урок математики на тему "Доли, половина, четверть. Определение доли"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Полева Ирина Ивановна

урок математики на тему "Доли, половина, четверть. Определение доли", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika3a.docx433.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 «А» классе (УМК Школа России)

Учитель: Полева И.И.

Тема

Доли, половина, четверть. Определение доли.

Педагогическая цель

Познакомить с понятием «доли»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

учащиеся научатся определять доли и сравнивать их; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.

Личностные результаты

Способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с заданиями; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнёра; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Основные понятия и термины

Целое, доля целого

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 3 класс, м/м презентация.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И урок  наш начинаем.

-Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебники по математике, письменные принадлежности, рабочие тетради.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку, мотивирует на выполнение действий.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Устный счет.

 -Начнём урок с устного счёта.

Решение именованных выражений:

- Для начала попробуем решить выражения с именованными числами:        

3 м 9 дм= ..дм (  в 1 м =10дм, значит в 3 м= 30 дм, и прибавляем еще 9дм, получается 39 дм)

4  см 8 мм=..мм ( в 1 см=10мм, значит в 4 см=40 мм, добавляем еще 8 мм и получаем 48 мм)

56см= 5 дм 6 см

25 мм= 2 см5 мм

- Ребята, вы хорошо справились с работой. А теперь я вам предлагаю поиграть. Игра « Кто быстрее» :

- Каждый ряд получает карточку с примерами. По команде учителя листок начинают передавать с первой парты до последней. При этом каждый ученик решает по одному примеру и передает карточку следующему. Выигрывает ряд, который решит все примеры первым и не допустит ошибок.

54:6   36:4  4∙4   24:6   40:5

7∙8    9:3    28:4   8∙8   6∙6

Ответы:  9, 56, 9, 3, 16, 7, 6, 64, 8, 36.

- Отлично поработали ребята … ряда! В победе им, конечно, помогли знания таблицы умножения и деления!

- А теперь проверим, какие вы смекалистые. Я буду читать вам необычные задачи, а вы постарайтесь найти верное решение.

1) На поляне 6 маслят, блестя шапками стоят.

    Подбежали 2 ежа, грибы делят не спеша,

    Чтобы ежикам не драться, помоги им разобраться.

    Помири скорее их, подели 6 на двоих.

- Сколько было грибов? ( было 6 грибов)

- Сколько было ежей? ( было 2 ежа)

- Как же поделить 6 грибов между 2 ежами? ( нужно 6:2 и получим 3)

2) Мы ходили в магазины и купили апельсины

    10 штук по 2 положим.

    Скольких угостить мы можем?

- Сколько было апельсинов? ( было 10 апельсинов)

- По сколько положили апельсинов? ( положили по 2 апельсина)

- Так скольких гостей мы можем угостить? ( 10:2=5 гостей)

3) 7 бельчат маму белку ждали около дупла.

    Им на завтрак мама-белка 42 шишек принесла

    Разделила на семерых, сколько каждому из них?

- Сколько бельчат ждали маму белку? ( 7 бельчат)

- Сколько шишек принесла мама-белка? ( 42 шишки)

- Сколько же шишек получит каждый бельчонок? ( 42:7=6 шишек)

4) 8 маленьких зайчат за тетрадками спешат

    Вот купили 40 штук для друзей и для подруг

    Но не знают, как им быть? Как тетради им делить?

    Ты зайчатами помоги: подели тетради ты!

- Сколько зайчат пошло за тетрадями? ( 8 зайчат)

- Сколько они купили тетрадей? ( купили 40 тетрадей)

- Как же разделить тетради? ( нужно 40:8 и получим 5 тетрадей)

5) 9 маленьких мышат зерна собирали

    И за несколько часов 27 набрали.

    Ты мышат не обижай и скорее посчитай

    Сколько каждый мышонок принес зерен про запас?

- Сколько было мышат? ( 9 мышат)

- Сколько зерен они собрали? ( 27 зерен)

- Сколько же каждый мышонок собрал зерен? ( 27:9=3 зерна)

6) Дарит бабушка – лисица

    3 внучатам рукавицы

    Это вам, на зиму, внуки

    Рукавичек по 2 штуки

    Берегите, не теряйте

    Сколько всех пересчитайте?

- Сколько было внучат? ( 3 внука)

- По сколько рукавичек подарила им бабушка? ( по 2 рукавички)

- Сколько же всего рукавичек? ( 3∙2=6  рукавичек)

- Ребята, вы просто отлично поработали!

Ставит целевую установку – решить примеры устно, решить задачи.

Решают устно примеры, задачи.

III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Формулирование темы и целей урока.

 - Выполните вычисления. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов, и вы узнаете тему урока.

    36 : 4 ∙5: 1= 45 (Д)        6 ∙ 4 : 3 ∙ 4= 32   (О)

    18 : 2 : 3 ∙ 9= 27 (Л)        18 : 3 ∙ 8 ∙ 0 = 0(И)

    Ответ: доли.

- Что такое доли? (Ответы детей.

-   Тема нашего урока «Доли».

-Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля,  как образуются доли, какие бывают доли)

Ставит учебную задачу посчитать квадраты, подводит к теме урока.

Принимают учебную задачу, считают квадраты и определяют тему урока.

IV. Работа по теме урока. Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1. Работа с учебником.

- Посмотрите внимательно, у меня в руках круг. Возьмите круги  и выполняйте вместе со мной.  Согните круг пополам. Сколько половин получилось? 2

- Одна часть этого круга - это половина круга, или одна вторая часть круга.

- Как мы получили одну вторую часть? (Разрезали круг на 2 одинаковые части и взяли одну из них.)

- Как по-другому называют одну вторую часть круга? (Половина.)

- Сколько половин в целом круге? (2.)

В математике термин «равные части» заменяют термином «Доли», поэтому в целом круге 2 доли по ½.

Записывают доли с помощью 2-х цифр. ПОКАЗ

Вначале пишу черту, затем число под чертой, которое показывает на сколько равных частей разделили целое. На сколько  равных частей мы разделили круг? (На 2 половинки) значит под чертой пишу цифру 2.

Сколько   половинок я взяла ? 1, пишу над чертой цифру 1. Получили дробь ½ Запишите на каждой половинке дроби 1/2

Читается дробь так: «Одна вторая». Прочитаем хором. ½

Верхняя часть дроби называется в математике числитель

Нижняя часть называется знаменатель.

- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)

-Что обозначает знаменатель? (на сколько равных частей разделили целое)

- Возьмем квадрат. Перегните его так, чтобы получилось 2 равные части, Покажите, перегните его еще раз пополам. Сколько равных частей получилось? 4 части.  Как назовем одну часть? Получили одну четвертую. Подпишем. Каждую часть 1/4

- Как получили одну четвертую часть? (Разрезали квадрат на 4 части и взяли одну из них.)

- Сколько четвертых частей в целом квадрате? (4.)

Откройте учебник на странице 92.

 - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника.

 - Что больше: одна вторая часть или одна четвертая часть яблока? (Одна вторая.)

-Почему? ( Чем больше частей, тем  каждая доля меньше).

 - Как получить восьмые доли яблока? Каждую четвертую разрезать на 2 равные части.

Сколько восьмых долей в целом яблоке? (8)

-Назовите какая доля круга у меня закрашена: (учитель показывает круги разбитые на доли 1/2, 1/3, 1/4, 1/8, 1/16;

 Обратите внимание №  1 (с. 92). Прочитайте задачу в слух.

-На сколько равных частей разделили пирог? (пирог разделили на 6 равных частей).

-Если взяли одну такую часть, это какая доля пирога? (одна шестая). 

Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? (1/12) Кто выйдет и запишем 1/6 и 1/12.

Что показывает число 6? 12?

-Посмотрите на задание 2 (с. 92). Вам необходимо начертить в тетради квадрат со стороной 6см. (Чертим). Теперь разбейте его на 6 равных частей. Какие варианты у вас получились? Как называется каждая часть? 1/6

Разделите каждую 1/6часть еще на 2 равные части. Сколько равных частей у вас получилось? 12

Закрасьте одну двенадцатую часть большого квадрата карандашом. Покажите свои работы.

Вывод: Верхняя часть дроби называется в математике числитель

Нижняя часть называется знаменатель.

-Обратите внимание на №2. Рассмотрите, как разделены на равные части одинаковые    прямоугольники.

- На сколько равных частей разделили зеленый прямоугольник? (На 2 равные части, пополам.)

- Как называется каждая  доля ? (Одна вторая.)

- На сколько равных частей  разделили розовый прямоугольник? (На 3равные части.) 

- Как называется каждая доля? (Одна третья.)

- На сколько равных частей разделили желтый прямоугольник? (На 4равные части.)

- Как называется каждая доля? (Одна четвертая.)

- На сколько частей разделили синюю полоску? (На 6 равных частей.)

- Как называется каждая доля? (Одна шестая.)

- Какая доля больше: одна третья или половина?(Половина.) Почему? Занимает больше места на фигуре.

Что такое доля? Что обозначает число под чертой? Над чертой? Как записываются дроби?

Ставит учебную задачу решить примеры, задачу.

Принимают учебную задачу, решают примеры, задачу.

Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

-Пришло время немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Повторяйте движения за мной:

Руки ставим все вразлёт,

Руки в стороны держите,

Появился самолёт.                          

Друг на друга посмотрите,

Мах крылом туда-сюда,                  

Раз и два, раз и два.

Делай раз и делай два.                    

Опустите руки вниз,

Раз и два, раз и два.                      

И на место все садитесь!

Проводит физкультминутку.

Повторяют движения за учителем.

Решение задач

№8

Решение задачи.

-Выполним №3. На ст.93

-Прочитайте задачу про себя.

-Прочитайте задачу вслух.

-О чём говорится в задаче? (О мандаринах и бананах)

-Что известно? (Что масса одного ящика с мандаринами равна 8 кг ).

-Что надо узнать? (массу 9-ти коробок с бананами)

-Какую тройку величин возьмём для краткой записи?

Масса одного ящика

Количество ящиков

Общая масса  

М.

     8кг

Б.

? , на 3 кг меньше

9шт

? кг

-Повторите задачу по краткой записи.

-Можем мы ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

-Почему? (Потому что нам не известна масса одной коробки с бананами)

-А можем узнать это? (Да)Почему? (мы знаем массу одного ящика с мандаринами и знаем на сколько кг легче коробка с бананами )

-Каким действием? (Вычитанием)

-Зная,  массу одного ящика с бананами можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

-Почему? (Потому что нам известно   масса одного ящика с бананами и известно сколько ящиков с бананами)

-Как мы найдём массу 9-ти ящиков с бананами? (Массу одного ящика умножить на количество ящиков).

-Запишем решение задачи в тетрадь.

1)8 - 3 = 5 (кг) - найдем массу 1 коробки с бананами
2)5∙9 = 45 (кг) - н
айдем массу 9 коробок с бананами
-Запишите ответ задачи.
Ответ: масса 9 коробок с бананами равна 45 кг

Ставит учебную задачу решить задачу, задаёт вопросы.

Принимают учебную задачу, решают задачу, объясняют её решение, отвечают на вопросы.

3.Самостоятельная работа.

-Сейчас самостоятельно решите №6, затем №7. В № 6 вам необходимо найти значения выражений.

Даёт целевую установку – решить примеры письменно.

Решают приметы письменно под руководством учителя.

VII. Рефлексивно-оценочный.

Цель:обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1. Обобщающая беседа.

-А теперь подведём итог нашего урока.

-Как называются равные части?(доли)

-Как называется верхняя часть дроби? (называется в математике числитель)

-Как называется нижняя часть дроби ? (называется знаменатель).

- Как записываются дроби?

-Где в дальнейшем вам пригодятся эти знания?

Задаёт вопросы, анализирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

2. Домашнее задание.

-Дома выполните №9,4 на стр.92.

Даёт домашнее задание.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3 классе по теме "Доли" школа 2100

Данный урок знакомит учащихся с понятием "Доли"...

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

Урок математики в 3 классе по теме: доли

Урок математики3 классТема «Доли» Цель: познакомить с понятием «доля числа» Задачи:Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терми...

Урок математики во 2 классе «Нахождение нескольких долей числа»

Урок математики был проведён во 2   классе по УМК «Начальная школа XXI века».По теме «Нахождение нескольких долей числа». ...

Урок математики . 2 класс. Тема: Нахождение нескольких долей числа и числа по его доле. УМК Начальная школа XXI век.

Тип и стру       Стура урока: повторение и закрепление изученного (постановка и решение учебной задачи). Содержание урока соответствует  содержанию программы, ...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Доли"

Урок разработан в соответствии с ФГОС и с учетом системно- деятельностного подхода...

Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Доли"

Конспект урока по математике. УМК Школа России. 3 класс. Тема урока "Доли"....