Открытый урок «На сколько больше или меньше»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Шкурова Яна Михайловна

Предмет: математика

Тема урока: «На сколько больше или меньше»

Класс: 1

Дидактическое обоснование урока

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создание условий для открытия  нового знания

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести учащихся к «открытию» и осознанному применению приема вычитания для сравнения двух чисел

формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы

 

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально

Познавательные:

общеучебные – умение сравнивать числа с помощью вычитания;

логические – построение рассуждений в форме простых суждений.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-стремление к познанию

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный подход, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, фронтальная

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ

Учебные пособия: Математика:1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века), рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: раздаточный материал – «следы», карточки с числами, картинки для рефлексии,  доска

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_ur_po_mat_na_skolko_bolshe.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Тема урока: «На сколько больше или меньше»

Класс: 1

Дидактическое обоснование урока

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создание условий для открытия  нового знания

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести учащихся к «открытию» и осознанному применению приема вычитания для сравнения двух чисел

формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально

Познавательные:

общеучебные – умение сравнивать числа с помощью вычитания;

логические – построение рассуждений в форме простых суждений.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-стремление к познанию

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный подход, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, фронтальная

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ

Учебные пособия: Математика:1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века), рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: раздаточный материал – «следы», карточки с числами, картинки для рефлексии,  доска

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

                                                                                   Технологическая карта урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I. Организационный этап.

Создание мотивации успеха.

Урок математики. Слайд 1

- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Садимся.

-А теперь проверь. Дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Ручка, книга и тетрадки?!

Руки, ноги, умная голова

К уроку все готовы? (ДА)

-Математика сложна, но для жизни всем нужна!

-Какую цель вы себе ставите, изучая курс математики?

- С каким настроением вы приходите на урок математики?

- Выберите «планету» соответствующую вашему настроению. (на стене кабинета висит картинка с изображением планет: грусть, радость, тревога, равнодушие. Дети ставят «следы» на  выбранной планете)

- Сегодня мне бы хотелось, что б вы как звёздочки в ночном небе, освещали дорогу в стране знаний, тем самым помогая друг другу двигаться вперёд к своей цели. Поэтому ваш успех будем отмечать «звёздочками» (за правильный ответ – звёздочка)

Проверяют готовность к уроку.

Формулируют цель изучения математики.

Проводят эмоциональную рефлексию.

Регулятивные УУД

(саморегуляция)

Личностные УУД

(самоопределение к деятельности)

Регулятивные УУД

(рефлексия настроения)

II.Актуализация знаний учащихся.

III. Постановка проблемы

IV. Формирование темы, цели урока

 V. Выход из проблемной ситуации

Устный счёт.

Речёвка для осанки при письме

-Я тетрадочку открою и

наклонно положу.

Я от вас сейчас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь! 

 -Открываем рабочие тетради, записываем: число, классная работа

1.«Математический диктант»

12 уменьшить на 3, 6 увеличить на 5, сумма чисел 8 и 4, разность чисел 11 и 4 (9,11,12,7)

-Поставьте числа в порядке возрастания. (7,9,11,12)

-Проверим, кто зажёг звёздочку? Слайд 2

- А теперь оцените свою деятельность: если вам было легко выполнить это задание, то поднимите «пёрышко», если некоторые задания для вас были трудными, то поднимите «мячик», а если все задания вы выполняли с трудом, то поднимите «штангу»

2. Дидактическая игра «Парочки» (Учитель раздаёт детям карточки с числами)

 -Составьте число 12

-А теперь встаньте парами по желанию и сравните свои числа, используя стрелки красного и синего цвета.

-Кто ещё зажёг звёздочку знаний?

З. «Живая задача»

-Как хорошо, что у всех образовалась пара (жаль, что не у всех состоялась пара)

- Интересно, а кого у нас в классе больше, мальчиков или девочек?

- А как это можно узнать? (встать парами – мальчик – девочка)

- Что мы видим? Кого больше? На сколько больше? Как это поняли? Кого меньше? На сколько меньше? Как это поняли?

- Что мы выясняли? (кого больше или меньше и на сколько)

- Как это действие называется на математическом языке? (сравнение)

- Сформулируйте тему нашего урока.

(На сколько больше или меньше) слайд 3

- Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке?

(научиться узнавать на сколько больше или меньше) слайд 3

-Какой способ мы использовали для определения на сколько больше или меньше девочек и мальчиков в нашем классе ? (наложение-пары)

- Но мы ведь не всегда можем воспользоваться этим способом.

-Например, вот вам интересно кого и на сколько больше в 8 классе, девочек или мальчиков? Но сейчас их нет в школе, и мы не сможем воспользоваться методом пар. Зато на нашем уроке присутствует их классный руководитель – Л.Е.. Но она  тоже не сравнивала кого больше и на сколько, но она знает сколько девочек и сколько мальчиков у неё в классе. Давайте спросим. (Дети спрашивают)

-Зная, что в 8 классе 6 девочек и 3 мальчика, какой вывод мы сможем сделать сразу? (девочек больше, чем мальчиков, мальчиков меньше, чем девочек) Что мы сделали? (сравнили числа)

На доске запись: 6>3          3<6

- Сейчас мы сравниваем предметы или числа? (числа, обозначающие количество предметов)

- А как узнать на сколько девочек больше, чем мальчиков, мальчиков меньше, чем девочек ? Какие числа мы сравниваем? (6 и 3)

- Нам надо найти разницу между числами. Разница – какое математическое понятие вам напоминает это слово? (разность) Как можно использовать это понятие, чтобы найти на сколько больше 6 чем 3, на сколько меньше 3 чем 6.

На доске запись: 6-3=3

Откроем нашу волшебную книгу (учебник с. 96) и прочтем правило.

Составим алгоритм нахождения на сколько больше или меньше число.

Слайд 4  

Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:

1. Сравнить числа.

2. Найти большее число.

3. Вычесть из большего числа меньшее.        

Выполняют арифметический диктант – на отдельные листочки записывают только ответы.

Проверка по шаблону.

Проводят рефлексию деятельности.

Встают парами показывая состав чисел. Сравнивают числа, указывая стрелкой.

Отвечают на вопросы, строят доказательства, рассуждают

Делают выводы, формулируют правило

Формулируют алгоритм

Личностные УУД

(Смыслообразо

вание)

Регулятивные УУД

(рефлексия деятельности)

Коммуникативные УУД

(Планирование учебного сотрудничества)

Познавательные УУД

(Поиск и выделение необходимой информации. Построение цепи рассуждений, доказательство

Познавательные УУД

Построение цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД

(Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Физ. минутка

Дружно все ребятки встали,

На носочки поднялись

И подняли ручки ввысь,

Мы до солнышка достанем,

И совсем большими станем.

Пусть нам светит солнышко,

Луч стремится вниз,

Детки очень умные в классе собрались!

Дети выполняют движения

Регулятивные

УУД (Саморегуляция)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физ. минутка

1.Работа по учебнику стр.96

№ 3 – устно

- За правильные ответы звёздочка.

№ 4 –письменно фронтально (на доске и в тетрадях)

- За правильные ответы звёздочка.

№ 2 задача – фронтально и запись решения в тетради и на доске.

-О чём говорится в задаче?

-Что нам известно? -Что неизвестно?

-Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

-Каким действием? Запишем решение задачи и ответ.

-Каким правилом пользовались при решении задачи?

(Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)  За правильные ответы звёздочка.

        

- Комплекс зрительной гимнастики “Весёлая неделька”

Всю неделю по порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, так проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать..

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,

Надо глазки закрывать,

Вправо влево повернём

Заниматься вновь начнём

Работают по учебнику, отвечают на вопросы

Выполняют задание с опорой на правило

Задачу решают хорошо подготовленные ученики на доске.

Выполняют комплекс зрительной гимнастики

.

Познавательные УУД (Моделирование)

Коммуникативные УУД

(Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные

УУД

(Доказательства)

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Сейчас поработайте в парах над заданием № 1на стр.64 в тетради на печатной основе

-Кто живёт в зоологическом саду?

-На сколько мартышек больше, чем слонов? Как узнали?

- На сколько жирафов больше, чем слонов? Как узнали?

- На сколько жирафов меньше, чем мартышек? Как узнали?

- Кто зажёг новую звёздочку?

- Оцените быстроту вашей пары при выполнении этого задания. Если вы очень быстро сделали задание, то поднимите «самолёт», если вы чуть задержались, то поднимите «машину», а если вы потратили слишком  много времени на это задание, то поднимите «самокат»

- А теперь проверим работу на  доске.

Один уч-ся (слабоуспевающий)

сравнивает числа на доске.

Решают задачи в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят рефлексию деятельности в паре.

Регулятивные УУД

(Контроль,

 рефлексия своей деятельности)

Коммуникативные УУД (Контроль и коррекция действия партнера)

Познавательные

УУД

(Доказательства)

VIII. Рефлексия

- Какую цель ставили себе на уроке?

-Мы достигли этой цели?

- Какое открытие сделали?

 -Где можно использовать полученные знания?

- - Выберите «планету» соответствующую вашему настроению в конце урока и оставьте там свои следы.

- Оцените результат своей работы на уроке. Посчитайте звёздочки. Встаньте  у кого шесть звёздочек, пять, четыре, три, две, одна.

- Ребята вы большие молодцы! Я от себя даю вам одну звезду («5») за активность и сотрудничество на уроке и ещё одну звезду («5») за результат нашей работы на уроке. – С чем ассоциируется число 55? (Ответы детей)

– Давайте сейчас с вами в честь такого события устроим звездопад! Слайд 5

Проводят, содержания учебного материала, своего эмоционального состояния.

Регулятивные УУД

(рефлексия содержания учебного материала, своего эмоционального состояния)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На сколько больше или меньше"-урок математики в 1 классе

УМК «Начальная школа ΧΧΙ века») 1класс. Автор учебника: В. Н. Рудницкая Цели: Формирование умения сравнивать два числа; Формировать умения решать задачи на разностное сравнение  Формиро...

Урок математики "На сколько больше или меньше".

На уроке учащиеся знакомятся  с разностным сравнением чисел, учатся отвечать на вопросы «на сколько больше?» «на сколько меньше?», совершенствуют  умение составлять и решать задачи....

Сравнение чисел по теме: на сколько больше или меньше (1 класс) урок математики

Для каждого ученика очень важно научиться решать задачи на разностное сравнение....

Урок математики "На сколько больше или меньше" (1класс)

Разработка содержит конспект урока математики в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему "На сколько больше или меньше". Презентация к данному уроку размещена на Дистанционном Образовательно...

Урок математики "На сколько больше или меньше?" 1 класс

Урок математики в 1-ом классе,  Умк "Начальная школа 21 век", разработан с учётом деятельностного подхода. все этапы работают на достижение цели урока, работа в группах, дифференцированный подход...

Урок математики в 1 классе "На сколько больше или меньше".

Технологическая карта урока математики в 1  классе на тему "На сколько больше или меньше"....

Урок математики на тему: "На сколько больше или меньше?"

Урок математики в 1 классе. Программа "Начальная школа 21 век"....