Тема урока: 1 класс: «Сантиметр».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Кириенко Татьяна Юрьевна

Это урок получения новых знаний. На уроке дети знакомятся с единицей измерения сантиметр, совершенствуют навыки счета и сравнения, приобретают  опыт логических  рассуждений, с опорой на предметную наглядность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr_1_klass.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   1 класс: «Сантиметр».

Тип урока: УИНМ (Урок изучения нового материала)

Вид урока: урок с применением ИКТ. (электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (CD)). http://nsportal.ru/kirienko-tatyana-yurevna

УМК «Школа России».

Автор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова

Цель урока: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единицы измерения (мерка);

познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

совместно установить общий принцип измерения величины на примере измерения длин отрезков;

  1. Развивающие:

содействовать развитию у учащихся пространственного мышления;

развивать умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

развивать умение работать в паре, группе, совместно, делать выводы;

  1. Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету;

воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной;

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

  1. Предметные  УУД – пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений.
  2. Личностные УУД – создавать условия для формирования устойчивого интереса к учебному предмету и осознания значимости умения использовать разные меры длины.
  3. Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника.
  4. Регулятивные УУД – проговаривают вслух последовательность проводимых действий, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в решении, в сотрудничестве с учителем находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Методы обучения: Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

  • словесные: объяснение, беседа, работа с учебником;
  • наглядные: наблюдение;
  • практические: поисковый, практическая работа в парах.

Оборудование к уроку:

  1. Для учителя:

презентация к уроку;

компьютер;

интерактивная доска;

конспект учителя, учебник, карточки для работы в паре;

карточки с числами, демонстрационная линейка.

  1. Для учащихся:

учебник математики 1 класса. М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика»,  М.: Просвещение, 2011;

рабочая тетрадь   к учебнику;

сигналы  для самооценки (цветочки красного, синего и желтого цвета), карточки со смайликами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение деятельности.

1.Организационный.

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

2.Мобилизирующий.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности  включения в учебный процесс.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

III.Физкультминутка

IV.Постановка учебной проблемы.

Практическая направленность.

V.Определение темы и целей урока.

Знакомство со старинными единицами длины.

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней среде.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности).

X.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание.

IX. Рефлексия деятельности, подведение итога работ Цели: зафиксировать новое содержание; провести анализ учебной деятельности; оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения.

X.Самооценка деятельности учащихся.

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи.

За работу, в добрый час!

Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу!

Думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом!

Пожелайте друг другу хорошего настроения и успеха!

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Сегодня нам предстоит необычное путешествие.

 Вспомните,  какое важное спортивное событие произошло в этом году в нашей стране? Когда? Да, верно, в феврале 2014 года проходила  Олимпиада в городе Сочи. Наверное,  многие из вас принимали участие в эстафете Олимпийского огня, которая проходила и в Павловске.

 Совсем недавно с 10 по 12  октября произошло еще одно знаменательное для России событие, которое навсегда войдет в историю автоспорта – это гонки Формула-1 в Сочи.

 Первый в истории Формулы – 1 российский  гонщик Виталий Петров родился в Ленинградской области.

 Вот и сегодня я предлагаю вам,  отправится в путешествие по этой трассе на гоночном болиде. Вы готовы?

А помогут нам герои, которые вам знакомы! Кто это?

Покажите, какому выражению лица соответствует ваше настроение.

- Наши герои  предлагают привести свой ум в порядок с помощью разминки. Зачем надо знать математику?

Для чего она нам нужна?

На уроке нам не грустно –

Хорошо считаем устно!

Посмотрите на геометрические фигуры которые предлагает нам Зайка. Какая из этих фигур лишняя? Почему?

http://festival.1september.ru/articles/518019/img12.jpg

Молодцы, вы справились с заданием Зайки!

Белый Мишка  приглашает нас на прогулку по Олимпийскому парку Сочи.

 Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз).

Работа с «веером» (обратная связь).

 Покажите число, которое

больше 4 на 1, на 2; меньше 4 на 1; которое следует за 7; 8

стоит перед числом 2; 4; 6

между числами 5 и 7;  соседей числа 8

6 – это 4 и еще? 7 без двух это?

- Хорошо, молодцы!  Кто не сделал ни одной ошибки, похвалите себя, погладьте себя по голове!

 Работаем дальше.

Для того чтобы продолжить наше путешествие по Олимпийской деревне, мы должны выполнить задание. Расположите числа в порядке убывания, и мы узнаем нашу следующую остановку.

На доске карточки с числами

8

7

6

5

4

3

2

1

А

В

Т

О

Д

Р

О

М

Что такое автодром?

 Автодром  - это гоночная трасса для проведения автомобильных соревнований. «Сочи Автодром» расположен на территории Олимпийского  парка Сочи, его длина около 6 км.

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки.

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!!!

-Сейчас поработаем в парах.

Вспомним правила!

Возьмите листочки с заданием.

-Возьмите карандаши, обведите дорожки трассы по пунктирным линиям и раскрасьте нужным цветом (красный, синий, желтый  и зеленый).

-Кто готов?!

- Проанализируем вашу работу!

Кто готов?

(учитель прикрепляет листы с выполненными заданиями к доске)

-Можете ли вы сказать, какая дорожка длиннее?

-Какую из этих полос  легче сравнивать по длине?

-Конечно! Вы совершенно правы! Почему?

-Какие полоски сравнить сложнее?

Почему?

-Что же делать в таком случае?

- В древности для измерения длины  люди использовали такие мерки, которые всегда были при себе. Измеряли длину большим пальцем, измеряли пядью. Это расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца.  Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую  называли  «фут», что в переводе с английского означает  «нога, ступня».

Самой распространённой единицей длины был локоть - это расстояние от локтя до конца среднего пальца.  

Для чего человеку нужно было чего-либо измерять?  

-Измерения везде были нужны! Но давайте подумаем, точны ли были такие измерения. Посмотрите наши друзья Леопард и Белый Мишка измеряли расстояние шагами. Как вы думаете, какие результаты у них получились?

Удобным и точным ли было такое измерение?

-Конечно же, нет!

Если меряет расстояние ребенок, то длина шага или стопы  ребенка значительно меньше, чем длина шага или стопы взрослого. И, конечно, люди задумались, что же делать, чтобы измерения были точными. И тогда были придуманы единые единицы измерения длины.

-Кто определит тему нашего урока?

-С одной из них мы познакомимся сегодня.

-Какую цель мы поставим перед собой?

- А как называется эта единица измерения, вы узнаете из учебника (стр. 66)

- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины?

Кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?

-Возьмите линеечку в руки, рассмотрите ее.

-Что вы видите?

-Это деления.

Расстояние от одного большого деления до другого и есть сантиметр.

-Чтобы получить нужный результат при измерении, нужно уметь правильно ею пользоваться.  

-Посмотрите, какие результаты получили наши  друзья, измеряя отрезок.

- Надо приложить линеечку нулем к началу отрезка и посмотреть, где и на каком делении наш отрезок заканчивается.

-Кто из героев  правильно измерил? Давайте проверим?

-Вот мы приложим линейку нулем к началу отрезка и видим, что конец отрезка на делении 8. Значит длина отрезка 8 см. (Показ на доске)

В математике сокращенно это записывают так…

Леопард  приготовил  для вас письмо с  заданием «Ребята, измерьте длину отрезков, полученные результаты впишите в пустые клетки. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какие растения растут в Олимпийском парке »

7

10

7

7

8

4

7

Пальмы

6

10

7

7

7

4

7

Клен

7

10

6

7

8

4

7

Сосны

-Давайте измерим длину счетной палочки.

Молодец!

Ребята, вы согласны с объяснением…

 -Откройте тетрадочки на странице 24

Измерьте в сантиметрах длину отрезков. Запишите в окошки полученные результаты.

Кто готов? Обменяйтесь тетрадочками.

- Расскажите о работе своего товарища.

Назовите отрезки одинаковой длины.

- Хорошо! Я довольна вашей работой!

-Ребята, зачем мы учились сегодня измерять отрезки?

- В каких заданиях мы можем применить наши знания и умения?

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Кто был у нас сегодня в гостях?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы познакомились? Мы научились с вами измерять отрезки, различные предметы.

- Что было легко на уроке? Что было трудно? Кому понравился урок?

-Кого из учеников вы могли бы отметить за работу на уроке?

-У вас на столе цветочки разного цвета. Давайте поблагодарим наших Олимпийских героев.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите цветок зеленого  цвета.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – возьмите цветок желтого  цвета.

Если не разобрались в теме, было не интересно – красного цвета.

Прикрепите свои цветочки к доске.

-Наши герои благодарят вас за работу на уроке!

- Я, ребята, тоже довольна вашей работой. Вы большие молодцы! Спасибо!

Урок окончен!

Учащиеся стоят возле своих парт.

Желают друг другу хорошего настроения  и успехов.

Проверяют готовность к уроку.

Белый Мишка, Зайка и Леопард

Показывают карточку со смайликом.

Чтобы уметь считать, решать примеры, задачи. Чтобы быть умными!

Читают хором

Эти фигуры можно разделить на две группы: замкнутые и незамкнутые ломаные.

Счет до 10 (хором).

Счет от 10 до 1 (хором).

От 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (хором по рядам)

Хвалят себя за правильно выполненное задание.

Один ученик выполняет у доски.

На каждой парте лежит лист с заданием: машины разного цвета (зеленый, красный, желтый, синий), от каждой фигуры проведена пунктирная линия (дорожка).

Самостоятельная работа в парах.

Поднимают руки с соседом по парте вместе те, кто выполнил работу.

Выходят трое учащихся (по одному от каждой пары).

Возможный ответ:

Легче сравнить зеленую и синюю полоски.

Потому что  начало полосок находится на одном уровне. И тогда мы с вами видим, что зеленая полоска короче, чем синяя.

Сложнее сравнить зеленую и красную, желтую и синюю.

Потому что  полоски находятся на разных уровнях.

Для того, чтобы отмерить ткань для пошива одежды; для того, чтобы построить ровную и удобную мебель;  для того, чтобы построить дом.

Разные, у них шаги разные по длине.

Единицы измерения

Познакомиться с новой единицей измерения; научиться измерять предметы с помощью новой единицы измерения.

(Учащиеся открывают учебник.)

-Сантиметр.

-Этот инструмент называется линейка.

-Мы видим маленькие и большие полоски.

Интерактивная доска. Слушают объяснение.

Ответы детей

- Прочитают алгоритм измерения отрезков:

1. Взять линейку.

2. Приложить ее нулем к началу отрезка.

3. Посмотреть на каком делении отрезок заканчивается.

Запись учителя на доске 8см

Выполняют задание 1 на интерактивной доске.  (Электронное приложение к учебнику)

Один учащийся проговаривает свои действия.

-Для этого приложим палочку одним концом к началу линейки, к нулю, и посмотрим, где палочка заканчивается. Мы видим, что это цифра…

Значит, длина счетной палочки…см.

Возможный ответ:

-Мне понравилось объяснение…

Он правильно измерил отрезок.

Самостоятельная работа учащихся.

Возможные ответы:

….все отрезки измерила верно.

….Я не согласен с…..

Длина ….отрезка равна…см.

- Мы учились измерять отрезки для того, чтобы измерять различные предметы; чтобы построить дом, когда вырасту; чтобы сшить платье, костюм.

-Мы можем применить наши знания при решении задач.

-У нас в гостях были: Зайка, Белый Мишка и Леопард.

-Познакомиться с новой единицей длины, научиться измерять отрезки и предметы.

-Да!

(Возможные ответы учащихся)

(Учащиеся прикрепляют свои цветы к доске.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода по теме «Величина. Длина. Сантиметр».

Урок математики в 1 классе по теме«Величина. Длина. Сантиметр». «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон)...

Урок математики в 1 классе УМК"Гармония" по теме " Единицы длины - сантиметр"

Урок разработан в соответствии с требованиями, предьявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС....

Урок математики в 1 классе. Тема урока: "Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах" по УМК «Начальная школа 21 век».

Урок математики в 1 классе. Тема урока: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах....

Урок по математике в 3 классе. Тема урока: Квадратный сантиметр.

Конспект Урока по математике. Тема урока: Квадратный сантиметр....

урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

   Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...

Математика.Тема урока: Класс миллионов и класс миллиардов. 4 класс

Конспект урока по математике. Тема урока "Класс миллионов и класс миллиардов"...