Урок математики в 1-ом классе по теме "Величины. Длина"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Крылова Ольга Сергеевна

Знакомство с величиной длина, единицами измерения длины. Учебник Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka_matematiki_velichiny.dlina_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1-ом классе.

Тема урока: Величины. Длина

Цели:

-познакомить с понятиями «величина», «единица измерения»,

-установить зависимость между результатом измерения величины и меркой,

-познакомить с  различными единицами измерения  длины (шаг, локоть, ладонь, дюйм, сажень, сантиметр)  и учить использовать их на практике,

-уточнить понятие «длина отрезка»,

-развивать логическое мышление,

-формировать интерес к новому учебному материалу,

-расширять кругозор

Планируемые результаты:

-учащиеся научатся применять различные способы измерения величин,

-формулировать выводы,

-оценивать результаты своей работы,

-использовать в повседневной жизни полученные знания

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД 1

На доске девиз:

«Если есть труд, значит, есть и успех»  (Читаем, объясняем, как понимаем).

2.Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

- Сегодня к нам на урок пришли гости – герои мультфильма 38 попугаев.

- Они приготовили для вас много разных заданий.

      1. Математический диктант

- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найдите разность.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Найдите сумму.

- Найдите число, которое больше, чем 1, на 3.

- Увеличьте 6 на 2.

- Уменьшите 7 на 5.

- На сколько 3 меньше 6?

5   9   4   8   2   3

- Расставьте     ответы в порядке убывания:

2   3   4   5   8   9

     

        2. – Дополните и решите задачи:

          а) На одной ветке сидело 5 попугаев, а на другой 3.

- Что не хватает в этой задачи?  (Нет вопроса)

- А какой вопрос можно задать?  (Сколько всего попугаев сидело на ветках)

         б) Мартышка сделала 8 кормушек для птиц.  Несколько кормушек она уже повесила. Сколько кормушек ей осталось повесить?

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? А почему не можем?  (Неизвестно, сколько кормушек повесила Мартышка)

3. На доске (или экране) фигуры разного цвета. Сколько всего фигур?

СЛАЙД 3

-Какую фигуру считаете лишней? (сравниваем по разным признакам: форма, цвет, размер)

Круг – без углов, треугольник  –  цвет синий, квадрат – большой по сравнению с другими.

-Здорово, что вы нашли много отличий. А какое умение помогло выполнить  это задание?   (Умение наблюдать, быть внимательным, рассуждать, сравнивать, делать выводы)

-А по каким признакам мы сравнивали фигуры? (по цвету, форме, размеру). На доске – эти слова.

-Какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем предметы? («больше», «меньше», «равно»)

3.Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

1) Есть ли у нас фигуры, которые можно сравнить, поставив знак «больше», «меньше», «равно»?

-Можно ли сравнить цвет? (нет). Форму? (нет).

-А  какие фигурки можно сравнить? (полоски – по размеру)

-По какому размеру? (по длине)

-Какие предметы ещё можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, ладошки и т. д.)

 -А вот на столе 2 предмета (например, яблоко и груша). Как их можно сравнить? (по весу, по массе).

Вывод:  вот, ребята, мы сравнивали длины, узнавали, велика ли полоска, велико ли яблоко. Кто догадался, как одним словом назвать  длину, вес?   (величина).  (Слово на доске)

-Так что же такое величина?  

«Свойства предметов, по которым их можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», называется величиной.  А проще:  величина - это то, что можно измерить.

2) - Итак, какова же тема урока? (предполагают).

Смотрим учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, 3часть, стр.1.  Читаем тему урока. (Подтверждают предположения).

-А какие цели мы поставим? (например, выяснить, что такое величина, научиться измерять длину и т. д… (потом цели добавляем)

4.Проблемное объяснение знаний.

1) - Итак, ключевые слова на уроке:  

величина,

длина

………… (потом добавляются)  

2) Сравнение длины класса разными шагами.

-Почему же результаты измерения получились разные, ведь длина класса одна и та  же?

Вывод: сравнивать длину можно тогда, когда она измерена одинаковыми мерками.

-Удобно ли измерять длину разными мерками? (неудобно, получаются разные результаты).

3) - Да, так и произошло в одной из сказок Сутеева  «38 попугаев».

Смотрим  фрагмент  из мультфильма «38 попугаев».

-Почему же длина  удава  разная? (разные мерки).    

-Значит, если изменяется мерка, изменяется и значение величины.

4) Старинные меры длины.

СЛАЙД 4

-В старину не было единой меры длины. Измеряли всем тем, что было при человеке: руки, ноги. Использовали такие  мерки, как шаг, локоть, ладонь, дюйм, фут, сажень.

5. Физкультминутка.

На зарядке 1 класс.

Мы присядем 8 раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем  смело.

6) Итог.  Удобно ли пользоваться разными мерками? (нет)

7) - Может, кто-то  знает, какими  мерками измеряют длину? (см, м, км)

8) - Рассказ о точных единицах измерения длины.

- Более 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран, единицы измерения длины. Одной из них является…

СЛАЙД 5

- Прочитайте самостоятельно: учебник стр.1 № 2, потом один ученик вслух, затем все – хором (сантиметр, сокращённо СМ)

6. Первичное закрепление.

-Герои фильма остались с нами на уроке и дают нам следующее задание. Это задание предлагает Слоник.

1) - У вас на партах лежат две полоски. Возьмите самую коротенькую. Это мерка длины в 1см.  Измерьте этой меркой длину коричневой полоски. Какова длина у тебя?  У тебя? Запишите на полоске и на доске:     9 см.

-Удобно было измерять? (нет)

-Чем удобнее? (линейкой)

2)  Работа с линейкой.  

-Рассмотрите линейку. Что вы видите? (шкала, чёрточки, цифры).

-Длинными чёрточками отделены  сантиметры.

-Как пользоваться линейкой для измерения, кто умеет?

СЛАЙД 6

Алгоритм измерения длины отрезка.

1.Приложить линейку к отрезку.

2.Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.

3.Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.

4.Назвать ответ.

3) Учебник стр.1 № 3 – Рассмотреть, чему равна длина отрезка ДЕ и отрезка МК? (ДЕ = 5 см МК = 3 см)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Попугай предлагает самостоятельную работу. Решите задачу:

«Мартышка начертила отрезок длиной 4 см, а Слонёнок – 7 см. У кого отрезок длиннее и на сколько?»

- Начертим схему к задаче.

- Решите задачу в тетрадях и запишите ответ.

7 – 4 = 3 (см)

Ответ: на 3 см.

-Проверьте, у кого задание выполнено верно, поставьте     +  . Молодцы.

8.Рефлексия. 

Итог подводит Мартышка.  Обращение к ключевым словам:

величина

длина

сантиметр

линейка

- Значение всех этих слов нам понятно?

- Итак, величина – это то, что можно измерить. С какой величиной познакомились? (длиной).

- При каком условии можно сравнивать длины отрезков? (если их измерили одной меркой)

СЛАЙД 7

- Давайте вернёмся к самому началу урока, с какого девиза мы начинали урок?

«Если есть труд, значит, есть и успех»

  • Хорошо ли мы потрудились на уроке? Каких успехов добились?
  • Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".

Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....

Проект урока математики во 2 «А» классе.Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины».

Проект урока математики во 2 «А» классе.  Программа: УМК «Начальная школа XXI века», учебник  Рудницкая Н.В. ч.1 стр.35 Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины»....

Технологическая карта урока по физической культуре 1 класс «Прыжки в длину с места. Учить сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа.Челночный бег».

научить прыжкам в длину с места; сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа; научить технике челночного бега...

Урок физической культуры в 1 классе "Прыжки в длину с места толчком обеих ног"

Цель:- познакомить  с техникой выполнения прыжка в длину с места толчком обеих ног;- повторить (кратко) требования к правилам  поведения на уроках; познакомить с правилами и проведением игры...

Конспект урока по Физической культуре 4 класс Прыжок в длину с места

Цель урока:  Обучить технике прыжка в длину с места у обучающихся 4 классов посредством физических упражненийПланируемые результаты:Предметные: знать технику выполнения  прыжка в длину с мес...

Конспект урока математики 2класс , УМК Л.Г. Петерсон, "Единица длины. Километр". Урок рефлексии

В данной технологической карте представлен урок рефлексии по учебнику: математика Л.Г. Петерсон, 2 класс и примеры дополнительых заданий....