы на число.

Исслед. деят.

Решение задач с применением правила  деления суммы на число.

Проект. деят.

Контрольная работа по теме «Деление суммы на число»

К/р

Деление на1000,10000 - 3ч.

Работа над ошибками.

Приёмы деленияна 1000,10000…

исп. ИКТ

Деление на1000,10000…Сокращение частного.

Контрольное тестирование в рамках подготовки к мониторингу.

К/р

Карта – 1ч.

Карта. Масштабы географических карт. Решение задач, связанных с масштабом.

исп. ИКТ

Цилиндр – 2ч.

Понятие о цилиндре как о пространственной фигуре. Основания и боковая поверхность цилиндра.

Цилиндр. Изображение цилиндра на плоскости. Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

исп. ИКТ

Деление на однозначное число- 3 ч.

91.

Деление многозначного числа на однозначное число. Письменный алгоритм деления.

Исслед. деят.

92.

Деление на однозначное число.

Проект. деят.

93.

Упражнение в делении на однозначное число.

Деление на двузначное число – 4 ч.

94.

Деление многозначного числа на двузначное число. Письменный алгоритм деления.

Самостоятельная работа по теме «Деление на однозначное число»

Исслед. деят.

С/р

95.

Деление на двузначное число.

исп. ИКТ

96.

Упражнение в делении на двузначное число.

Проект. деят.

97.

Контрольная работа по теме: «Деление многозначного числа на однозначное и двузначное».

К/р

Деление на трёхзначное число – 5 ч.

98.

Работа над ошибками.

Деление многозначного числа на трехзначное число.

Исслед. деят.

99.

Деление на трёхзначное число. Порядок действий.

Проект. деят

100.

Упражнение в делении на трехзначное число.

исп. ИКТ

101.

Деление на трёхзначное число.

Проект. деят.

102.

Деление на трехзначное число.

Самостоятельная работа по теме «Деление на трехзначное число. Решение задач»

С/р

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки – 3 ч.

103.

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки

Исслед. деят.

104.

Решение практических задач, связанных с делением отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки.

Практ.р.

Проект. деят.

105.

Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число».

К/р

Решение уравнений – 2ч.

106.

Работа над ошибками.

Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного множителя.

исп. ИКТ

107.

Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного делимого

Проект. деят.

Угол и его обозначение – 2ч.

108.

Угол и его обозначение.

Исслед. деят.

109.

Сравнение величин углов наложением.

Контрольный арифметический диктант.

К/а/д

Виды углов – 1ч.

110.

Виды углов. Нахождение на чертеже углов каждого вида.

исп. ИКТ

Решение уравнений – 2 ч.

111.

Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого.

112.

Решение уравнений на нахождение неизвестного делителя.

Проект. деят.

Виды треугольников – 1ч.

113.

Виды треугольников. Определение вида треугольника.

исп. ИКТ

Точное и приближённое значения величины – 1ч.

114.

Точное и приближённое значение величины. Решение задач на нахождение приближённой величины.

Проект. деят.

Построение отрезка, равного данному – 2ч.

115.

Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки. Упражнения в построении отрезков.

исп. ИКТ

116.

Итоговая контрольная работа по тексту администрации.

К/р

Итоговое повторение – 8ч.

117.

Сложение и вычитание многозначных чисел

118.

Сравнение многозначных чисел.

119.

Величины.

120.

Умножение многозначных чисел

121.

Деление многозначных чисел

122.

Решение текстовых задач на движение.

123.

Решение уравнений.

124.

Виды углов и треугольников

125-

136

Резервные уроки (12 часов).

Система условных обозначений:

С/р – самостоятельная работа                                                    

К/р – контрольная работа

К/а/д – контрольный арифметический диктант

Т – тестирование

исп. ИКТ- использование ИКТ

Исслед. деят.- исследовательская деятельность.

Проект. деят. – проектная деятельность

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. В.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева.Математика.4класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф». 2014 г.
  2. В.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева.Математика.4класс.Рабочие тетради. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф».2014 г.
  3. В.Н.Рудницкая,.Математика.4класс.Дидактические материалы. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф».2014 г.

Литературадляучителя

  1. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике», М: «ВАКО», 2008 г.
  2. Лавриненко Г.А. «Как научить детей решать задачи. Методические рекомендации для учителя начальных классов», Саратов «Лицей», 2009г.
  3. Методическое пособие  для учителя по курсу «Математика» для 4 класса. - Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008г.
  4. Поветина Л.И. «Олимпиадные задания», Самара: изд. «Учебная литература», 2004г.
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математик.:Дидактические материалы. 4класс. – М.: Рольф, 2000
  6. В.Н.Рудницкая,Математика.4класс.Методические рекомендации. — М., Издательский центр «Вентана- граф». 2014 г
  7. Рудницкая В.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. Пособиедляучителяначальныхклассов», Саратов: «Лицей», 2002 г.
  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Контрольные и проверочные работы по математике в начальной школе», Москва «Дрофа», 2010 г.
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Математика. Итоговое тестирование. 4 класс- Москва:  АСТАстрель,  2009г.

Литературадляобучающихся

  1. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных  и контрольных работ в начальной школе. - Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008.
  2. Волина В.П. Веселая математика. М: 1999г. – 150 с.
  3. Всегда всем весело: Сборник игр и развлечений/ Под ред. Строева А.С. М: 2002г.
  4. Калугин М.А. После уроков. Ярославль: 2006 г.
  5. Кероваг.в. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М: МЦНМО, 2004г.
  7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. Лань МИК, 2006.
  8. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. М: 2002г.
  9. Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи. М.: 2009.Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М. 2007.
  10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. М:Просвещение, 2002 г.

Образовательные диски

  1. Дискс программой-тренажером поматематике за 4 класс.
  2. Образовательнаяколлекция, CD. Математика. Начальнаяшкола.

Адресаэлектронныхресурсов

  1. http://www.km.ru/ - портал компании «Кирилл и Мефодий»
  2. http://www.edunet.uz/media/e-resource/section.php - Сайт Межшкольного Ресурсного Центра
  3. http://www.viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации.
  4. http://www.n-shkola.ru/ -журнал «Начальная школа»
  5. http://www.uchportal.ru/load/46 - « Учительский портал
  6. http://nsc.1september.ru/index.php
  7. http://annik-bgpu.km.ru/ - коллекция задач по математике для начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...