урок математики "Обозначение чисел буквами и выражениями"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Тема.

Обозначение чисел буквами и выражениями.

Задача учителя

Ввести обозначение чисел буквами через сообщение ученикам и выражение, через постановку и решение практической задачи урока.

Что дети знают и умеют?

Знают  что такое числовая прямая, составные части числовой прямой.

Умеют строить числовую прямую, обозначать на ней числа, сравнивать числа, выполнять сложение и вычитание чисел с помощью числовой прямой.

Чему должны научиться дети делать?

Научиться обозначать неизвестные числа на числовой прямой  буквами и выражениями

Учебная задача.

Найти новый способ обозначения неизвестного числа на числовой прямой

(«Придумать» новое обозначение числа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           г. Нефтеюганск

                                                                          Соколова Светлана Николаевна

                                                                         

Урок математики в 1 классе.

Тема.

Обозначение чисел буквами и выражениями.

Задача учителя

Ввести обозначение чисел буквами через сообщение ученикам и выражение, через постановку и решение практической задачи урока.

Что дети знают и умеют?

Знают  что такое числовая прямая, составные части числовой прямой.

Умеют строить числовую прямую, обозначать на ней числа, сравнивать числа, выполнять сложение и вычитание чисел с помощью числовой прямой.

Чему должны научиться дети делать?

Научиться обозначать неизвестные числа на числовой прямой  буквами и выражениями

Учебная задача.

Найти новый способ обозначения неизвестного числа на числовой прямой

(«Придумать» новое обозначение числа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент.

1. Актуализация опорных знаний. Ситуация успеха.

Задача этапа: вычленить способ деятельности

Дана числовая прямая с заданным направлением, меркой и числом 4.

- Что вы видите на доске?

- А по каким признакам вы определили, что это числовая прямая?

- Покажите направление. (Фиксируется на доске)

- А какая здесь мерка, покажите.

- Давайте мы договоримся, какой меркой-шаг будем пользоваться. (Фиксируется на доске)

- А где же начало?

- Кто сможет показать начало на этой числовой прямой?

- А я считаю здесь. Как проверить?

- А почему нужно сделать 4 шага до начала? (Фиксируется на доске)

- Для чего служит числовая прямая в математике?

- А вы умеете это делать?

- Хорошо я предлагаю выполнить вам задание на карточках с помощью числовой прямой.

Эти же выражения записаны на доске

Числовую прямую

Есть направление, мерка-шаг

Обучающиеся показывают на числовой прямой

Не указано

Ребенок показывает

Нужно сделать 4 шага назад от числа 4

Помогает сравнивать, складывать, вычитать числа

Индивидуальная работа

8>… (на 2)

4+2 =…

6-3=…

Проверка выполненной работы.

- Какое число меньше 8 на 2?

- Как вы его получили?

- Покажите свои действия на числовой прямой.

- Отнеситесь к ответу….

- Оцените свою работу на оценочной линейке

Обучающиеся у доски

Оценивают свою работу

Рефлексия.

- Как находили меньшее число на числовой прямой?

- Как находили большее число на числовой прямой?

Находили большее число на числовой прямой и от него шагали к началу.

Находили меньшее число и шагали по направлению

2.1. Создание новой учебной ситуации, но пока без проблематизации

Предлагается рассмотреть числовую прямую с буквами.

- Как вы думаете, является ли эта модель числовой прямой?

 - Ну, давайте, проверим, все ли признаки числовой прямой имеются?

- Покажите направление.

- Когда я строила числовую прямую, я пользовалась вот такой меркой-шагом.

- Итак, мерка есть.

- Покажите начало.

- Разве может такое быть, что нет начала?

- Точно показать начало мы не можем, но где-то там оно есть.

- А где здесь числа?

- Действительно, числа на этой числовой прямой обозначены буквами.

- А вы можете сказать какие это числа?

- Математики договорились, что числа можно и буквами обозначать.

- А что вы уже обозначали буквами?

- Числа мы будем обозначать не заглавными, как величины, а строчными письменными буквами русского алфавита.

- А можете ли вы их сравнить?

- А как вы это будете делать? Вы же не знаете, какие это числа.

- Сравните числа, обозначенные буквами с помощью числовой прямой. Поработайте в парах.

Да, является

Обучающиеся показывают все имеющиеся признаки числовой прямой

Начала нет

Числа обозначены буквами

Нет

Величины

Да

По направлению будем определять

Выполнение на карточках

Проверка выполненной работы.

- Покажите числа на числовой прямой при сравнении которых разница равна 2 (1, 3)

- В каком отношении находятся эти числа.

- Ваше отношение к ответу…

- Кто не согласен…..

Показывают решение на числовой прямой

Рефлексия.

- Что обозначают эти буквы?

Числа

2.2 Создание новой ситуации. Проблематизация.

Задача этапа: обнаруживать проблемы

 - Молодцы, ребята! Вы так много знаете, умеете.  

- Как вы думаете, сколько в этом сосуде мерок воды?

- Измерять это очень долго, у нас мало времени.

- Да, мы не знаем, какое число мерок воды в этом сосуде.

- А как же тогда обозначить это неизвестное нам число?

Учитель прописывает букву а на сосуде.

- Давайте покажем число а на числовой прямой.

- Ребята, а в этот сосуд надо налить на три мерки больше, как это сделать?

- Покажите свои действия на числовой прямой.

- Давайте проверим все ли правильно мы выполнили?

- Покажите объем, в котором  а мерок.

- Покажите объем, который получили.

- Мы знаем, какое это число?

- Но его как-то обозначить надо! Вот, это задача нашего урока: как обозначить это число.

Не знаем

Надо измерить

Буквой можно обозначить

Ребенок показывает место числа а на числовой прямой

Налить столько же, сколько в первом и еще три мерки (выполняют это на практике)

Ответы детей

Дети выполняют действия на числовой прямой.

Один показывает на сосудах, а другой на числовой прямой.

Нет

Этап урока: Деятельность в ситуации сбоя

Задача этапа: отбирать инструментарий для решения проблем

- Чтобы решить эту задачу я предлагаю вам поработать в группах.

- Итак, ребята, какую задачу вы будете решать?

Работа в группах

Этап урока: Определение способа №2

Задача этапа: выдвигать новый способ

- Напомните, пожалуйста, какая задача перед нами стоит?

- К какому решению пришли?

- Есть ли вопросы?

- Выскажите ваше отношение к ответу….

- Мы решили поставленную задачу?

- Как обозначили полученное число?

Выступления групп

Этап урока: Рефлексия

Задача этапа: осмысливать понимание процесса получения нового знания

- Ребята, а вы теперь сможете, любое число обозначить на числовой прямой выражением?

- А что для этого нужно? (направление, мерка-шаг, хотя бы одно число)

Итог урока:

- Чему научились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС " Школа 2100" 2 класс. Урок математики " Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания).

Методическая разработка. Математика. 2 класс "Порядок действий в выражении". 1-ый урок по теме....

конспект урока математики Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Урок  открытия   нового  знания  с  мультимедийным  сопровождением  по  программе  Л.В. Занкова   в 1 классе....

"Обозначение чисел буквами". (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

Тема урока: «Обозначение чисел буквами»Цель:- создать условия для овладения детьми умения обозначать  числа буквой и выражением с помощью числовой прямой....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Закрепление. Решение задачи и выражений. Распознавание треугольников.» Тип урока: Закрепление и рефлексия. Класс: «3б»

Цель урока: Закрепить умения и навыки решать задачи разными способами.Ф.И.О. студента: Родионова Полина АлександровнаЗадачи урока:Дидактические:- отрабатывать умение решать задачи;- учить находить на ...

Конспект урока по математике. Тема :Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по математикеТема: Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.Цели деятельности учителя: развитие умений учащихся решать задачи в д...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...