Урок-проект " Покупка учебников".
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-проект по математике в 4-ом классе
Тема проектной задачи:
«Покупка учебников общешкольным родительским комитетом»
Цели:
1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.
2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи.
Задачи:
1.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, таблица, словесное описание).
2. Перевод описания модельной ситуации на математический язык (построение математической модели).
3. Владение способом умножения многозначных чисел.
4. Применение свойств умножения для рационализации вычислений.
5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.
6. Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Оборудование: презентация учителя, таблицы для работы в группе, экспертные листы, словарь
Ход урока
- Объявление темы и цели проектной задачи.
Вводная презентация учителя. Деление на группы.
Дорогие ребята! К новому учебному году школьный родительский комитет решил централизованно обеспечить всех учащихся 1—4 классов новыми учебниками по основным предметам (математика, русский язык) и тетрадями на весь учебный год.
Для отчетности перед родителями и общественностью необходимо представить документацию по предполагаемым затратам.
Вам предлагается рассчитать денежную сумму, которую необходимо выделить на покупку учебников и тетрадей, и привести соответствующие обоснования.
Сформулируйте, чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат.
Задание
Определите общую стоимость учебников и тетрадей, которые нужно купить. Результаты ваших расчетов внесите в таблицу 2 «Смета затрат на покупку учебников и тетрадей».
При расчетах можно воспользоваться данными о количестве учащихся в разных классах школы (табл. 1), материалами из «Справочника школьника», прейскурантами трех магазинов: «Школьник», «Отличник» и «Науки»,
Примечание. За доставку товара покупателю магазины дополнительную плату не взимают.
Приведите обоснование вашей сметы затрат, которую можно представить на общешкольном родительском собрании, посвященному утверждению сметы.
- Практическая работа.
Работа в группах. Распределение ролей в группе.
Для определения количества каждого наименования товара необходимо знать количество учащихся по классам (1, 2, 3 и т. д.) и для расчета общего количества тетрадей — по параллелям классов (1—2, 3—4). Эту информацию можно взять из таблицы о количестве учеников, обучающихся в школе (табл. 1). Числовые данные в таблице 1 избыточны (т.е представлены с 1 по 11 класс) и подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли рационализировать свои действия при расчётах, а именно воспользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения.
Учащиеся, невнимательно читая информацию о требуемом среднем количестве тетрадей на одного ученика, могут не учесть, что данные приведены на одну четверть, а не на весь год. Это приведет к ошибке, если другие участники группы не проконтролируют действия учащегося, проводившего данные расчеты.
Анализируя прейскуранты различных магазинов, учащимся нужно выбрать оптимальное решение. Вполне возможно, что учащиеся рассчитают затраты при покупке всего товара в каждом из трех магазинов и выберут тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. Более точное решение состоит в покупке по частям: каждый вид товара покупается в том магазине, в котором его цена минимальна (заметим, что такое решение требует и меньшего объема вычислений).
Все полученные в ходе решения задачи данные вносятся в таблицу предполагаемых расходов (смета, табл. 2). Эта таблица является «сборкой» всех промежуточных результатов и местом для определения общей стоимости предполагаемой покупки.
При анализе решений целесообразно обсудить, какие дополнительные факторы необходимо учитывать, если доставка товара из магазинов отсутствует или требует дополнительной оплаты.
- Презентация конечного «продукта» - сметы расходов на наиболее выгодную покупку учебников и тетрадей и приведение соответствующих обоснований.
Представители от группы объясняют выбор и обоснование оптимального, т.е. наиболее выгодного решения по покупке учебников и тетрадей. Остальные, слушатели, заполняют лист экспертной оценки работы учеников.
- Рефлексия. Обсуждение результатов проекта.
Приложения
Таблица 1
Количество учащихся по классам
начальная школа | 1а класс – 25 чел., 1 б класс – 29 чел. |
2 а класс – 32 чел., 2 б класс – 27 чел. | |
3 а класс – 28 чел., 3 б класс – 25 чел. | |
4 а класс – 32 чел., 4 б класс – 25 чел. | |
основная школа | 5 а класс – 30 чел., 5 б класс – 28 чел. |
6 а класс – 27 чел., 6 б класс – 28 чел. | |
7 а класс – 30 чел., 7 б класс – 28 чел. | |
8 а класс – 32 чел., 8 б класс – 30 чел., 8 в класс – 23 чел. | |
9 а класс – 32 чел. | |
старшая школа | 10 а класс – 28 чел., 10 б класс – 27 чел. |
11 а класс – 29 чел., 11 б класс – 28 чел. |
Из «Справочника школьника»
Каждому школьнику в среднем требуется на одну четверть: Для 1-2 классов: 4 тетради в клетку и 2 тетради в линейку. Для 3-4 классов: 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Для 5-6 классов: 10 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Для 7-9 классов: 12 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Для 10-11 классов: 12 тетрадей в клетку и 2 тетради в линейку. Примечание: Расчёт произведён для тетрадей объёмом 18 листов. |
Прейскуранты разных магазинов школьно-письменных принадлежностей.
Магазин «Школьник» | Магазин «Отличник» | Магазин «Наука» | ||||||
наименование | цена | наименование | цена | наименование | цена | |||
1 класс | Русский язык | 62 р | Русский язык | 55 р | Русский язык | 55 р | ||
Математика | 74 р | Математика | 75 р | Математика | 70 р | |||
2 класс | Русский язык | 62 р | Русский язык | 70 р | Русский язык | 70 р | ||
Математика | 80 р | Математика | 85 р | Математика | 82 р | |||
3 класс | Русский язык | 75 р | Русский язык | 75 р | Русский язык | 67 р | ||
Математика | 83 р | Математика | 80 р | Математика | 85 р | |||
4 класс | Русский язык | 75 р | Русский язык | 80 р | Русский язык | 82 р | ||
Математика | 95 р | Математика | 95 р | Математика | 90 р | |||
5 класс | Русский язык | 88 р | Русский язык | 80 р | Русский язык | 80 р | ||
Математика | 88 р | Математика | 95 р | Математика | 97 р | |||
6 класс | Русский язык | 85 р | Русский язык | 90 р | Русский язык | 93 р | ||
Математика | 100 р | Математика | 110 р | Математика | 90 р | |||
Тетрадь в клетку | 3 р | Тетрадь в клетку | 4 р | Тетрадь в клетку | 4 р | |||
Тетрадь в линейку | 3 р | Тетрадь в линейку | 3 р | Тетрадь в линейку | 4 р |
Таблица 2
Смета затрат на покупку учебников и тетрадей.
Наименование товара | Количество | Цена | Стоимость | Примечание |
Стоимость покупки для 1-го класса (рублей) | ||||
Стоимость покупки для 2-го класса (рублей) | ||||
Стоимость покупки для 3-го класса (рублей) | ||||
Стоимость покупки для 4-го класса (рублей) | ||||
Общая стоимость покупки (рублей) |
Рефлексия
Экспертный лист для оценки работы своей группы
Ф.И. эксперта ___________________________ № группы __________
вопросы | ответы |
Смогла ли группа самостоятельно или с помощью группа решала задачу проекта? | |
Пользовались ли ученики своим планом работы или коллективно составленным планом работы? | |
Как была организована работа на завершающем этапе – при заполнении таблицы (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.?) | |
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.) Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | |
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф.И. эксперта ___________________________ № группы __________
вопросы | ответы |
Смогла ли группа обосновать правильность выбора своего решения задачи проекта? | |
Смог ли представитель группы правильно объяснить решение задачи проекта? | |
Есть или нет ошибки в вычислениях? | |
Ваша оценка работы группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача "Покупка учебников общешкольным родительским комитетом"
Проект для учеников 4-го класса. В проектной задаче «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом» описывается ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, — требуется произвести э...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
План-конспект урока-проекта по учебнику «Технология. 1 класс». Тема: «Посуда. Чайный сервиз».
Тема: «Посуда. Чайный сервиз».Цель темы:Научить технологии изготовления посуды из пластилина.Планируемый результатПредметные умения:Научить приемам лепки из целого куска пластилина....
Конспект урока для 3 класса по теме "Покупки", учебник Enjoy English М.З. Биболетова
Данный урок соответствует требованиям ФГОС....
Проектная задача: «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом»
Тема проектной задачи: «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом»...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода. Урок-проект. Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
В ходе урока учащиеся создают проекты по теме курса "Основы православной культуры"...