Конспект урока по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока по системе Л.В. Занкова. Переместительное свойство сложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики  в 1классе

по системе Л. В. Занкова

Тема: Переместительное свойство сложения

Цель: создать условия для формирования понятия «переместительное свойство сложения» и для реализации полученных знаний на практике.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с переместительным свойством сложения, научить применять правило перестановки слагаемых.

развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету, умения адекватно оценивать результат своей работы;

здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий.

Познавательные:

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать свое собственное мнение и позицию, взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в парах.

Личностные:

осознавать необходимость учения, формировать познавательный интерес, положительное отношение к урокам математики, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики!

Надеюсь, с улыбки день вы свой начали?

Как настроение? Готовы трудиться?

Будем стараться, не будем лениться!

Чтоб получить очень  прочные знания,

Все мы приложим больше старания.

Учитель: Посмотрите, готовы ли вы к уроку, всё ли у вас на месте? А сейчас улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.

Математическая разминка

- Проведем небольшую математическую разминку (слайд 2). Поиграем в игру «Кто быстрей».  Я предлагаю вам игру в парах. На каждой парте лежат карточки с заданиями. Вам предстоит выполнить задания в парах и поднять сигнальную карточку зеленого цвета «Я готов». Но оценивать сегодня мне бы хотелось не только пары, но и весь ряд. Поэтому каждый ряд – это целая команда,  которая сейчас будет стремиться к победе. Желаю вам всем удачи.

Карточки с заданиями.    

Вставьте пропущенные числа и знаки сравнения.

1)    1, …, 3,  …, …, 6, …, …, 9.

2)    7…0        5…9     6…6    3…4.

3)    8-1=…            3+2=…         6-0=…

       7+1=…    4+0=…     5-2=…

Учитель: Мы видим, что ребята __  ряда справились быстрее. Но мы знаем, что не только скорость, но и точность в выполнении заданий приносит нам победу.

- А теперь сверьте свои результаты с ответами на доске (слайд 3). Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок, поднимите зеленую карточку, если была одна ошибка – жёлтую, а если больше, то красную. А теперь подведем итоги, та команда, у которой больше зеленых карточек побеждает в сегодняшней игре.  Победил ___ ряд. Молодцы, ребята!  Но и другие тоже справились очень хорошо.  

Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке?

Дети: Считать, записывать числа, строить натуральный ряд чисел, складывать и вычитать, узнавать новое и т.д.

Учитель: Правильно, ребята! Но, самое главное, что мы будем делать, это новые математические открытия. Нам предстоит с вами открывать для себя законы математики.

Учитель:  Посмотрите на доску. Что вы видите? (слайд 4)

3+1                        3+2

2+3                        1+2

4+2                        1+3

2+1                        2+4

Дети: На доске написаны выражения.

Учитель:  Как называются эти выражения?

Дети: Это суммы чисел.

Учитель:  Как называется каждое число в записи выражения?

Дети: Первое слагаемое, второе слагаемое.

Учитель:  Как будет называться результат этих действий?

Дети: Значение суммы.

Учитель:  Как называется действие, которое мы выполняем для нахождения значения суммы?

Дети: Сложение.

Учитель:  Молоды, ребята вы хорошо запомнили названия компонентов действия сложения!

-  На предыдущем уроке мы с вами составляли таблицу сложения с числами 1, 2, 3 и 4. Давайте проверим, как вы научились считать. Выполните задание по вариантам, найдите значение сумм.

- Откройте тетради, положите их правильно, возьмите в руки ручки и покажите, как правильно нужно их держать, обратите внимание на посадку. А теперь приступаем к работе. Отступите 4 клетки вниз и запишите равенства. (Дети записывают выражения и находят их значения)

Учитель:  Сравните свои результаты с результатами на доске (слайд 5).

3+1=4                        3+2=5

2+3=5                        1+2=3

4+2=6                        1+3=4

2+1=3                        2+4=6

Учитель:  Нарисуйте на полях тетради «лесенку успеха» и поставьте знак плюс (+) на верхнюю ступеньку, если вы справились с заданием быстро и без ошибок, на вторую, если вы справились верно, но испытывали затруднения и на третью, если у вас были ошибки или вы не успели выполнить все задание.

- Запишите результаты в порядке увеличения. (3,4,5,6) Давайте сравним полученные результаты. Что вы заметили?

Дети: Они одинаковые.  

Открытие новых знаний

Учитель:  Посмотрите внимательно на выражения первого и второго варианта, попробуйте объяснить, почему получились одинаковые результаты. Кто попробует сделать вывод?

Дети: Числа в выражениях с одинаковыми значениями тоже одинаковые, но они переставлены местами. Значит, если поменять слагаемые местами, то мы получим одинаковый результат.

Учитель:  Давайте с вами проведем эксперимент или математический опыт. Я предлагаю выйти сюда трем девочкам и двум мальчикам. Девочки становятся справа, а мальчики слева. Сколько девочек?(3)  Сколько мальчиков? (2) А теперь станьте рядом. Сколько всего детей? (5) А теперь поменяйтесь местами. Изменилось ли количество ребят?

Дети: Их всё равно осталось 5.

Учитель: Верно. Мы перемещали детей местами, но их так и осталось 5.

Учитель: Подумайте, как можно назвать это свойство сложения? Обратите внимание на слово «перемещали».

Ответы детей: Переместительное свойство. (Ответы детей разные, но среди них есть правильный ответ.)

Учитель: Правильно, это переместительное свойство сложения.

- Давайте подумаем, какова цель нашего урока?

Дети: Мы будем изучать переместительное свойство сложения. (Дети дают предположительные ответы.)

Учитель:  Прочитайте название этого свойства на доске (слайд 6). Повторите его хором и постарайтесь запомнить.

- Давайте еще раз посмотрим, как выглядит переместительное свойство сложения в записи математическими знаками. Прочтем хором.

(Для закрепления на доске появляется (слайд 7), на котором парами записаны одинаковые по значению выражения, с которыми на уроке работали дети: 2+1=3    1+2=3 и т.д.)

 Физкультминутка.

Ты мой друг и я твой друг.

Посчитаем всё вокруг.

Мы присядем пять раз,

Мы подскочим десять раз,

Повернемся влево право.

Мы уже устали,  право.

Сядем ровно на места.

Отдохнули! Красота!

Закрепление нового материала

Учитель: Выпишите из таблицы сложения несколько других пар равенств, подтверждающих переместительное свойство сложения. (На выполнение задания отводится две минуты)

- Сколько пар вам удалось найти? Молодцы! Но, возможно, вы нашли не все пары. Если вам интересно, сколько их могло оказаться, то попробуйте дома поработать над этим вопросом еще раз.

Учитель: К нам в гости на урок прилетела Мудрая Сова, она подготовила для вас задание. А вы знаете, что она всегда хочет проверить, как мы сумеем полученные знания применить на практике. (На доску вывешиваются карточки с выражениями : 1+5, 2+5, 3+5, 4+5.)  Прочитайте выражения. Сравните их. Что вы заметили?

Дети: У всех выражений второе слагаемое одинаковое – 5.

Учитель:  Мудрая Сова просит вас  найти  значения этих выражений, не используя натуральный ряд чисел. Как вы думаете, что нам может помочь? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните тему нашего вчерашнего урока и какое математическое открытие мы сделали сегодня на уроке.

Дети:  Мы вчера составляли таблицу сложения, а сегодня знакомились с переместительным свойством сложения. В таблице есть суммы, в которых мы складывали числа с числом 5. Значит,  нам может помочь таблица сложения, потому что в ней есть суммы с числом 5.

Учитель:  Давайте найдем значения этих сумм, используя таблицу и переместительное свойство сложения.  

(Дети отвечают устно, результаты записывают на доске.)

- Посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Таблица сложения числа 5.

Мудрая Сова: Молодцы! Вы хорошо справились с моим заданием.

Учитель:  Запишите суммы и их значения в новый столбик таблицы сложения.

Работа с учебником. Сравнение чисел и соответствующих им множеств.

Учитель: Посмотрите  внимательно на рисунки к заданию №22. Что изображено на картинках?

Дети: Здесь нарисованы цветы. Цветы разного цвета: белые, красные и жёлтые. Это гвоздики.

Учитель:  В каком букете цветов больше? На сколько?

 Дети:  9 и 8. Больше в верхнем на 1.

Учитель:  Если в нижний букет добавить один цветок, что изменится?

Дети: Цветов станет поровну.  

Учитель:  Сравните количество желтых цветов в двух букетах, запишите равенство или неравенство. (4<5) Сравните количество красных цветов в двух букетах. (3=3)

- Какие ещё равенства и неравенства вы можете составить к этому рисунку?

Дети. Сравнить количество красных и белых цветов, красных и желтых, желтых с белыми.

Учитель:  Запишите полученные неравенства. Оцените свою работу на «лесенке успеха».

Физкультминутка:

Посмотрите влево, вправо,

Вверх и вниз, вперед, назад,

Здесь отличные ребята,

Каждый другом быть вам рад.

Потянитесь смело к солнцу,

И присядьте как жучок.

Постарайтесь всё увидеть,

То, что он увидеть мог.

И попрыгайте по травке,  

И поплавайте в реке.

А теперь тихонько сядьте,

Словно перышко в руке.

- Прочтите задание №24 из учебника. ( Задание вынесено на доску: имена детей и линии).  Какую линию кто начертил?

(Некоторые дети дали правильный ответ, но многие не сумели найти решение. Учитель предлагает ученикам объяснить, каким путем они сумели найти решение, на что обратили внимание в первую очередь.)

Дети: Сразу можно догадаться, что Олег не чертил ни отрезок, ни прямую. Значит, он начертил луч. (Соединяем имя Олег и луч).

- У нас остались прямая и отрезок. В условии сказано, что Никита не чертил прямую, он чертил отрезок, а Миша - оставшуюся прямую.

Учитель:  Начертите линии Миши и Никиты. Что вы знаете об этих линиях?

(Дети дают определение данным линиям)

Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения заданий (работа в парах). Если вы не согласны с тем, как выполнил задание ваш товарищ, постарайтесь ему объяснить, в чем он неправ. (Дети обсуждают правильность выполнения заданий.)

- Надеюсь, теперь все исправили свои ошибки, если они у вас были. Благодарю всех ребят за помощь в проверке задания.

Учитель:   В учебнике на странице  11  дан рисунок. Придумайте к нему математические рассказы и обсудите в парах. ( Работа в парах.)

Дети: На горке катались 5 ребят. К ним пришли ещё 2 мальчика.

- Два мальчика поднимаются на горку,  а пять едут с горки вниз. (Возможны и другие варианты)

К какому рассказу можно записать равенство 2+5=7?

К какому рассказу подойдет равенство 5+2=7?

(Дети дают ответы и обосновывают свой выбор)

Что мы находили, когда складывали количество ребят?

Дети : Сколько всего детей было на горке.

- Совершенно верно. А что вы можете сказать  о самих выражениях, которые вы записали.

Дети: Это правило переместительного свойства сложения.

Посмотрите еще раз на эту запись и ответьте на вопрос: «Какое из двух выражений нам было бы легче решить и почему?».

Дети: Легче сосчитать, сколько будет 5+2, потому что 2 прибавить к  любому числу проще, чем 5.

Учитель: Давайте попробуем сделать вывод:  для чего на практике мы можем использовать переместительное свойство.

Дети: Чтобы можно было проще найти значение сумм. Если второе слагаемое больше первого, то можно поменять их местами.

Итог урока. Рефлексия.

 Учитель: Наш урок к концу подходит.

                 Мудрая Сова итог поводит:

С каким  свойством  сложения мы познакомились?  В чем смысл этого свойства?

Дети: Мы познакомились с переместительным свойством сложения.

- От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.

- Мы узнали, где можно применять это свойство.

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось больше всего?

(Ответы детей.)

Нарисуйте смайлики на полях тетради рядом с вашей работой  (Слайд 8).

Первый смайлик. Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Второй смайлик. Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

Третий смайлик.  Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель: Спасибо ребята за работу! Вы все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переместительное свойство сложения Шемякина Жанна Ивановна

Слайд 2

Вставьте пропущенные числа или знаки сравнения 1, …, 3, …, …, 6 , …, …, 9. 7 … 0 5 … 9 6 … 6 3 … 4 8–1=… 3+2=… 6-0=… 7+1=… 4+0=… 5-2=…

Слайд 3

Проверяем задание 1, 2 , 3, 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9. 7 > 0 5 < 9 6 = 6 3 < 4 8–1= 7 3+2= 5 6-0= 6 7+1= 8 4+0= 4 5-2= 3

Слайд 4

3 +1 2 +3 4 +2 2 +1 3 +2 1 +2 1+3 2 +4

Слайд 5

3 +1=4 2 +3=5 4 +2=6 2 +1=3 3 +2=5 1 +2=3 1+3=4 2 +4=6

Слайд 6

Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится. Это переместительное свойство сложения .

Слайд 7

3 +1=4 2 +3=5 4 +2=6 2 +1=3 1+3=4 3 +2=5 2 +4=6 1+2=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...