Технологическая карта урока математики по теме: «Задачи на кратное и разностное сравнение», 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Фадеева Лариса Геннадьевна

Данный урок является двадцатым  в разделе «Табличное умножение и деление» курса математики в 3 классе по программе «Школа России». На предыдущих  уроках дети узнали новые виды задач  «на увеличение и уменьшение  числа в несколько раз», «на кратное сравнение».Особенность этого урока в том, что учащиеся учатся сравнивать и различать задачи на разностное и кратное сравнение, выводят алгоритм решения  данного вида задач, применяют новое знание урока   через  самостоятельную работу,  создают сборник задач, включив  новый способ действий в нестандартной ситуации. Тема урока: «Задачи на кратное и разностное сравнение». Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Цель урока:  создание условий для отработки умения применять правила, составлять алгоритм, решать задачи на кратное и разностное сравнение в процессе разных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока математики

Тема урока:

«Задачи на кратное и разностное сравнение»

                                                                                                                   Разработала проект урока:

                                                                                                               Фадеева Лариса Геннадьевна,

                                        учитель начальных классов

                          МБОУ «СОШ №1»

                                       г. Бийска Алтайского края

 Бийск

2018 г.

Проект  урока

Предмет:  математика       Класс:  3 Д        Дата   18. 10 .2018 г.

Тема раздела: табличное   умножение и деление

Тема урока: задачи на кратное и разностное сравнение

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Цель урока:  создание условий для отработки умения применять правила, составлять алгоритм, решать задачи на кратное и разностное сравнение в процессе разных видов деятельности

Задачи: 

обучающие - создать условия для формирования навыка решать задачи на кратное и разностное сравнение;                                                   развивающие - способствовать  развитию умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания,  обобщать полученные данные и делать выводы;                                                                                                                                                                                                                          воспитательные - содействовать воспитанию чувства товарищества и ответственности в процессе групповой работы;

для учащихся:    учиться  различать и решать задачи на разностное и кратное сравнение;

Цель профессионального самосовершенствования: развивать в себе личностную готовность применять проблемно-диалогическую технологию.                                                                                                                                                                                                              

Оборудование: опорные  схемы,  книгопечатная продукция М.И. Моро. Математика. 3 класс (часть 1),  мониторинг личностных целей  (приложение 1). Алгоритм самооценки учащихся и работы в группах  (приложение 2 и 3). Конверты с табличками фраз из алгоритма решения задач на разностное и кратное сравнение  (приложение 4),  графики для самооценки (приложение 5), презентация с самостоятельной работой.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.  

 Формы работы: индивидуальная, парно-групповая, фронтальная.                

Содействовать формированию  УУД

Предметные: создание условий для формирования представлений различать задачи  «на разностное и кратное сравнение»; развитие умений применять полученные знания.

Личностные результаты

1.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

2.Определять общие для всех правила поведения;

3.Оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

4.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные результаты                                                                                                                                                                                  

Познавательные УУД

  1. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  2.  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  3.  Проводить анализ учебного материала;
  4.  Проводить классификацию, указывая на основание классификации;

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе учебного материала.

4. Осуществлять самоконтроль.

5. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.  

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3. Договариваться совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

4. Учить работать в паре и в группах.                                                                                                                                                                

Характеристика класса 

    В классе 30 человек, 16 девочек и 14 мальчиков. В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Класс дружный, со средним потенциалом. Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Внимание частично - рассеянное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Особенности данного урока

   На тему урока « Задачи на разностное и кратное сравнение» по программе выделяется 1 урок, данный урок 20 в разделе «Табличное умножение и деление». Структура и технология урока соответствует программе «Школа России». Данный проект урока разработан в аспекте содержания ФГОС, организация учебного процесса урока представлена  деятельностным подходом. Создание проблемной ситуации происходит через сравнение двух задач с разными вопросами. Дети самостоятельно  наблюдают, сравнивают,  анализируют, что общего и чем различаются задачи на разностное  и кратное сравнение, делают вывод. Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований.

    Проект предусматривает использование методов:

 Мотивации и стимулирования 

Эмоциональные: поощрение; создание ярких наглядно-образных представлений; ситуация познавательной новизны; создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;

Познавательные: опора на жизненный опыт; познавательные интересы; создание проблемной ситуации; побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий;

Волевые: познавательные затруднения; самооценка своей деятельности и коррекция; рефлексия;

Социальные: заинтересованность результатами коллективной, парной работы; позиционные мотивы; долг и ответственность перед классом, учителем; самоопределение; самосовершенствование.

Методы обучения

                   По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.

По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, сравнительный, эмпирический.

По степени управления учебной работой: работа с учителем, самостоятельная работа.

Ключевые компетенции:

  • коммуникативные (включение в парную и групповую работу)
  • познавательные (актуализация, работа с задачей)
  • ценностно-смысловые (алгоритм работы с задачей, этап анализа)

   

         Проект урока осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

  1. Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1 этап. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

2 этап. Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4 этап. Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

5 этап. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

6 этап. Творческое применение знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

7 этап. Домашнее задание

Включение нового способа действий в систему знаний учащихся  тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и  нестандартной ситуации

8 этап. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1 этап. Организационный момент – 1 мин

Цель: включение учащихся в деятельность.

Методы: словесный, наглядный (по источнику передачи информации).

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

   Обменяйтесь дружеским

   рукопожатием и пожелайте друг

   другу удачи на уроке.

   Я вам желаю новых открытий и

  удачной работы на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

Дети обмениваются дружеским рукопожатием и  желают удачи друг другу.

Личностные  УУД: эмоциональный настрой на урок; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

Метапредметные УУД

Познавательные: активное слушание; формулирование собственных  ожиданий;

Коммуникативные: слушание собеседника; построение понятных для собеседника высказываний

2 этап. Актуализация  опорных знаний и умений – 4 мин

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Методы: словесный, практический, наглядный (по источнику передачи информации); репродуктивный (по степени самостоятельного мышления); рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Задание

На доске и в ваших конвертах на парте лежат перепутанные таблички,  вам нужно работая в парах, сообразить и распределить их  на 2 группы.

- Что вам нужно было сделать?

-Как вы рассуждали?

Если вопрос начинается со слов «на сколько > или < », то надо….

- Если вопрос начинается со слов «во сколько раз > или <  », то надо…

 

Дети работают в парах на местах, а одна пара у доски, собирают таблички.

На сколько > или < ?         Во сколько раз  > или < ?      

разностное сравнение       кратное сравнение

       «-»                                           «:»

Выполняют самопроверку

Ответы обучающихся на вопросы учителя.                    

Вычесть  из большего числа  меньшее.

Это разностное сравнение.                                                                 

Разделить большее число на  меньшее.

Это кратное сравнение.

Это мы уже знаем!

Предметные УУД: иметь представление о понятии «кратное и разностное сравнение»;

Личностные УУД:

активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему;

Метапредметные УУД                Познавательные:                                         - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

  • слушают вопросы учителя;
  • отвечают на вопросы учителя;

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

- формирование умения находить ответы на вопросы;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

Регулятивные: оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем;

3 этап. Постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности учащихся – 4 мин

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока; рефлексия учебно-познавательной деятельности

- Где это  нам уже встречалось?

-Какая трудность возникает у вас при решении таких задач?                                           - Что вы предлагаете сделать, чтобы не путаться в решении таких задач? Мы с вами сравнивали такие задачи? Хотели бы сравнить?

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

-Какую цель урока мы можем поставить?

-Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?

-Для чего Вам нужно знать эту тему? Где это пригодится?

-Поставьте свои личностные цели и зафиксируйте их в своих индивидуальных мониторингах.

В задачах

Мы путаемся

Сравнить задачи. (Высказывания детей).

Решению задач

Учиться различать и решать задачи на разностное и кратное сравнение.

 

Задачи на кратное и разностное сравнение. (На доску вывешивается тема урока).

Высказывания детей.

Дети фиксируют свои личностные цели в индивидуальных мониторингах.

Предметные УУД: иметь представление о понятии «кратное и разностное сравнение»;

Личностные УУД: осмысление темы урока и цели  подлежащей усвоению; умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение определять личностную цель в учебной деятельности;                                    формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;         Метапредметные УУД        Регулятивные: ставить перед собой  цель; формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив;

Познавательные: выдвижение  предположений о теме урока; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формирование умения ставить цель деятельности;

4 этап. Первичное закрепление  – 15 мин

Цель: ознакомление с особенностями решения задач на разностное и кратное сравнение, провести сравнение, чем различаются задачи двух данных видов;

сформировать умение применять полученные знания при решении задач таких же типов, зафиксировать алгоритм решения задач данного типа.

Методы: организация  деятельности через фронтальную и парную работу; наглядный, словесный, практический; рефлексия учебно-познавательной деятельности

-Откройте тетради, запишите дату и вид работы

Работа по учебнику                            - Откройте  стр. 43, прочитайте задачу № 1.  О чем задача? Что нам известно в задаче?

-Как это называется? Сколько вопросов в задаче? Прочитайте первый вопрос.

-Кто пойдет к доске, записывать краткую запись и решать задачу?

-Какое действие нужно выполнить, чтобы сравнить два числа?

-Какое слово-сигнал есть в вопросе ? 

Значит и ответ начинается с короткого слова ..                                                                             Оцени свою работу у доски. Что тебе нужно было сделать? Ты решил все правильно или были недочеты?

- Теперь к данному   условию  мы поставим другой вопрос, и сравним, чем задачи похожи и чем различаются.

- Подскажите, какой другой вопрос?

-Кто пойдет к доске? Запишите кратко задачу и решите её.

- Задачу 2 мы можем решить так же, как и задачу 1?Почему?

-Какое слово-сигнал есть в вопросе?

-Какое действие нужно выполнить, чтобы сравнить два числа?

 С какого короткого слова запишем ответ?  

Оцени свою работу у доски. Что тебе нужно было сделать? Ты решил все правильно или были недочеты?

-Сравните эти задачи.

-Что вы можете сказать об этих двух задачах? Что общего? Чем отличаются?

-Какое у них условие? Какие вопросы? Краткая запись? Решение? Ответ? Почему решаем задачи разными действиями?

-Чему мы сейчас учились?

Задание

На доске и в ваших конвертах на парте лежат таблички, составьте из них алгоритм для решения задач на разностное и кратное сравнение.

- У кого получился такой же алгоритм? Молодцы!

-Для чего нам нужен этот алгоритм?

18 октября

Классная работа

 Ученик читает вслух громко задачу.

Нам известно, что с первой яблони собрали 40 кг яблок, а со второй 10 кг

Условие задачи; два вопроса

На сколько больше кг яблок собрали с первой яблони, чем со второй?

Все записывают у себя в тетради, один записывает условие, решение и ответ  на доске.

I  – 40 кг

                         на ? больше кг

II  – 10 кг

Если вопрос начинается со слов « на сколько > или < », то это разностное сравнение и надо из большего числа вычесть меньшее.

Решение: 40 – 10 = 30(кг)

(на)

Ответ: на 30 кг больше.

Самооценка ученика

Во сколько раз меньше собрали кг яблок  со второй яблони, чем с первой?

Все записывают у себя в тетради, один записывает условие, решение и ответ  на доске.

I  – 40 кг

                           во ? раз меньше

II  – 10 кг

Нет. Разные вопросы.

В вопросе есть предлог (во или в)

Если вопрос начинается со слов « во сколько раз > или <  », то это кратное сравнение и надо  большее число разделить на меньшее.

Решение: 40 : 10 = 4 (р)                                                        в 

Ответ: в 4 раза меньше.

Самооценка ученика

Высказывания детей

Обе эти задачи  имеют одинаковое условие, но разные вопросы. В задаче 1 спрашивается, на сколько больше кг яблок собрали с 1 яблони, чем со 2 , а во второй  задаче  вопрос совсем другой: во сколько раз меньше собрали яблок с 1 яблони, чем со второй. 

Краткая запись одинаковая, отличается вопросом, решения разные и запись ответа отличается. Одна задача на разностное сравнение, а другая на кратное сравнение.

Сравнивать задачи.

Дети работают в парах на местах, а одна пара у доски, собирают таблички

Алгоритм решения задач

  1. Прочитай задачу.
  2. Запиши задачу кратко.
  3. Посмотри на слово-сигнал в задаче.
  4. Вспомни правило.
  5. Реши задачу.
  6. Напиши ответ.

Предметные УУД: иметь представление о понятии «кратное и разностное сравнение»;

Личностные УУД: умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;

Метапредметные УУД

Регулятивные: формирование умения слушать и понимать других;

 формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; самооценка результатов работы;

Коммуникативные: формирование умения работать в парах;

Познавательные: развитие умения строить простые рассуждения;

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 

рефлексия способов и условий действия;

 контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

Физкультминутка – 1 мин

Цель: создание условий для снятия утомляемости у учащихся и их релаксации

Учитель включает музыкальный фрагмент из детского мультфильма «Фиксики»

Дети выполняют упражнения

Формирование установки на здоровый образ жизни - Л

5 этап. Первичная проверка понимания в знакомой ситуации (типовые) – 4 мин

Цель: определить степень усвоения учащимися приема решения задач на разностное и  кратное сравнение. Применение материала урока учащимися   через  самостоятельную работу  с опорой на алгоритм решения задач данного типа

Методы: наглядный, словесный; рефлексия учебно-познавательной деятельности

Работа по мультимедийному проектору

- Прочитайте текст. Что известно?

-Это задача? Что нам не хватает в задаче? 

К данному  условию поставьте два разных вопроса. Один вопрос  сформулируйте  так, чтобы задача решалась делением, а второй вопрос, так чтобы задача решалась  вычитанием.

- Для того, чтобы задача  решалась делением, какой поставим  вопрос?

- Для того, чтобы задача  решалась вычитанием, какой поставим  вопрос?

- Запишите  кратко задачу

Каждый из вас сейчас поработает самостоятельно с опорой на алгоритм и покажет, как вы усвоили пройденный материал.

На графике № 1 отметьте, как вы справились с самостоятельной работой.

-Кто без ошибок? Молодцы!

-Кто допустил ошибку? Значит, вам еще нужно поработать.

Слайд 1

Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг.

Во сколько раз больше бабушка собрала осенью картофеля, чем посадила?

На сколько  больше бабушка собрала осенью картофеля, чем посадила?

Слайд 2

П. - 8 кг

С. - 40 кг

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант отвечает на первый вопрос, а

2 вариант отвечает на второй вопрос.

Слайд 3

Слайд 4

Самопроверка по эталону и самооценка.                    

Предметные УУД: применять алгоритм решения задач на разностное и кратное сравнение чисел;

Личностные УУД: осмысление темы  и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение  материала;

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

Коммуникативные:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

6 этап. Творческое применение новых  знаний – 8 мин

Цель: включить  новый способ действий в нестандартной ситуации, создав сборник задач.

Методы: наглядный, практический; рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Творческое задание

-Сейчас я предлагаю вам создать сборник задач на кратное сравнение. Вы будете работать в творческих группах, ваша цель придумать задачу на кратное сравнение и записать ее.

На графике № 2 отметьте, как вы справились с групповой работой.

Создание продукта

 (работа в творческих группах)

   Дети составляют и записывают на специальных листках свою задачу.   Обсуждение в группах.

Защита своей задачи

Вопросы к ученикам, выполнявшим творческое задание (алгоритм самооценки):

Что вам нужно  сделать? Какую задачу вы предлагаете? Удалось ли выполнить задание? Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?

Предметные УУД:

уметь  применить новые знания в нестандартной ситуации

 Личностные УУД:

проявление готовности к самообразованию;

Метапредметные УУД

Регулятивные:

умение выбирать действия с поставленной задачей;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия; контроль и  оценка процесса результатов деятельности;

 8 этап. Домашнее задание – 1 мин

Цель самостоятельной домашней работы: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное  домашнее задание.

Методы: стимулирования и мотивации учащихся.

Приемы: дифференцированное задание.

Результаты: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

  • Стр. 43 - из № 3, 4, 5 выберите одно понравившееся для себя задание и решите его самостоятельно.
  • Придумать  задачу на разностное  сравнение для одноклассников. 

Личностные УУД:

осуществлять выбор объектов. Регулятивные:                                                          умение определять цель своей деятельности.

7 этап. Рефлексия учебной деятельности – 2 мин

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий.

Методы: словесный, рефлексия учебно-познавательной деятельности.                                                                                                                      

- Чему вы учились на уроке?

 -Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?  

На графике № 3 отметьте, как вы работали на всем уроке.                          Оцените результат личностной цели в своем мониторинге.

-Кто доволен собой на уроке и считает, что всё удалось?  У кого были ошибки, но с работой справился? Кто чувствовал затруднения?

Ответы – высказывания.

Оценивают результат своих личностных целей.

Рефлексия деятельности  

- Мы продолжили работу …

- Я научился…

-Я ещё затрудняюсь…

Ответы – высказывания 2 учащихся (какую цель ставили и какой результат достигли).

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                           Приложение 1

Постановка личностных целей

    Фамилия, имя………………………………………………………………………………..                                                       Класс  3 «Д»

                                        Дата                                          

Цели

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Математика

 

1. Организовывать свои действия 

2. Узнать на уроке что-то новое 

3.Понять и решить правильно задачу  

4. Не делать ошибок в вычислениях

5.Развивать математическую речь и логическое мышление

6. Выполнить все задания правильно

7. Быть внимательным и сосредоточенным

8. Активно работать на уроке

9. Слушать и понимать речь других детей

Условные обозначения:

Ц- цель;  Р-  результат;  ○- цель поставлена; ○ – цель достигнута;  ∆- цель достигнута наполовину;  ∆- мне еще нужно поработать.

                                                                                                                                                                                                   Приложение 2

Алгоритм самооценки

  1. Что тебе нужно было сделать?
  2. Удалось ли выполнить задание?
  3. Сделал всё правильно или были недочеты?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?AN00790_

                                                                           

                                                                                                                                                                         Приложение 3                                                                                                  

Алгоритм самооценки группы

  1. Что вам нужно сделать?
  2. Какую задачу вы составили?
  3. Удалось вам выполнить задание?
  4. Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?AN00790_

                                                                                                                                                                                     Приложение 4                                                                                                                                                        

Алгоритм решения задач

  1. Прочитай задачу.
  2. Запиши задачу кратко.
  3. Посмотри на слово-сигнал в задаче.
  4. Вспомни правило.AN00790_
  5. Реши задачу.
  6. Напиши ответ.


                                                                                                                                   Приложение 5

    График                          График                        График

  № 1 С.р.                        № 2 Т.р.                       № 3 Урок

  I              I            I

График                          График                        График

  № 1 С.р.                        № 2 Т.р.                       № 3 Урок

  I              I            I

График                          График                        График

  № 1 С.р.                        № 2 Т.р.                       № 3 Урок

  I              I            I

График                          График                        График

  № 1 С.р.                        № 2 Т.р.                       № 3 Урок

  I              I            I

График                          График                        График

  № 1 С.р.                        № 2 Т.р.                       № 3 Урок

  I              I            I



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

         

       Данный урок является двадцатым  в разделе «Табличное умножение и деление» курса математики в 3 классе по программе «Школа России». Всего на данную тему выделяется 56 часов.

        На предыдущих  уроках дети узнали новые виды задач  «на увеличение и уменьшение  числа в несколько раз», «на кратное сравнение».

        Особенность этого урока в том, что учащиеся учатся сравнивать и различать задачи на разностное и кратное сравнение, выводят алгоритм решения  данного вида задач, применяют новое знание урока   через  самостоятельную работу,  создают сборник задач, включив  новый способ действий в нестандартной ситуации.

Тема урока: «Задачи на кратное и разностное сравнение».

 Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

 Цель урока:  создание условий для отработки умения применять правила, составлять алгоритм, решать задачи на кратное и разностное сравнение в процессе разных видов деятельности.

Задачи: 

Обучающие - создать условия для формирования навыка решать задачи на кратное и разностное сравнение;

Развивающие - способствовать  развитию умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания,  обобщать полученные данные и делать выводы;

Воспитательные - содействовать воспитанию чувства товарищества и ответственности в процессе групповой работы.

для учащихся: различать задачи на разностное и кратное сравнение; решать простые задачи на кратное сравнение,

учиться ставить с помощью учителя учебную задачу и самостоятельно формулировать алгоритм  самооценки;

   Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планировались не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

     Основной метод, применяемый на уроке, – метод сравнения, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная работа, работа в парах и групповая работа.

                                                       

    В классе 30 учеников, из них 14 мальчиков и 16 девочек. Класс в целом дружный, со средним потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Учебная мотивация носит ярко выраженный характер.         У учащихся различные типы мышления: теоретический – 10 %, наглядно-образный – 49%, интуитивный – 23%, репродуктивный – 18%. Как видно, преобладает наглядно-образный тип мышления. Я  спроектировала урок так, чтобы дети с разными типами мышления качественно усвоили материал.

    На  организационном этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

      Цель этапа актуализации знаний подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний», и выяснение затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

   На данном этапе  предложила  учащимся задание с перепутанными табличками, это актуализировало ранее изученные знания и  помогло вспомнить правила на разностное и кратное сравнение чисел, что послужило плавным мостиком перехода при помощи подводящего диалога  к этапу постановки цели урока и самостоятельному формулированию темы урока. После определения цели и направления учебной деятельности класса, дети зафиксировали в своем  индивидуальном мониторинге личностную цель.

      Цель этапа  первичное закрепление знаний – сравнение особенностей решения задач на разностное и кратное сравнение.  Создание проблемной ситуации происходит через сравнение двух задач с разными вопросами. Дети самостоятельно  наблюдают и сравнивают,  анализируют, что общего и чем различаются задачи на разностное  и кратное сравнение, делают вывод. 

   Считаю, что на  данном этапе целесообразно для достижения наилучших результатов обучения использовать исследовательский (сравнительный) метод обучения, зафиксировать  свои знания через самостоятельное составление   алгоритма решения задач, работая в паре. Именно групповой или парный способ организации учебной деятельности позволяют решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

        Для решения задач учащиеся используют множество мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом. В ходе исследовательской работы важно выслушивать мнения каждого желающего выступить. Именно такой подход позволяет достичь успеха всем учащимся класса, независимо от уровня уже полученных знаний.

       Как и на предыдущем этапе урока происходит рефлексивная деятельность, что позволяет учащимся задуматься об уровне своего участия в работе, о степени активности.

    Цель этапа  первичная проверка понимания в знакомой ситуации (типовые) - определить степень усвоения учащимися приема решения задач на разностное и  кратное сравнение. Применение материала урока учащимися   через  самостоятельную работу, с опорой на алгоритм решения задач данного типа в типовых заданиях. После выполнения самостоятельной работы,  проводилась самопроверка по готовому эталону, чтобы каждый ребёнок смог себя проверить, осознать: всё ли он понял, запомнил. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что  данная тема им освоена. Возможные ошибки дорабатывались индивидуально.  При проведении самостоятельной работы у детей развивались навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельной работы. На листках самооценки в графике № 1 отметили, как поработали. Это стимулирующий фактор. У кого нет ошибок? Молодцы! 

      На этапе творческое применение новых  знаний была поставлена цель - включить  новый способ действий в нестандартной ситуации, создав сборник задач на кратное сравнение, работая в творческих группах. Творческое задание  было направлено на эмоциональную сферу, сферу воображения, сферу осмысления содержания урока. Деятельность в группах помогает детям научиться работать в «команде», при этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, а групповая форма работы дает высокий уровень познавательной самостоятельности. Обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение, выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.

   Цель этапа рефлексии: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий. 

   Домашнее задание с дифференцированным заданием (по выбору) способствует активизации познавательной деятельности.

      В процессе проектирования и проведения урока мною были увязаны объём и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся. На уроке были использованы разные формы организации деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная, групповая.

        На протяжении всего урока использовались такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный метод использовала на каждом  этапе урока. Сравнительный метод применила на этапе первичного закрепления материала. Методы стимулирования и мотивации учения: слово учителя, коллективное оценивание «согласен -  не согласен», самоконтроль и самооценка учащихся (графики). Использование в обучении младших школьников методов сравнения и исследования даёт положительный результат. Повышается мотивация, интерес к изучаемому  материалу.

       На  всем уроке стремилась сохранять доброжелательный тон, адекватно реагировать на возникающие ситуации. Старалась корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств, тем самым, развивая монологическую речь. Для снятия утомляемости учащихся применялась физминутка под музыку. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и  формирует алгоритм самооценки. Содержание урока ориентировано на прописанные в Стандарте требования к предметным результатам освоения математики. На уроке развивались предметные умения:

  • создание условий для формирования представлений различать задачи  «на разностное и кратное сравнение»;
  • развитие умений применять полученные знания.

      Для реализации деятельностного подхода на уроке развивались универсальные учебные действия:

регулятивные - дети определили тему урока и цель, оценивали свой результат;

познавательные - ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания/незнания;

коммуникативные - понимать других, доносить свою позицию, взаимодействовать в паре, в группе, сотрудничать;

личностные - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание исходя из личностных ценностей.

     На данном уроке  старалась обратить  внимание  на  овладение  учащимися  некоторыми логическими знаниями и умениями, среди  которых:  умение сравнивать; умение точно узнавать текстовую задачу по данным признакам; умение распределять предметы по каким-либо признакам в группы (группировка предметов); умение четко работать по алгоритму (алгоритм решения задач, алгоритм самооценки учащегося, алгоритм работы в группе). Именно на таких умениях   осуществляется формирование алгоритмической  грамотности. 

    Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому, развитие алгоритмического и логического мышления, является важным и актуальным.

    Считаю, что поставленные задачи реализовались на уроке, тем самым цели урока достигнуты,  а продуктивная работа учащихся пригодится при выполнении ВПР по математике. Ребята смогут продемонстрировать свои знания  в заданиях № 8 и № 9.  Умение решать текстовые задачи и овладение основами логического и алгоритмического мышления, интерпретация информации (объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач на разностное и кратное сравнение

Слайд 2

Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг.

Слайд 3

П. – 8 кг С. – 40 кг

Слайд 4

1 в. 2 в. Во сколько раз больше собрала бабушка картофеля, чем посадила? На сколько кг больше собрала бабушка картофеля, чем посадила?

Слайд 5

40:8= 5 (раз) Ответ: в 5 раз больше.

Слайд 6

40-8= 32(кг) Ответ: на 32 кг больше.

Слайд 7

с . 43 из № 3,4,5 выберите любое для себя задание и решите его. Придумайте задачу на разностное сравнение для одноклассников.