Главные вкладки

    Умножение на двузначное число
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Титова Татьяна Петровна

    Урок по математике. 4 класс."Умножение на двузначное число"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Математика, 4-й класс

     

    Тема: Умножение на двузначное число

    (Урок введения нового знания)

    Цель:

    – вывести на основе правила умножения многозначного числа на однозначное новый алгоритм умножения на двузначное число;

    - сформировать умение умножать на двузначное число;

    Задачи урока:

    Образовательные: актуализировать умение умножения на двузначное число, отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения; тренировать умение выполнять умножение многозначного числа на двузначное в столбик и выполнять проверку;

    Развивающие: развивать логическое мышление,  умение анализировать и систематизировать поступающую информацию;

    Воспитательные: воспитывать внимательность, положительный настрой к учебному предмету.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Форма урока: урок-путешествие с элементами соревнования

    Метод: деятельностный метод, диалог.

    Оборудование: учебник «Математика», рабочие тетради, дидактический материал, мультимедийный проектор, презентация, алгоритм умножения многозначных чисел на двузначные числа, алгоритм умножения «уголком», карточки на этапе актуализации, открытия знаний.

    План урока

    1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
    2. Актуализация  изученного.
    3. Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог.
    4. Открытие знаний. Поиск решений.
    5. Первичное закрепление.
    6. Самостоятельная работа.
    7. Рефлексия.
    8. Определение домашнего задания

    Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

    - Сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Наверное, каждый из вас мечтал стать путешественником - искателем приключений. На этом уроке у вас будет такая возможность, так как проведем мы его в виде увлекательного морского путешествия по мотиву романов  Роберта Льюиса Стивенсона “Остров сокровищ” и «Сокровища капитана Флинта» (выставка книги). Кто читал эти романы? О чём они повествует? Эти романы  повествует о приключениях нескольких смельчаков, решивших разбогатеть. Они искали сундук с несметными богатствами, который был зарыт на острове.

    - Скажите, пожалуйста, а вы смелые ребята? Пиратов не боитесь?

    - Тогда я предлагаю вам  отправиться на поиски клада пиратов. Согласны? Чтобы добраться до сундука с сокровищами нам предстоит выполнить много различных заданий и показать свои знания и умения. Капитан Флинт любезно предоставил нам свой пиратский корабль. Давайте отправимся в путешествие в поисках сокровищ на его корабле.

    - Для начала нам нужно получить карту сокровищ,  для этого необходимо разгадать ребус и расшифровать тему урока.

    Тема зашифрована в таблице умножения на семь. Поработайте в парах, решите примеры, заполните клеточки таблицы и прочитайте слово. Сделайте предположение, чему будет посвящён сегодняшний урок?  (Умножение)

     Наш урок будет посвящен умножению.

    Что такое умножение?
    Это умное сложение.
    Ведь умней умножить раз,
    Чем слагать все целый час.

    А как вы думаете, вы всё знаете по этой теме?

    - Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Умножение  многозначного числа на однозначное)

    Учитель открывает на доске тему:

    - О чём говорит не до конца определённая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)

    - Хотите ли узнать то, чего не знаете об умножении? (Да.)

    - Я вручаю вам карту, на которой указан путь к острову с зарытым кладом.

    Капитан Флинт и его команда не могут  подготовить корабль к отплытию и просят вас о помощи. Поможем им подготовить корабль к отплытию?

    Устный счёт.

    В трех каютах размещаются шесть пиратов. Сколько кают потребуется, чтобы разместить двадцать четыре пирата?            

    Так как в одной каюте размещаются два пирата, для двадцати четырех потребуется двенадцать кают.

    На один кожаный плащ для пирата идет четыре метра кожи. Сколько плащей можно сшить из сорока четырех метров кожи?            

    Сорок четыре разделим на четыре, получаем одиннадцать плащей

    В пять одинаковых бидонов пираты налили тридцать литров пресной воды. Сколько бидонов потребуется для семидесяти двух литров воды?            

    В один бидон входит шесть литров воды, так как тридцать разделить на пять будет шесть. Разделим семьдесят два на шесть, получаем двенадцать бидонов нужно для семидесяти двух литров воды.

    На один парус идет двенадцать метров ткани. Сколько ткани потребуется, чтобы сшить пять парусов?              

    Двенадцать умножим на пять, получаем шестьдесят метров ткани.

    В трюм входит 2 тонны картофеля. Сколько дней можно не бояться голода пиратам, если в день они расходуют двадцать килограммов картофеля?              

    Переведем две тонны в килограммы и разделим на двадцать килограммов, получается, сто дней пиратам голод не грозит.

    - Корабль готов к отплытию, отправляемся в путь.

    - Для начала откроем тетрадь. Что надо записать?  (Дату)

    - Для того  чтобы двигаться дальше,  нам надо опираться на правила, изученные ранее.  

    - У вас на столах (красные) карточки с заданиями, которые надо будет выполнять согласно карте

    Рассмотрите задание. Что нужно сделать в этом задании? № 2 (Вычислить устно, удобным способом,  найти  значение выражения)

    С. 94 № 2:

    Вычисли, найди значение выражения

    30 * 15 = 450   40 * 28 = 1120   60 * 17 = 1020    50 * 39 = 1950   20 * 13 = 260  72 * 43 = 3096

    - Какой пример лишний? Почему?

    - Чем же отличается этот пример  от  предыдущих? (Никогда не умножали на двузначное число)

    - Хотите ли попробовать решить этот пример самостоятельно?

    Дети самостоятельно выполняют задание.

    - Кто не смог выполнить деления?

    - Кто получил ответ, поднимите руки?

    - А можем ли мы решать такие выражения столбиком?

    - Просит одного ученика назвать полученный результат.

    - У кого другой результат?

    – В чём затруднение?   (Мы не умеем решать такие примеры?) 

    II. Формулирование темы и целей урока.

    Подведение к самостоятельному формулированию нового алгоритма.

    Задание № 2.

    Цель работы:

    – первичное формулирование нового правила.

     – Попробуйте высказать свои предположения.

     - Какова будет тема урока? (Умножение многозначных  чисел на двузначное число)

    – Откройте учебник на стр. 94. Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы можем заняться на сегодняшнем уроке математики, какие цели можем перед собой поставить? (цель урока: научиться умножать многозначные числа на двузначные, будем развивать умение решать примеры  в столбик, развить умение читать многозначные числа, решать задачи).

    III. Повторение и систематизация ранее изученного материала.

    1). - Тогда возникает вопрос: как число 72 умножить на 43?

    - Капитан Флинт предлагает для начала рассмотреть правило умножения таких чисел на стр. 94.

    • (72*43=72*(40+3)=)
    • В столбик

    - Следующее задание, которое приблизит нас к сокровищам, надо провести небольшое мини – исследование в группах. Выполнив его,  вы узнаете  способ решения таких примеров.

    - У вас на партах лежат карточки. Поработайте в группах.

    - Что у нас получилось?  (Алгоритм решения)

    - Сравните свой алгоритм с образцом (на слайде образец)

    2). Фронтальная работа.

    Окончательное формулирование нового правила.

    - Итак, наш корабль готов плыть дальше. Полный вперед! Настал момент, когда искатели сокровищ выходят в открытое море, но чтобы узнать курс движения корабля надо выполнить следующее задание пиратов (на слайде: объясните, как выполнено умножение:43*25=1075 выполните самостоятельно: 64*35=2240). Оцените свою работу, закрасьте круг на карте соответствующим цветом.

    (работа у доски)- 1 ученик

    ΙѴ. Первичное закрепление.

    1). Индивидуальная и дифференцированная работа. (Со смайликами)

    - У вас на партах лежат смайлики. Самостоятельно поработайте в тетрадях.

    - У кого смайлики зелёного цвета: для вас задание –  № 3. Сделайте его в тетрадях

    - Смайлики синего цвета: задание – № 4 (1-2 ст.)

    - У кого на партах смайлики красного цвета: для вас задание – № 4 (3-4 ст.)

    Самопроверка

    - Проверьте себя (на слайде ответы)

    - У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на двузначные)

    – Какова была цель задания?

    – Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

    – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

    – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

    – Оцените свою работу при помощи цветных карандашей  (На карте) 

    2). Решение задач

    - Ребята, начался шторм, и наш корабль разбросало в открытом море.  Используйте полученные знания и  верните корабль в свою бухту.                                

    - Очень сильный ураган, чтобы справиться с ним, нужно  решить задачу:  Скорость ураганного ветра 38 м/с. Какое расстояние он преодолевает за 60 секунд? (38·60=2 280 (м)) (У доски)

    - Молодцы, вы успешно справились со штормом.

    Самостоятельное решение:

    - К сожалению, во время шторма произошло крушение рыбацкого катера. Нами были подобраны 26 человек массой в среднем 68 килограммов. Не затонет ли наш корабль, который мог себе позволить груз не более двух тонн? Решите самостоятельно.

    - Главное правило на корабле, это взаимопомощь и взаимовыручка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа. Оцените работу соседа.  (Взаимопроверка) 

    Проверьте себя.

           26

          х68

    + 208

     156_

        1768

    Масса спасённых людей одна 1768 килограммов, что составляет менее двух тонн, значит, затопление пиратскому кораблю не грозит.

    - Мы приближаемся к сокровищам, но их охраняют пираты злые и коварные, но мы их не боимся, так как с нами капитан Флинт, а он смелый  и сильный, потому что  каждое утро делает зарядку!

    Присоединимся и мы к нему, чтобы взбодриться и сбросить усталость, перед тем как причалить к берегу.

    2). Физминутка

    3). Индивидуальная работа (Дифференцированная работа по выбору).

     

    - Мы справились со страшным ураганом, спасли рыбаков и наш корабль причалил на остров, где зарыты сокровища.

    - Путешествуем дальше и на пути следующее препятствие… У вас на столах лежат карточки с разной сложностью задания: жёлтая – самое лёгкое задание, синее – посложнее. Вы можете выбрать любую карточку, но знайте, что более сложное задание и оценивается выше.

     - Ребята, оставьте ваши работы, позже я их посмотрю.

    (Индивидуальная работа для жёлтой карточки: решение задачи про попугая) Ответ: 1075 зерен нужно в день попугаю.

            

     (Работа для синей карточки: Наши пираты встретили на своем пути китовую акулу – это самая большая морская рыба в мире, которая может вырастать  до 18 метров, что примерно равно длине двух школьных автобусов. Ее вес может достигать тридцати четырех тонн. Несмотря на это она отличается весьма миролюбивым нравом и питается планктоном.

    Сосчитайте, чему будет равна колонна из выстроившихся в длину сорока шести таких же китовых акул)

    Оцените свою работу на данном этапе путешествия.

    - Ребята, мы уже близки к пиратскому кладу.

    - А вам хочется узнать размер клада? Тогда  решите задачи.

    № 1. Золота было найдено 38 сундуков по 56 килограммов каждый. Чему равна масса найденного золота?

    Проверьте себя.

        56

          х38

    +448

    168_

      2128

    № 2. Было найдено 49 шкатулочек драгоценных камней, по 77 в каждой. Сколько драгоценных камней отыскали пираты?

    Проверьте себя.

         49

          х77

    +343

    343

      3773

    Ѵ. Итог урока. Рефлексия.

    1). - Чтобы знанья были впрок, 
    Повторяем мы урок!

    - Наконец - то сокровища найдены, все пункты на карте отмечены, приключения подходят к концу, но чтобы открыть сундук, нужен код к замку, осталось выполнить последнее задание и ответить на вопросы.

    - Скажите, было ли вам интересно на острове пиратов?

     - А что интересного было? А было ли что вам не понравилось?

    – Чем мы занимались сегодня на уроке?

    – Всё ли получалось?

    – Какие задачи вызвали затруднения?

    – Над чем ещё надо поработать?

    - Оцените в тетрадях свою работу за весь урок.

    - На следующих уроках мы продолжим работать над этой темой.

    Скажите, а где мы можем применить новые знания (В жизни решаем задачи связанные с покупкой или расходом)

    - А  сейчас давайте подведём итог нашего урока.

    Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии

    2). Выставление оценок.

    — Ребята, сегодня  активно отвечали на уроке: ФИО……………. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я проверю задания, которые они выполняли на уроке, и поставлю им оценку.

    3). Домашнее задание.

    - Для домашней работы вы можете выбрать любой кораблик: на кораблике с синей рамочкой  нужно выполнить умножение в столбик, и тогда вы узнаете, какой город расположен на мысе Доброй Надежды (Д/М – стр. 124 № 9)

    - На кораблике с красной рамочкой: 1)установить порядок действий и вычислить

    По желанию надо решить задачу на стр. 95 №  

    4) - Давайте же откроем сундук и посмотрим, какие в нем сокровища.(ЗНАНИЯ - ЭТО КЛАД).

    - Так вот ребята, клад, который мы так стремились сегодня найти - это ваши знания, которые вы сегодня успешно показали.

    - Но, помимо того клада, которым каждый из вас обладает, вы нашли сокровища Флинта, это золотые монеты. Вы награждаетесь за ваше усердие, целеустремленность и старания. Вы молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 4 классе на тему: "Умножение на двузначное число. Закрепление"

    Интерактивный урок по математике в 4 классеТема урока: Умножение на двузначное число. Закрепление.Цель урока:- закрепить полученные знания по теме;- совершенствовать навыки устного счёта;- совер...

    Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."

    Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...

    Урок математики на тему «Умножение на двузначное число»

    Данный урок разработан для 3 класса по программе Л.Г. Петерсон и приурочен к празднованию Дня защитника отечества....

    Урок математики с применением ИКТ на тему "Умножение на двузначное число"

    Тип урока: ОНЗ.Тема урока: «Умножение на двузначное число».Основные цели:1) сформировать способность к выполнению письменного умножения на двузначное число;2) повторить распределительное свойство умно...

    Конспект урока на тему"Запись умножения на двузначное число столбиком" (УМК"ПНШ"3 класс)

    Цель: формировать умение выполнять умножение на двузначное число столбикомПланируемые результаты предметные: уметь записывать и выполнять умножение многозначного числа на двузначное число столбиком.ли...

    Конспект урока по математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число" УМК "Школа России"

    Конспект урока математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число"...