Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Объем".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бахарева Ольга Станиславовна

Конспект урока по математике 1 класс. Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obem.docx21.98 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_obem.ppt505.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема: Объём

Цель: 

формирование представления об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.

Задачи:

  • закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения;
  • учить практически, сравнивать предметы по объёму с помощью переливания;
  • отрабатывать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи на сложение и вычитание объёмов предметов;
  • развивать аналитические способности, внимание, математическую речь, интерес к предмету.

воспитывать целеустремлённость и настойчивость, стремление к истине, к здоровому образу жизни.

Этапы урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Встали тихо, замолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете все обязательно.

Математический диктант

См презентацию

1 ученик у доски решает примеры:

8-4                          5+3

7-6                          2+3

3+4                         9-6

8-2                          8-5

Проверка:

Проверим ответы. У кого другой ответ?

Вопросы к ученику, выполнявшему задание:

- Что нужно было сделать?

- Были ли у тебя ошибки?

- Расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте название темы.

                         1 2 3 4 5 6 7 8

                          В е л и ч и н а

-Что такое величина?

-Это признак предмета, который можно:

         измерить

         записать числом

         сравнить

         сложить

            вычесть

        

- С какими величинами мы уже познакомились? (длина и масса)

- Назовите единицы измерения длины (см дм)

- С помощью каких инструментов измеряем длину? (линейка, портняжный сантиметр…)

- Назовите меры массы (кг)

- С помощью чего измеряем массу? (весы)

2. Формулирование проблемы. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование определения.

Найди лишнее.

        На слайде : 6кг  12см  8кг  3кг

- Является ли величиной килограмм? (нет, это мера массы)

                          3см   7см   1дм  5см

- Является ли величиной сантиметр?  (нет, это мера длины)

- Как называется величина, которую используют для измерения жидкостей?

- Возникло что? Затруднение.

«Открытие» нового знания

На столе колба и цилиндр

- Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно небольшое открытие. У меня на столе 2 сосуда: колба и цилиндр. (Колба заполнена водой!)

- Чем они похожи? (стеклянные)

- Чем отличаются? (высотой, шириной, формой, один заполнен водой)

- А теперь попробуем найти ещё один отличительный признак. Какой это признак?

- Какое затруднение у вас возникло?

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Что мы не знаем? ( чем еще отличаются колба и цилиндр)

Как вы думаете, в каком из них помещается больше воды?

- Давайте проверим.

- Как это можно проверить? (перелить воду из колбы в цилиндр)

- Я переливаю воду из колбы в цилиндр.

- Что же произошло?  Цилиндр заполнен не полностью)

- Сделайте вывод.

        Цилиндр вмещает больше воды, чем колба.

Физкультминутка

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- В математике это свойство называют объём.        Попробуйте повторить наш вывод, используя слово объём. (Объём колбы больше объёма цилиндра)

 Практическая работа.

С.10 №1

-Что нужно сделать в задании? (сравнить по объему чашку и стакан)

- Как вы думаете, объем какого предмета больше?

- Давайте с вами это проверим. А поможет мне в этом Аня.

- Какие действия нужно выполнять? ( дети называют, Аня выполняет)

- Для чего мы переливали воду из стакана в чашку? (чтобы сравнить)

( Прикрепляю на доску слово сравнить).

- Значит, объемы сосудов можно сравнить? (Да)

Измерение объёма.

- Как вы думаете, можно ли измерить объём?

- У меня на столе баночка, стакан и колбочка. Давайте,  попробуем измерить  объём банки с помощью стакана.

-Саша измерит объём с помощью стакана.

- Сколько вошло стаканчиков?

- Катя измерит с помощью колбочки.

- Сколько вошло?

- У кого вошло больше?

- Что случилось? Может наша банка  выросла?

- Нет использовали разные мерки.

5.Реализация построенного проекта.

Для закрепления вывода предлагается выполнить задание в учебнике с.11,  № 6. Ответы на вопросы учебника. + Как зависит значение объёма от величины мерки?

Сделаем вывод: Итак, чем больше мерка, тем меньше результат измерения, т.е. объём.

А все-таки как измерить объём банки и бидона? (выбрать одинаковую мерку)

- Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами. Но в разных местностях они были разного размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую мерку, равную 1 литру.

Запись на доске        1 литр-1л 

- При покупке каких продуктов мы пользуемся этой меркой?

- Что Саша и Катя делали с объёмом стакана? (измеряли)

(Прикрепляю слово «измерять»)

- Умеем мы теперь результат измерения объёма записывать числом? (да) (Прикрепляю слова «записывать числом»)

Физкульминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение задачи.

        

№5 с 10

- На доске и у вас в тетрадях схема.

- Давайте её заполним.

- Сколько ведер воды принес Миша?

- Куда запишем? Почему? (вызываю ребёнка, он показывает указкой)

- Сколько ведер воды принес Петя?

- Сколько ведер воды принесла Оля?

- Какой вопрос задачи?

- Что известно в задаче? (части)

- Что надо найти? (целое)

- Как найти целое?

- Запишем решение задачи (один комментирует, я пишу на доске, дети в тетради)

Схема на доске.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой..

№7 с 11

Проверка: обмен тетрадью с соседом по парте.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какие действия мы использовали при решении этого номера?? (сложение, вычитание)

(Прикрепляю  слова «складывать и вычитать»)

- Можно объёмы складывать и вычитать? (да)

- Посмотрите на доску.  Мы сегодня объёмы сравнивали?(да)

- Записывали числом?(да)

- Измеряли? Складывали? Вычитали?

- Какой можно сделать вывод? (Объём – это тоже величина)

- Что надо сделать, чтобы измерить объём? (надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемом объёме)

В каких единицах измеряется объем?

Итог урока

-Что нового вы узнали на уроке?

- Понравилось вам сегодня на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Что вам было не понятно?

Колба и цилиндр

Стакан, баночка, колбочка, чашка.

1 граненый стакан

Слова: сравнить, измерить, складывать, вычитать, записывать числом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 1 класс Объём Сёмкина Е. В. Гимназия №127 г. Снежинск

Слайд 2

ВЕЛИЧИНА измерить записать числом сравнить сложить вычесть

Слайд 3

ВЕЛИЧИНЫ см, дм длина масса кг

Слайд 4

Найти лишнее 3см 7см 1кг 5см 6кг 12см 8кг 3 кг

Слайд 5

ОБЪЁМ

Слайд 6

Старинные меры объёма ведро бочка

Слайд 8

Мама купила 2л яблочного сока и 5л апельсинового. Сколько всего литров сока купила мама? ? 5л 2л