Рабочая программа по математике.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Татьяна Владимировна Тарасенко

Наименование учебного предмета:                Математика

Класс:                                                                4      

Уровень общего образования :                       начальная  школа

Учитель:                                                           Тарасенко Т. В.                                       

Срок реализации программы, учебный год : 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану:           всего  136 часов  в год;  в неделю   4   часа

Программа по математике для 4 класса на 2017-2018 учебный год разработана  авторской программы М.И.Моро, Ю,М,Колягина, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой С.В.Степановой «Математика 1-4 классы» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, федерального и регионального базисных учебных планов и положения «О составлении рабочих программ учителями-предметниками ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга», утвержденного директором школы 27.06.2014 приказом № 174 на основании решения педагогического совета № 6 от 27.06.2014. В соответствии с требованиями ФГОС и на основании выбора, сделанного родителями (законными представителями), в программу включен модуль «Решение практических задач», который направлен на формирование математических навыков и логического мышления.

 

Изучение математики в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

 

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа по математике для 4 класса на 2017-2018 учебный год разработана  авторской программы М.И.Моро, Ю,М,Колягина, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой С.В.Степановой «Математика 1-4 классы» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, федерального и регионального базисных учебных планов и положения «О составлении рабочих программ учителями-предметниками ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга», утвержденного директором школы 27.06.2014 приказом № 174 на основании решения педагогического совета № 6 от 27.06.2014. В соответствии с требованиями ФГОС и на основании выбора, сделанного родителями (законными представителями), в программу включен модуль «Решение практических задач», который направлен на формирование математических навыков и логического мышления.

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-методический комплект программы «Школа России»

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. математика: учебник для 4 класса: в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM)

Требования к уровню подготовки, результатам изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, личностных, метапредметных результатов.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Видов деятельности учащихся, направленных на достижение результата

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Решение различных задач.
  5. Систематизация учебного материала.
  6. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  7. Анализ проблемных ситуаций.
  8. Работа с раздаточным материалом.
  9. Измерение величин.
  10. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  11. Моделирование и конструирование.

Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно приложение тематики проектов)

  1. Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».
  2. Проект: «Математика вокруг нас».

Учебно-исследовательская деятельность

1.Устное сообщение по теме урока.

2.Реферат по теме без устного сообщения.

3.Реферат по теме с последующим выступлением на учебном занятии с компьютерной    презентацией.

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Учебная четверть

Математический диктант

Контрольная работа

Проверочная  работа

всего

I

2

2

1

5

II

1

2

1

4

III

1

3

4

IV

1

3

4

Итого за год

5

10

2

17

Содержание учебного предмета, курса

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Межпредметные связи

  • предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
  • сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.
  • перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.

При осуществлении межпредметных связей в обучении важное значение имеют отбор для уроков материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для урока сведения, которые учащиеся получают при изучении различных предметов, ориентация, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы представлены в соответствующих школьных учебниках. На основании полученных данных в плане для разных классов, фиксируется межпредметный материал.

Для решения этой задачи применяются различные технологии: это внедрение технологий мониторинга, проектная деятельность, научно- исследовательская деятельность, но наиболее эффективными являются информационно-коммуникационные технологии. Знакомство детей с комплексными работами (на предметной и межпредметной основе), построенными либо на базе литературного текста, либо через постановку учебно-практической (или учебно-познавательной) задачи. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках предмета математики, а затем переносу на новые классы объектов.

При реализации межпредметных связей эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой. Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся получают задания провести небольшие исследования по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературе (найти произведения, в которых используются различные меры длины), по математике (выяснить значение величины длин). Результатом этой деятельности является публичная презентация исследовательских работ с использованием интерактивной доски.

Обращение к справочникам и дополнительной литературе, поиск информации в интернете формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Интересная информация, найденная учащимися используется при выполнении различных творческих заданий.

Внутрипредметный модуль «Решение практических задач»

Цель:

-научить решать задачи практического характера, задачи повышенной сложности

Задачи:

-развивать логическое и образное мышление;

-формировать умения строить математические модели;

-расширять кругозор через  взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с окружающим миром;

-демонстрировать  значимость математических знаний в практической деятельности;

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Числа от1 до 1000

11

Числа ,которые больше 1000. Нумерация

8

Величины

12

Сложение и вычитание

12

Умножение и деление

62

Итоговое повторение

4

Внутрипредметный модуль «Решение практических задач»

27

Итого

136

Календарно-тематическое планирование

Урока в году

Тема урока

Формы контроля

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (13 часов)

1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.        

4

Вычитание трёхзначных чисел.

5

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные .

6

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Письменное умножение однозначных чисел на многозначные .

7

Приёмы письменного деления

трехзначных чисел на однозначные.

8

Деление трёхзначных чисел на однозначные.

9

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число  .

10

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

11

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

12

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

13

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».

Проверочная работа № 1 по теме «Повторение».

Проверочная работа № 1

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (11 часов)

14

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч .

15

Чтение многозначных чисел .

16

Запись многозначных чисел .

17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых .

18

Сравнение многозначных чисел

19

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Увеличение и

уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз .

20

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда .

21

Класс миллионов и класс миллиардов.

Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация»

Проверочная работа № 2

22

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

23

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач» .

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 1.

Математический диктант № 1

24

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» .

Контрольная работа №1

Величины (16 часов)

25

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Единица длины – километр.

Таблица единиц длины .

26

Соотношение между единицами длины .

27

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

28

Таблица единиц площади.

29

Определение площади с помощью палетки .

30

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

31

Таблица единиц массы.

32

Контрольная работа № 2 за 1 четверть.

Контрольная работа № 2

33

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Математический диктант № 2.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» .

Математический диктант № 2.

34

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Время. Единицы времени: год, месяц, неделя .

35

Единица времени – сутки.

36

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события  .

37

Единица времени – секунда  .

38

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Единица времени – век  .

39

Таблица единиц времени.

Проверочная работа № 3 по теме «Величины»  .

Проверочная работа № 3

40

Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»  .

Тест № 1

Числа, которые больше 1000.

Сложение и вычитание -  14 ч

41

Устные и письменные приёмы вычислений .

42

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

43

Нахождение неизвестного слагаемого .

44

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого .

45

Нахождение нескольких долей целого.

46

Нахождение нескольких долей целого .

47

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий .

48

Сложение и вычитание значений величин  .

49

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»

Проверочная работа № 4

50

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

51

Повторение пройденного .  

52

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» .

Контрольная работа № 3

53

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера .

54

Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» .

Тест № 2

Умножение и деление  - 76 ч

55

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

56

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Письменное умножение многозначного числа на однозначное.

57

Умножение на 0 и 1.

58

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Математический диктант №3.

Математический диктант №3

59

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя .

60

Деление многозначного числа на однозначное.

Промежуточная диагностика .

Промежуточная диагностика

61

Письменное деление многозначного числа на однозначное .

62

Контрольная работа № 4 за 2 четверть

Контрольная работа № 4

63

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Письменное деление многозначного числа на однозначное .

64

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Решение задач

65

Письменное деление многозначного числа на однозначное .

66

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на пропорциональное деление.

67

Письменное деление многозначного числа на однозначное

68

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на пропорциональное деление .

Решение задач

69

Деление многозначного числа на однозначное.

70

Деление многозначного числа на однозначное.

Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число».

Проверочная работа № 5

71

Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Тест № 3

72

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» .

Контрольная работа № 5

73

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Решение текстовых задач

74

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости

75

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

76

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние

77

Решение задач на движение.

Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние»

Проверочная работа № 6

78

Умножение числа на произведение

79

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

80

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

81

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

82

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на одновременное встречное движение .

83

Перестановка и группировка множителей .

84

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».

85

Деление числа на произведение .

86

Деление числа на произведение.

87

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Деление с остатком на 10, 100, 1 000 .

88

Составление и решение задач, обратных данной.

89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

90

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

91

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

92

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

93

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях .

94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» .

Проверочная работа № 7

95

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №4.

Математический диктант №4

96

Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Тест № 4

97

Проект: «Математика вокруг нас»

98

Контрольная работа № 6 за 3 четверть

Контрольная работа № 6

99

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Умножение числа на сумму .

100

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Умножение числа на сумму .

101

Письменное умножение многозначного числа на двузначное .

102

Письменное умножение многозначного числа на двузначное .

103

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям .

104

Решение текстовых задач .

105

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

106

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

107

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

108

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

109

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 5

Математический диктант № 5

110

Письменное деление многозначного числа на двузначное .

111

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком .

112

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Письменное деление многозначного числа на двузначное .

113

Деление многозначного числа на двузначное по плану .

114

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры .

115

Деление многозначного числа на двузначное

116

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач  .

117

Письменное деление на двузначное число (закрепление)  .

118

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Деление на двузначное число,

когда в частном есть нули .

119

Письменное деление на двузначное число (закрепление).

Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число» .

Проверочная работа № 8

120

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №6.

Математический диктант №6

121

Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление» .

Контрольная работа № 7

122

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.

123

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.

124

Деление на трёхзначное число .

125

Проверка умножения делением и деления умножением .

126

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Проверка деления с остатком  .

127

Проверка деления .

128

Контрольная работа № 8 за год .

Контрольная работа № 8

129

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 7 .

Математический диктант № 7

130

Итоговая диагностическая работа .

диагностическая работа

Итоговое повторение – 6 ч.

131

Нумерация. Выражения и уравнения .

132

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Арифметические действия .

133

Порядок выполнения действий.

134

Величины .

135

Геометрические фигуры.

136

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач .

ИТОГО-136 ЧАСОВ

Поурочно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

План

Факт

1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды .

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий .

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых .

4

Вычитание трёхзначных чисел .

5

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные .

6

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Письменное умножение однозначных чисел на многозначные.

7

Входная контрольная работа.

 

8

Работа над ошибками.

Приёмы письменного деления

трехзначных чисел на однозначные .

9

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

10

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число.

11

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач».

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм .

12

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

13

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».

Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»

14

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч .

15

Чтение многозначных чисел   .

16

Запись многозначных чисел  .

17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых .

18

Сравнение многозначных чисел .

19

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Увеличение и

уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз .

20

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда .

21

Класс миллионов и класс миллиардов .

Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация»

22

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»

23

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 1

24

Соотношение между единицами длины .

25

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация».

 

26

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Единица длины – километр.

Таблица единиц длины .

27

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр .

28

Таблица единиц площади .

29

Определение площади с помощью палетки .

30

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Масса. Единицы массы: центнер, тонна .

31

Таблица единиц массы.

32

Контрольная работа № 2 за 1 четверть .

33

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» .

34

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Время. Единицы времени: год, месяц, неделя .

35

Единица времени – сутки

36

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события .

37

Единица времени – секунда .

38

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Единица времени – век .

39

Таблица единиц времени.

Проверочная работа № 3 по теме «Величины» .

40

Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» .

41

Устные и письменные приёмы вычислений

42

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

43

Нахождение неизвестного слагаемого .

44

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого .

45

Нахождение нескольких долей целого .

46

Нахождение нескольких долей целого .

47

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий  

48

Сложение и вычитание значений величин  .

49

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»

50

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

51

Повторение пройденного.  

52

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»

53

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера

54

Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

55

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

56

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

57

Умножение на 0 и 1

58

Письменное деление многозначного числа на однозначное

59

Контрольная работа № 4 за 2 четверть

60

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

61

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант №3

62

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

63

Деление многозначного числа на однозначное.

64

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Промежуточная диагностика

65

Письменное деление многозначного числа на однозначное

66

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на пропорциональное деление.

67

Письменное деление многозначного числа на однозначное

68

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на пропорциональное деление

69

Деление многозначного числа на однозначное

70

Деление многозначного числа на однозначное.

Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»

71

 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

72

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»

73

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Решение текстовых задач

74

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости

75

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

76

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние

77

Решение задач на движение.

Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние»

78

Умножение числа на произведение .

79

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

80

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

81

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

82

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на одновременное встречное движение

83

Перестановка и группировка множителей

84

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

85

Деление числа на произведение

86

Деление числа на произведение

87

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Деление с остатком на 10, 100, 1 000 .

88

Составление и решение задач, обратных данной .

89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

90

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

91

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

92

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями .

93

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях .

94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»

95

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант №4 .

96

«Проверим себя и оценим свои достижения».

Анализ результатов .

97

Проект: «Математика вокруг нас»

98

Контрольная работа № 6 за 3 четверть .

99

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Умножение числа на сумму.

100

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Умножение числа на сумму .

101

Письменное умножение многозначного числа на двузначное .

102

Письменное умножение многозначного числа на двузначное .

103

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям .

104

Решение текстовых задач .

105

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

106

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

107

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

108

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное .

109

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант.

110

Письменное деление многозначного числа на двузначное

111

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком .

112

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Письменное деление многозначного числа на двузначное .

113

Деление многозначного числа на двузначное по плану .

114

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры .

115

Деление многозначного числа на двузначное .

116

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Решение задач .

117

Письменное деление на двузначное число (закрепление)

118

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.

119

Письменное деление на двузначное число (закрепление).

Проверочная работа  по теме «Деление на двузначное число» .

120

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант.

121

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.

122

Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление».

123

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное .

124

Деление на трёхзначное число .

125

Проверка умножения делением и деления умножением.

126

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Проверка деления с остатком  .

127

Проверка деления .

128

Контрольная работа № 8 за год.

129

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились».

130

Итоговая диагностическая работа .

131

Нумерация. Выражения и уравнения  .

132

Внутрипредметный образовательный модуль «Решение практических задач»

Арифметические действия .

133

Порядок выполнения действий.

134

Величины .

135

Геометрические фигуры.  Решение задач .

136

Повторение пройденного материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...