Презентация проекта "Оригами"
проект по математике (2 класс) на тему
Урок математики во 2 классе "Презентация проекта "Оригами" по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 599.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики во 2 классе
Презентация проекта «Оригами»
Участники проекта: учащиеся 2 в класса МБОУ СОШ №1 города Узловая под руководством классного руководителя Матвеенковой И.В.
Цель проекта: расширение знаний об искусстве оригами и выявление связи математики с искусством оригами.
Задачи проекта:
образовательные:
- познакомить с понятием оригами, видами, историей происхождения оригами;
- выяснить, какая связь существует между оригами и математикой;
- познакомить с понятиями: диагональ, средняя линия, центр квадрата, со свойствами квадрата;
- научить самостоятельно изготавливать поделки оригами.
развивающие:
- развивать познавательный интерес к математике путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать логическое мышление, внимание, восприятие, речь;
- развивать творческие способности, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами;
- развивать уверенность в своих силах и способностях;
- развивать творческое воображение за счет использования дополнительных деталей.
воспитательные:
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умение слушать других;
- формировать принципы коллективизма и сотрудничествав процессе совместной деятельности.
Планируемые предметные результаты:
- измерять длину данного отрезка;
- узнавать и называть прямой угол;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
- выделять из множества четырёхугольников - прямоугольники, из множества прямоугольников - квадраты;
Описание проекта.
Проект включает в себя:
- исследовательскую работу учащихся по сбору печатных и фотоматериалов, работу в библиотеке и сети интернет, направленную на поиск информации об оригами, о геометрической фигуре квадрат, схем изготовления поделок оригами;
- практическую работу по изготовлению поделок оригами;
- сочинение и театрализацию сказки.
Основополагающие вопросы проекта:
- Что такое оригами?
- Как связаны математика и оригами?
- Что надо знать, чтобы сделать поделку в технике оригами?
Учебные задачи проекта:
- умение вести сбор информации, вести отбор необходимых материалов;
- оформлять работу в печатном и электронном виде;
- выполнять работу в группах и представлять результаты работы.
План проведения проекта.
- Поиск и отбор необходимой информации.
- Изготовление поделок в технике оригами и оформлениесхемих выполнения.
- Создание презентации с представленными работами детей и их описанием.
- Создание альбома «Наши поделки. Оригами».
- Сочинение и театрализация сказки.
Методы работы: проектный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации работы образовательной деятельности: практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, игровая деятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, документ-камера, ноутбук учителя, ноутбуки для детей, раздаточный материал, инструменты для работы с бумагой и картоном, ширма для кукольного театра.
Презентация проекта
1-й этап. Организационный.
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
2-й этап. Определение темы урока и постановка цели.
Учитель:
- Сегодня у нас презентация проекта.
Я предлагаю начать урок с просмотра фрагмента мультфильма.(«Бумажки. За бумажным морем»)
Учитель:
- Что необычного в героях мультфильма, из чего они сделаны? (Герои сделаны из бумаги.)
- На каких уроках обычно мы работаем с бумагой?
Ученики:
- С бумагой мы работаем на уроках технологии.
Учитель:
- Что же объединяет работу с бумагой и математику? На этот вопрос мы сможем ответить, прослушав стихотворение.
Ученики:
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут… (ОРИГАМИ.)
Учитель:
- Кто догадался, на какие вопросы мы будем искать ответ?
Ученики:
- Что такое оригами и как оно связано с математикой?
- Что нужно знать, чтобы самостоятельно сделать поделку оригами?
- Как можно использовать поделки оригами в жизни?
3-й этап. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Учитель:
- Давайте вспомним как мы работали над проектом.
Ученики:
- Мы разбились на группы: историки, математики, мастера, актёры.
Учитель:
- Какие задачи мы ставили перед собой?
Ученики:
- Историки:
- выяснить, что такое оригами и найти интересную информацию об этом искусстве.
- Математики:
- узнать какой формы должна быть заготовка для поделки в технике оригами, познакомиться с новыми понятиями, провести опыты.
- Мастера:
- найти схемы изготовления поделок в технике оригами и сделать их.
- Актеры:
-сочинить сказку и показать её ребятам, используя фигурки оригами.
4-й этап. Учебно-познавательная деятельность.
История оригами
Учитель:
- Что интересного узнали историки об оригами?
Ученики:
- Оригами (в переводе с японского «ори» - сложенный, «гами» - бумага), древнее искусство складывания фигурок из бумаги. (Читают в словаре иностранных слов.)
- Главная особенность оригами – использование одного целого листа, который не режется и не склеивается.
- Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.
- Далее это искусство развивалось в Японии, где оригами стало обязательным занятием во многих японских семьях.
- В России одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II.
Писатель Лев Толстой также любил складывать бумажные фигурки.
Сейчас интерес к японскому искусству оригами вырос во всём мире.
- Виды и техники оригами
Учитель:
- Какие существуют виды и техники оригами?
Ученики:
Простое оригами — стиль оригами, с использованием складок горой и долиной, используя один лист бумаги.
Киригами— изготовление фигурок и открыток из бумаги, с помощью вырезания и склеивания деталей.
Модульное оригами— оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.
Мокрое складывание — техника складывания, которая использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам животных и цветов плавности линий, выразительности, а также жесткости.
Наноригами— это трёхмерный конструктор с малюсенькими элементами.
Складывание по паттерну (в переводе санглийского развёртка) — один из видов оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Паттерны используются при разработке новых моделей оригами.
В наше время ученые придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно: Миура-ори — схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках.
Учитель:
- Что нужно знать, чтобы самостоятельно сделать поделку оригами?
Ученики:
- Какая нужна бумага.
Для несложных моделей подходит обычная бумага для принтера или цветная бумага, которая легко складывается и держит форму. Более плотные сорта бумаги могут быть использованы для мокрого складывания.
- Какие условные знаки используются в схемах сборки.
Учитель:
- В оригами давно сложился определенный набор условных знаков. Они играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Эти знаки нужно знать и уметь пользоваться ими.
- Ребята приготовили для вас памятки с условными обозначениями. Возьмите их. Допишите недостающие слова. (Дети дописывают недостающие слова, обозначающие действия.)
- Что ещё нужно знать?
Ученики:
3. Какой формы нужна заготовка.
Учитель:
- Об этом знают наши математики.
Ученики:
Отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат.)
Показ картинки прямоугольника.
Учитель:
- Это квадрат?
- Как называется эта фигура? (Прямоугольник)
- Чем похожи квадрат и прямоугольник?
Ученики:
- Прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.
Учитель:
- Чем отличаются?
Ученики:
- У квадрата все стороны равны.
Показ картинки ромба.
Учитель:
-Это квадрат? А как называется эта фигура? (Ромб)
- Чем похожи ромб и квадрат?
Ученики:
- Четыре стороны, одинаковой длины.
- Чем отличается ромб от квадрата? (У квадрата все углы прямые.)
Ученики:
- Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Японская мудрость гласит:
Великий квадрат не имеет пределов
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело…
На востоке к квадрату относились с большим уважением. Он считался отражением Космоса.
4.Практическая работа.
Задание.
Учитель:
- Найдите квадрат среди геометрических фигур из набора. Покажите.
- Возьмите фигуру жёлтого цвета.
- Почему она не может быть квадратом?
Ученики:
- У неё пять сторон и пять углов. Это пятиугольник.
Учитель:
- Возьмите фигуру красного цвета. Она может быть квадратом?
Ученики:
- Нет. У неё шесть сторон и шесть углов. Это шестиугольник.
Учитель:
- В Японии есть специальная бумага для оригами, часто называемая «ками», которая продаётся сразу в виде квадратов. В специализированых магазинах можно купить такие наборы. Но чаще всего мы используем наборы цветной бумаги, где листы имеют форму прямоугольника.
- Кто догадался, чему нам ещё необходимо научиться?
Ученики:
- Делать квадратную заготовку из прямоугольного листа бумаги.
Учитель:
- Предоставим слово математикам.
1 способ.
Ученик:
Вам понадобится
- прямоугольник
- линейка
- карандаш
- ножницы
Учитель:
- Повторим правила работы с ножницами.
Ученик:
-Измерьте длину меньшей стороны прямоугольника. Длина её равна 15 см.
- Отмерьте на верхней длинной стороне прямоугольника 15 см.
- Выполните то же действие, но только с нижней стороной.
- Соедините полученные точки с помощью линейки и отрежьте излишек.
Учитель:
- С какой стороной получился квадрат? (Со стороной 15 см.)
Ученик:
- Приложите противоположные уголки друг к другу.
Учитель:
- Какая фигура получилась? (Треугольник.)
Ученик:
- Полученная линия называется – диагональ.
Учитель:
- Какие вершины квадрата она соединяет?(Противоположные.)
- Как получить другую диагональ квадрата?
Ученики:
- Сложить другие два уголка.
Ученик:
-Сложите квадрат пополам, соединив противоположные стороны.
Учитель:
- Какая фигура получилась? (Прямоугольник.)
Ученик:
- Полученная линия называется - средняя линия квадрата.
Учитель:
- Кто догадался, почему она так называется?
Ученики:
- Находится посередине квадрата.
Учитель:
- Как получить ещё одну среднюю линию квадрата?
Ученики:
- Сложить квадрат пополам, соединив две другие стороны.
Ученик:
- Точка пересечения всех линий называется центром квадрата.
2 способ.
Ученик:
- Сделать квадрат из прямоугольника можно без карандаша и линейки.
- Положите перед собой лист цветной бумаги и согните один из его прямых углов (это может быть любой угол) строго пополам.
Учитель:
- Какие фигуры получились? (Треугольник и прямоугольник.)
Ученик:
- Загните полученный прямоугольник на треугольник, загладьте пальцами и отрежьте.
Учитель:
- Какая фигура получилась? (Квадрат.)
- Чем является линия сгиба? (Диагональю.)
- Из оставшегося прямоугольника можно снова получить квадрат? (Да, меньшего размера.)
- Покажите, как это сделать.
- Какие фигуры можно получить, сложив квадрат по диагонали и пополам? (Треугольник и прямоугольник.)
- С какими понятиями познакомились? (Диагональ, средняя линия, центр квадрата.)
Учитель:
- Молодцы! Теперь вы сможете самостоятельно сделать квадратную заготовку для оригами.
3. Физкультминутка. (Видео)
4. Поделки в технике оригами.
Учитель:
- Сейчас наши мастера покажут поделки, которые они сами сделали из квадратов с заданной стороной.
А схемы их сборки мы поместим в альбом «Наши поделки. Оригами.»
Ученики:
- Из квадрата со стороной 18 см по схеме я сделала Зайчика.
- Я сделал Лисёнка из квадрата со стороной 17 см по схеме.
- Из двух квадратов со стороной 19 см по схеме я сделал Волчонка.
- Из квадрата со сторон 21 см по схеме я сделал Медвежонка.
- Из квадрата со сторон 15 см по схеме я сделал Лягушонка.
- Из квадрата со стороной 20 см по схеме я сделал пирог.
- Мы хотим дать вам несколько полезных советов.
- Во время изготовления оригами нужно внимательно следить за схемой поделки, не спеша и аккуратно выполнять все шаги.
- Если вы будете спешить, сгибы на листе бумаги могут накладываться друг на друга.
- И тогда элементы оригами могут сместиться, и ваша поделка получится неаккуратной или вообще не получится.
5.Театрализация сказки «Пирог».
Учитель:
- Ребята не просто сделали поделки зверюшек. Все они являются героями сказки, которую сочинила Лиза. И сейчас наши актёры её покажут.
(Дети показывают сказку.)
5-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель:
- Посмотрите, какая красивая бабочка!
- Из каких геометрических фигур узор на её крылышках? (Квадраты.)
- Давайте научимся делать такую бабочку.
- Вы будете работать в парах.
- Откройте ноутбуки и найдите папку «Бабочка. Оригами.»
- Прочитайте задание. По схеме сложите бабочку. Украсьте её крылья узором из геометрических фигур, которые указаны в задании.
- Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
- Покажите, что получилось. Молодцы!
Итог.
Учитель:
- Подведём итог.
- Как вы думаете, достигли мы цели нашего проекта?
Ученики:
- Да, мы узнали много интересного об оригами и научились самостоятельно делать поделки оригами.
- Мы установили связь между математикой и оригами.
- Большинство моделей в оригами выполняются из квадрата.
- Делая поделки в технике оригами мы используем математические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, сторона квадрата, диагональ, средняя линия, центр квадрата.
- Значит математика помогает нам делать поделки оригами, а оригами помогает изучать математику.
Учитель:
По результатам нашего проекта можно сделать вывод, что искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для её изучения.
6-й этап. Рефлексия.
Учитель:
-Все группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы!
На доске два цветка: жёлтый и красный.
- Оцените сами свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой и настроение у вас хорошее прикрепите свою бабочку на жёлтый цветок. Если не совсем довольны своей работой, прикрепите на красный цветок.
- Понравилось работать над проектом?
- Что особенно понравилось?
- Чему научил проект?
- Где можно применить полученные знания?
Чтобы познать искусство оригами
И лучше математику постичь,
К фантазиям и знаниям прибавь ты
Огромное желание творить!
Терпение, старанье, аккуратность
К работе постоянно прилагай
И добрые чудесные решенья
В прекрасном настроенье создавай!
- Спасибо за работу!
Приложения
Приложение №1
Условные обозначения в оригами
- Линия сгиба на себя
- ________________________________________________
-Невидимая, скрытая линия
- Согнуть и разогнуть. Существующая линия
- Повернуть фигуру
- ___________________________________________
- Вытащить, открыть
- Сделать надрез бумаги
- Сгиб гармошкой
Приложение №2
Сказка «Пирог»
Автор: ученица 2 в класса Толстоухова Елизавета.
Автор: Жил-был Зайка. Однажды бабушка испекла ему большой, вкусный пирог. Понёс его Зайка домой. По дороге он встретил своих друзей: Лягушонка, Волчонка и Медвежонка.
Зайка:
- Здравствуйте, друзья! Приходите сегодня ко мне в гости пить чай с пирогом!
Волчонок:
- Спасибо, Зайка, обязательно придём!
Автор: Бежит Зайка дальше, а навстречу ему Лисёнок. Захотелось Лисёнку пирога.
Лисёнок:
- Эй, малыш, отдавай пирог!
Зайка:
- Не отдам! Чем же я буду угощать друзей?
Автор: Услышали это зверята и поспешили на помощь Зайке.
Волчонок:
- Как тебе не стыдно обижать маленьких?
Лягушонок:
- Нельзя быть таким жадным!
Медвежонок:
- Пойдём лучше с нами чай пить. Пирога на всех хватит!
Автор: Стало Лисёнку стыдно.
Лисёнок:
- Простите меня, пожалуйста! Я больше так не буду! Давайте дружить!
Автор: Простили его зверята.
И больше друзья никогда не ссорились!
Приложение №3
Приложение № 4
Приложение №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...
презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...