Программа дополнительного образования детей 7-8 лет "Мой друг-математика"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Костина Оксана Юрьевна

Программа «Мой друг - математика» по содержанию является - естественнонаучной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной. Программа дополнительного образования «Мой друг - математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_drug_-_matematika.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ ДРУГ – МАТЕМАТИКА.

Программа дополнительного образования детей 7-8 лет

Срок реализации —  5 месяцев

Разработчик:
Костина Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов                                                    высшей квалификационной категории

        

Волгоград – 2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность: Программа «Мой друг - математика» по содержанию является - естественнонаучной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной. Программа дополнительного образования «Мой друг - математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

          Новизна и актуальность: Программа  предусматривает  включение  задач  и

заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим  содержанием,  сколько

новизной  и  необычностью  математической  ситуации.  Это  способствует  появлению  желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях

поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети

учатся  видеть  сходства  и  различия,  замечать  изменения,  выявлять  причины  и  характер  этих

изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса

к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и

самому найти выход – ответ.

     Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся,

для  формирования  элементов  логической  и  алгоритмической  грамотности,  коммуникативных

умений  младших  школьников  с  применением  коллективных  форм  организации  занятий  и

использованием  современных  средств  обучения.  Создание  на  занятиях  ситуаций  активного

поиска,  предоставление  возможности  сделать  собственное  «открытие»,  знакомство  с

оригинальными  путями  рассуждений,  овладение  элементарными  навыками  исследовательской

деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в

своих силах.  

Педагогическая целесообразность программы объясняется:

       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Мой друг - математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

      Эффективность  задач  логического,  поискового,  познавательного  характера обосновывается следующими доводами:

  развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и

операций, начиная  от  действий,  связанных  с  восприятием,  припоминанием  уже  знакомого,

запоминанием посредством  мнемонических  действий,  умений  классифицировать  посредством

осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Цель программы:

развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое

воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

 Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 расширять математические знания в области  чисел;

 содействовать умелому использованию символики;

 правильно применять математическую терминологию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

 развивать краткости речи.

Отличительные особенности:

       Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает

организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой

целью  включены  подвижные  математические  игры.  Предусмотрена  последовательная  смена

одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в

ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной

комнаты  и  др.  Во  время  занятий  важно  поддерживать  прямое  общение  между  детьми

(возможность  подходить  друг  к  другу,  переговариваться,  обмениваться  мыслями).Некоторые  математические  игры  и  задания  могут  принимать  форму  состязаний, соревнований между командами.  

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 8 лет. Дети 7-8 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания по исследовательской деятельности.

  Сроки реализации: 5 месяцев

Формы занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, по времени занимают одинаковую часть.

 Программой предусмотрены методы исследовательский, проблемно-поисковый, деятельностный, что способствует достижению высоких результатов.

     Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - математические (логические )  игры,    задачи,    упражнения,  графические    задания,    развлечения    -    загадки,    задачи-шутки,  

ребусы, головоломки, дидактические    игры    и    упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, всего 17 часов.

Ожидаемые результаты: 

Обучающийся научится:

- понимать как люди учились считать;

-  из  истории  линейки,  нуля,  математических знаков;

-  работать  с  пословицами,  в  которых встречаются числа;

-  выполнять  интересные  приёмы  устного счёта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

Личностные УУД.

Обучающийся научится:

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-  самостоятельно  адекватно  оценивать правильность  и  выполнения  действия  и вносить  необходимые  коррективы  и  по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

     Формы подведения итогов 

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме проверочного теста, участие в олимпиаде школьного, районного уровня, участие в дистанционных и очных математических конкурсах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 


пп

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

 Математика — это интересно.

1

0,5

0,5

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

0,5

0.5

3

 Путешествие точки.

1

0,5

0,5

4

"Спичечный" конструктор.

1

0,5

0,5

5

Волшебная линейка.  

1

0,5

0,5

6

Праздник числа 10.

1

0,5

0,5

7

Игра-соревнование «Веселый счёт».

1

0,5

0,5

8

Игры с кубиками.  

1

0,5

0,5

9

Конструкторы.

1

0,5

0,5

10

Весёлая геометрия .

1

0,5

0,5

11

Математические игры.

1

0,5

0,5

12

Задачи-смекалки.

1

0,5

0,5

13

Прятки с фигурами.

1

0,5

0,5

14

Числовые головоломки.

1

0,5

0,5

15

Математическая карусель.

1

0,5

0,5

16

Игра в магазин. Монеты.

1

0,5

0,5

17

Математическое путешествие.

1

0,5

0,5

ИТОГО

17

8,5

8,5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Математика — это интересно.

Содержание материала: Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по   командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка.

Содержание материала: Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 3. Путешествие точки.

Содержание материала: Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью «шагов» (по алгоритму). Игра «Путешественник».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 4. "Спичечный" конструктор.

Содержание материала: Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием. Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 5. Волшебная линейка.  

Содержание материала: Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки. Игра «Крестики-нолики».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 6. Праздник числа 10.

Содержание материала: Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 7. Игра-соревнование «Веселый счёт».

Содержание материала: Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Игра «Русское лото».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 8.  Игры с кубиками.

Содержание материала: Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших

кубиков (у каждого два кубика). Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья

сумма больше?».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 9. Конструкторы.

Содержание материала: Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Игра «Не собьюсь».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 10. Весёлая геометрия.

Содержание материала: Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Игра «Геометрические узоры».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 11. Математические игры.

Содержание материала: Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 12. Задачи-смекалки.

Содержание материала: Решение разных видов задач.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Игра «Гонки с зонтиками».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 13.  Прятки с фигурами.

Содержание материала: Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 14. Числовые головоломки.

Содержание материала: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 15. Математическая карусель.

Содержание материала: Этапная игра «Конструкторы»,

«Математические головоломки», «Занимательные задачи».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 16. Игра в магазин. Монеты.

Содержание материала: Игры «Магазин», «Морской бой»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 17. Математическое путешествие.

Содержание материала: Этапная игра: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.  

Форма занятия: индивидуальная групповая

Методическое обеспечение.

     Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов, тестовых работ, разноуровневых заданий, лото, кроссвордов.

Обязательным условием является использование информационных технологий  мультимедийной аппаратуры. Используется «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», « Я иду на урок начальной школы», что позволяет информационный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, маркер, плакаты и др.


Направленность,

программа, автор

Учебная литература

Методическая литература

Естественнонаучная

направленность.

Программа дополнительного образования «Мой друг - математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

1.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

3.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

5.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

 

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:

Учитель, 2008.

3.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.

4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

5.Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник,2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами

и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

9 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

10. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...