Технологическая карта урока математики
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Шулунова Марина Морзевна

Технологическая карта урока математики "Метр. Соотношение между единицами длины",

УМК "Перспектива", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yu-_metr._sootnoshenie_mezhdu_edinitsami_dliny.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс  Программа «Перспектива»

Технологическая карта урока

Концентр: 100

Раздел: числа от 1 до 100

Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.

Класс: 2

Тип урока: открытия «нового» знания

 Цели по содержанию:

обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;

развивающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;

 воспитывающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;

Логико-математический анализ темы

Метр (русское обозначение: м; международное: m; от др.-греч. μέτρον «мера, измеритель») — единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. Также является единицей длины и относится к числу основных единиц в системах МКСМКСАМКСКМКСГМСКМКСЛМССМКГСС и МТС. Кроме того, во всех упомянутых системах метр — единица коэффициента трения качениядлины волны излучения, длины свободного пробегаоптической длины путифокусного расстояниякомптоновской длины волныдлины волны де Бройля и других физических величин, имеющих размерность длины.

Методика изучения величин

Величина, так же, как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого входит формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое, прежде всего, связано с измерением.

В I—IV классах учащиеся получают представление о таких величинах, как длина, масса, емкость, время, площадь, и о единицах их измерения. В процессе решения задач они знакомятся с ценой, количеством, стоимостью, скоростью, временем, расстоянием и др.

Формирование представлений о той или иной конкретной величине и о способах ее измерения имеет свои особенности, тем не менее, целесообразно выделить общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин и, ориентируясь на которые, учитель организует деятельность учащихся:

1 Формирование понятий о величине как свойстве окружающих объектов (выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине (обращение к опыту ребенка), сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок).

2. Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором.

3. Формирование измерительных умений и навыков, измерение «на глаз».

4. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в связи с решением задач).

5. Знакомство с новыми единицами измерения величины в тесной связи с изучением нумерации по концентрам, перевод однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, перевод величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.

6. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименовании

7. Умножение и деление величины на число.

С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются специальные задания, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Учащиеся усваивают основные признаки понятия «величина» в процессе выполнения различных практических заданий познавательного характера при широком использовании проблемных ситуаций.

Знакомство с величинами и единицами их измерения имеет не только практическое значение: оно предоставляет большие возможности для формирования умения видеть проблему и находить пути ее решения, тем самым, способствуя развитию познавательных способностей учащихся.

Психолого-дидактический анализ

Предмет усвоения: понятие метр

Существенные признаки: Основная единица длины метрической системы мер, равная ста сантиметрам. 
Термин: метр

Родовое отношение: алгебраическое понятие

Несущественные признаки: Линейка или лента такой длины с делениями на сантиметры, употребляемая для измерения чего-л.

Средства усвоения: единица длины – метр

Этап усвоения: первичное ознакомление с материалом или его восприятие

Действие, направленное на формирование знания: измерение некоторых предметов с помощью метра

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: знать и понимать смысл понятия «метр», усваивать соотношения между единицами измерения длины, уметь практически находить длину предметов с помощью рулетки. 

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

Используемая технология:

технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.

Информационно-технологические ресурсы:

компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point «Метр как единица измерения»; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).

Опорные ЗУН: знание об уже известных величинах измерения длины, умение измерять предметы с помощью метра, умение сравнивать величины измерения длины между собой, умение решать текстовые задачи

Основные понятия и термины урока: метр, единица измерения длины

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Мотивирует на успех с помощью четверостишья. Загадывает загадку про медведя.

Представляет героя урока (Мишутку–героя русской народной сказки «Три медведя»), как источника различных заданий на уроке.

Учащиеся сигнализируют о готовности к уроку спец. карточками.

Учащиеся выделяют существенную информацию

из текста загадки,

 отгадывая её.

ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;

учебно–познавательная мотивация.

КУУД:планирование учебного  сотрудничества.

этап актуализации и пробного уч. действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1. Предлагает решить логическую задачу.

- Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля?

2. Организует беседу, выявляющую

представления детей о см и дм как единицах измерения.

- Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете?

- Как соотносятся см и дм?

- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)

Организует практическую работу в парах, направляет и контролирует ход работы.

- Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь.

- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах?

- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.

вид работы: беседа

Уч. задача для учителя: активизация деятельности уч-ся; актуализация понятия величины измерения длины

Уч. задача для учащихся: начнем урок с того, что вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся

Практическая задача: Для этого ответьте на мои вопросы

Организация деятельности: работаем с места, поднимайте руку, если хотите ответить

Содержание: вопросы, которые задает учитель

Подведение итога: Замечательно, что вы помните эти величины, давайте же узнаем, зачем они нам нужны на этом уроке

Предлагают способы решения задачи, рассуждают в ходе объяснения её решения.

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей соотношения мер длины.

ЛУУД: сохранение мотивации к учению.

РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.

ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

1.Учитель от имени Мишутки предлагает измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты.

- С какими затруднениями вы столкнулись?

Учитель делает вывод о необходимости более крупной единице измерения длины и соответствующем приборе измерения.

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

- Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины?

-Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения - метром и научимся ей пользоваться.

Просит сформулировать цели урока.

- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться?

Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.

вид работы: беседа

Уч. задача для учителя: подвести детей к осознанию затруднения для постановки учебной задачи; формирование умения определять область знания и не знания и в соответствии с этим ставить учебную задачу. 

Уч. задача для учащихся: теперь давайте выясним все ли нам известно о6 этих понятиях и узнаем, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке 

Практическая задача: Для этого ответьте на вопросы

Организация деятельности: работаем с места, поднимайте руку если хотите ответить

Содержание: вопросы, которые задает учитель

Подведение итога: Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.

Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.

Дети предполагают: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число.

Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы  существуют для измерения более крупных расстояний.

ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.

РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.

ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

 Учитель демонстрирует метровую линейку, объявляет название и показывает форму записи новой единицы измерения.

 - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а сколько дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр?

Организует практическую работу с одним из учащихся с целью выявления соотношений дм и м

- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?

 Составляет совместно с детьми таблицу соотношений мер длины. (слайд №5)

Организует беседу, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины.

- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?

- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния?

Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает, как ими пользоваться.

Физминутка

Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.

Составляют с помощью учителя таблицу соотношений мер длины.

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)

Осуществляют

актуализацию

личного жизненного

опыта

ЛУУД: учебно -познавательная мотивация.

РУУД: планирование, как определение последовательности действий.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное высказывание в устной речи.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

  1. Организует самостоятельную работу учащихся со статьёй в учебнике. (стр. 35) с целью закрепления материала.

 Ставит цель работы со статьёй учебника.

- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины.

2. Организует фронтальный опрос с целью проверка степени усвоения материала.

- Ответьте на вопросы:

- Что такое метр?

- Что можно измерить в метрах?

- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?

- Сколько сантиметров в одном метре?

-104 см-это больше или меньше 1 м?

Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек.

3. Организовывает выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.

вид работы: работа с учебником

Уч. задача для учителя: дать представление о понятии метр

Уч. задача для учащихся: Узнаем, как в математике называется подобная единица измерения и для чего она нам необходима

Практическая задача: открываем учебник на стр. 35

Организация деятельности: работаем с мест, если хотите ответить поднимайте руку

Содержание: задания в учебнике и вопросы учителя

Подведение итога: Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек.

Самостоятельно работают со статьёй учебника: анализируют материал, выделяют существенное запоминают таблицу.

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Контролируют

правильность

ответов обучающихся в соответствии с текстом статьи, оценивают.

Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек, по мере необходимости исправляют,

дополняют, уточняют

озвученные ответы. Используют

речь для регуляции

своего действия.

РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

1. Актуализирует знание содержания сказки «Три медведя»

- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?

- Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …».

- Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла.

- Перед вами слова: одеяльце и одеяло. - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).- Как называются такие слова?- Для кого сошьём одеяльце? Почему?

- Для кого сошьём одеяло? Почему?

2.Формирует группы и организует практическую работу учащихся с целью тренировки в измерении с помощью метра длины предмета. Формулирует задания самостоятельной работы учащихся.

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы).

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы).

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы).

- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы).

- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах.  

вид работы: самостоятельная работа в тетради

Уч. задача для учителя: организовать работу по построению и первичному закреплению понятий числовой луч и единичный отрезок

Уч. задача для учащихся: научимся измерять некоторые предметы с помощью метра

Практическая задача: посмотрите на слайд

Организация деятельности: работаем самостоятельно в своих тетрадях

Содержание: вопросы учителя

Подведение итога: - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах.

Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова

Учащиеся актуализируют знания русского языка по теме «Однокоренные слова».

Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, управление поведением партнёров.

РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности.

этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

1.Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам с разным уровнем сложности. Оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения.

2. Организует самопроверку учащихся-сравнение с эталоном и дальнейшую самооценку.

- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.

вид работы: работа по карточкам

Уч. задача для учителя: организовать повторение материала, путем решения заданий на карточках

Уч. задача для учащихся: решим задания на карточках

Практическая задача: работайте в карточках, просмотрите задания и если что-то не поняли, спросите

Организация деятельности: работаем самостоятельно в карточках

Содержание: задания на карточках

Подведение итога: - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.

В зависимости от успешности прохождения предыдущего этапа урока некоторые дети самостоятельно выполняют задания с повышенным уровнем сложности, а некоторые прорабатывают ещё раз базовые задания.

- Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку.

ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет сущность домашнего задания. Даёт информацию о способах выполнения заданий.

 № 2 (в), 3, стр. 36; № 6 (3 столбик), № 8 (1 столбик), стр. 37;

☺ № 1, стр. 36; № 10, стр. 37.

Воспринимают, запоминают

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?

- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?

- Чему же равна длина нашей классной комнаты?

- Какую работу вам понравилось выполнять?

Оценивание учителем работы учащихся.

- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе.

Осуществляют рефлексию. Совместно с учителем подводят итог урока. Вспоминают тему, цели урока, делают вывод о достижении цели урока, актуализируют «открытые» знания.

Оценивают свою работу на уроке.

Адекватно воспринимают оценку учителя.  Формулируют, собственное мнение и позицию. Аргументируют самооценку.

ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

КУУД: формулирование и аргументация своего мнения

Приложение № 1

Карточки для самостоятельной работы.

1 вариант

1. Закончите фразы:

Высота телевизора – 5…

Длина шоколадки – 17…

Длина дорожки от дома до калитки – 15…

2. Заполните пропуски:

4дм = … см

30дм = … м

7м = … дм

7м 5дм = … дм

2 вариант*

1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее).

Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса.

2. Выразите в сантиметрах:

4дм =

5дм 3см =

2м =

1м 2см =

Выразите в метрах:

40дм =

300см =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....