Рабочие программы 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД БЕЛАЯ КАЛИТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей_________________

МБОУ СОШ № 4

от______________ 20__года №_____

_________________/______________

                        (подпись)      ФИО руководителя МС

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________/ Е.М.Бондарева

______________20___года

                      УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ

Приказ от_________________№__________

________________/М.Г.Стрекалова/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

начальное образование базовый уровень 3-б класс

Учитель первой категории Тищенко Елена Ивановна

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (2009г.) и авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы. «Начальная школа 21века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второгопоколения.

    Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно-правовой базы:

· Закон РФ «Об образовании» Статья 9. Образовательные программы 6.1;

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г.;

· Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.;

· Планируемые результаты начального общего образования/ [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011 г.;

· Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011 г.;

· Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2010 г.;

· Устав школы;

· Основная образовательная программа начального общего образования школы;

· Школьное положение о рабочей программе;

Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции

младших школьников.

Цели:

Основная цель курса литературного чтения  помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и

зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и

письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и

молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);

воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в

разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших

школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных

произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и

научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и

зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника,

осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приѐмами понимания прочитанного и прослушанного

произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

1. Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной

формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным,

изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню

подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует

функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курсалитературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности

(слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также

универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и

книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развиваетсяинтерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть урокилитературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируютсячитательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этическоговоспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его

структуры и жанровых особенностей;

- одновременная работа над языком произведения и речью детей;

- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

- различение художественных и научно-популярных произведений;

- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы,

обогащением духовного мира ученика.

Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для

дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение,

письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя

культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объѐму и жанру произведений, осмысление цели

чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и

задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-

повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает

формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребѐнка с книгой как источником различного вида информации и формирование

библиографических умений: ориентироваться в книге по еѐ элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает

формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с

целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания

начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом :

·  Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2014.

·  Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2015.

·  Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2014.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и

воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В

процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся

начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и

способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно

осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В Федеральном базисном образовательном плане и согласно базисному (образовательному) плану, календарному графику

образовательного учреждения МБОУ СОШ № 4 всего на изучение литературного чтения в 3 классе отведено 140часов (4 ч в неделю,35 учебных недель).В связи с праздничными днями остается 137 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (137 часов)

Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари,

детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про

Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитѐр-Немудѐр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-

разбойник», «Алѐша Попович и ТугаринЗмеѐвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелѐный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи

нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А.

Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поѐт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д.

Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок». «Зайцы», «Как боролся русский

богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок»

(отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрѐный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка«Умнее всех», «Приѐмыш».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...»,

«Стихи о берѐзе» (отрывки), «Берѐза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков

«Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка». «Жаркий час»; В. Чалмаев«Воспоминания о М.М.Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»: Ц. Топелиус«Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон

«Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

О нашей Родине

5

2

Народная мудрость

5

3

О детях и для детей

19

4

Уж небо осенью дышало

5

5

Снежок порхает, кружится

18

6

Праздник новогодний

8

7

Произведения о животных

14

8

Зарубежные сказки

10

9

Рассказы, стихи, сказки о семье

13

10

Весна, весна красная…

23

11

Волшебные сказки

7

12

Резерв

5

Итого

137


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...