" Связь между компонентами умножения и деления. Таблица Пифагора " УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Дмитриева Елена Вячеславовна

Конспект урока математики УМК «Начальная школа XXI века» " Связь между компонентами умножения и деления.  Таблица  Пифагора "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс

Тема: " Связь между компонентами умножения и деления.

              Таблица  Пифагора "

Цель

Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи  деления с числом 4, применять знание таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Тип урока:  Обобщение и систематизация знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с таблицей Пифагора, биографией и его вкладом в математику; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание данной таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Метапредметные:

овладеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления,  отвечать на вопросы,

оценивать свои достижения на уроке, научатся слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических законов.

Методы и формы обучения:

Методы: практический, словесный, наглядный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний

               1. Устный счёт, повторение теории. 

- Как называется предмет, который  мы сейчас изучаем? 
– А сейчас, юные математики,  вспомним
 теорию и проведём математическую разминку. 
Каждый день у нас бывает урок математики. Сколько всего уроков в неделю?
А за 3 недели? 4* 3=4+4+4=12 уроков.  
Продолжите высказывание:  - Умножение это … (сумма одинаковых слагаемых) 
Назовите верные равенства: 

 8+8+8=8∙2     

3+3+3+3=3∙4    

6+6+7=6 * 3

- Докажите.
- Как называются числа при умножении? 

- Как найти неизвестный множитель?  (нужно произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой)
- Действие, взаимообратное умножению…(деление) 

Поиграем в игру «Лови ошибку» (приём развития критического мышления) 

(Дети выходят  к доске и убирают выражения с ошибками.)

4∙5=20           16:2= 8             72:8=9         9:3=2                    4∙7=27
20:4=5           36:4=9                                  27:3=6                  16:4=5
20:5=4           3∙8=24                                   3∙6=17
5∙4=20            28:4=7

- Верное ли  выражение 72:8=9?   (проблема)

- Сможем мы сейчас ответить  на этот вопрос? Почему? Каких нам знаний не хватает?

- На этот вопрос в течение  урока найдем ответ.

- Найдите выражения, которые показывают  взаимосвязь умножения и деления.

- Как нашли первое частное? Второе?

2. Проверка домашнего задания.

- Какое было домашнее задание?  (Запомнить таблицу умножения и деления с числом 4, и повторить с числом 2 и 3)
Повторим и проверим  таблицу умножения необычным способом:  
- Перед вами таблица с пустыми ячейками. На первой строке  напишите  числа от 1 до 9. 
- Умножьте каждое из этих чисел на 2 и произведение (результат) умножения  запишите во второй строке.
- В третьей строке запишите произведение чисел первого ряда на 3.
- В четвертой строке – на 4.
- С какой целью мы выполняли это задание? 

Проверяем по учебнику

- Взаимопроверка 

Кто доволен своим результатом? Поднимите руки. Оцените работу.

  1. Самоопределение к деятельности (Целеполагание.)

- У нас получилась таблица умножения.
(подобную таблицу вывешиваю на доску) 
Наверное, у этой таблицы должно быть название?
Какие будут предположения?
Проверим ваши предположения. Расположите листочки по возрастанию результатов выражений.
На обратной стороне буквы  П И Ф А Г О Р
- Как называется таблица?  Чему будет посвящен наш урок? 
- Сформулируйте тему урока. 
Таблица Пифагора (открывается название темы  на доске)
Какая цель урока?

IV. Изучение нового материала

  1. Рассказ о Пифагоре (слайд) Таблицу составил великий  учёный Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился Пифагор на острове Самос,  расположенном в Эгейском море.  Числам придавал очень большое значение. Числа казались ему чем-то таинственным. 
    Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные.
  2. Физкультминутка «Чётные, нечётные числа»
  3. Работа по таблице  (лист проверки  д/з) Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на

2 ед., 3 ед., 4 ед.)
Где в таблице спрятались множители? 
(в первом столбце и в первой строке)
Выделите множители цветом.
Как найти произведение 3 и 7?
Выполните обратную операцию. (21:3, 21:7)

  1. Таблица Пифагора

 Найдите и рассмотрите. 
- Назовите число самого большого  1(2) множителя. 
- Найдите, чему равно произведение чисел 5 и 6, 8 и 3.
Частное чисел 24 и 6, 49 и 7? 
Что теперь вы скажите о выражении 72:8=9?

  1. Игра «Попади в цель» Найдите значения выражений: 6∙6, 2∙2, 3∙2, 4∙4, 5∙5, 2∙3, 7∙7, 7∙5, 3∙3
    Работа в малых группах по 3-4 чел.

Задание по таблице Пифагора: 

- Наша цель при выполнении этого заданиянаучиться ориентироваться в таблице «Пифагора».

Найти и заштриховать клетки с повторяющимися  числами.  Помните про перестановку множителей!
В работе использовать цветные карандаши.
Вывод: Таблица Пифагора симметрична. Поэтому числа встречаются по 2, 3  и 4  раза.
Для запоминания таблицы умножения удобна.
Дополнительно: Возможно ли продолжение таблицы вправо и вниз?

  1. Продолжение работы по теме урока.
  1. Решение задачи
  2.  Самостоятельная работа (решение примеров)
  3. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат.

– Как же мы найдем периметр квадрата?

1 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 5 см.

2 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 6 дм.

3 уровень: Найди периметр квадрата, длина  стороны которого 7 мм.

  1. Упражнение «Оратор» Толковый словарь Ожегова. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

- Для чего служит таблица умножения в таком виде? За минуту вы должны убедить всех нас в ее необходимости. (удобна для понимания и заучивания, быстро и  легко можно найти значение)

В Российских школах значения таблицы Пифагора обычно доходят до 10×10, в других странах таблица может принимать значения до 12×12, например, в Великобритании, Индии.

  1. Итоги урока. Рефлексия деятельности

- Ответим на контрольные вопросы. Оценивание. 

- Какова была учебная задача урока?

- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?   

- Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно? 

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Оцените свою работу, используя фразеологизмы.

Засучив рукава – стараться изо всех сил.

 Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.

Палец о палец не ударил – ничего не сделал.

Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно. Работать не покладая рук – стараться.
Оцените свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)...

Презентация на тему: "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века»

презентация к выступлению на тему  "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» на примере уроков русского языка"...

Конспект урока по математике 2 класс Школа России "Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения"

Конспект урока по математике по теме "Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения"...

Презентация к уроку математики по программе «Школа России» для 2 класса Связь между компонентами и результатом умножения.

Презентация раскрывает связь между компонентами и результатом умножения, также знакомит учащихся с правилом нахождения неизвестного множителя....

Технологическая карта по математике на тему: "Связь между компонентами умножения" 2 класс

Тема: « Связь между компонентами умножения»Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами умножения; совершенствование вычислительных навыков и навыков устного счета; развит...

Технологическая карта по математике на тему: "Связь между компонентами умножения" 2 класс

Тема: « Связь между компонентами умножения»Цели деятельности учителя: тренировка в раскрытии связи между компонентами умножения; совершенствование вычислительных навыков и навыков устного ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...