Урок математики в 4 классе по теме : "Понятие о действии возведения в степень"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Еременко  Светлана Олеговна
Разработка урока с презентацией и технологической картой  
Предмет математика Класс 4
Тема урока Понятие о действии возведения в степень
Планируемые образовательные результаты
Предметные :                                                               
Знать  и  правильно  употреблять  
термины и понятия по теме.    
Решаемые учебные проблемы ;
Основные понятия,   изучаемые на уроке:                               
Степень, значение степени;
Вид используемых на уроке средств ИКТ:        
презентация;
Образовательные интернет-ресурсы
                                                                       
                                                                                                                                                                   
                                                                                                                                                  
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте подумаем ?

Слайд 2

Что объединяет эти выражения? 576:18; 975:65; 816:48; 252:42; 258:43; 108:36.

Слайд 3

Распределите на группы 4х3 7х2х6 7+3+5+7 6+6+6 38х38 4х4х4х4 3х3х3х3х3 5+5+5+5 5х3х2

Слайд 4

4х3 7+3+5+7 7х2х6 6+6+6 38х38 5+5+5+5 4х4х4х4 3х3х3х3х3 5х3х2

Слайд 5

4х3 38х38 7х2х6 4х4х4х4 5х3х2 3х3х3х3х3 7+3+5+7 6+6+6 5+5+5+5

Слайд 6

Возведение в степень 4х4х4= 4 3 5х5= 5 2 6х6х6х6= 6 4

Слайд 7

3х3 – умножение 3 2 – степень 9 – значение степени

Слайд 8

Возведение в степень 3х3х3х3х3= 38х38= 4х4х4х4=

Слайд 9

Представить степень в виде произведения 7 4 = 6 3 = 100 2 = 80 5 = 23 2 = 5 3 = 4 4 = 76 2 = 200 3 = 90 4 =

Слайд 10

1.Найти площадь квадрата со стороной 4см. S=a х b S= 4х4=4 2 =_(см 2 )

Слайд 11

2.Найти объём прямоугольного параллелепипеда со сторонами, равными 4см V= а х b х с V =4 х 4 х 4=4 3 =__(см 3 )

Слайд 12

Представьте степень в виде произведения, найдите её значение 4 4 =4 х _ х _ х _= 5 3 =_ х _ х _= 2 6 =_____ = 6 3 =6 х _ х -= 3 4 =_ х _ х _ х _= 7 3 =______=

Слайд 13

Спасибо! Удачи!



Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе по теме

                                                                      Учитель начальных классов

                                                                       высшей категории

                                                                       Еременко С.О.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

математика

Класс

4

Тема урока

Понятие о действии возведения в степень

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий: степень, значение степени.

Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Степень, значение степени

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

Образовательные интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 11 им. В.В.Рассохина

Урок математики в 4 классе по теме

                                                                      Учитель начальных классов

                                                                       высшей категории

                                                                       Еременко С.О.

Цели урока. Ввести понятие о возведении  в степень как действии , заменяющем умножение одинаковых множителей. Учить детей рассуждать и доказывать своё мнение.

Оборудование: - подготовленные записи

576:18;           975:65;              816:48;

252:42;           258:43;              108:36.

- 2;   5;  8;          2+5+8;           2х5х8.

- 4х3               7х2х6                 7+3+5+7

  6+6+6           38х38                 4х4х4х4

  3х3х3х3х3    5+5+5+5            5х3х2

                    - 18х18х18=183 

                    - Представить произведения в виде степени.

74 =                                                53 =

63 =                                                44 =

232 =                                              762 =

805 =                                              904 =

1002 =                                            2003 =

                    - 1.Найти площадь квадрата со стороной 4см.

2.Найти объём прямоугольного параллелепипеда со сторонами, равными 3см; 4см; 5см.

                    - 44 =4х_х_х-=(256);                                   63 =6х_х-=(216);

                      53 =_х _ х- =(125);                                      34 =-х_х_х_=(81);

                      26 =--------=(64).                                       73 =_______=(343).

                    - 4х4 – произведение;

                     42  - степень;

                     16 – значение степени.

                                                         Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: На протяжении этого учебного года вы, ребята, уже многое узнали из области математики и неоднократно демонстрировали свои знания и умения. Предлагаю вам устроить небольшую гимнастику для ума.

Устный счёт.

Учащимся предлагается рассмотреть выражения и ответить на следующие вопросы.

 

576:18;           975:65;              816:48;

252:42;           258:43;              108:36.

Учитель: Что объединяет все выражения?

Учащиеся: Это частные. Делимые – трёхзначные числа, делители – двузначные числа.

Учитель: Какое выражение, по-вашему мнению, является лишним и почему?

Учащиеся: 1. 975:65 – оба числа нечётные;

 2. 258:43 – делимое- чётное число, делитель- нечётное число;

 3. 108:36 – в разряде десятков «0».

Учитель: Не выполняя действий, распределите все выражения на группы. По какому признаку вы это сделали?

Учащиеся: Выражения верхней строки в значениях имеют две цифры, нижней строки – одну цифру.

Учащиеся у доски распределяют выражения по группам, доказывая своё мнение.

Учитель: Найдите значения выражений ( по рядам: 1р.- 1ст….)

          576:18=32;         975:65=15;            816:48=17;

252:42=6;           258:43=6;              108:36=3.

Учитель: Используя цифры в записи числа 258, запишите выражения, в которых действия только первой или второй ступеней. Что у вас получилось? Как называются эти выражения?

Учащиеся: 2+5+8 – сумма;    2х5х8 – произведение.

Учитель : Устно найдите их значения рациональным способом. ( 10; 80)

Знакомство с понятием возведения в степень.

На доске появляются выражения.

  4х3               7х2х6                 7+3+5+7

  6+6+6           38х38                 4х4х4х4

  3х3х3х3х3    5+5+5+5            5х3х2

Учитель: По какому признаку можно разделить данные выражения на группы?

Учащиеся: 1. на суммы и произведения;

     2. умножение и сложение одинаковых чисел – умножение и сложение разных чисел.

Параллельно высказываниям учащихся на доске появляются названия групп, а дети группируют выражения у доски.

Учитель: В какую группу можно отнести выражения 2+5+8 и 2х5х8? (Ответы)

Учитель: Рассмотрим выражения с одинаковыми слагаемыми. Что, по-вашему мнению, можно с ними сделать?

Учащиеся: Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

Учитель: Запишите эти преобразования в своих тетрадях.

                                                      6+6+6=6х3;

5+5+5+5=5х4;

Учитель: А можно ли умножение одинаковых множителей записать иначе?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель: В математике умножение одинаковых множителей можно записать так:

                                                         4х4х4=43

                                                         5х5=52

6х6х6х6=64

                   Называется это новое действие – возведение в степень, а само выражение – степенью.

Учитель: Как вы думаете, что в этой записи обозначают числа 4; 5; 6?

Учащиеся: Это множители.

Учитель: А числа 2; 3; 4?

Учащиеся: Число таких множителей.

Учитель: Выполните другую запись произведений в своих тетрадях.

  3х3х3х3х3=35 

                                    38х38=382                           

                                    4х4х4х4=44

Учитель: Запишите произведение 18х18х18 и замените его другой записью – возведением в степень.

18х18х18=183 

Учитель: Предложите свои примеры возведения в степень.

Учащиеся у доски предлагают собственные примеры возведения в степень – 5-6 примеров.

Физминутка: Раз – согнуться, разогнуться.

Два – присесть и потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Учитель: Предлагаю вам проверить себя и друг друга, выполнив следующие задания по карточкам. Каждый правильный ответ засчитывается как 1 балл.

Учащимся раздаются карточки двух вариантов, даётся 5 минут на их выполнение. После чего ребята меняются работами и подсчитывают количество баллов друг у друга. Максимальное количество – 5б.

Представить степень в виде произведения.

74 =                                                53 =

63 =                                                44 =

232 =                                              762 =

805 =                                              904 =

1002 =                                            2003 =

Учитель: Скажите, ребята, а где ещё в математике мы сталкиваемся с таким понятием как возведение в степень?

Учащиеся: При нахождении площади и объёма фигур.

Учитель: Давайте сейчас решим задачи и проверим правильность ваших предположений.

На каждой парте лежит листок с задачами. Один ученик у доски, остальные в тетрадях выполняют работу.

1.Найти площадь квадрата со стороной 4см.

2.Найти объём прямоугольного параллелепипеда со сторонами, равными 4см; (3см; 5см).

S=aхb                                           V=aхbхc

S=4х4=42 =16(см 2)                       V=4х4х4=43 =256(см 3)

Учитель: Давайте ещё раз вспомним, как называются сделанные записи?

Учащиеся: 4х4 – произведение;

                     42  - степень;

                     16 – значение степени.

Учитель: Представьте степень в виде произведения, найдите её значение.

44 =4х_х_х-=(256);                                   63 =6х_х-=(216);

53 =_х_х_ =(125);                                      34 =-х_х_х-=(81);

26 =______=(64).                                       73 =______=(343).

Учитель: Легко ли было находить значения степеней? Какие числа лучше всего взять, чтобы вычисления не были бы такими трудными?

Учащиеся: Это должны быть однозначные и небольшие числа.

Итог работы.

Учитель: Что заинтересовало вас в сегодняшнем уроке?

                  Как вы поняли новое действие возведение в степень?

Учащиеся: Умножение одинаковых множителей называется возведением в степень, само выражение , н-р: 34 – степенью, а результат 81 – значением степени.

Учитель: Молодцы, хорошо сегодня поработали.

Д/З.    т. с. 10, № 20.

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

математика

Класс

4

Тема урока

Понятие о действии возведения в степень

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать  и  правильно  употреблять  термины и понятия по теме.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Степень, значение степени

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для  решение проблемы?

Деятельность учащихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?//  Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность учащихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность учащихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:    

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс по теме:"Арифметические действия с трёхзначными числами

Урок -закрепление по математике 3 класс "Арифметические действия с трёхзначными действиями" На уроке испльзуется краевой компонент ( Природа Хабаровского края)...

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств»

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств» адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В....

конспект урока математики во классе по теме "Введение понятия действия умножения"

Урок разработан в соответствии с базовой программой по математике для 2 класса. Урок введения понятия умножения, как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых, раскрытия смысла действия ум...

Урок по математике 3 класс по теме: «Компоненты арифметических действий»

Цели:• развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения задач, классификации примеров, способность сравнивать, самостоятельно...

Конспект урока по математике 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения" УМК "Школа России"

Конспект урока по математике по учебнику М.И.Моро и другие 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения"...

технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. "

Технологическая карта урока математики 3 класс. Раздел "Повторение изученного во 2 классе" Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. Цели: • повторить устны...

Урок математики 2 класс по теме "Конкретный смысл действия деления"

Урок разработан в соответствии с ФГОС с технологической картой...