Презентация проекта "Оригами"
проект по математике (2 класс) на тему

Матвеенкова Ирина Викторовна

Урок математики во 2 классе "Презентация проекта "Оригами" по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx599.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

Презентация проекта «Оригами»

Участники проекта: учащиеся 2 в класса МБОУ СОШ №1 города Узловая под руководством классного руководителя Матвеенковой И.В.

Цель проекта: расширение знаний об искусстве оригами и выявление связи математики с искусством оригами.

Задачи проекта:

образовательные:

  • познакомить с понятием оригами, видами, историей происхождения оригами;
  • выяснить, какая связь существует между оригами и математикой;
  • познакомить с понятиями: диагональ, средняя линия, центр квадрата, со свойствами квадрата;
  • научить самостоятельно изготавливать поделки оригами.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к математике путём привлечения    занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать логическое мышление, внимание, восприятие, речь;
  • развивать творческие способности, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами;
  • развивать уверенность в своих силах и способностях;
  • развивать творческое воображение за счет использования дополнительных деталей.

воспитательные:

  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других;
  • формировать принципы коллективизма и сотрудничествав процессе совместной деятельности.

Планируемые предметные результаты:

  • измерять длину данного отрезка;
  • узнавать и называть прямой угол;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
  • выделять из множества четырёхугольников - прямоугольники, из множества прямоугольников - квадраты;

Описание проекта.

Проект включает в себя:

  • исследовательскую работу учащихся по сбору печатных и фотоматериалов, работу в библиотеке и сети интернет, направленную на поиск информации об оригами, о геометрической фигуре квадрат, схем изготовления поделок оригами;
  • практическую работу по изготовлению поделок оригами;
  • сочинение и театрализацию сказки.

Основополагающие вопросы проекта:

  • Что такое оригами?
  • Как связаны математика и оригами?
  • Что надо знать, чтобы сделать поделку в технике оригами?

Учебные задачи проекта:        

  • умение вести сбор информации, вести отбор необходимых материалов;
  • оформлять работу в печатном и электронном виде;
  • выполнять работу в группах и представлять результаты работы.

План проведения проекта.

  1. Поиск и отбор необходимой информации.
  2. Изготовление поделок в технике оригами и оформлениесхемих выполнения.
  3. Создание презентации с представленными работами детей и их описанием.
  4. Создание альбома «Наши поделки. Оригами».
  5. Сочинение и театрализация сказки.

Методы работы: проектный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод.

Формы организации работы образовательной деятельности: практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, игровая деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, документ-камера, ноутбук учителя, ноутбуки для детей, раздаточный материал, инструменты для работы с бумагой и картоном, ширма для кукольного театра.


Презентация проекта

1-й этап. Организационный.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

2-й этап. Определение темы урока и постановка цели.

Учитель:

- Сегодня у нас презентация проекта.

Я предлагаю начать урок с просмотра фрагмента мультфильма.(«Бумажки. За бумажным морем»)

Учитель:

- Что необычного в героях мультфильма, из чего они сделаны? (Герои сделаны из бумаги.)

- На каких уроках обычно мы работаем с бумагой?

Ученики:

           - С бумагой мы работаем на уроках технологии.

Учитель:

- Что же объединяет работу с бумагой и математику? На этот вопрос мы сможем ответить, прослушав стихотворение.

Ученики:

Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут… (ОРИГАМИ.)

Учитель:

- Кто догадался, на какие вопросы мы будем искать ответ?

Ученики:

- Что такое оригами и как оно связано с математикой?

- Что нужно знать, чтобы самостоятельно сделать поделку оригами?

- Как можно использовать поделки оригами в жизни?

3-й этап. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Учитель:

- Давайте вспомним как мы работали над проектом.

Ученики:

- Мы разбились на группы: историки, математики, мастера, актёры.

Учитель:

- Какие задачи мы ставили перед собой?

Ученики:

  1. Историки:

- выяснить, что такое оригами и найти интересную информацию об этом искусстве.

  1. Математики:

- узнать какой формы должна быть заготовка для поделки в технике оригами, познакомиться с новыми понятиями, провести опыты.

  1. Мастера:

- найти схемы изготовления поделок в технике оригами и сделать их.

  1. Актеры:

-сочинить сказку и показать её ребятам, используя фигурки оригами.

4-й этап.  Учебно-познавательная деятельность.

  1. История оригами

Учитель:

- Что интересного узнали историки об оригами?

Ученики:

- Оригами (в переводе с японского «ори» - сложенный, «гами» - бумага), древнее искусство складывания фигурок из бумаги. (Читают в словаре иностранных слов.)

- Главная особенность оригами – использование одного целого листа, который не режется и не склеивается.

- Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.

- Далее это искусство развивалось в Японии, где оригами стало обязательным занятием во многих японских семьях.

- В России одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II.
Писатель Лев Толстой также любил складывать бумажные фигурки.

Сейчас интерес к японскому искусству оригами вырос во всём мире.

  1. Виды и техники оригами

Учитель:  

-  Какие существуют виды и техники оригами?

Ученики:

Простое оригами — стиль оригами, с использованием складок горой и долиной, используя один лист бумаги.

Киригами— изготовление фигурок и открыток из бумаги, с помощью вырезания и склеивания деталей.

Модульное оригами оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.

Мокрое складывание — техника складывания, которая использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам животных и цветов плавности линий, выразительности, а также жесткости.

Наноригами— это трёхмерный конструктор с малюсенькими элементами.

Складывание по паттерну (в переводе санглийского развёртка) — один из видов оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Паттерны используются при разработке новых моделей оригами.

В наше время ученые придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно: Миура-ори — схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках.

Учитель:  

- Что нужно знать, чтобы самостоятельно сделать поделку оригами?

Ученики:

  1.  Какая нужна бумага.

Для несложных моделей подходит обычная бумага для принтера или цветная бумага, которая легко складывается и держит форму. Более плотные сорта бумаги могут быть использованы для мокрого складывания.

  1. Какие условные знаки используются в схемах сборки.

Учитель:

- В оригами давно сложился определенный набор условных знаков. Они играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Эти знаки нужно знать и уметь пользоваться ими.

- Ребята приготовили для вас памятки с условными обозначениями. Возьмите их. Допишите недостающие слова. (Дети дописывают недостающие слова, обозначающие  действия.)

- Что ещё нужно знать?

Ученики:

3. Какой формы нужна заготовка.

Учитель:

- Об этом знают наши математики.

Ученики:

Отгадайте загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?  (Квадрат.)

Показ картинки прямоугольника.

Учитель:

- Это квадрат?

          - Как называется эта фигура? (Прямоугольник)

- Чем похожи квадрат и прямоугольник?

Ученики:

- Прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.

Учитель:

                   - Чем отличаются?

Ученики:

                 - У квадрата все стороны равны.

Показ картинки ромба.

Учитель:

-Это квадрат? А как называется эта фигура? (Ромб)

- Чем похожи ромб и квадрат?

Ученики:

- Четыре стороны, одинаковой длины.

- Чем отличается ромб от квадрата? (У квадрата все углы прямые.)

Ученики:

- Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

 Японская мудрость гласит:

Великий квадрат не имеет пределов

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечёт интересное дело…

На востоке к квадрату относились с большим уважением. Он считался отражением Космоса.

4.Практическая работа.

Задание.

Учитель:

  1. Найдите квадрат среди геометрических фигур из набора. Покажите.
  2. Возьмите фигуру жёлтого цвета.

- Почему она не может быть квадратом?

Ученики:

                     - У неё пять сторон и пять углов. Это пятиугольник.

Учитель:

- Возьмите фигуру красного цвета. Она может быть квадратом?

Ученики:

 - Нет. У неё шесть сторон и шесть углов. Это шестиугольник.

Учитель:

- В Японии есть специальная бумага для оригами, часто называемая «ками», которая продаётся сразу в виде квадратов. В специализированых магазинах можно купить такие наборы. Но чаще всего мы используем наборы цветной бумаги, где листы имеют форму прямоугольника.

- Кто догадался, чему нам ещё необходимо научиться?

Ученики:

- Делать квадратную заготовку из прямоугольного листа бумаги.

Учитель:

- Предоставим слово математикам.

1 способ.

Ученик:

Вам понадобится

- прямоугольник

- линейка

- карандаш

- ножницы

Учитель:

- Повторим правила работы с ножницами.

Ученик:

          -Измерьте длину меньшей стороны прямоугольника. Длина её равна 15 см.

-  Отмерьте на верхней длинной стороне прямоугольника 15 см.

- Выполните то же действие, но только с нижней стороной.

- Соедините полученные точки с помощью линейки и отрежьте излишек.

Учитель:

- С какой стороной получился квадрат?  (Со стороной 15 см.)

Ученик:

- Приложите противоположные уголки друг к другу.

Учитель:

- Какая фигура получилась? (Треугольник.)

Ученик:

- Полученная линия называется – диагональ.

Учитель:

- Какие вершины квадрата она соединяет?(Противоположные.)

- Как получить другую диагональ квадрата?

Ученики:

 - Сложить другие два уголка.

Ученик:

-Сложите квадрат пополам, соединив противоположные стороны.

Учитель:

- Какая фигура получилась? (Прямоугольник.)

Ученик:

- Полученная линия называется - средняя линия квадрата.

Учитель:

- Кто догадался, почему она так называется?

Ученики:

 - Находится посередине квадрата.

Учитель:

- Как получить ещё одну среднюю линию квадрата?

Ученики:

 - Сложить квадрат пополам, соединив две другие стороны.

Ученик:

- Точка пересечения всех линий называется центром квадрата.

2 способ.

Ученик:

- Сделать квадрат из прямоугольника можно без карандаша и линейки.

- Положите перед собой лист цветной бумаги и согните один из его прямых углов (это может быть любой угол) строго пополам.

Учитель:

         - Какие фигуры получились? (Треугольник и прямоугольник.)

Ученик:

        - Загните полученный прямоугольник на треугольник, загладьте пальцами и отрежьте.

Учитель:

          - Какая фигура получилась? (Квадрат.)

         - Чем является линия сгиба? (Диагональю.)

- Из оставшегося прямоугольника можно снова получить квадрат? (Да, меньшего размера.)

         - Покажите, как это сделать.

- Какие фигуры можно получить, сложив квадрат по диагонали и пополам? (Треугольник и прямоугольник.)

- С какими понятиями познакомились? (Диагональ, средняя линия, центр квадрата.)

Учитель:

- Молодцы! Теперь вы сможете самостоятельно сделать квадратную заготовку для оригами.

3. Физкультминутка. (Видео)

4. Поделки в технике оригами.

Учитель:

       - Сейчас наши мастера покажут поделки, которые они сами сделали из квадратов с заданной стороной.

А схемы их сборки мы поместим в альбом «Наши поделки. Оригами.»

Ученики:

- Из квадрата со стороной 18 см по схеме я сделала Зайчика.

- Я сделал Лисёнка из квадрата со стороной 17 см по схеме.

- Из двух квадратов со стороной 19 см по схеме я сделал Волчонка.

- Из  квадрата со сторон 21 см по схеме я сделал Медвежонка.

- Из  квадрата со сторон 15 см по схеме я сделал Лягушонка.

- Из квадрата со стороной 20 см по схеме я сделал пирог.

- Мы хотим дать вам несколько полезных советов.

- Во время изготовления оригами нужно внимательно следить за схемой поделки, не спеша и аккуратно выполнять все шаги.

- Если вы будете спешить, сгибы на листе бумаги могут накладываться друг на друга.

- И тогда элементы оригами могут сместиться, и ваша поделка получится неаккуратной или вообще не получится.

5.Театрализация сказки «Пирог».

Учитель:

- Ребята не просто сделали поделки зверюшек. Все они являются героями сказки, которую сочинила Лиза. И сейчас наши актёры её покажут.

(Дети показывают сказку.)

5-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель:

- Посмотрите, какая красивая бабочка!

-  Из каких геометрических фигур узор на её крылышках? (Квадраты.)

- Давайте научимся делать такую бабочку.

- Вы будете работать в парах.

- Откройте ноутбуки и найдите папку «Бабочка. Оригами.»

- Прочитайте задание. По схеме сложите бабочку. Украсьте её крылья узором из геометрических фигур, которые указаны в задании.

- Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

- Покажите, что получилось. Молодцы!

Итог.

Учитель:

- Подведём итог.

- Как вы думаете, достигли мы цели нашего проекта?

Ученики:

           - Да, мы узнали много интересного об оригами и научились самостоятельно делать поделки оригами.

           - Мы установили связь между математикой и оригами.

- Большинство моделей в оригами выполняются из квадрата.

- Делая поделки в технике оригами мы используем математические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, сторона квадрата, диагональ, средняя линия, центр квадрата.

- Значит математика помогает нам делать поделки оригами, а оригами помогает изучать математику.

Учитель:

По результатам нашего проекта можно сделать вывод, что искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для её изучения.

6-й этап. Рефлексия.

Учитель:

-Все группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы!

На доске два цветка: жёлтый и красный.

- Оцените сами свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой и настроение у вас хорошее прикрепите свою бабочку на жёлтый цветок. Если не совсем довольны своей работой, прикрепите на красный цветок.

-  Понравилось работать над проектом?

- Что особенно понравилось?

- Чему научил проект?

- Где можно применить полученные знания?

Чтобы познать искусство оригами

И лучше математику постичь,

К фантазиям и знаниям прибавь ты

Огромное желание творить!

Терпение, старанье, аккуратность

К работе постоянно прилагай

И добрые чудесные решенья

В прекрасном настроенье создавай!

- Спасибо за работу!

                                            Приложения

                                                                                       Приложение №1


                          Условные обозначения в оригами

p_vlly.gif

- Линия сгиба на себя

p_mntn.gif-     ________________________________________________

p_hddn.gif-Невидимая, скрытая линия

p_vlly2.gif     - Согнуть и разогнуть. Существующая линия

m_rot.gif                -     Повернуть фигуру

m_rev.gif-  ___________________________________________

c_open.gif -  Вытащить, открыть

u_cut.gif -  Сделать надрез бумаги

c_garm.gif          -  Сгиб гармошкой

                                                                                             Приложение №2

                              Сказка «Пирог»

                                     Автор: ученица 2 в класса Толстоухова Елизавета.

Автор: Жил-был Зайка. Однажды бабушка испекла ему большой, вкусный пирог. Понёс его Зайка домой. По дороге он встретил своих друзей: Лягушонка, Волчонка и Медвежонка.

Зайка:

- Здравствуйте, друзья! Приходите сегодня ко мне в гости пить чай с пирогом!

Волчонок:

- Спасибо, Зайка, обязательно придём!

Автор: Бежит Зайка дальше, а навстречу ему Лисёнок. Захотелось Лисёнку пирога.

Лисёнок:

        - Эй, малыш, отдавай пирог!

Зайка:

- Не отдам! Чем же я буду угощать друзей?

Автор: Услышали это зверята и поспешили на помощь Зайке.

Волчонок:

- Как тебе не стыдно обижать маленьких?

Лягушонок:

 - Нельзя быть таким жадным!

Медвежонок:

- Пойдём лучше с нами чай пить. Пирога на всех хватит!

Автор: Стало Лисёнку стыдно.

Лисёнок:

- Простите меня, пожалуйста! Я больше так не буду! Давайте дружить!

Автор: Простили его зверята.

             И больше друзья никогда не ссорились!  

                                                                                       Приложение №3

I:\ПРОЕКТ ОРИГАМИ\Самостоятельная работа\Бабочка Оригами Задание 1.jpg

                                                                                                                                                                                                           

        Приложение № 4

I:\ПРОЕКТ ОРИГАМИ\Самостоятельная работа\Бабочка Оригами Задание 2.jpg

                                                                                       Приложение №5

I:\ПРОЕКТ ОРИГАМИ\Самостоятельная работа\Бабочка Оригами Задание 3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...