Рабочая программа по математике 2 класс VIII вид
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 2 класса 8 вида, с календарно-тематическим планированием (68 часов), обучение на дому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету   «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

      1   Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом  Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №   29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

       2.      Закона Российской Федерации « Об образовании»

      3.   Учебного плана  МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»     на  2017-2018 учебный год.

       4.   Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

Цель обучения:  формировать  знаний состава чисел первого десятка, количественных и временных представлений, подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:

  • дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
  • использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Общая характеристика предмета

        Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта, поэтому в программу не внесено изменений. Рабочая программа полностью соответствует программе «Математика» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

    Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально- трудовыми навыками. Обучение математики должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью.

   Понятия числа, величины, геометрической  фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения  математике, являются абстрактными. Практические действия с предметами , их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами. Пробудить интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел,  измерению величин возможно только при использовании дидактических игр, игровых элементов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

     Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение. Не менее важный приём- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие . использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения являются и другие : демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, и др.

      Неотъемлемой частью этапа урока математики является устный счёт    

  Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место предмета в учебном плане

Программа обучения на дому модифицирована – всего 68 часов  в год (2 часа в неделю-34 учебных недели).  Сокращены все разделы учебного курса.

 Ценностные ориентиры содержания курса:

 - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность   (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются  у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

Необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых примеров, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математике учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные

Обучающийся научится:

-использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-работать по предложенному учителем плану.

-отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные

Обучающийся научится:

- характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем, сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- иметь познавательный интерес к математической науке.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающийся получит возможность научиться:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать небольшой текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Предметные

Обучающийся научится:

- называть и обозначать действия сложения и вычитания, ориентироваться в таблице сложения чисел в пределах 20 и соответствующих случаях вычитания

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20

- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20

- записывать и сравнивать числа в пределах 20

- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20

-решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

Содержание учебного предмета

                                    Первый десяток

Повторение: Счёт и запись чисел в прямом и обратном порядке.

Состав однозначных чисел.

Присчитывание и отсчитывание по2(парами). Счёт по3.

Сравнение чисел. Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».

Решение задач на сравнение.

Сравнение отрезков по длине.

                           Второй десяток Нумерация.

Число 10 или 1 десяток: состав чисел, сравнение чисел.

Присчитывание по 1.Счёт в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Сравнение чисел второго десятка. Однозначные и двузначные числа.

Арифметические действия с помощью предметов. Присчитывание и отсчитывание по2, по 3. Решение простых арифметических задач.

                                 Меры длины, времени

Единица длины-дециметр. Обозначение. Соотношение длин. Сравнение.

Сутки. Неделя. Час. Прибор для изменения времени.

Решение задач и примеров на нахождение мер времени. Сравнение движения стрелок.

        Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

Математический смысл выражений «Столько же и ещё». « Столько же, но без»

Понятия: увеличить на*, Уменьшить на *.

 Решение  простых задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.  Получение предыдущего и последующего числа. Сложение чисел, полученных при измерении отрезков.

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд

Название компонентов при сложении. Сложение  двузначного числа с однозначным. Сложение чисел путём разложения первого слагаемого на два числа.

           Переместительное свойство сложения. Вычитание однозначного из       двузначного. Название компонентов при вычитании. Нахождение неизвестного слагаемого. Сравнение однозначных и двузначных чисел. Вычитание чисел путём разложения вычитаемого на разрядные слагаемые.

Решение задач на нахождение суммы и остатка. Второй десяток. Состав двузначных чисел.  Состав чисел от 11 до 19. Решение задач по заданной краткой записи.

                Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

Прибавление числа 2,3,4.Решение примеров с помощью вспомогательных средств, с помощью наглядности.  Прибавление числа путём разложения второго слагаемого.  Решение задач с недостающими данными. Решение примеров с применением переместительного свойства сложения. Таблица сложения.  Состав  двузначных чисел от 11до 19.

Учебно-тематический план

                           

Тема раздела

Количество часов

1

Первый десяток

7

2

Второй десяток. Нумерация

8

3

Меры длины, времени

1

4

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

8

5

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд

19

6

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

21

7

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

2

8

Геометрический материал

2

                                           Итого

68

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

Учащиеся должны знать:

  • счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
  • таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
  • названия компонента и результатов сложения и вычитания;
  • математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
  • элементы угла, виды углов;
  • элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
  • элементы треугольника.

 Учащиеся должны уметь:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
  •  решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;  
  • узнавать,  называть, чертить  отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
  • чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Учащиеся должны знать:

счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
 различие между прямой, лучом, отрезком;
 элементы угла, виды углов;
 элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
 элементы треугольника.
Учащиеся должны 
уметь:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.

4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).

Материально-техническое обеспечение

 для учителя

1.Т.В. Алышева. Математика.. 2класс: Учебник для специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида.

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

для учащихся

1. Т.В. Алышева. Математика.. 2класс. 2класс: Учебник для специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида

                                         Список литературы

1.Т.В. Алышева. Математика.. 2класс: Учебник для специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида.

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

Календарно-тематическое планирование

«Математика», 68 часов (2 часа в неделю)

Дата

Тема

Д/з

     

Первый десяток: 7 часов

Счёт и запись чисел в прямом и обратном порядке.

Состав однозначных чисел

Решение задач на нахождение суммы

Прямая линия. Отрезки заданной длины

Присчитывание и отсчитывание по 2

Считай по 3

Контрольная работа по теме «Первый десяток»

Второй десяток. Нумерация: 8 часов

Работа над ошибками. Число десять или 1 десяток

Числа 11, 12, 13. Состав чисел.

Числа 14, 15, 16. Сравнение чисел второго десятка

Присчитывание и отсчитывание по 1

Числа 17, 18, 19. Состав чисел

Состав чисел второго десятка

Сравнение чисел второго десятка

Число двадцать или 2 десятка. Контрольная работа по теме «Нумерация»

Меры длины: 1 час

Работа над ошибками. Единица длины - дециметр. Обозначение

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц: 8 часов

Математический смысл выражения: столько же

Понятие: увеличить на несколько единиц

Решение задач на увеличение чисел на несколько единиц с помощью рисунка

Измерение и сравнение отрезков

Понятие: уменьшить на несколько единиц

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц с помощью рисунка.

Составление условия задачи по рисунку

Контрольная работа по теме «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц».

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд: 19 часа

Работа над ошибками. Название компонентов при сложении. Сложение двузначного числа с однозначным.

Решение простых задач на нахождение суммы.

Переместительное свойство сложения

Единицы длины. Сравнение. Перевод единиц

Вычитание однозначного числа из двузначного числа. Название компонентов при вычитании

Решение задач на нахождение остатка

Сложение вида: 18+2, 11+9

Нахождение неизвестного слагаемого

Вычитание вида: 20-2, 20-9

Сравнение однозначных и двузначных чисел

Вычитание вида: 15-13, 13-11, путём разложения вычитаемого на разрядные слагаемые

Решение задач на нахождение остатка

Вычитание вида: 20-14, путём разложения вычитаемого на разрядные слагаемые

Состав двузначных чисел (11-19)

Решение задач на нахождение суммы

Решение задач по заданному рисунку

Присчитывание по 1. Отсчитывание по 1.

Решение задач по заданной краткой записи.

Решение задач и примеров на увеличение  и увеличение числа на несколько единиц

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд:  21час

Прибавление чисел 2,3,4

Прибавление числа 5 путём разложения второго слагаемого

Решение составных задач с недостающими данными

Прибавление числа 6 путём разложения второго слагаемого

Решение задач и примеров с переходом через десяток

Прибавление числа 7 путём разложения второго слагаемого с помощью счётных палочек

Прибавление числа 7 . Решение составных задач

Прибавление числа 8.

Прибавление числа 9

Решение задач с недостающими данными

Решение примеров с применением переместительного свойства сложения

Таблица сложения

Состав числа 11,12

Состав числа 13,14

Состав чисел 15,16,17,18

Контрольная работа по теме: «Сложение с переходом через десяток»

Работа над ошибками. Вычитание чисел 2,3,4,5

Вычитание числа 6,7

Решение примеров по образцу с переходом через десяток

Вычитание чисел 8,9

Контрольная работа по теме «Вычитание с переходом через десяток»

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин: 2часа

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы и ёмкости

Геометрический материал: 2 часа

Луч. Виды углов

Квадрат. Прямоугольник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по математике 1 класс, для обучающихся занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....