Урок математики "Задачи на встречное движение" 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Костюк Тамила Петровна

Разработка урока по теме " Задачи на встречное движение" для 4 класса по УМК "Гармония". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок28.53 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель: Костюк Тамила Петровна  МБОУ «СОШ № 8»

Урок математики 4 класс УМК «Гармония»

Тема: «Встречное движение».

Цель: Знает способ решения задач на встречное движение

Задачи:

- выявить способ решения задач на встречное движение;

-создать модель задачи на  встречное движение;

-проявлять  стремление к сотрудничеству в группе.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Используемые технологии: технология проблемного обучения; ИКТ.

Оборудование:

- раздаточный материал (карточки);

- учебник «Математика» 4 класс Н.Б.Истомина.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД.

Организовывать рабочее место, свою деятельность.

Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.

Строить логические рассуждения.

Планировать свои действия.

Познавательные УУД.

Использование схем при решении задач.

Коммуникативные УУД.

Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам, работая в группе, паре.

Личностные УУД:

сСохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооценке.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»        

  Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

2.Актуализация знаний.  

Карточка

Распредели данные величины  на группы.

км, мин, см, км/ч, мм, сек, м/мин, дм, см/мин, ч,

 -Сколько групп у вас получилось?

- С какими понятиями связана каждая из них? Обозначь, подпиши.

Д.1гр. – время.  2гр – длина (расстояние). 3гр.-скорость

-Где мы встречались с этими понятиями?

Д. В задачах на движение.

На доске запись

 ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ

 3. Ситуация успеха.

У. Предлагаю  решить вам  задачи  на движение.

 Карточка №1

Время

Скорость

Расстояние

Решение

Отметка о решении

1 задача

2 задача

3 задача

1 задача: Самолёт летел  3 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел за это время?

2 задача: Расстояние между городами 420 км. Сколько потребуется времени машине на проезд от одного города до другого ,если скорость машины в 60 км/ч?

3 задача:  Машина  проехала за 9 часов 540 километров. С какой скоростью она ехала?

 ?

Проверка

1 ученик читает текст задачи, говорит решение и ответ.

- Кто не согласен, у кого другой ответ?                 Ответ на экране.

 Так проверяем все задачи.

Молодцы!

4. Затруднение.

 Предлагаю вам ещё одну задачу.

Читаем текст задачи.

Карточка №2

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Через 2 часа поезда встретились. Узнайте расстояние между этими городами.

  1. Прочитай.
  2. Переведи текст задачи в модель( таблицу, чертёж, схему)
  3. Реши.

У. Что интересного заметили в этой задаче? В чём отличие?

Д. В этой задаче 2 скорости, два поезда.

У.Как двигаются поезда?

Д. Навстречу друг другу.

У. Как можно назвать такое движение?

Д.Встречное движение.

Показ

У. Решали ли мы подобные задачи?

Д. Нет. Не решали.

5. Тема и задачи урока

У. Сформулируйте тему нашего урока.

Д.Задачи на встречное движение.

На доске

 ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Д. Научиться решать такие задачи.

У. Для чего это надо научиться делать и где это может пригодиться?

Д. Может пригодиться в жизни.

Физкультминутка

6.Поиск решения

  1. Следующий этап - Переведи текст задачи в модель( таблицу, схему)

 Дети чертят в тетрадях. Затем на доске.

Сначала обсуждаем таблицу.  Недостатки таблицы: не видно какое движение.

                                                     Не подходит таблица!

Давайте дополним задачи урока. Научиться переводить условие задачи в схему.

Задачи урока

Научиться решать  задачи на встречное движение.

Научиться переводить условие задачи в схему.

Применять в жизни.

Время

Скорость

Расстояние

1 поезд

2 ч

70 км/час

2 поезд

2 ч

80 км/час

Обсуждаем схему. Дополняем. Заносим его в тетрадь.

Реши задачу –работа в парах.

На доске дети предлагают решение задачи.

1 способ.

  1. 70 * 2= 140 (км) прошёл первый поезд
  2. 80*2=160(км) прошёл второй поезд
  3. 140+160=300(км)

- Кому не понятно решение задачи?

Анализ решения задачи 1 способом.

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- Какое время для этих поездов?

Д: 2 часа.

 Что значит 2 часа?

Д:  каждый был в пути   2 часа

-  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

 -Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

2 способ

  1. 70+80=150 (км/час)  общая скорость
  2. 150*2=300(км)

 - Кому не понятно это  решение задачи?

Анализ решения задачи 2 способом

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- Какое время для этих поездов?

Д: 2 часа.

 Что значит 2 часа?

Д:  каждый был в пути   2 часа

-  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

 -Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

  (решение)  ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

- А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да

- Как по – другому  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: можно узнать  общую скорость -Что это такое? Сколько поезда проходят вместе за 1 час.

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

Д: уменьшаться

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Д: выполняется меньше действий.

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

В задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.  Есть  задачи, которые  нельзя решить  первым способом и наоборот.

7. Закрепление.

Решение самостоятельно выбранной задачи.

Карточка №3

  1. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

  1.  От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

  1. Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Самопрорверка по образцу.

8.Рефлексия.

-Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

Приложение

Карточка №1

1 задача: Самолёт летел  3 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел за это время?

2 задача: Расстояние между городами 420 км. Сколько потребуется времени машине на проезд от одного города до другого ,если скорость машины в 60 км/ч?

3 задача:  Машина  проехала за 9 часов 540 километров. С какой скоростью она ехала?

Время

Скорость

Расстояние

Решение

Отметка о решении

1 задача

2 задача

3 задача

Карточка №2

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Через 2 часа поезда встретились. Узнайте расстояние между этими городами.

  1. Прочитай.
  2. Переведи текст задачи в модель( таблицу, чертёж, схему)
  3. Реши.

Карточка №3

  1. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

 2.   От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

3.Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.


ЗАДАЧИ  НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Задачи урока.

Научиться решать  задачи на встречное движение.

Научиться переводить условие задачи в схему.

Применять в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Встречное движение"

Конспект урока по математике по теме "Встречное движение", 4 класс, по программе "Школа России"....

Открытый урок по математике "Встречное движение" 4 класс

Задачи данного урока:-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.Развивающая:Развивать инте...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"

Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"...

Урок по математике в 4 классе " Решение задач на встречное движение".

Цель:·         устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния;·         н...