Конспект урока по математике 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Дамьянова Любовь Агбановна

Конспект урока по математике 3 класс.Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс:3

УМК: Школа России

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади

Цель: Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Методы и формы обучения: Методы: словесный, наглядный, практический. 

                                                      Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: Интерактивная доска компьютер, проектор,  большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, пятиугольник); раздаточный материал: 17 красных кругов, 17 синих кругов, 17 зелёных квадратов, 17 белых прямоугольников, 17 белых квадратов, 17 красных прямоугольников; 4 конверта с заданиями для групп.

Основные понятия и термины: Площадь, сравнение площадей разных фигур способом «наложение»


Сценарий урока.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Организационный момент

Подготовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Устный счет

3. Целеполагание

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

– Назовите числа от 7 до 63, которые
делятся на 7 без остатка.

– Назовите числа от 24 до 54, которые делятся на 6 без остатка.

Веселые вопросы:

– Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц
за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?

– Одно яйцо варят 4 мин. Сколько
минут нужно варить 5 яиц?

– Мотоциклист ехал в поселок. По до-роге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?

– В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?

– B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

– Определите тему, цель урока, разгадав ребус

Показывают выполненную домашнюю работу.

Выполняют задания

Определяют тему, цель урока.

Фронтальная, индивидуальная

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы;

извлекают необходимую информацию
из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – контролируют
учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – умеют слушать друг друга, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи

с усилиями, трудолюбием

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление
со способами сравнения фигур.

2. Работа
с вводной статьей
учебника

1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).

- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе?

Задание 1. Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур?

- Каким способом определили?

- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь

- Площадь какого предмета больше?

 - Каким способом пользовались?

Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат.

- Можно ли «на глаз» сравнить их площади?

- Почему?

 - Найдите другой способ сравнения.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.

Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий).

Сравните их площади. Что заметили?

-Каким способом пользовались?

Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.

Индивидуальная работа

Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их  площадях?    

Работа в парах

Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади?

 -Почему?

- А наложением?

-Почему?

Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?

- Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите?

- Что можете сказать о размерах клеток?

- Что можно сделать?

Вывод: в квадрате 9 клеток, а в прямоугольнике – 8. 9>8. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.

– Откройте вводную статью учебника
на с. 56, прочитайте

Работа в парах

 Круги, квадраты, прямоугольник.

Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).

Определили «на глаз»

Доска, картина, стенд, парта и т.д.

Площадь доски

«На глаз»

Нет

Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют

Наложить одну фигуру на другую

Площади одинаковые

Можно наложением или «на глаз»

Площадь учебника  больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше

Нет

Трудно это сделать.

Нет.

Фигуры поделены на клетки

Они одинаковые

Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить

Читают статью.

Доказывают, что площади фигур равны

Фронтальная, индивидуальная

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

IV. Закрепление изученного

 мате-
риала

Решение задач

№ 1.

– Каким образом можно доказать,
что площади фигур равны?

Работа в группах

Повторим правила работы в группе

1 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.

Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».

2 группа. Работа по учебнику с.57. Задача на смекалку.

Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»

Выполняют задание.

– Нужно подсчитать
квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура,

и сравнить полученные числа.

* Работают все члены группы

* Говорим в полголоса, чтобы не мешать другим

* Внимательно слушаем друг друга, не перебиваем

* Один ученик защищает работу группы, говорит  громко и четко

А>B,т.к. фигура А составлена из 10 клеток, а фигура В - из 8; 10>8).

Сосчитать клетки .Площадь собаки больше, т.к. она из48 клеток, а заяц из 42.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериацию, классификацию; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию
при возникновении затруднений.

К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование

VII. Обобщение и систематизация выученного ранее материала.

1 Решение задачи

2. Работа
в тетради
на печатной основе

№ 4.

Вместе с учащимися записывает
кратко условие задачи

Было – 8 м

Отпилили – 2м        во ? раз б.

Осталось - ?

– Можно сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?

– Можно это найти? Каким действием?

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

– В рабочей тетради выполните задания № 80, 83 на с. 34

Нет. Неизвестно, сколько метров осталось.

– Вычитанием.

– Надо из большего числа вычесть меньшее.

Учащиеся записывают
решение и ответ самостоятельно:

1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось.

2) 6 : 2 = 3 (раза).

Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

– А как можно сравнить площади
фигур?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего?

- Какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность
на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Рабочая тетрадь, с. 35, № 86

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...