Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Каркавина Ольга Николаевна

Урок математики в 1 классе. Измерение длины отрезка. Сантиметр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

УМК ОС «Перспективная начальная школа»

Учитель: Каркавина О.Н.

Тема: Измерение длины отрезка. Сантиметр.

Цели: ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины; научить измерять отрезки, используя линейку; в целях здоровьесбережения  познакомить с правилами сохранения зрения человека.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Обратимся к пословице: «Дороже алмаза своих два глаза».

Как вы думаете, почему народ так говорит?

Сегодняшний урок математики пройдет под девизом этой пословицы. В ходе урока мы повторим и узнаем секреты хорошего зрения. Для этого раскроем слагаемые хорошего зрения.  (Хорошее зрение =            +             +            +           )

Личностные: внутренняя позиция обучающегося  на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учиться; демонстрировать самоорганизованность.

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Прочитаем первое слагаемое: «Соблюдай расстояние от книги, тетради до глаз!»

Легко запомнить, что это расстояние руки от локтя до кончиков пальцев.

А при помощи чего еще можно измерить это расстояние?

Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Сравните отрезки. (на партах раздаточный материал)

Каким способом по длине сравнивали? (На глаз.) 

Глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, цвет, размер.

А какой способ вы ещё знаете для сравнения? (Наложением.) Уч-ся проговаривают. Учитель демонстрирует.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли. 

Регулятивные: контролируют свои действия.

III.Выявление места и причины затруднения.

Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.

На партах найдите полоски:

1-й ряд – белую;

2-й ряд – красную;

3-й ряд – синюю.

Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.

Какую цель поставите перед собой? Точно измерить столешницу.

Откуда начнете измерение? (От края.)

Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

Итак, результаты измерений различны. Получилась разная длина.

Ребята, что же это такое? Разве у нас парты разные? (Нет.)

Почему же так получилось? (Разные мерки.)

Какой вывод сделаете? (Разная длина – разная мерка.)

Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый результат? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.)

Хорошо. Например, мы договорились взять мерку 1 ряда. У всех получится одинаковый результат. Но сможем ли мы дать точный ответ, чему равна длина столешницы? (Нет)

Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Хотите узнать какой? Но сначала предлагаю передохнуть.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своему однокласснику.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: вступать в диалог на уроке, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, договариваться и приходить к общему решению, слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

IV.Гимнастика для глаз.

Откроем второе слагаемое «хорошего зрения»: «Глазам нужен отдых».

Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.

1.Крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).

2.Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3.Указательный палец на расстоянии 25–30 см.

Смотреть на конец пальца 3–5 с.

Прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

Убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (Потом правой рукой.)

4.Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

V.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сейчас вы отдохнули. Продолжаем работать. еще раз, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

Проверим. Откройте учебник на странице 18.

Прочитайте тему нашего урока. (Измерение длины отрезка. Сантиметр.)– Подтвердилось ваше предположение?

Какую учебную цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое сантиметр. Научиться измерять длину отрезков и строить отрезки, заданной длины)

Что вам поможет достигнуть этой цели? (Внимание, активность, старание.)

Какие инструменты вы знаете для измерения длины? (линейка, рулетка)

Задание 1 (У-2, с. 18)

Рассмотрите модель линейки в задании № 1

А вместе с нами и наши герои – Маша и Миша.

Зачитывается диалог первые 2 строчки.

Как вы думаете , что ответила Маша?

Что можно делать с помощью линейки?(Измерять и чертить отрезки)

Что на ней изображено? (Черточки и цифры.)

Что можете сказать о расстоянии между цифрами? (Оно одинаковое.)

Расстояние между цифрами равно 1 см

Сформулируйте цель, что сейчас будем учиться делать? (Учиться измерять длину с помощью линейки)

Задание 1 (У-2, с. 18)

Какой длины карандаш? (10 см.)

Как узнали?

Сейчас вы поработайте в парах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки?

Закончите фразы

1. Взять….(линейку).

2. Совместить один конец отрезка с цифрой 0 на линейке.

3. Другой конец покажет на число – это и есть длина отрезка.

Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; ставить конкретную учебную задачу.

Коммуникативные: выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию; быть терпимым к мнению других, учитывать их в своей работе.

Познавательные: стремиться к расширению познавательной сферы, производить мыслительные операции для решения познавательной задачи.

VI.Первичное закрепление.

Используя этот алгоритм, надеюсь, легко вы справитесь со следующим  заданием.

Но сначала откроем еще одно слагаемое «хорошего зрения»: «Не смотри долго телевизор и не играй долго в компьютерные игры».

Как вы думаете, почему?

Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи  2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Т(2) с.24 №1,

Кто справится с заданием,встаёт возле рабочего места.

Самопроверка с доски

Можно сделать вывод, что мы справились с одной из задач урока – научиться измерять отрезки с помощью линейки? (да)

Задание 2 (У-2, с. 18)

Задание 3 (У-2, с. 18)

Подведём итог. Какое действие мы научились сейчас выполнять?

(Строить отрезки заданной длины с помощью линейки)

Личностные: демонстрировать самоорганизованность.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при преодолении интеллектуальных затруднений.

Познавательные: формировать способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Коммуникативные: вступать в диалог на уроке, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, договариваться и приходить к общему решению, слушать и понимать речь других.

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Т(2) с.25 №4, перед вами чертёж. Рассмотрите.

Прочитайте требование к заданию. Выполнять измерения будем по рядам. - Огласите результаты измерений.

Что вы услышали? (Измерения одинаковые: 4см, 4 см, 2см, 2см)

Ещё раз сверьте с доской.

Молодцы!

Откроем последнее слагаемое «как сохранить хорошее зрение»: «Ешь фрукты и овощи!»

Существует множество овощей и фруктов, которые благотворно воздействуют на орган зрения – это абрикосы, черника, апельсины, киви, морковь, шпинат, брокколи и даже чеснок.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: выполнять задания на основе использования алгоритма действий.

VIII.Рефлексия учебной деятельности  на уроке.

Подведем итог урока. Прошу оцените себя сигнальными карточками.

Давайте вернёмся к началу урока.

Какую цель мы ставили пред собой? Достигли ли мы её?

Для этого продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Теперь я могу…

Вернемся к девизу нашего урока. Какие основные правила сохранения зрения вы будете соблюдать?

Не пиши, склонивши низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся , как от ветра-

От стола до самых глаз

Должно быть 40 сантиметров!

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Личностные: показывают отношение к предмету.

Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять что лучше получилось.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...