Тема урока математики во 2 классе « Вычитание вида 12 – 3» Форма урока: Урок открытия новых знаний.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Герасимова Галина Александровна

Образовательные цели:


  • познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.

  • способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия во 2 классе

«Из сказки в мир знаний»

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства, создание познавательной активности, положительной мотивации в практическом использовании своих знаний и умений.

Задачи:

1. Создание условий для развития творческой активности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Развитие чувства ответственности за результат.                                                                                         4. Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе.                                                            5.Развивать логическое мышление, память, внимание.                                                                                     6. Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов.

1.Организационная часть, приветствие.

-Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете-

Музыка всюду, улыбки и смех-

Школа открыла двери для всех.

И не грустите, девчонки, мальчишки

По играм, затеям и сказочным книжкам,

Со школьной жизни все начинается

В страну Знаний мы отправляемся!

Учитель

2.А чтобы нам интереснее было , мы  поиграем. Вы все уже ученики и у каждого из вас есть портфель. Сейчас мы узнаем, что же вы берете  с собой в школу.

Если положите этот предмет в свой портфель, дружно говорите «да», а если не согласны «нет».

На дно кладем кулек конфет? (ДА)

А полицейский пистолет? (НЕТ)

Туда положим винегрет? (НЕТ)

А может быть, улыбок свет? (ДА)

Положим спелый апельсин? (ДА)

А продуктовый магазин? (НЕТ)

Цветов корзину для друзей? (ДА)

А разноцветных кренделей? (ДА)

Салат положим в сумку? (НЕТ)

Кладем улыбку и успех? (ДА)

Задорный детский звонкий смех? (ДА)

3. А вот и телеграммы

  1 Я    желаю от души                                                                                                                                                    Вам здоровья малыши!

Чтоб прививок не боялись,

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит.

Добрый доктор …(Айболит).

2.Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт,

Шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше,

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

3.Я хочу вам пожелать

Лишь пятёрки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище… (Буратино)

 4.- Ну, что, ребята, отправимся в путешествие в Страну Знаний?

- Я предлагаю путешествовать на этом ковре-самолете.

Итак, вы готовы?

Сначала мы побываем в стране, которую любят все: и взрослые, и дети. Это страна сказки.

-вы все любите сказки?

- я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай сказочного героя». Согласны?

 1. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку – малышку. (“Дюймовочка”.)

2. Красна – девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнышке тяжко,

Слезы льет бедняжка! (“Снегурочка”.)

3. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Добрый доктор… (Айболит.)

4. У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына-

Шалунишку…(Буратино)

5. В Простоквашино живет,

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю.

Но фамилия - морская. (Кот Матроскин

6. Чтоб взлететь над землей,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

7. Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А ещё- пыхтелки , кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок…(Пух)

8. Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её. (Красная шапочка)

5.- а хотите побывать в самой сказке?

Дорогие ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

В этот праздничный час

Покажем сказку мы для вас.

.Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы

Сказка «Лесная школа»

На поляне, на широкой рос гриб.(«Гриб» стоит или сидит на стуле, на нем надпись: «Воскресенская  школа»)

Звучит музыка, на полянку выпрыгивает зайка.

Зайчонок: Здравствуйте, ребята и взрослые, Это я зайчонок. Я веселый зайка – прыгаю ловко и люблю морковку. Увидел гриб. Ой, а это что такое? Какой красивый гриб. А что же на нем написано? Не знаю. Наверное «морковка».

Под музыку выходит медвежонок.

Медвежонок: Здравствуйте! А я мишка-шалунишка. Я очень люблю шишки. Зайка, привет! А ты не знаешь, что тут написано?

Зайчонок: Не знаю.

Медвежонок:  Я тоже.

Под музыку выходит петушок.

Петушок: Здравствуйте! Здравствуйте! Привет ,зайка! Привет, мишка! Я вас люблю и для вас песенку пою вот так: «Кукареку» А вы так умеете? Пропой ты мишка и ты зайка. Молодцы! А что это за гриб такой вырос? Так, так, так (Обходит гриб вокруг)Непонятно. Наверное, это чей-то дом.

Звери пожимают плечами.

Под музыку скачет лягушонок.

Лягушонок: Ква-ква. Здравствуйте! Ква-ква.

Звери: Здравствуй, лягушонок!

Лягушонок: Ква. Чем это вы тут занимаетесь? А чей это дом? Да это же гриб! Да какой необыкновенный и большой! А что на нем написано?

Под музыку выбегает мышонок.

Мышонок: Пи-пи-пи. Здравствуйте! А что у нас сегодня, лесное собрание? А,вы,наверное, хотите приготовить из гриба вкусный обед? Что-то не то? Я знаю, знаю! Это,наверное, магазин открылся!

Звери пожимают плечами.

Под музыку выбегает лисёнок.

Лисёнок: Здравствуйте! Здравствуйте! Ой, как вас много. И все вы хорошенькие. А вы узнали меня?

Звери: Да, лисенок.

Лисёнок: Правильно. А вы знаете, что я очень умный.

Петушок: Тогда прочитай, что здесь написано?

Лисёнок: Где это здесь? А, на грибе. Да сразу ясно – это магазин новый открылся. А продают наверно цыплят жареных. А написано, наверное, «курочки».

Медвежонок: Нет-нет! Там написано «Пчелиный мед». (Облизываясь, гладит по животу)

Зайчонок: В овсе нет! Написано «сладкая морковка».

Лягушонок: Ч то вы, что вы, здесь написано «Комары и мухи».

Мышонок: Нет, здесь написано «сыр».

Тишина, все замолкают. Выходит тетушка медведица.

Медведица: Здравствуйте, что вы на весь лес расшумелись?

Зайчонок: Мы не можем понять: что за гриб такой и что на нем написано?

Медведица: Ой, ой, так вы еще и читать не умеете? Давайте я проведу с вами урок. Сядьте звери: Крокодил ведет урок.

Приготовьте звери перья.

Напишите, что за зверь я?

Автор: лягушонок выводил.

Лягушонок : Ква-кадил.

Автор: лисенок выводил.

Лисенок: лис-кодил.

Автор: мышонок выводил.

Петушок: пи-кодил.

Автор: петушок выводил

Петушок: ко-кокодил.

Автор: медвежонок выводил Лисенок: миш-кодил.

Медведица: Молодцы, вы все научились читать и писать. Не зря народная мудрость гласит: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Сейчас Лисенок прочитает стихотворение «Как хорошо уметь читать».

Лисенок: Как хорошо уметь читать

Не надо к волку приставать

Не надо белочку трясти

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять лисицу

Ну прочитай ещё страницу.

Не надо звать, не надо ждать

А можно взять и прочитать.

Медведица: А теперь давайте прочитаем, что написано на грибке.

Все читают:  Воскресенская школа

Лягушонок: Тетушка-медведица, а кто же будет ходить в эту школу?

Медведица :Вы, лесные малыши и лисята, и медвежата, и лягушата.

Все: ура!

Петушок: А маленькие петушки будут ходить в эту школу? Выходит ёж. Ёж: И маленькие петушки

будут ходить в эту школу. Только есть одно условие: в школе должны все дружить.

Мышонок: Конечно, конечно. Мы даже песенку про дружбу знаем, и называется она «Дружба».

Все поют песню «Дружба –это не работа»

Медведица: Говорим мы вам: прощайте, Лягушонок: Наш спектакль не забывайте

Петушок: В нем царит всегда весна,

Зайчонок: Он как чудная страна

Медвежонок: И довольны мы вполне

Все вместе: Жизнью в маленькой стране.

Берутся за руки, выходят друг за другом..

6.- Молодцы, ребята! Итак ,теперь наше путешествие по Стране Знаний!

За чистым полем….

За дремучим лесом…

За шумным морем…

За знойной пустыней

Лежит страна знаний.

-а страна это совсем не маленькая, а очень и очень большая и называется Страна Знаний.

-летим на первый остров.

7. Остров «Школьных правил».

- Ребята, а как вы думаете, какие правила нужно соблюдать в школе

- Ребята, запомнили правила поведения? Замечательно! А давайте-ка проверим. Вставайте все со своих мест. Я буду читать вам четверостишия про поведение в школе, если вы согласны с тем, что надо именно так поступать, вы поднимаете руки, высоко прыгаете на месте и говорите "И я!" . Если не согласны и не будете так поступать, молча приседаете. Договорились? Поехали!

1.Все домашние заданья

Буду четко выполнять.

На урок без опозданья

Буду утром прибегать.

2.Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл — реветь я буду

На весь класс, на весь этаж.

3.На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если и ответ не знаю,

Буду руку поднимать.

4.А во время перемены

Обещаю не шуметь,

Не сбивать людей и стены,

Не толкаться, как медведь.

5.Буду ловким, буду смелым,

Буду я в футбол играть.

Значит, буду то и дело

Мячик в окна забивать.

6.Буду умным и веселым,

Делать добрые дела,

Чтоб меня родная школа

Как родного, приняла.

8.Ребята, мы прибыли на остров «Математиков».

 На этой станции я предлагаю вам решить веселые задачки. Согласны?

1. На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов.

Сколько крот нашёл грибов? (3)

2. Мы считали дырки в сыре,

3 + 2 всего … (5)

3. Под деревом 4 льва

Один ушёл, осталось… (3).

4. Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

- Два, один дедушке дадим,

И останется …. (1).

5. Нашёл 5 ягодок в траве,

Одну я съел, осталось ….(4).

6. На берёзе 3 синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? (8)

9._молодцы! А теперь нас ждет остров «Окружающего мира»

1. Какой месяц год кончает, зиму начинает?(декабрь)

2.Какую форму имеет планета Земля? (шар)

1.Какой зверь считается хозяином тайги?(медведь)

2.Кого называют царем зверей?(льва)

1.Какая птица самая маленькая в мире?(колибри)

2.Какое растение питается насекомыми?(росянка)

1.Какие птицы едят грибы?(глухари)

2.В какое время года лоси сбрасывают рога?(зимой)

1.Кто дышит одной ноздрей?(кашалот)

2. Какой жук носит название того месяца, в котором появляется?(хрущ майский)

-вот и закончилось  наше путешествие

10.Сделаем выводы –кто и что живет в стране знаний?

( сказочные герои, вопросы, задачи, правила поведения, а главное- трудолюбие, доброта, взаимопомощь, старание)

И тому, кто встречает это  на своем пути, будет счастливо и хорошо в стране Знаний.

Всего вам доброго!

Тема урока математики « Вычитание вида  12 – 3»
Форма урока: Урок открытия новых знаний.

ЦЕЛИ

 Формировать универсальные учебные действия:


  • познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).

  • коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.

  • регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.

  • личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.


Образовательные цели:


  • познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.

  • способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.


Ход урока.


  1. ^ Мотивация к учебной деятельности.


Прозвенел для нас звонок….
Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Вы хороший дружный класс

Всё получится у вас.


  1. ^ Актуализация знаний учащихся и способов предыдущей работы.


1.На доске:

  .   .

.   .   

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

Мы сегодня на уроке эти точки «превратим» в замечательную фигуру. Для этого мы должны выполнить все задания. 

1 этап-как вы думаете,с чего мы начнем? ( с повторения)

1.Работа в паре. Игра « Кто больше наберет карточек»

-Что повторяли?      Вычитание из числа 11. Кто научился вычитать из 11?     Хорошо!

2) Математический диктант (1 ученик у доски)

1) Запишите число, в котором 1 дес.3ед. (13)

2) Первое слагаемое 9, второе слагаемое 7. Чему равна сумма? (16)

3) Уменьшите 19 на 1. (18)

4) Разность чисел 18 и 1. (17)

5) Увеличить 10 на 4. (14)

6) Чему равна сумма чисел 8 и 4 равна? (12)

(Проверка)

2)- Расставьте числа в порядке возрастания: 12, 13, 14, 16, 17, 18.  Слайд

3)-Оцените себя. -Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.

- Обведите самое маленькое число в этом ряду.

-что интересного может рассказать это число.,12 апреля –День космонавтики, есть сказка. ?( в году 12 мес)

Скажите, а может ли как в сказке случиться так, что месяцы могут поменяться местами? А как бывает на самом деле?(идут по порядку)

Когда месяцы проходят, их остаётся меньше или становится больше?

 А как узнать, каким действием? (вычитанием)

 В году 12 месяцев, как узнать, сколько месяцев останется, если 3мес. уже прошло?

12 – 3 –

можно ли сразу от 12 отнять 3?

- Кто догадался, как будет звучать наша тема? Вычитание вида  12 –  3     Слайд

2этап  Новая тема

    1) Итак -Переходим к следующему этапу урока. Как он называется? (изучение нового материала)

-Чему мы должны научиться?

-Какую ставим цель?

Научиться  вычитать однозначные числа из числа 12 с переходом через десяток.

Что для этого надо знать?

Состав чисел ,счет в пределах10,     состав числа 12.

-Давайте вспомним, как получить число 12.

2): Игра  «Найди Меня»-  сегодня ищем  карточки с ответом 12.

На доске:         9+3=12      8+4=12    7+5=12    6+6=12   в столбик  (Карточки на доску)

Работа по слайду

-повторили состав числа 12,  для чего?

Можно применить при решении примеров 12 -

4)Вывод    

Если ты знаешь таблицу сложения, то легко сразу решить ..

 5.Решение проблемы.

- А если ты забыл состав числа 12, какой другой  приём нам поможет сосчитать?

- по частям

- Я предлагаю вам поработать в группе:  задание: решить  примеры .используя разные способы вычитания из 12.

7)  Работа в группе.


8  )Проверка.

Ученики объясняют на доске все 3 способа

чему учились?

   Вы постарались, соединим 2-ю точку с 3-ой.    

  Физминутка для глаз.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз

-Итак.,мы научились вычитать из12   …

 А как проверить, что вы поняли?

 6.Следующий этап -Самостоятельная работа.

-для чего нужна сам. работа?   Проверить свои умения? Если надо, помочь другу.

.          По учебнику:№   в рамочке

Проверка. У кого получилось?
-Проверка. - Каким способом вы решили? Почему?

-Какой способ можно было использовать при решении этих примеров?

Вывод по данному этапу.

Мы научились  вычитать однозначные числа из числа 12 с переходом через десяток

- А зачем нам это нужно?

- Где это может пригодиться?

 (сосчитать сдачу в магазине, для решения задач.)

4 этап  Задачи

Переходим к решению задач

-Вы загадки любите?

Она всё знает и умеет,

Она ведь главная в лесу.

Волшебница — Лесная—

Ест землянику, пьёт росу.

Проверит — всё везде в порядке,

Приметит каждый стебелёк

И с птичками сыграет в прятки,

И даже песенку споёт.                     Кто это?

-А  это я…

Встреча с Лесной Феей.       Задачи на экологическую тему.

- скажем Фее –до свиданья. и что мы ей пообещаем?

Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-ой.

^ 7. Работа с геометрическим материалом.

- Какую фигуру получили? (Ломаную линию.) Докажите?

(Ломаная линия - геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами.)

- Что можете сказать об этой ломаной? ( Она состоит из 4 звеньев, незамкнутая.)

Работа в паре по карточке.

- Начертите ломаную из 2-х звеньев, длина, которой равна 12 см.

( Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см и 3 см, 8 см и 4 см, 6 см и 6 см).

- Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 12.)

Оцените своего соседа по парте.


^ Подведение итогов урока. 

- Посмотрите на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?

(Ломаная похожа на букву «М») 

- Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!) 


^ 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- А теперь продолжите фразы:

-Сегодня я узнал…

-Теперь я могу…

- Кто смог запомнить новые случаи вычитания?

– Можете ли вы назвать тему урока?

- Какое чувство вы испытали, когда смогли сами решить объяснить новые примеры. –радости.

 Я надеюсь, что это чувство не исчезнет у вас и на других уроках и не только сегодня

. – Какое задание вам показалось самым интересным? – Оцените свою работу на уроке при помощи солнышка. Ваша оценка совпала с моей. Я желаю всем Вам Хорошего настроения на весь день

(слайд «Солнышко»)

- Нарисуйте в тетради солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Презентация по теме "Типы уроков.Урок открытия нового знания."

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Тема: « Слова – омонимы» Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «омонимы»  Задачи урока:предметный результат: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по...