Задачи на уменьшение и увеличение числа
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ефремкова Татьяна Александровна

Открытый урок математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_v_1.docx112.07 КБ
Office presentation icon zadachi_na_uvelichenie_i_umenshenie_1_kl.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Педагогические цели: продолжить работу над решением задач; создать условия для развития навыков устного счёта; закрепления знаний состава изученных чисел;  развивать внимание, наблюдательность; прививать интерес и любовь к математике.

Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий; решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, «увеличить (уменьшить) на …»

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать последовательность действий;

Коммуникативные: анализировать информацию; передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами); уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные: проявляют познавательный интерес, принятие образа «хорошего ученика».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Игра “Как живёте?”            

- Для того чтобы проверить, как вы готовы работать на уроке, ответьте на мои вопросы, показывая жесты:

- Дети, как живёте? ("Вот так!")

- Как идёте?

- Как бежите?

- А как спите?

- Как берёте?

- А даёте?

- Как шалите?

- А грозите?

- Как смеётесь?

- А математику как знаете?

- Замечательно!

II.  Сообщение темы урока и определение целей

- Ребята, сегодня почтальон разносил почту  и принес нам письмо от львенка Симбы.

Письмо:

Здравствуйте дорогие ребята. Хочу рассказать вам свою грустную историю. Я рос маленьким беззаботным и ленивым ребенком. Я очень не любил учиться. Пришла злая ведьма. Вот она. 
И заколдовала меня. Теперь я выгляжу так. 
Никто никогда не скажет, что я молод и красив. Но это колдовство можно разрушить. Для этого я должен научиться решать задачи: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». Только вы можете мне помочь. Помогите мне, пожалуйста.

Ваш друг

- Ребята, как вы думаете, почему с нашим другом произошла эта беда? Согласны ли вы помочь ему?

- Спасибо, ребята. Нас ждет непростой путь. Я предлагаю взять в дорогу помощника – сыщика по имени Большой Мыш. Он всегда сможет подсказать правильный путь. Согласны?

- Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы оказались такими смелыми и решили помочь нашему другу. А я в свою очередь готов помочь вам. Чтобы разрушать злые чары, вам надо самим научиться решать эти задачи. Давайте еще раз вспомним, как они называются:

«Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

 

 

http://festival.1september.ru/articles/529384/img4.jpg

Предлагаю следующий план действий:

  1. Поход через волшебный лес
  2. Встреча с друзьями
  3. Разрушение злых чар
  4. Знакомство с новым другом
  5. Прощание с друзьями.

Ваш Большой Мыш

III. Устный счет

1) а) назовите числа от 5 до 10, от 3 до 7, от 9 до 2, от 6 до 1;

б) какое число идет за числом 3, 7, 9;

в) какое число идет перед числом 2, 4, 6, 8;

г) назовите соседей чисел 5, 8, 4;

д) назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7; от 9 до 1.

2) Работа над составом числа:

http://festival.1september.ru/articles/529384/img.gifC:\Users\рва\Desktop\заяц из треугольников.JPG

3) Работа с геометрическим материалом

-Ребята на столе у вас конверты. Какие фигуры в них находятся? (треугольники, квадрат)

-Соберите как можно быстрее из данных фигур вот такого зайку. А поможет вам в этом ваш сосед по парте.

IV. Актуализация знаний

http://festival.1september.ru/articles/529384/img5.jpg

- Ребята, взгляните. На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок.

  • Скажите, можно ли это задание назвать задачей?
  • Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос.)
  • Чего не хватает? (Вопроса.)
  • Поставьте вопрос к задаче?
  • Повторите условие, вопрос задачи.
  • Что нам известно?
  • Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.)
  • Чего еще не хватает? (Ответа.)
  • Сформулируйте ответ на вопрос задачи

V. Физминутка

                « Вы работали отлично, отдохнуть пора сейчас.

                  И зарядка  к вам привычно на урок приходит в класс»

                  «Утром  бабочка  проснулась, улыбнулась, потянулась!

                  Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

           Три – нагнулась и присела, на четыре улетела».

( на доске прикрепляется рисунок с изображением бабочки)

VI. Формирование новых ЗУН.    

1) Работа с математическим набором

Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

  • Нарисуйте 5 красных кружков. Ниже нарисуйте столько же синих кружков.
  • Что нужно сделать, чтобы синих кружков стало на 2 больше?
  • Сравните, каких кружков больше?
  • На сколько синих кружков больше?
  • Что значит, что синих кружков на 2 больше? (Синих кружков столько же, сколько красных, и еще 2.)
  • Если красных кружков 5, а синих на два больше. Сколько синих кружков? (7)
  • Как узнали? (5 + 2 = 7)

2) Работа в тетради

  • Нарисуйте 4 зеленых квадрата. Ниже нарисуйте столько же желтых квадратов.
  • Что нужно сделать, чтобы желтых квадратов стало на 1 меньше?
  • Сравните, каких квадратов меньше?
  • На сколько желтых квадратов меньше?
  • Что значит, что желтых квадратов на 1 меньше? (Желтых квадратов столько же, сколько зеленых, но без 1.)
  • Если зеленых квадратов 4, а желтых – на 1 меньше. Сколько желтых квадратов? (3)
  • Как узнали? (4 – 1 = 3)

VII. Физминутка

В темном лесу есть избушка.

(Шагают)

Стоит задом наперед.

(Дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка.

(Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет.

(Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком,

(Показывают пальчиком)

Глаза большие,

(Показывают)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой)

Ух, сердитая какая!

(Бег на месте)

Дыбом волосы стоят.

(Руки вверх)

3) Работа над задачами (задачи 1–3, с. 96 учебника)

- Итак, какие же задачи мы будем решать на уроке?   (задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц).

- Как вы понимаете выражение "увеличить на"?  

- А как понимаете выражение "уменьшить на"?  

- Для начала предлагаю вспомнить, чем задача отличается от рассказа?

- Из скольких и каких частей состоит задача?

          а) Решение задачи №1, с.96

- Прочитайте задачу про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

(Девочка демонстрирует данные задачи)

- Прочитайте условие задачу всему классу!

- Прочитайте вопрос!

- Как вы понимаете выражение «на 2 больше»? (столько же, да ещё 2)

- Если, "ещё 2", то каким действием нужно решать задачу?  

- Запишите, пожалуйста, решение задачи в свои тетради!                                                                             (Один ученик записывает на доске.)

 б) Решение задачи №2 (с предварительным разбором).

- Ребята, прочитайте задачу.

- Кто сможет повторить условие задачи!        

- Повторите, пожалуйста, вопрос задачи!

- Как вы думаете, каким действием нужно решать задачу? Объясните!

- Запишите, пожалуйста, решение этой задачи в свои тетради!

- Ещё раз повторите вопрос данной задачи!

- Мы ответили на вопрос задачи? Запишите ответ!

4. Самостоятельная работа по вариантам (№3 1и 2)

VIII. Повторение и закрепление изученного материала.

На поляне сидело 6 енотов, а зайцев – на 2 больше. Сколько зайцев сидело на поляне?

  • Повторите условие, вопрос задачи.
  • Что нам известно?
  • Что значит – на 2 больше?
  • Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.)
  • Чего еще не хватает? (Ответа.)
  • Сформулируйте ответ на вопрос задачи.

IХ. Развитие навыков счёта.

- Кто из вас любит бегать? Молодцы! Сейчас нам тоже придётся побегать, но не в прямом смысле этого слова. Я предлагаю устроить небольшие соревнования в парах.

- У вас на столе лежит карточка. По моей команде вы считаете и вписываете ответ на соответствующую ступеньку. Один ученик поднимается по лесенке с одной стороны, второй – с другой. Побеждает тот, кто первым впишет ответ на верхнюю ступеньку. Тот, кто первым впишет ответ, также напишет своё имя. Я проверю и посмотрю, кто же у нас самый быстрый и сообразительный.

Х. Рефлексия.

- Настало время оценить свою работу на уроке.

- Ребята, подумайте и скажите, какое задание вам понравилось больше других?

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Мы разрушили злые чары. Наш друг спасен.

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Всем спасибо за урок. Молодцы!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока :

Слайд 2

Дети, как живёте? ("Вот так!") - Как идёте? - Как бежите? - А как спите? - Как берёте? - А даёте? - А грозите? - Как смеётесь? - А математику как знаете? - Замечательно!

Слайд 3

Здравствуйте дорогие ребята. Хочу рассказать вам свою грустную историю. Я рос маленьким беззаботным и ленивым ребенком. Я очень не любил учиться. Пришла злая ведьма. Вот она. И заколдовала меня. Теперь я выгляжу так. Никто никогда не скажет, что я молод и красив. Но это колдовство можно разрушить. Для этого я должен научиться решать задачи: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». Только вы можете мне помочь. Помогите мне, пожалуйста.

Слайд 4

1.Поход через волшебный лес 2.Встреча с друзьями 3.Разрушение злых чар 4.Знакомство с новым другом 5.Прощание с друзьями. Ваш Большой Мыш

Слайд 5

2 3 6 5 1 2 4 6

Слайд 8

« Вы работали отлично, отдохнуть пора сейчас. И зарядка к вам привычно на урок приходит в класс» «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, на четыре улетела».

Слайд 12

4 – 1 =3

Слайд 13

В темном лесу есть избушка.( Шагаем ) Стоит задом наперед.( Поворачиваемся ) В той избушке есть старушка.( Грозим пальцем ) Бабушка Яга живет. (Грозим пальцем другой руки) Нос крючком,( Показываем пальчиком) Глаза большие,( Показываем ) Словно угольки горят.( Покачиваем головой ) Ух, сердитая какая!( Бег на месте ) Дыбом волосы стоят.( Руки вверх )

Слайд 14

На поляне сидело 6 енотов, а зайцев на 2 больше. Сколько зайцев сидело на поляне?

Слайд 17

Спасибо! Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"

Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК. Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в ...

Задачи на уменьшение и увеличение числа несколько раз, сформулированные в косвенной форме

Решение задач нового типа,  выражения с именованными числами....

"Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз"

Конспект урока по математике "Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;воспитывать взаим...