Урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание числа 3"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Демидова Анжела Викторовна

Программа "Школа России"  Моро. Интегрированный урок математика + внеклассное чтение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

«Математика в гостях у сказки»

Тема урока:  «Сложение и вычитание числа 3. Закрепление».

«Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Класс: 1 «в»

Учитель: Демидова А.В.

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: математика, внеклассное чтение.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Форма урока: Интегрированный урок с игровыми элементами.

Цели: 

Предметные

- закрепляем приёмы сложения и вычитания числа 3;

- формируем  умение математически правильно читать выражения, используя названия компонентов арифметических действий;

- формируем  умение составлять и решать простые задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц;

- развиваем у школьников мыслительные процессы (анализа, сравнения, классификации, доказательства),  логическое  мышление, творческие способности, внимание, воображение.

Метапредметные. Формирование УУД.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде рисунка;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение наблюдать и  делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3) учимся воспринимать одноклассников как членов своей команды;

4) учимся вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

5) учимся быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательные задачи:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию.

3) воспитание дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

4)воспитание умения прислушиваться к советам родителей; любви к родным и близким ,ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.

Здоровьесберегающие задачи:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз .Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Оборудование:

Презентация для интерактивной доски Workspace,система тестирования Response,документ – камера, карточки для работы в парах, цифровой ряд чисел, демонстрационные картинки к сказке «Гуси – лебеди», веера с цифрами, тетради, сигнальные карточки.

 

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, информатика, изобразительное искусство.

Этапы урока

Содержание урока

УУД

1.Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Регулятивные. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Организация  своего рабочего  места.

 Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

- Ребята, а вы любите сказки?

- И я люблю. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.  В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.

Как вы думаете, это будет простая сказка или математическая? Конечно, математическая, ведь у нас урок математики.

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало,

Румяной булкой стало. (Печка)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня)

- Ребята, что вы можете сказать про эти картинки? Какую сказку они вам напоминают? («Гуси-лебеди»)

Вдруг на небе потемнело... и угрозой заревело.

Дики гуси стаей сели, братца хвать... и улетели!

Понесли его за кручи, за леса, за черны тучи,

За неведомые горы, за далекие просторы.

Прибежала тут сестренка, златовласая Аленка,

А братишки не видать… Стала плакать, призывать:

- Брат, Иванушка, ты где? Отзовись, хоть вдалеке!

Но… не слышно ничего. Все вокруг пустым – пусто...

- Гуси – лебеди унесли братца.  Побежала девочка искать его. У кого она просила помощи? (печка, речка, яблоня) Но, прежде чем помочь девочке, они просили ее исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. Поможем Алёнушке?

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

2.Актуализация. Повторение опорных знаний.

– Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представьте себе, что перед нами дремучий лес. Представили? Откройте глаза. Чтобы не было страшно в этом дремучем лесу и не было скучно идти по лесу, отгадайте загадки .

Сколько ушек на макушке,

Сколько у сома усов,

Сколько в целом половинок,

В паре — новеньких ботинок,

И передних лап у льва

Знает только цифра… (Два)

Сколько в радуге цветов,

Гномиков у Белоснежки,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра… (Семь)

Сколько солнышек за тучкой?

Сколько у слона носов?

Сколько на руке часов?

Сколько ног у мухомора?

Знает и собой гордится

Цифра-столбик… (Единица)

Сколько месяцев в зиме?

В лете, в осени, в весне?

Сколько глаз у светофора?

И полос на нашем флаге?

Что нам, кто ни говори,

Знает правду цифра… (Три)

Цифра с виду, как игрушка -

Неваляшка, погремушка

Не удариться ей о земь.

Всем понятно - это… (Восемь)

Смотрит мама с нетерпеньем

На страницы дневника.

Ждет заветную оценку

У сынка-озорника.

Но опять одни четверки.

Нет красавицы... (Пятерки)   Все цифры выставлены на доске.

(ребята работают с сигнальными карточками и веерами)

1. Расставь числа в порядке возрастания. 1..2..3…5…7…8

2. Какие числа пропущены в числовом ряду до 10, вставьте их ? 4…6…9…

3.Назовите чётные числа, нечётные числа.

4. Назовите самое маленькое число (1) Самое большое (10)

5. Покажи число, следующее за 5, 4, 2, 7.

7. Покажи число, идущее перед  числом 4, 7, 3, 9.

8. Покажи число: которое меньше 4, но больше 2; которое больше 4, но меньше 6; которое меньше 9, но больше 7.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

3.Определение темы урока.

-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

-Помоги перевернуть пирожки, чтобы не подгорели , – скажу.

- Давайте, ребята, поможем девочке, чтобы Алёнушка быстрее братца нашла.

заполнить пропуски.

    8                    9                          6        

 5    □            6     □                   3      □

            10                    7

         7       □            4    □

- Что вы заметили? (добавляли число 3)

- Как называется действие, когда мы к одному числу добавляем другое?      (сложение)

- А обратное ему действие, как называется? (вычитание)

- Попробуйте сформулировать тему урока.  

«Сложение и вычитание числа 3»

- Какие цели поставим перед собой? (на доске карточки-помощники)

закреплять навыки

закреплять умение

(Закреплять навыки прибавить, вычесть число 3; закреплять умение решать задачи  и примеры).

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

4.  Работа по теме урока. Закрепление полученных знаний.

Устный счёт.

Физминутка

Побежала девочка дальше - стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Сними с моих веток  яблоки, тогда скажу.

- Алёнушке некогда, давайте, ребята, ей поможем.

Ребята снимают яблоки и кладут в корзину, на корзине знак +3, на каждом яблоке записано число.

- Как можно прибавить число 3? (сначала 1, а потом 2, или 2, а потом 1)

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

-Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели

Речка ей в ответ:

- Рыбки запутались в сетях, нужно помочь им, вычислить выражения :

9-3, 5-3, 7-3

- Боюсь, не успею я.

И девочка побежала дальше.

- А вы сможете выполнить эти задания, ребята?

- Как можно вычесть 3? (сначала 1, а потом 2, или 2, а потом 1)      

- Молодцы, вы справились с заданием, пора и отдохнуть.

(в классе имеются мобильные геометрические фигуры)

- Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами. Найдите фигуру, о которой я говорю:

Прямоугольник с равными сторонами.

Фигура без углов.

Фигура с тремя углами и тремя сторонами.

Прямоугольник с равными противоположными сторонами.

Шестиугольник.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации, умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Коммуникативные:

Согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.

Регулятивные:

умение удерживать своё внимание, слушать, как говорят другие.

Работа в группе. Игра.

- Долго она бегала по полям, по лесам.  Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Сидит Ванюшка и золотыми яблочками играет.

-Найдите 7 отличий на картинке.

Проверяем у доски. Кто нашёл все 7 отличий, поднимите зелёную карточку.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из  иллюстрации. Формируем умение на основе анализа рисунка делать выводы.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

-Подкралась Маша к избушке, схватила братца и побежала домой. Баба яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила.

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

-Речка, матушка, спрячь нас!

-  Реши  правильно примеры, перейдёшь на другой берег.

Самостоятельная  работа с.41тетрадь на печатной основе (дополнительная карточка для тех, кто справился быстрее)

10 *  *  =  7          2  *  *  =   7         3 *  *   =  1

3 *  *  =  8            6    *  *  =  3         6  *  *  =  9  

- Проверьте, правильно ли вы сделали это задание (документ-камера)

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и знания, освоение метода информационного поиска.

Регулятивные: определять успешность выполнения задания с помощью учителя, одноклассников.

 Физминутка

Белые лебеди,

Над лесом летели,

На полянку сели,

Сели, посидели.

Опять полетели.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться…

Очень бесшумно на воду садятся.

5.Применение знаний на практике.

- Ребята, знания сложения и вычитания где нам могут пригодится?

(при решении задачи)

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

-Яблоня, матушка, спрячь нас!                                                                              

-Решишь задачу, спрячу!

- А что такое задача, давайте порассуждаем.

Дети: проблемная ситуация с заданной целью, которую необходимо достичь.

- Расположите  в правильной последовательности, из каких частей состоит задача.

(Условие, вопрос, решение, ответ)

 - А какой текст можно назвать задачей?

- Текст, где есть условие и вопрос.

Висело 6  яблок, подул ветер, 3 яблока упало. Сколько яблок висит на дереве?

Разбор задачи:

– Сколько висело яблок?

- Сколько яблок упало?

- Что нужно найти в задаче?

Решение задачи.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

-Печка, матушка, спрячь нас!

-Решишь задачу, спрячу!

На одной тарелке 3 пирожка, на второй тарелке столько же. Сколько пирожков на  двух тарелках?

Сделайте рисунок к задаче (на доске),решите самостоятельно в тетради. Проверим. Поднимите сигнальную карточку.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге.

– Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь героям сказки?

– Как мы помогли им? (Решали примеры, задачи)

– Конечно, вы хорошо работали на уроке. Быстро считали, правильно выполнили все задания. Молодцы!

– А Аленушка с братом Иванушкой возвратились домой к родителям.

– Наше путешествие подошло к концу. Никто не отстал, не потерялся в лесу? Давайте посчитаемся.

- Ребята, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», чему научила нас сказка?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким ( надо взрослых слушаться), ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.

Коммуникативные:  формируем умение слушать и понимать других.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы,

умение осуществлять действия по заданному правилу, алгоритму.

Регулятивные: формируем умение определять цели деятельности, принятие и выполнение поставленных задач, определять успешность выполнения заданий

6. Итог урока. Рефлексия.

Тест.

Итоги урока мы подведём при помощи теста.

- Мы сегодня много работали. А по какой теме велась работа? (Прибавить и вычесть число 3.).

- Каковы были цели урока? (Закреплять навыки прибавить, вычесть число 3; закреплять умение решать задачи).

- Мы их достигли?

- (имя ученика) что ты можешь сказать о своей работе на уроке?

- За активную и продуктивную работу про себя мы можем сказать, что сегодня мы - …….

- Спасибо за работу.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г . Сергиев Посад МБОУ «СОШ№14» Демидова А.В. Анализ урока по математике

Слайд 2

Тема урока: « Сложение и вычитание числа 3» . Тип урока : Обобщение и закрепление изученного материала. Форма урока: Интегрированный урок с игровыми элементами. Обучение на уроке строится на основе деятельностного подхода : «учение через деятельность», который предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий.

Слайд 3

I этап - организационный момент и мотивация к учебной деятельности. Цель: 1)мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. На этом этапе идет формирование личностных УУД (обозначается смысловая ориентация).

Слайд 4

II этап – актуализация и повторение опорных знаний. Цель: уметь использовать полученные знания (при работе с числовым рядом) На этом этапе идёт формирование познавательных УУД (формируется умение извлекать информацию из иллюстраций, таблиц)

Слайд 5

II I этап - постановка цели и определение темы урока. Цель: сформировать представления детей о том, над чем они будут работать на уроке. На этом этапе идет формирование регулятивных УУД (целеполагание, прогнозирование).

Слайд 6

I V - V этапы – закрепление изученного материала и применение знаний . Цель : - закрепляем приёмы сложения и вычитания числа 3; - формируем умение математически правильно читать выражения, используя названия компонентов арифметических действий; - формируем умение делать рисунок к задаче, решать её и давать полный ответ; - развиваем у школьников мыслительные процессы (анализа, сравнения, классификации, доказательства ),логическое мышление, внимание .

Слайд 7

На этом этапе идет формирование личностных УУД (проявляют познавательную инициативу в оказании помощи героям сказки и соседу по парте); познавательных (выполняют задания с использованием материальных объектов, закрепляют изученные правила ); коммуникативных (умение слушать собеседника, вступать в диалог);при проведении работы в паре ставилась цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, предлагать свои идеи и делать общий вывод; регулятивных (взаимоконтроль, самоконтроль).

Слайд 8

V I этап - подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: 1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать личную ответственность за результаты своего труда. На этом этапе идёт формирование регулятивных УУД (умение делать выводы по уроку, оценивать свои знания и умения), личностных УУД ( умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией ).

Слайд 9

Математика – ведущий предмет. Литературное чтение : использование форм фольклора в обучении математике загадки, сказка. Информатика : использование ИКТ. Изобразительное искусство : использование иллюстраций в презентации (художник Юлия Митченко). Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для первоклассника. Дети 1 класса более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Интегрированные уроки побуждают интерес и стимулирует активность ребёнка . Межпредметная интеграция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Вычитание числа 2"

Цели урока: Познакомить с приёмами вычитания числа 2; формировать умение решать простые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц с одним множеством предметов на нахождение суммы и о...

Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока математики для 3 класс: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива" в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (фи...

Презентация к уроку математики в 1 классе "Вычитание числа 3"

Презентация содержит анимированный материал учебника математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока математики в 1 классе "Вычитание числа 3"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Вычитание числа 3"...

презентация к уроку математики 1 класс. Тема "Вычитание числа 3"

Данная презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Вычитание числа 3"Состав числа 3. Знакомство с приёмами вычитания для случав вида    - - 3 .Решение задач. Работа над...