Конспект урока по математике на тему: "Измерение площади с помощью палетки"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Овчинникова Виктория Сергеевна

3 класс, ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное

Цели урока: найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся анализировать геометрические фигуры, научатся измерять площадь с помощью палетки
  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник по математике, А. Л. Чекин, 3 класс, 2 часть; презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Время


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Слайд

1

мин.

Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте  друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

5

мин.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел на 6 чисел

493, 483, 473, 463, …

Нашу работу мы продолжим с “зарядки для ума”, чтобы все задачки решать без проблем.

Устный счет.

-Решите примеры

8*2

63:7

7*6

18:3

9*3

21:3

8*8

42:7

12:2+6

(35-8):3

43-5*8

40:5*8

-Выполните задание

1 ряд: выразите число 9 четырьмя цифрами 4, расставив знаки.(9=4+4+4:4)

2 ряд: выразите число 7 посредством четырёх пятерок, расставив знаки.(7=5+(5+5):5)

3 ряд: выразите число 4 четырьмя цифрами 6, расставив знаки. (4=6-(6+6):6)

Выполняют задания устного счета.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)  

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

слайд

слайд

слайд

3

мин.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

 Давайте вспомним, что такое периметр? А что такое площадь? (Площадь фигуры – это число единичных квадратов, полностью заполняющих данную фигуру)

В каких единицах измеряют площадь? Запишите их в порядке убывания:

Кв. км, кв. м, кв. дм, кв. см, кв. мм. (Взаимопроверка)
У вас на партах лежат геометрические фигуры, назовите их.

Попробуйте измерить площади этих фигур, не используя линейку. Давайте подумаем, как же можно измерить площади фигур без линейки? А удобно ли каждый раз разбивать фигуру на кв. см?

Как вы думаете, какой выход придумали математики, встретившись с данной проблемой? Вы правы, люди придумали специальный инструмент. Я вам его сейчас покажу.

Как может называться этот инструмент?

- Ребята, предположите какая тема урока? (измерение площади с помощью палетки)

-  Какие цели мы ставим на урок? (научимся измерять площади геометрических фигур с помощью палетки)

Отвечают на вопросы.

Обсуждают тему урока.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Физкультминутка















Индивидуальная и фронтальная беседы

Работа по учебнику ( стр. 58 )

Физкультминутка в игровой форме

10

мин.

3 мин.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания.

Давайте узнаем, что же такое «палетка».

Откройте учебники на странице 60 и прочитайте статью о палетке. (Чтение вслух)


Задание 168.

Чему равна площадь этой фигуры?

Задание 169.

Подумайте, как будет выглядеть этот треугольник?

Найдите на доске правильную фигуры.

Попробуйте начертить такой треугольник с площадью 5 кв.см.  у себя в тетрадке с помощью палетки.

Задание 171.

Измерьте с помощью палетки площади данных многоугольников.

Чему равна, площадь 1 фигуры?(15 кв. см)

Чему равна площадь 2 фигуры?( 18 кв. см)

Чему равна площадь 3 фигуры? (24 кв. см)

Что такое кв см?(ед площади которая равна 100 кв мм)

Задание 172.

Какая фигура изображена на чертеже? (Треугольник.)

Как называется данный треугольник? (Прямоугольный.)

Как узнать с помощью палетки площадь данного треугольника?(наложить на треугольник палетку)

Какие измерения и какие вычисления для этого нужно сделать?

Чему равна площадь этого треугольника? (12 кв. см)

 Задание 173.

Сколько прямоугольников со сторонами 1 дм и 1 см можно уложить в прямоугольнике со сторонами 1 дм и 7 см? (7 прямоугольников.)

Почему вы так решили?(потому что в 1 дм 10 см, а в 7 дм 70 см, исходя из этого делаем вывод что в 70 см находятся 7 дм)

Рассмотрите чертёж в учебнике карандашом.

Чему равна площадь второго прямоугольника? (70 кв. см.)

Во сколько раз площадь второго прямоугольника больше площади первого? (В 7 раз.)

Задание 174.

Вычислите столбиком значения данных произведений.

Во сколько раз значение второго произведения больше, чем значение первого?

Решение: 24 : 6 = 4 (раза).

 Задание 175.

Найдите с помощью палетки площадь закрашенных фигур. (Первая фигура имеет площадь 22 кв. см, а вторая – 21 кв. см.)

– Площадь какой фигуры больше?

Выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Выполняют задания.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения задания

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

(стр. 64

Задание 176)

(фронтальная работа

7 мин.

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Задание 176.

Сформулируйте задачу по краткой записи в виде таблицы.

Задача. Площадь треугольника 63 кв. см, что в 7 раз больше площади пятиугольника. Чему равна площадь пятиугольника?

Решите задачу. Вычислите ответ.

Решение:

63 : 7 = 9 (кв. см) – площадь пятиугольника.

Ответ: 9 кв. см.

 Работа по карточкам.

– Рассмотрите краткую запись задачи в виде таблицы. Что требуется узнать?

Длина стороны квадрата

Периметр

Площадь

I

? см

  16 см

? см2

II

? см

  2 дм = 20 см

? см2

III

? см

  12 см

? см2

IV

? см

  3 дм 6 см = 36 см

? см2

Как узнать длину квадрата, если известен его периметр?

Решение:

1) 16 : 4 = 4 (см) – длина стороны первого квадрата.

2) 20 : 4 = 5 (см) – длина стороны второго квадрата.

3) 12 : 4 = 3 (см) – длина стороны третьего квадрата.

4) 36 : 4 = 9 (см) – длина стороны четвертого квадрата.

Начертите данные квадраты и измерьте их площадь с помощью палетки.

Ответ: 16 кв. см, 25 кв. см, 9 кв. см, 81 кв. см.

Выполняют задание из учебника.

Работают в группах.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа)

 

4

мин.

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Какие ставили цели?

- Достигли ли их?

(Рефлексия на слайде)

Продолжите фразу…

- Мне понравилось …

- Были затруднения…

- Было не понятно…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

 Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа)

 

2 мин.

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Домашнее задание:

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание.