Конспект занятия по математике на тему: "В стране геометрических фигур"
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_geometricheskie_figury.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в 3 классе. Тема: «В стране геометрических фигур»

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

 

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для зрительной гимнастики. Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома»,

«геометрические качели», «геометрическая рыбалка», ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.

Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

 

Ход

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные — куб, шар, цилиндр.

Количественный и порядковый счет, цифры

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.

Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Величина, цифры

Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?

Чей дом самый высокий (низкий)?

Чей дом самый широкий (узкий)?

К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставьте квадрат в правый верхний угол.

Поставьте круг в середину листа.

Поставьте треугольник в левый нижний угол.

Поставьте овал в левый верхний угол.

Поставьте треугольник в правый нижний угол.

ФИЗМИНУТКА

Девочки и мальчики прыгали как мячики.

Ножками топают, ручками хлопают.

Глазками моргают, после отдыхают.

 

Мышление

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом?

Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Упражнение «Геометрические флаги»

Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.

Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит, количество не зависит от величины.

Каких треугольных флагов больше, тех, что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит, количество не зависит от расположения.

Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Гимнастика для глаз «Найди похожий по форме предмет»

Найдите в классе глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник)

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?

Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?

Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры.                                           

 

Итог занятия.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ.

Тема урока: «Геометрические фигуры».
Цел : учить
 различать геометрические фигуры. Учить правильно произносить названия геометрических фигур. 
Задачи :
Образовательные: закрепить представления учащихся о геометрических фигурах и их свойствах; научить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; находить определённые фигуры среди множества других; учить проводить прямые линии в разных направлениях; развивать умение находить различные предметы похожие на геометрические фигуры, обогащать активный и пассивный словарь учащихся. 
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память, тактильное восприятие, творческое воображение, целенаправленное внимание; мелкую моторику рук. 
Воспитательные
: воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в паре (группе, самостоятельно. 
Оборудование:
Демонстрационный материал - набор геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, овал. 
Раздаточный материал - карточки с заданиями на каждого ребёнка, карандаши, геометрические фигуры. 
Ход урока. 
I. Вступительная часть. 
Организационный момент. 
Создаем хорошее настроение:
Прекрасно всё на небе, (руки вверх) 
Прекрасно всё на земле. (руки вниз) 
Прекрасно всё в этом мире! (руки в стороны, улыбаемся) 
Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест) 
Сообщение темы и цели урока. 

 Учитель: «Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока – 
«Геометрические фигуры». Сегодня нам предстоит научиться различать геометрические фигуры и правильно называть их. 
Вспомните, какие фигуры вы знаете? »
Ответы детей: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, овал. 
Учитель: «Сегодня мы с вами много будем работать руками. Чтобы ваши пальчики не устали, сделаем гимнастику для них».
Пальчиковая гимнастика. 

«Нажимаем на звонок, (поочередно нажимать подушечками пальцев 
Начинается урок: дзинь-дзинь! обеих рук на поверхность стола) .
Вот разгладим мы ладошки, (гладить ладонь о ладонь) 
Поработаем немножко. 
И по кругу проведем, (делать круговые движения, 
Каждый пальчик разомнем». потирая ладонь о ладонь) 

II. Основная часть. 
Д/и «Отгадай-ка».

 Цель: развивать логическое мышление, память, внимание. 

Учитель обращает внимание на цветок: «Ромашка непростая».
Вопрос учителя к детям:
«Кто заметил, чем отличаются эта ромашка? »
Ответы детей. 
Учитель: «Правильно, они сделаны из геометрических фигур. Все лепестки разные. Каждый лепесток – загадка. Отгадайте загадки».
1. Нет углов у меня, 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? (круг) 
2. Он похожий на яйцо, 
Или на твое лицо. 
Круг вдруг вытянутым стал. 
Получился вдруг…. (овал) .
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник) .
4 Я фигура – хоть куда, 
Очень ровная всегда, 
Все углы во мне равны
И четыре стороны. 
Кубик – мой любимый брат, 
Потому что я…. (квадрат) .
5. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд, 
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим? 
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник) .
6. Если встали все квадраты
На вершины под углом бы, 
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а. (ромб) 
Учитель: «Молодцы! Правильно угадали все загадки! »
Дети называют фигуры, учитель выкладывает их на парте. 
Посмотрите на фигуры, что вы можете о них сказать? (Все они разные) .
А чем они отличаются? (цветом, формой) .
Задание № 1. Д/у «Найти две одинаковые фигуры и соединить их между собой прямой линией».

 Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку, учить проводить прямые линии в разных направлениях. 

Учитель предлагает детям посмотреть на листок, где изображены геометрические фигуры. 
Учитель: - Назовите их (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, ромб, овал) ;
- Найдите две одинаковые фигуры;
- Теперь соедините две одинаковые фигуры между собой. 
(проверка задания устно) .
Задание № 2. Д/у «Какая фигура лишняя?».

 Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер). 

Учитель:
- Посмотрите на карточки;
- Рассмотрите геометрические фигуры; 
- Какая фигура лишняя? Почему? (ответы детей) ;
- Вы очень хорошо справились с этим заданием. 


Задание № 3. Д/и «Заплатки для ковриков».

Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор, развивать внимание, наблюдательность. 

Учитель: «Ребята, обратите внимание какие красивые коврики лежат на столе. Давайте их рассмотрим. Случилась маленькая неприятность, после стирки некоторые фрагменты ковриков потерялись. Как вы думаете, можем мы чем-то им помочь?» 
Ответы детей: - Да, можем. 
Учитель: «Как? Может быть мы подберем к ним заплатки? »
На столах заранее приготовлены коврики с удалёнными фрагментами и фигуры (заплатки). Нужно найти закономерность в рисунке и вставить нужные фигуры. 
Учитель: «Правильно подобрали нужные фрагменты к коврикам, молодцы! 

Физкультминутка. 

Мы топаем ногами, 
Мы хлопаем руками, 
Киваем головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем
И вновь урок начнем. 


Задание № 4. Д/и «Волшебный мешочек».

 Цель: учить детей обследовать геометрические фигуры, не глядя на них (на ощупь, развивать тактильное восприятие, навыки абстрактного мышления (умение выделять существенные признаки, осваивать понятие форма. 

Учитель показывает детям мешочек со словами, что он не простой, а волшебный, и даёт задания:
- Поочерёдно опускать руку в мешочек; 
- Нащупайте геометрическую фигуру;
- Назовите ее, ее свойства;
- Достать геометрическую фигуру и показать. 
Вот видите, как интересно, глазок на пальчиках нет, а они все видят, вот поэтому мешочек и называется волшебный! 


Задание № 5. Д/и «На что похоже?».

Цель: учить из окружающих предметов находить знакомую фигуру, определять на какую геометрическую фигуру она похожа. 

Учитель:
- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры. 
- Возьмите карточку и карандаш;
- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож (проверка задания устно) ;
- С какой фигурой соединили часы, мяч, колпак, холодильник, огурец? ;
- Молодцы! 
Пальчиковая гимнастика.

 Снова гладим мы ладошки, 
Поработали мы много. 
И по кругу проведем, 
Каждый пальчик разомнем. 
Вот опять звенит звонок
И кончается урок. 
(движения повторяются, как в начале) .

III. Заключительная часть. 
Итог урока. 
Учитель: «Ребята, сегодня на уроке мы закрепили знания о геометрических фигурах. Научились различать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Научились находить различные предметы похожие на геометрические фигуры. Научились проводить прямые линии в разных направлениях. 
Ребята, вы сегодня прекрасно поработали, молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. "

Презентация к уроку  математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. " ™На данном уроке подробно рассмотрены правила обозначения геометрических фигур буквами. Учащимся ...

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: «В стране геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: «В стране геометрических фигур» Цели:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в те...

Из серии уроков по математике по теме "Пространственные отношения. Геометрические фигуры ".2 класс

В серию уроков входят разработки 3 уроков по темам: 1.Углы.Виды углов.                                    ...

Презентация по математике на тему: "В стране геометрических фигур"

Цели:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать меж...

Конспект коррекционно-развивающего урока на тему: "Аппликация из геометрических фигур".

Конспект урока для детей, обучающихся в школах 8 вида 2 вариант. Тема - геометрические фигуры, цвета....

Конспект занятия по игре и игротерапии «Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат)»

Задачи:Образовательные:1. Познакомить ребенка с геометрическими формами – кругом, квадратом.2. Учить обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окр...

«Открытый» урок математики на тему: «Величины и геометрические фигуры» в 3 классе

Задачи:- обучающие: 1.  Формировать представления о плоских геометрических фигурах как части плоскости и обучать видеть внут-реннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади). 2. Продолжить рабо...