Конспект урока(технологическая карта) по математике "Связь между суммой и слагаемыми"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Данный материал поможет провести урок по теме "Связь между суммой и слагаемыми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2018.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Михайлова Оксана Александровна                                                                                                              Школа: Кобраловская ООШ                           

                                                                      Урок по теме «Связь между суммой и слагаемыми» ( 1 класс)

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия .

2.        Предметно-дидактическая: создать условия для актуализации и уточнения  знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения.

         Планируемые образовательные результаты урока:

 познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения;

продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов.

        Метапредметные:

участвуют в постановке темы урока; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; сотрудничают с одноклассниками (в паре); выражают и аргументируют свои мысли; оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

      Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку.

          Тип урока:

   1.         По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

   2.        По способу организации: комбинированный.

   3.        По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

        Методы обучения:

    1.         Основной: проблемно-поисковый.

    2.         Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа и др.

Основные вопросы урока: Связь между слагаемыми и суммой.                Средства обучения: оформленная доска; магнитно-маркерная доска;                    

                                                                                                                                                                электронное приложение к учебнику.

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки

самооценки

учителя

ученика

1. Организационный.

Фронтальный

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные

2. Актуализация опорных знаний.

Устный фронтальный опрос.

1.Устный счет.

 Найдите сумму чисел 3 и 4.

Продиктуйте пример.

Прочитайте разными способами этот пример.

Найдите разность чисел 10 и 4.

Продиктуйте пример.

Прочитайте разными способами этот пример.

Уменьшите 10 на 2.

Продиктуйте пример.

Увеличьте 2 на 6.

Продиктуйте пример.

Каким правилом воспользовались при решении этого примера? Почему?

Поднимите число, которое на 3 меньше, чем 8.

Продиктуйте пример.

Назовите каждое число при вычитании.

Поднимите число, которое на 4 больше, чем 5.

Продиктуйте пример.

Каким правилом воспользовались при решении этого примера?

Почему?

Оцените свою работу в ТК

Отвечают на вопросы. Работа с кассой цифр.

Обучающиеся поднимают ответ 7.

3+4=7

Читают пример разными способами: три плюс четыре равно семь; к трем прибавить четыре получится семь; сумма чисел трех и четырех равна семи; первое слагаемое 3, второе слагаемое четыре, сумма семь.

Обучающиеся поднимают ответ 6.

10-4=6

Читают пример разными способами: десять минус четыре равно шесть; из десяти вычесть четыре получится пять; разность  чисел десяти  и четырех  равна шести; уменьшаемое десять, вычитаемое четыре, разность шесть.

Обучающиеся поднимают ответ 8.

10-2=8

Обучающиеся поднимают ответ 8.

2+6=8

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Воспользовались этим правилом ,потому что удобнее к большему прибавлять меньшее.

Обучающиеся поднимают ответ 5.

8-3=5

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Обучающиеся поднимают ответ 9.

5+4=9

Правилом при решении этого примера не пользовались.

Пример написан удобно для решения.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные

Совместное обсуждение

3.Самоопределение к деятельности. Открытие новых знаний.

Беседа.

Привлекает учащихся к определению темы урока:

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные

Совместное обсуждение

Найдите значение выражения   3+2=

Поднимают ответ 5

Продиктуйте пример

Как называются числа при сложении?

(Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

3+2=5

1слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Из этого примера на сложение составьте пользуясь только этими числами два примера на вычитание.

Обучающиеся выкладывают на парте примеры на вычитание

5-3=2

5-2=3

Продиктуйте первый пример

(запись на доске 5-3=2)

– Что такое 5 в первом примере? 3? 2?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

5-3=2

Сумма, 1 слагаемое, 2 слагаемое.

Прочитайте  это выражение используя, названия чисел при сложении.

Когда из суммы 5 вычли  первое слагаемое 3, то получили второе слагаемое 2.

Продиктуйте второй пример

(запись на доске 5-2=3)

– Что такое 5 в первом примере? 2? 3?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

5-2=3

Сумма, 2 слагаемое, 1 слагаемое.

Прочитайте  это выражение используя, названия чисел при сложении.

Когда из суммы 5 вычли второе слагаемое 2, то получили первое слагаемое 3.

Какое новое знание, правило  мы открыли? ( правило открывается на доске )

Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

Слагаемые и сумма связаны между собой.

Давайте повторим еще раз каким правилом связаны слагаемые и сумма?

Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Сформулируйте тему урока.

Оцените свою работу в ТК

Связь между суммой и слагаемыми: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Устный фронтальный опрос.

Работа с электронным приложением к учебнику.

Выполнение заданий № 1.

Оцените свою работу в ТК

Обучающиеся поднимают ответы, доказывая связь между слагаемыми и суммой.

                                                                                            Физкультминутка.

Работа в парах.

Работаем в парах.

Задание для каждой пары:

1)выполнить задание на карточке:

составьте два примера на вычитание, пользуясь  новым правилом, покажите как связаны между собой слагаемые и сумма.

2) Проверим

Каким правилом воспользовались?

Оцените свою работу в ТК

Обучающиеся составляют примеры.

6+3=9     5+2=7     9+1=10   7+1=8

9- 6=3     7- 5=2    10-9=1     8-7=1

9- 3=6     7- 2=5    10-1=9     8-1=7

Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Сопостав-ление с образцом.

4. Закрепление изученного материала.

Фронтальный

1.Решение задачи.

Откройте  учебник на стр.31.

Найдите задачу № 4.

 У серой крольчихи 4 кролика, а у черной – на 2 кролика больше. Сколько кроликов у черной крольчихи? Сколько всего кроликов у этих крольчих?

Работа над задачей.

1.Чтение задачи.

2.Составление краткой записи.

Назовите главные слова в задаче.

Как обозначим в краткой записи?

Сколько кроликов было у серой крольчихи?

Сколько кроликов было у черной крольчихи?

Какой первый вопрос задачи?

Повторение задачи по краткой записи.

Как будем решать задачу?

Запишите решение в тетрадь.

Почему надо обозначить первое действие?

Какой второй вопрос задачи?

Как обозначу этот вопрос в краткой записи?

Как ответим на второй вопрос задачи?

Запишите второе действие задачи в тетрадь.

Запишем ответ .

Оцените свою работу в ТК

Работа с текстом задачи.

Обучающиеся читают задачу.

Серая крольчиха, черная крольчиха.

У серой крольчихи было 4 кролика.

У черной крольчихи было на 2 кролика больше.

Сколько кроликов у черной крольчихи?

С. - 4

Ч. – на 2 кролика больше  ?

Повторяют задачу по краткой записи.

1)4+2=6 (к.)

У задачи два вопроса.

Сколько всего кроликов у этих крольчих?

С. - 4

Ч. – на 2 кролика больше  ?

2)6+4=10(к.)

Обучающиеся записывают ответ задачи.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные.

Совместное обсуждение

2. Устное выполнение № 1.

Вспомним новое правило, которое узнали сегодня.

Пользуясь этим правилом устно выполним №1.

Оцените свою работу в ТК

Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Обучающиеся к каждому примеру на сложение составляют два примера на вычитание.

4+2=6   3+4=7    2+5=7

6-2=4    7-3=4     7-2=5

6-4=2    7-4=3     7-5=2

5. Завершающий. Рефлексия.

Фронтальный

Подводит итоги работы на уроке.

Оцените , как вы разобрались в пройденном материале  с помощью  «Звездочек».

Оцените свою работу в ТК

Участвуют в подведении итогов работы на уроке

Регулятивные, общеучебные, коммуникативные.

Система оценивания «Звездочки»

Технологическая карта урока по математике ученика 1 класса

Этапы урока

Критерии оценивания

Самооценка  ( ставим   Ⅴ)

1. Устный счет

Я решил все примеры без ошибок

Я решил примеры с 1-2 ошибками

Я решил примеры с 3-4 ошибками

2. Открытие нового знания

   ( формулировка темы урока)

Я принимал активное участие в постановке темы урока

Я  был недостаточно активен  в постановке темы урока

Я  не принимал  участия в постановке темы урока

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

  1) Работа по электронному приложению.      Выполнение задания №1.

Я решил все задания без ошибок

Я решил задания с 1-2 ошибками

Я решил задания с 3-4 ошибками

2) Работа в парах (работа на карточках)

Я принимал активное участие, работая в паре

Я  был недостаточно активен, работая в паре

Я  не работал в паре

4. Закрепление изученного материала

1) Решение задачи.

Как решать задачу я понял сам

Решение задачи я понял после объяснения учителя

Решение задачи не понял, даже после объяснения учителя

2) Работа по учебнику № 1 стр.31

Я самостоятельно применил новое правило

Я применил новое правило с помощью учителя

Я не могу применять новое правило

5. Рефлексия.

Я активно работал на уроке

Я  был недостаточно активен

Я был на уроке пассивен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (технологическая карта)"Берегите воду! 3 класс "Окружающий мир"УМК Школа России

Конспект урока ( технологическая карта) "Берегите воду!"по окружающему миру в 3 классе в соответствии с ФГОС....

Здоровьесберегающие технологии (презентации, конспекты уроков, технологические карты, сообщения)

Здоровьесберегающие технологии отображены в конспекте урока технологии по теме "Работа с бумагой"...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Конспект урока (технологическая карта) Ручной труд

Конспект урока (технологическая карта) Ручной труд "Изготовление ёлочной игрушки"...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".

  Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...