урок математики
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Тема урока "Ёмкость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект32.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Конспект  урока по математике.

                         в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний».

Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.

Тип урока: введения нового знания

Цели урока:

Развитие пространственных представлений учащихся.

Знакомство с единицами измерения ёмкости (миллилитр, литр).

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.

УУД:

Предметные:

совершенствование умений умножать трехзначное число на однозначное;

совершенствование навыков решения составных задач на разностное и кратное сравнение;

уметь измерять объем жидкости в новых единицах измерения – литрах.

Метапредметные:

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:

развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять работу с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме, диаграммами);

обнаруживать пробелы в информации;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

договариваться о совместной деятельности в группе.

Оборудование: коробка сока - 1 литр, пластиковые стаканы – 12 штук, мензурки – 6 штук, ведро, банка ёмкостью 1  литр.

Оформление доски:

Технологическая карта урока.

Этап урока (цель этапа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ι. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

-Начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли учителя из других школ города. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем успешной работы.

Нам предстоит серьезная работа, в ходе которой вы получите много новой информации.

Что такое информация и откуда мы ее можем получить?

Что такое математическая информация?

Часть информации, необходимой нам на уроке, лежит у вас на столах (словари).

У вас на столах лежат листы рефлексии (на каждого). Вы их подпишите и заполните в конце урока.

Также на столе лежит бланк с вашими фамилиями и критериями оценок, по которым вас сегодня будут оценивать модераторы.

Модераторы, озвучьте, по каким критериям будут оцениваться члены ваших групп.

Оценка вам за урок будет выставляться с учетом оценки модератора, вашей самооценки и моей оценки.

Озвучу вам ее позже.

Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке.

Информация – это то, что мы слышим, видим, чувствуем. Она к нам приходит с помощью 5 органов чувств. Математическая информация – это новый материал, который мы получаем на уроке математики в виде примеров, задач, схем, чертежей и другого.

Один из модераторов зачитывает вслух критерии оценки.

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Для работы на уроке нам нужно повторить правило умножения двух и трёхзначного числа на  однозначное.

Поделитесь информацией, как нужно умножить многозначное число на однозначное.

48•6     51•8    435•4    167•5

Устно объясняют правило умножения.

48•6 =288    51•8 =408  

435•4=1740    167•5=835

Познавательные УУД

-обобщение

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который  предстоит ответить.

-У вас на столах стоит сок, попробуйте его, пожалуйста.

-Знаете ли вы, чем полезны соки?

-Как определить, кто, сколько сока выпил?

-Прочитайте название сегодняшнего урока.

-Прочитайте, что обозначает слово ёмкость, объясните, как вы его поняли.

-Сформулируйте цель урока.

-Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить на уроке.

Пьют сок.

Отвечают на вопрос

-В них есть витамины. А витамины нужны для того, чтобы наш организм был здоров.

-Нужно измерить и сравнить.

-Измеряем ёмкости.

Читают на доске значение слова(ёмкость-вместимость), объясняют.

- Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости.

-Что значит «измерить ёмкость»

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. «Открытие нового знания»

Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций.

Рассмотрите емкости у вас на столах. Как вы думаете, в каких единицах измерения дана шкала на них?

-Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана или мензурки. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах.

Практическая работа: «Измерение  ёмкость пластикового стакана». Выполните эту работу в парах.

-Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра?

-Прочитайте правило на странице 78.

- Назовите единицу измерения больших ёмкостей.

Презентация (слайд 2)

- Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр. (демонстрация предметов)

         В миллилитрах. Записывается - мл

                       1 л – 1000 мл

-Выполняют практическую работу в парах.

Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды.

            -Нет. Оно слишком большое.

-Читают правило. Называют единицу измерения «литр». 

-Смотрят на предметы.

Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания -  учить сравнивать ёмкость различных сосудов.

-Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них?

Презентация (слайды 3 - 8)

-Ответьте на следующие вопросы:

*На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро?

*Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке?

*Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках?

*Сколько литров воды можно налить в:

3 ведра?

2 банки?

*Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру?

Работа в группах:

Вы рассажены в 4 группы. Каждой группе я дала задание на измерение количества определенной жидкости: воды, лекарства, мёда, подсолнечного масла.

1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра?

2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно … (кто скажет сколько?)  6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил?

3 гр.В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом (что такое чарка?). Ковш вмещает 6 чарок, а ведро – 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра?

4 гр.Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда?

Руководители групп – оцените каждого члена вашей группы на листочке с фамилиями,который лежит у вас на столе.

-Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров.

*Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро.

*Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку.

*В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре.

-9•3=27 литров

-3•2=6 литров

-15:3=5 литров

         

Налить 7 л и перелить в 5-литровое ведро часть воды до края. Останется 2 л.

Перелить 2 л в 5-литровое, налить до края 7-литровое ведро. Отлить часть в 5-литровое до края. В 7 – литровом останется 4 л, т.к. долили 3 л.

Наполнить до края 5-литровое ведро, перелить в 7-литровое. Снова наполнить 5-литровое, отлить часть воды в 7-литровое до края. В 5-литровом останется 3 л.

Чайная ложка вмещает примерно 6 мл. Кот выпил 576 мл лекарства. Т.к. надо 24 (часов в сутках) х на 6мл =144 мл в сутки. Болел 4 суток. Поэтому 144 х 4=576(мл)

Работают со словарем. (Старинная ёмкость, рюмка, стаканчик).

123х 6=738 (мл) – объем ковша

738 х 11= 738 х (10 + 1)= 7380 + 738 = 8118 (мл)

1 л меда весит 2 кг. 2 л меда будут весить 4 кг.

4 л масла будут весить 900 х 4 = 3600 (кг) 2 л меда тяжелее.

Руководители групп оценивают участие каждого члена и выставляют оценки на листочке.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией

VΙ. Включение нового в систему знаний.

Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач.

-Прочитайте задание №5 стр. 79.

В каком виде представлена нам информация?

Что указано по

горизонтальной оси

по вертикальной оси

-Ответьте на вопросы этого номера

Презентация (слайд 10-11)

-Письменно вычислите сколько нефти поставлено в Германию, Польшу, Венгрию

-В международной торговле нефть измеряют в баррелях. Прочитайте как пишется это слово и чему равен 1 баррель.

Презентация (слайд 12 – 13)

(сообщение ученика о барреле)

-Выполните задание к №6 стр.79.

-Сколько литров в одном барреле?

-Как узнать сколько литров в 4 баррелях?

Проверьте по образцу, записанному на доске

-Составим алгоритм ответа на второй вопрос:

Сколько в бочке?

Сколько в 6 баррелях?

-Выполните вычисления и ответьте на вопрос.

Читают задание.

- В виде диаграммы.

-название стран

-тонны нефти

* в Венгрию

* в Польшу

* в Германию

Один ученик выполняет работу на доске, остальные в тетради

282•2=564(тысяч тонн) в Венгрию

564•2=1128(тысяч тонн) в Польшу

564•3=1692(тысячи тонн) в Германию

-Читают информацию на доске.

  • 159 литров
  • Надо 159 умножить на 4 =636

                             1000 литров

Надо 159•6 =954

Выполняют вычисления самостоятельно. Проверяют по образцу.

Самопроверка

159 •4 =636

159•6=954

1000 > 954

В бочку поместится 6 баррелей нефти.

Презентация (слайд 14)

VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности

-На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока?

-Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как?

-Где мы можем применить новые знания?

-Оцените работу всего класса на уроке.

-Поставьте каждый себе оценку на уроке.

Заполните листы рефлексии. Которые лежать у вас на столе.

Запишите домашнее задание

Спасибо за урок. Урок окончен.

(слайд 17)

*Что значит измерить ёмкость?

* Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде.

Презентация (слайд 15)

*Приводят примеры.

Поднимают карточки с оценками

Поднимают карточки с оценками

Д.З. стр.78 №3 (слайд 16)

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...