Урок математики "Число и цифра 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бобкова Ольга Алексеевна

Урок математики для 1 класса "Число и цифра 7"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики по теме: "Число и цифра 7"                                                                                  Учитель : Бобкова Ольга Алексеевна

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 7.

Задачи урока:

предметные:

  • формирование понятия числа и цифры 7;
  • формирование умения сравнивать числа;
  • определение места числа 7 в числовом ряду;
  • написание цифры 7.

метапредметные:

  • развитие навыка работы с учебником;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

воспитательные:

  • формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

Формирование УУД:

Личностные

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные 

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
  • развивать интерес к изучению литературы и окружающего мира;

Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемый результат: знать название числа 7; уметь находить число 7 в числовом ряду; уметь находить предметы представленные по семь; уметь записывать цифру 7.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Средства обучения: учебник Т.Е.Демидова «Математика», 1 класс; карточки, презентация по теме урока.

Оборудование: компьютер, телевизор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Мотивирование

(самоопределение)

 к деятельности.

2.Актуализация знаний.

Мотивация к деятельности.

3.Постановка учебной цели.

4.Изучение нового материала.

5.Первичное закрепление

с проговариванием

 во внешней речи.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.          (Звучит музыка)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!   (на доске рисунок - Белоснежка)

- Сегодня к нам на урок пришла Белоснежка. Она потеряла своих друзей гномов и без вашей помощи не может их найти. Ребята, а из какой сказки Белоснежка? Сколько у неё друзей гномов?  А в каких сказках ещё встречается число 7? ( "Волк и семеро козлят", "Сказка о семи богатырях и спящей царевне", "Цветик -  семицветик")

- Что объединяет эти сказки? Вот на этом уроке мы и познакомимся с числом и цифрой 7.

- Поможем Белоснежке найти её гномов?

Устный счет.

1. Работа с числовым рядом.

- Давайте немного пошумим, вдруг кто-то из гномов нас услышит.

Я буду хлопать в ладоши, а вы считаете и называете следующее число: 1,3,5

Теперь я показываю  число, а вы называете предыдущее число: 3,6,4.

Назовите соседей числа: 2,4,6.

- Молодцы! Вот и нашёлся первый гном. (картинка гнома на доске)

2. Устный счет - презентация "Устный счёт с гномиками"

- Вот и освободили мы второго гнома. (картинка гнома появляется на доске)

3. Гномы – замечательные искатели драгоценных камней. Перед вами 3 сундука с драгоценными камнями. Нам необходимо определить из какого сундука драгоценные камни и тогда мы поможем Белоснежке выручить следующего гномика (на доске 3 сундука и камни с примерами)

 4 + 2           5 + 1           1 + 5

 6 - 1            3 + 3           2 + 4

 2 + 3           4 + 1           6 + 1

- Вот и выручили мы третьего гнома. ( на доске картинка 3 гнома)

1. Постановка темы урока

- Один  пример оказался  лишним. Почему? Как получилось число 7? (6 + 1)

2. Открытие нового. Исторические сведения.

   Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот) 
  Число 7 считалось волшебным . И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. 
(7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд. (
Радуга.)

- В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

Братцев этих ровно 7.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Они ходят друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (дни недели)

- Назовите дни недели (считают, загибая пальцы)

Вот неделя. В ней – семь дней, 
Поскорей знакомься в ней. 
Первый день по всем неделькам, 
Назовется понедельник. 
Вторник – это день второй, 
Он стоит перед средой. 
Серединочка – среда – 
Третьим днем была всегда. 
А четверг – четвертый день– 
Носит шапку набекрень. 
Пятый – пятница – сестрица – 
Очень модная девица. 
А в субботу – день шестой – 
Отдыхаем всей гурьбой. 
А последний – воскресенье – 
Назначаем днём веселья… 

- Какие вы молодцы! Давайте вместе немного отдохнём  и найдём четвёртого гномика.

Физминутка

Гномы утром рано встали (потянулись)

И уборку делать стали.

Моют окна, (имитация движения, стоя прямо)

Моют пол, (имитация движения, наклонившись)

Чистят коврик, («подметают» пол)

А потом…

Приглашают в дом друзей, (прыжки на двух ногах)

Чтобы было веселей!

( На доске появляется картинка 4  гномика)

1. Состав числа 7. (можно с геометрическим материалом)

 - Как  можно получить число 7? (5 + 2,  4+ 3,  3 + 4,  2 + 5,  1 + 6)

Работа в группах с геометрическим материалом, затем повтор и выполнение на доске и на карточках. ( у детей на столе наборы с геометрическим материалом)

- У вас на партах геометрические фигуры. Возьмите 7 фигур, разделите их на 2 группы.

Сколько у вас фигур в каждой группе? Как получили число 7?

Работа на карточках и у доски ( дети ставят карточки с цифрами)

           7                 7                  7                   7                    7                      7

 

     1        6            2       5          3        4          4         3           5         2            6           1

         7 =    +                     7 =    +                7 =     +

         7 =    +                     7 =    +                7 =     +

- Хорошо справились и с этим заданием. Выручили 5 гномика. ( на доске картинка)

2. Письмо цифры 7.

- На что похожа цифра 7?  ( картинки)

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.

- Показ написания цифры 7. Дети тренируются  писать цифру на карточках ( 1 строчка)

Физминутка

Чудеса у нас на свете:

Стали гномиками дети. (Дети приседают.)

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)

А теперь мы снова гномы

И за парту сесть готовы.

- Молодцы! Выручили ещё одного гнома. ( картинка гнома)

1. Игра "Математическое лото" (работа в паре)

- Каждый ребёнок в паре составляет примеры на сложение и вычитание в пределах 7.

Затем играют.

2. Решение примеров и раскрашивание картинки гномиков.

- Вот мы и выручили последнего гнома. ( картинка)

Белоснежка очень рада.

Ребята, с каким числом вы сегодня познакомились?

Какую цифру вы научились сегодня писать?

Какое у вас настроение?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ?

Отметьте свое настроение  с помощью дневника настроений.

Включение учеников в  учебную деятельность.

Посредством создания эмоциональной обстановки; определения содержательных рамок урока.

Формирование личностных УУД (обозначается смысловая ориентация)

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

« открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Продолжить работу по освоению новых знаний:

формирование умения сравнивать числа;

определение места числа 7 в числовом ряду; состав числа 7; написание цифры 7. 

Формирование УУД: личностных, познавательных,

коммуникативных, регулятивных. 

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.

Формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формирование личностных УУД:

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок математики в 1 классе Тема урока: Число и цифра 7

Урок изучения нового материала и первичного закрепления....

Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...

Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...