Конспект урока по теме "Умножение на трёхзначное число" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Казакова Наталья Владимировна

Конспект урока по теме "Умножение на трёхзначное число" 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               План – конспект урока                    

                                                                                                                                                                                         

Предмет: Математика

Класс: 4 «Е»

Учитель: Казакова Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Тема урока

Письменное умножение на трёхзначное число

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Знакомство обучающихся с алгоритмом письменного умножения многозначных чисел на трёхзначное.

УУД

Предметные

-Умение умножать многозначные числа на трёхзначные в столбик.

- Знание принципа разрядности числа и умение зафиксировать его в знаковой модели

Личностные:

- умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

 - умение представлять ценность здоровья в жизни человека;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: 

- умение принимать и удерживать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать свои действия и действия другого;

- умение осуществлять контроль в применении способа;

- умение владеть способом самооценки;

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них;

- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения  и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

- умение высказывать собственное мнение;

- умение понимать основания действий другого;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами;

- умение анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;  

- умение выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Оборудование

- электронная презентация

- электронная физкультминутка

- алгоритм самооценки

- лист самооценки

- конверты с эталонами для сравнения выполнения учебных заданий

– разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы;
– карточка для рефлексии.

Организация пространства

Коллективно – учебный диалог, самостоятельная,  групповая работа.

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Цель: Создание эмоционального настроения и атмосферы.

Ну – ка, проверь дружок, 

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят

Приветствие детей.

- Откройте  тетради, запишите: число, классная работа.

2 мин.

Приветствуют учителя

Выполняют записи в тетради

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке

-Зачем нам нужна математика?

- Где она может пригодиться?

2 мин.

Отвечают на вопросы

- ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности (Л/УУД)

3. Актуализация опорных  знаний. Постановка цели и задач урока.

Цель: Повторение изученного ранее. Подготовить учащихся к усвоению нового материала

  1. -Посмотрите на доску. Что Вы можете сказать?

5*30            8*30

11*30          14*30

-Какие задания вы можете дать к этим выражениям?

-Предположите, каково значение выражений.  

-Запишите значения выражений в порядке возрастания.

150, 240, 330, 420    

-Что вы можете сказать о ряде записанных чисел?

-Продолжите ряд чисел соблюдая закономерность и запишите ещё 5 чисел.

150, 240, 330, 420      510, 600, 690, 780, 870

( 1 ученик работает на доске)

-Проверьте.

Отметьте в листах самооценки. (Приложение №1)

2. Даны выражения. Распределите на группы и запишите по группам в тетрадь и решите.

83∙7, 521∙4,  24∙15, 48∙32, 324∙675

83∙7             24∙15               324∙675

521∙4         48∙32

1 гр. Умножение многозначных чисел на однозначное.

Отметьте в листе самооценки.

2гр.Умножение многозначных чисел на двузначное.

Отметьте в листе самооценки.

3гр. Умножение многозначных чисел на трёхзначное.

Отметьте в листе самооценки.

Анализ данных листа.

- Кто узнал что-то новое?

- А кто вспомнил и повторил изученное ранее?

- Кто уже без ошибок умеет умножать многозначные в столбик?

(Отмечается, что уже очень многие справляются с заданиями безошибочно)

-А кому ещё надо потренироваться, совершенствоваться?

-Так какую учебную задачу мы поставим на сегодняшний урок?

Слайд 1

10 мин.

Учатся формулировать

Проводят сравнительный анализ числовых выражений с целью выделения признаков

-Это произведения.

 - Это умножение на двузначное число.

 - Произведения имеют одинаковый множитель.

Составляют вопросы и формулируют задания к выражениям

Выдвигают версии

Находят закономерности в записи ряда чисел –каждое следующее число больше предыдущего на 90

Продолжают в тетради ряд чисел, соблюдая закономерность.

Осуществляют самопроверку с образцом на доске

Работают в листах самооценки

Выделяют признаки, сравнивают объекты, анализируют, выделяют существенное.

Выделяют группы выражений: 1.умножение на однозначное число,2 умножение на двузначное число, 3 умножение на трёхзначное число.

Выполняют решение числовых выражений.

Повторяют материалы прошлых уроков.

Организация заполнения листа «Самооценка работы с многозначными числами»

Работа в листе самооценки

Обучающие сигналят о результатах.

Формулируют тему урока: Умножение многозначных чисел на трёхзначные

Учет разных мнений (К/УУД)

Высказывать своё предположение. (Р/УУД)

Контролировать свои действия и действия другого

Осуществлять контроль в применении способа действия.(Р\УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;  

(П/УУД)

Владеть способом самооценки (Р/УУД)

Умение классифицировать объекты (Логические П/УУД)

Умения оценивать учебные действия (Р/УУД)

Постановка учебной задачи (Р/УУД)

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели (Общеучебн.П/УУД)

Физминутка для глаз

1 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: познакомить с приемом умножения многозначных чисел на трёхзначное.

- Как мы будем умножать на трёхзначное число? Ваши предположения?

(Слайд 2)

- Сравните  решение двух числовых выражений

- сделайте  вывод. (Слайд 3)

Работа в группах.

- Сейчас вам предстоит работать самостоятельно.

А работать вы будете в группах. Поэтому нам необходимо вспомнить правила работы в группах:

-уважаем мнение товарища, договариваемся, слушаем товарища, помогаем. Пожмём соседу по группе руку

- Найдите значение выражения. (Приложение №2)

              324

              675

            1620

          2268

        1944    

        218700

- Сравните свои полученные результаты с доской.

- Что вы можете сказать?

Аналогичное задание будет вашим домашним заданием

5 мин.

-Нам поможет знания алгоритма умножения многозначных чисел на двузначное.

Проводят сравнение алгоритма умножения многозначных чисел на двузначное

Делают вывод о правильности полученного способа умножения  многозначных чисел и возможности его применения в других аналогичных случаях,

Работа в группе.

Проговаривают правила работы в группе

На листочках группой решают умножение трёхзначных чисел.

Для работы в группе пожать руки соседей.

 Первая группа, выполнившая умножение выходит и прикрепляет решение на доску.

Сравнивают полученные результаты с работой одноклассников. Выполняют взаимопроверку

Высказывают своё мнение о правильности решения.

Постановка и решение проблемы –формулирование, самостоятельное создание способов решения проблемы (П/УУД)

Сравнение. Выведение под понятие, выведение следствия (П/УУД)

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

(К/ УУД)

Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

 (Л /УУД).

Правильно формулировать собственное мнение.

 (Р/УУД).

Умение ставить аналогии (П/УУД)

5. Первичная проверка понимания.

Цель: Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма

- Продолжаем работать в группах.

- А сейчас вам предстоит составит алгоритм, по которому выполняется любое умножение на трёхзначное число.

 - У вас на столах конверты №1 с этапами  выполнения умножения. Ваша задача: положить их в том порядке, в котором выполняются действия при умножении на трёхзначное число.

(Приложение №3)

- Какое слово получилось?

5 мин.

м

Умножаю единицы

о

Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем (первое неполное произведение)

л

Умножаю на десятки

о

Пишем десятки под десятками, сотни запоминаем (это второе неполное произведение)

д

Умножаем сотни

ц

Пишем сотни под сотнями, тысячи запоминаем (это третье неполное произведение)

ы

Складываю неполные произведения

!

Читаю ответ

Осваивают умение синтезировать

Отвечают на вопрос

Умение планировать последовательность учебных действий (Р/УУД)

Умение осуществлять синтез (П/УУД)

Умение строить логические цепи рассуждений

(Логич. П\УУД)

-умение контролировать свои действия и действия другого (Р/УУД)

Создание ситуации успеха

. Динамическая пауза (2 мин)

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и  восстановление физических сил ученика.

Встать и выполнить действия героев физминутки

Определять и проявлять  правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

 (Л /УУД)

6.Первичное  закрепление.

Цель: формирование умений самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать результат с образцом

- Можем ли мы теперь дать оценку своим знаниям в листе самооценки в теме «Умножение многозначных чисел на трёхзначные?»

 -Если нет, то почему? (мы ещё не закрепили свои знания)

1.- А для закрепления умения выполнять умножение на трёхзначное число выполним задания, которые находятся в конвертах №2. Задания по цвету соответствуют цвету вашего листа самооценки

Желтый (1 уровень): 812                         379

                                    346                         254

                                .  .  .  .                     .  .  .  .

                             .  .  .  .                     .  .  .  .

                          .  .  .  .                     .  .  .  .    

                         .  .  .  .  .  .               .  .  .  .  .  .  

              

фиолетовый(2 уровень): стр. 41 № 206 (1) – верхняя строка

Синий  (3 уровень): Решите задачу:  Для награждения спортсменов школе нужно купить 423 грамоты по цене 7р 38к. Сколько денег нужно школе для покупки грамот?

Проверьте своё решение по эталону в конверте №3

- Важно уметь умножать многозначные числа на трёхзначное?

Оценивают свои знания и умения по теме урока в листе самооценки

Высказывают своё мнение

Закрепляют полученные на уроке  знания и умения

Запись выражения в тетрадь, нахождение значения выражения.

Самопроверка.

Высказывают версии.

Прослушивание выступления.

Принимать и удерживать учебную задачу.

Контролировать свои действия и действия другого;

Осуществлять контроль в применении способа действия. (Р/УУД)

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р/УУД)

- умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

(Л/УУД)

Умение обобщать текстовую информацию и относить ее к известным понятиям (П/УУД)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Цель: Проинструктировать учащихся о выборе домашнего задания и способа его решения.

 Инструктаж по выполнению и оформлению.

№ 206 (2), ребус

Для всех желающих – составить два примера на новый способ сложения для соседа

Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД)

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Цель: Подведение итогов учебной деятельности по достижению цели урока.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что удалось?

- С чем быстро справились?

- Что вызвало затруднение? Кому было легко умножать многозначные числа на трёхзначное?

- А почему легко?

Анализ работы в листах самооценки учащихся.

Выставление отметок.

Работа в листах самооценки

Ответы на вопросы.

Фиксирование собственного нового знания

Мотивация к последующему обучению

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

 (П/УУД)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Л/ УУД)

(Приложение №2)

 

            324

               675

              . . . .                    

            . . . .

          . . . .      

          . . . . . .

Приложение №3

м

Умножаю единицы

о

Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем (первое неполное произведение)

л

Умножаю на десятки

о

Пишем десятки под десятками, сотни запоминаем (это второе неполное произведение)

д

Умножаем сотни

ц

Пишем сотни под сотнями, тысячи запоминаем (это третье неполное произведение)

ы

Складываю неполные произведения

!

Читаю ответ

(Приложение № 1)

Лист самооценки

Тема

Знал

Умею

Узнал

Интересно

Работа с выражениями

Умножение многозначных чисел на однозначное

Умножение многозначных чисел на двузначное

Умножение многозначных чисел на трёхзначное

Решение задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение на трехзначное число

Слайд 2

Сравните решение двух числовых выражений, сделайте вывод 3 2 4 7 5 1 6 2 0 2 2 6 8 2 4 3 0 0 3 2 4 6 7 5 1 6 2 0 2 2 6 8 1 9 4 4 2 1 8 7 0 0 X X + +

Слайд 3

Вывод Чтобы умножить любое число не трехзначное, надо умножить последовательно на единицы, десятки, сотни трехзначного числа, а затем полученные произведения сложить.

Слайд 4

1. Умножаю единицы 2. Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем (первое неполное произведение) 3. Умножаю на десятки 4. Пишем десятки под десятками, сотни запоминаем (это второе неполное произведение) 5. Умножаем сотни 6. Пишем сотни под сотнями, тысячи запоминаем (это третье неполное произведение) 7. Складываю неполные произведения 8. Читаю ответ