Проект "Математика вокруг нас"
план-конспект по математике на тему

Никольская Татьяна Владимировна

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В начальных классах актуальность проектной деятельности очень велика. Проектная деятельность помогает овладению основ проектной деятельности, трудовыми операциями и способствует развитию возрастных особенностей личности.

Содержание проектной деятельности выступает как средство формирования новообразований личности младшего школьника (произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_vokrug_nas.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Никольская Т.В., учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3

 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Котовска Тамбовской области

Проект «Математика вокруг нас»

Цель проекта: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • выполнять задания поискового, творческого характера;
  • осваивать простейшие формы проектирования.

Метапредметные:

  • принимать и осуществлять решение учебной задачи;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • распределять работу между членами группы;
  • адекватно оценивать результат своей работы;
  • выполнять мыслительные операции.

Личностные:

  • проявлять интерес к математике;
  • осваивать роль ученика во взаимодействии с учителем и классом;
  • развивать математический язык;
  • развивать критичность мышления.

Проект «Математика вокруг нас»

Слайд 1.

Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков»

- Ребята, сейчас вы посмотрели фрагмент из мультфильма « В стране невыученных уроков», скажите,  надо знать математику и почему? (ответы учащихся)

- А теперь покажите своё настроение в начале урока. Я думаю, что ваше хорошее настроение поможет вам активно работать на уроке.

Слайд 2.

- Прочитайте высказывания, которые вы видите на экране.

- О чем в них говориться?

-Как вы понимаете такое высказывание:  Математика - гимнастика ума?

-Кто знает еще высказывания о математике?

Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.                  

(А.П. Конфорович)

 Математика - гимнастика ума. (А.В. Суворов)

 Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.                    

(Н.И. Лобачевский)

 Математика – царица наук, арифметика – царица математики.

(К.Ф. Гаусс)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.                

(М.В. Ломоносов)

Царица - математика опять

Вас собрала на праздник знаний

И приглашает всех блистать

Умом, смекалкой, юмором дерзаний.

Нет скучных формул, теорем,

Сегодня – не урок, а праздник!

Слайд 3.

             С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
              Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
             Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам поверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.

Слайд 4.

           Сегодня на занятие мы продолжим работу над проектом «Математика вокруг нас». Мы с вами работали над этим проектом 2 с половиной недели.   Собирали информацию, обсуждали её в группах, провели исследование «Главные числа», классные часы «История возникновения чисел», «Тайны чисел», создали презентацию,  работали в библиотеке с книгами о числах в загадках,  пословицах и поговорках, искали необходимую информацию в сети Интернет.

Сейчас  мы подведём итоги проделанной  работы и защитим проект.

Слайд 5.

1группа – фольклористы

2группа  – историки

3группа -  исследователи

Обратите внимание на столе у 1 и 2 группы, которые предоставляют результат проекта в виде плаката лежит нужный материал для работы.

3 группа будет работать с ноутбуком. Оформить презентацию и подготовиться к защите.

Слайд 6.

Прежде, чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение товарищей.

3. Не обижайся и не обижай других.

4. Будь внимательным.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Участвовать всем.

Возьмите инструкцию и прочитайте внимательно.

У кого есть вопросы?

Можно приступать к работе. Как выполните, просигнализируйте.

Слайд 7.

Работа над проектом.

А сейчас каждая группа расскажет о своей проделанной работе.

(По окончании работы над проектом группы поочерёдно представляют свои работы) Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с  названием докладывающей группы.

Защита проекта по группам.

Слайд 8.

1.Наша группа называется ФОЛЬКЛОРИСТЫ.

Мы работали над темой «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Наша цель была: расширить представления о числах на материале устного народного творчества

             Наша группа работала дружно и активно. Мы нашли много загадок, пословиц и поговорок, содержащих числа. Отобрали самый интересный материал и собрали из него сборник «Числа в загадках, пословицах и рисунках». Мы нашли материал про каждую цифру, сейчас о некоторых из них мы вам расскажем.

Дымскова Марина – 8

Петров Арсений - 10

Карев Кирилл – 3

Ларин Никита – 5

Князьков Роман -1

А ещё мы приготовили небольшую сценку, которая называется: «Адик – математик»

1-й: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,

Потому что нет удачи на проклятые задачи,

Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.

Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.

2-й: Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек. Перемножил на людей

1-й: Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!

Ну, зачем читать условье? Раз – прибавил, два – решил.

В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!

3-й: Только дед моложе внука оказался на пять лет.

2-й: И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышов.

3-й: И один индийский мальчик съел 125 слонов.

2-й: Стал до Марса путь недлинный – 200 метров от Земли...

3-й: Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.

2-й: Адик — математик бойкий! Множит, делит пополам.

2-й и 3-й (хором): Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

Вывод. Много стихов, поговорок, пословиц, загадок про числа и цифры мы узнали, создавая этот проект. Мы открыли для себя много нового и интересного, полезного и нужного, а главное, поняли, что математика - действительно КОРОЛЕВА всех наук и с ней надо обязательно дружить.

Оцените работу 1 группы.

Слайд 9.

II.Наша группа «Историки» работала над темой «История возникновения чисел»

Нас очень заинтересовала данная тема. Мы хотели узнать много нового о числах. Ведь мир чисел очень загадочен и интересен. Эта тема является актуальной, потому что числа очень важны в нашем мире.    Мы спросили у учителя: «Как люди научились считать, записывать числа?» Она посоветовала самим разыскать  необходимый материал и создать небольшую книгу об истории возникновения чисел.

    Поэтому и возник этот проект.

Цель нашей работы: узнать как можно больше из истории чисел.

Наша группа нашла много интересного материала  по данной теме и мы сейчас вам расскажем о самых нужных и полезных моментах.

         1. У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись. Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги.

Так начинали  учиться считать,  пользуясь тем, что дала им сама природа, - собственной пятернёй.

         2.Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами.     Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.   Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.

              3. Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй,  вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке!  Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.

             

              4.Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень  сложные, громоздкие знаки. Вот посмотрите, как выглядели египетские иероглифы (показывает картинку) 1,10,100,1000,10000.

Вот, например, как выглядело число 5656.  

           

         5.Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с  узелками и рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели.

             

         6.Арабы были первыми, кто  заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так.

7.Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.

Вывод: Работа над проектом позволила нам узнать многое нового и интересного из истории чисел. Так же мы поняли, что без знания математики обойтись невозможно.

Оцените работу 2 группы.

Слайд 10.

III.Наша группа называется «Исследователи»

            Слайд 1.

Мы работали над темой «В мире нумерологии»

Цель нашей работы: исследовать и определить, что  дата рождения  влияет на характер и судьбу человека.

              Слайд 2.

              В ходе своей работы мы узнали, что нумерология - древняя наука о числах. Ее нередко называют магией чисел, на самом же деле, эта наука гораздо ближе к астрологии, чем к магии. Нумерология, как и астрология помогает определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий.

                 Слайд 3.

Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на судьбу человека. По верованиям древних, у каждого человека есть некое главное число.

А сейчас мы вас научим узнавать «главное число» или «число судьбы» по дате рождения.

Каждому, из присутствующих мы раздадим памятки для нахождения «главного числа» и характеристику каждой цифры.

            Слайд 4.

            Наиболее важным для человека является число рождения, которое с момента появления ребенка на свет закладывает его характер, природные склонности, предрасположенности. Получается это число путем сложения:  числа рождения, номера месяца и цифр года рождения.

        Например, главное число человека (или число судьбы), родившегося

02.01. 2007 года, будет три, как это получилось:

2 + 1 + 2 + 7= 12= 1+2= 3

         Человек,  у которого главное число «3»  Он   -  талантливый, веселый, занимается наукой, искусством , спортом.  Три - число троицы. Эти люди горды и независимы, добиваются больших успехов в выбранных отраслях, любят командовать, приказывать. Я, Попов Дмитрий,  имею «главное число» (или число судьбы) -  ТРИ.

          Слайд 5.

Наша группа провела исследование чисел рождения одноклассников,  мы получили следующий результат.

Число 1

Бородина Полина

Орлова Валерия

(Бородина рассказывает )

            Единица почиталась раньше особо и считалась символом славы и могущества. Как число имени, единица означает личность полную энергии и желания действовать. С этим числом связывалась уверенность в своих силах и возможностях, даже смелость.                                                                                    Эти люди хотят занять свое место в соответствии с числом, т.е. быть первыми. Это прирожденные лидеры. 1 – число не только победителей, но и тиранов.

Число 2

Анохина Света

Архипова Анастасия

Ларин Никита

Щербакова Алина

     Эти люди мягкие, тактичные, стремятся сглаживать острые углы.     Они легки, обаятельны, легко приспосабливаются к обстоятельствам, хотя эти люди больше склонны к размышлениям, чем к действиям.  Два символизирует изменчивый характер, и даже какое-то внутреннее беспокойство.

Число 3

Бирюкова Анастасия

Карев Кирилл

Петличёва Кристина

Попов Дмитрий

Баев Сергей

           Три – это талант, разносторонность, веселость, указание на науку, мир искусства, на спорт.  Три - число троицы. Эти люди горды и независимы, добиваются больших успехов в выбранных отраслях, любят командовать, приказывать.

Число 4

Петров Арсений

           Люди, у которых число 4, добьются успеха в науке и технике. Они трудолюбивы, надежны, стойки и честны. На них можно положиться в трудную минуту.

Число 5

Уточкин Владислав

Куксов Михаил

        У таких людей нередко философский склад ума.  Не исключено, что из них получатся хорошие ученые, выдающиеся философы.  Обычно эти люди эмоциональны и чувствительны.

Число 6

Гринёв Матвей

Дымскова Марина

Курашов Алексей

Ульянов Александр

               6 – считается одним из счастливых, так как является суммой своих делителей: 6 = 1 + 2 + 3. Поэтому такие люди гармоничны, романтичны и влюбчивы, обладают хорошим вкусом.

Число 7

Иванцова Карина

Полякова Полина

             Эти люди нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Только для этого нужно трудиться. Погружены в собственные мысли, поэтому кажутся оторванными от внешнего мира. Они любят путешествовать.

Число 8

Левшина Александра

Князьков Роман

Мишин Владимир

           Эти люди могут управлять коллективом, увлекать за собой людей. Они достигнут больших успехов на военном поприще, в политике, в деловом мире. Главное, этих людей отличает сильная воля.

Число 9

Кузьменко Варвара

Сайкина Елизавета

Чернопятова Софья

Юзыкив Илья

             Природа одарила этих людей талантом. Число 9 является самым главным числом нумерологии. При умножении 9 на другое число, оно воспроизводит себя: 9 ∙ 5 = 45 = 4 + 5 =9. Эти люди активны, смелы, уверены в себе, за счет чего, как правило, и побеждают.

Вывод: Целью проекта было определение степени влияния даты рождения на характер и судьбу человека. Для достижения цели были решены поставленные задачи. Изучая соответствующую литературу, мы познакомились с понятием нумерология и влиянием числа на характер и судьбу человека.  Научились определять число рождения или число судьбы.

Оцените работу 3 группы.

Слайд 11.

ВЫВОД:

 В результате нашей большой работы всех  групп  мы узнали,  как используются числа в нашей жизни. Мы поняли, что математика наша жизнь. Вся наша жизнь, начиная с рождения, связана с математикой и цифрами. Математика преследует человека на протяжении всей жизни. Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед! Дает огромный толчок для умственного развития. И все приобретенные знания, при работе над нашим проектом, я надеюсь, пригодятся нам в жизни  и помогут стать более образованными и интересными собеседниками.

Слайд 12.

Синквейн.

А в заключении мы  с вами составим синквейн к слову математика.

Математика
Точная, красивая,

Учит, решает, развивает
Думать, решать - много знать
Важно

Математика 
Развивающая, загадочная 
Мыслить, рассуждать, понимать
 
Не зная математики, не знаешь ничего
 
Царица наук!

Математика 
Интересная, великая 
Думать, спорить, доказывать
 
В порядок ум приводит
 
Гениально!

(После заслушивания докладов всех групп) А теперь каждый из вас, возьмите с рабочего стола свой стикер и прикрепите его к табличке с названием понравившейся группы.

  • Пока мы будем подводить итоги «голосования», вы заполните лист самооценки.

  • Больше всего голосов набрала группа …….. .

Дети большое спасибо за работу. Вы сегодня хорошо и дружно  работали и  у вас получились очень интересные и содержательные проекты.

Покажите своё настроение в конце занятия.

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...