Урок по математике "Окружность и круг" 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Низовцева Галина Михайловна

Введение в тему "Окружность и круг". Выведение алгоритма. Закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhnost._krug.docx59.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружность. Круг»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

юI.Организационный момент.

Включение детей в деятельность.

Улыбнулись учителю, друг другу. Сели.  Начинаем урок математики.

Тихо открыли тетради, аккуратно  и старательно запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя, друг друга. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Учащиеся тихо садятся за парты.

Пишут число.

Классная работа.

II.Актуализация знаний.

  1. Устный счёт.

Назовите примеры с ответом 2.

16 : 8        2 : 2        1 * 2       12 : 1

12 : 3        4 : 2       36 : 6         6 : 3

  8 : 4        9 : 3       10 : 5       20 : 2

18 : 6      24 : 8        2 * 0        18 : 8

Запишите примеры, частное которых равно 2.

Что вы можете рассказать про число 2.

 

2.Геометрический материал.

В какую величину можно превратить число 2?

Какую величину возьмём, чтобы начертить квадрат?

Почему?

В это время 2 слабых ученика работают у доски по карточкам, их контролируют сильные ученики, а если надо, то оказывают им помощь.

Дети делают выбор по заданию учителя. Называют примеры с ответом 2.

Записывают примеры в тетрадь.

Устные ответы детей.

Ответы детей: односоставное, четное.

Ответы детей.

2кг, 2м, 2ч. 2км, 2г, 2см

Рассуждение детей.

2кг, 2г – единицы массы

2ч – единицы времени

2м, 2км не уместятся в тетради

Возьмём 2 см.

карт. № 1

Сумма двух чисел равна 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы?

 карт. № 2

Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нём осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?

III    Постановка учебной

проблемы

IY.Открытие нового материала

Практическая работа

Рассмотрите слайды.

--------------------------------------------

1в.

---------------------------------------------

2в.  

Что мы видим на слайдах?

Найдите лишнюю фигуру?

Почему?

Ребята, как называются эти фигуры?

            1                 2

Чем похожи эти фигуры?

Чем различаются  эти фигуры?

Да, каждая из этих фигур имеет своё название?

    окружность         круг

Чем будем заниматься на уроке ?

Да, ребята, вы правы.  Мы будем изучать тему урока  Окружность. Круг.

Будьте внимательны при работе, а в конце урока оценим себя.

Что получилось? Над чем ещё надо поработать?  

Возьмите шаблон, который лежит перед вами,  и в тетрадях красным карандашом обведите его границу.

Что нарисовали?

Что такое окружность?

А сейчас возьмите  синий карандаш и закрасьте всё, что находится внутри  красной линии.

Какая фигура?

Что такое круг?

Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпали, прогладьте линию сгиба. Сложите ещё раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте  фломастером точку, в которой  пересеклись линии.

Как будет называться эта точка.

Обозначьте его точкой О.

 Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности.

Этот отрезок называется?

Что такое радиус?

Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки

окружности до другой точки через

центр (линия сгиба).

Эта линия называется?

Что такое диаметр?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ответы детей- ромб, прямоугольник, треугольник, трапеция, квадрат, шестиугольник, круг.

работа в парах 

дети наблюдают, выбирают лишний предмет.

(дети 1в доказывает детям 2в и наоборот)

Ответы детей

геометрические фигуры

Дети делают вывод .

На 1 слайде – красный круг.

На 2 слайд – белый круг.

не имеют углов

Круги

Давайте выясним, правы ли мы?

Находят сходство и различие

круглые, нет  углов

Дети учатся различать фигуры

1 фигура  - закрашенная

2 фигура  - нет

 Значит у них разные названия.

Дети ставят цели, формируют тему урока.

при необходимости с коррекцией учителя)

Узнаем: Что такое окружность?

Что такое круг?

Научимся строить эти геометрические фигуры?

Работа с шаблоном

У каждого ученика на парте круг из цветной бумаги

дети обводят контур (границу) красным цветом

ответы детей

окружность

Окружность – это граница круга.

             закрашивают  круг    

             синим цветом

ответы детей

круг

Круг – это часть плоскости ограниченная окружностью

 Дети складывают круг по заданию учителя, обозначают точку в центре круга                                                                                                                                                                                                                                    

ответы детей

Это центр окружности

дети находят радиус и подписывают

Радиусом (подпишите отрезок)

Радиус – это расстояние от центра до любой точки на окружности.

дети находят диаметр и подписывают и делают вывод

Диаметр

Диаметр - это отрезок,

соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

(Диаметр в 2 раза больше радиуса)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Y.Физкультминутка

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом,   окружностью в повседневной жизни?

Сейчас мы поиграем и увидим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы, если они имеют форму круга  - вы садитесь, если форму окружности – то встаёте.

Давайте придумаем игры с этой геометрической фигурой.

выполняют движение по правилу

 тарелка (садимся), бублик (встаём), баранка, колесо, крышка, кольцо, блюдо, зеркало

Дети придумали свои игры.

(Работа в группах)

1.Построение в круг. (Кто быстрее и тише построится в круг.

2. Получится круг, если двое детей возьмутся за руки, один из них будет стоять, а другой обойдёт вокруг него.

YI.Певичное

закрепление материала

Что такое круг?

Для того чтобы начертить круг, надо провести его границу.

А как называется граница круга?

Как же построить окружность?

Ребята, нам надо построить окружность.

Как мы будем это делать?

Чтобы построить окружность  используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, на конце другой – грифель.

За головку мы держим и поворачиваем циркуль.  

При работе с циркулем надо соблюдать технику безопасности

ответы детей

Круг – это часть плоскости ограниченная окружностью.

(окружность с  внутренней частью).

эта граница называется окружностью

ответы детей

1.Надо начертить на глазок круглую замкнутую линию (но она не получится аккуратной)

2. Нарисовать по клеточкам (не всегда есть листок в клеточку)

3. Циркулем

дети внимательно слушают и запоминают правила работы с циркулем

YII.Раз

витие умений применение нового знания

Работа с учебникм

Самостоятельная работа

Рассмотрите рисунок стр. 94 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружность.

 составляем алгоритм построения окружности

1.Отмечаем в тетради точку и называем её буквой О.

2. Возьмём циркуль. Раздвигаем «ножки» циркуля на расстояния радиуса.

3. Ставим иголку циркуля в точку О, а другой ножкой циркуля проводим замкнутую линию.

Организация деятельности по применению новых правил.

  • с. 94 № 1

Как вы будете чертить окружность?

Что такое круг?

Дети, вы сейчас будете выступать в роли учителя и проверять работу своего товарища

Выполнение задания.

  • с. 95 № 3

Задание по выбор :

1Начерти в тетради любую окружность. Проведи в ней радиус и измерь его.

2. Начерти в тетради окружность, радиус которой равенн3 см.

3. Начерти в тетради окружность, диаметр которой равен 6 см.  

Почему у 2 и 3 группы одинаковые окружности

дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно и составляют

алгоритм работы построения окружности

1.Отмечаем в тетради точку и называем её буквой О.

2. Возьмём циркуль. Раздвигаем «ножки» циркуля на расстояния радиуса.

3. Ставим иголку циркуля в точку О, а другой ножкой циркуля проводим замкнутую линию.

дети выполнять по алгоритму

ответы детей

окружность с внутренней частью

взаимопроверка

2 ученика (сильных) работают за доской.  

20 мм

15 мм

проверка по образцу

Дети выбирают задания и сам-но работают, а 3 ученика работают на отдельных листках:

один – выполняет 1 задание,

второй – выполняет 2 задание,

третий – выполняет 3 задание.

(проверка по образцам)

 ответы детей

Диаметр больше радиуса в 2 раза

YIII.

Рефлексия

Итог урока.

 

Какое открытие мы сделали на уроке?

Что нового мы узнали?

Чему ты научишь своих родителей?

С каким настроением мы заканчиваем урок?

Оцените себя:

Если вам на уроке всё удалось –

покажите                

Если у вас остались нерешённые

проблемы          

Если нужна помощь          

                                                                                                                                                                             

ответы детей:

окружность, круг – разные геометрические фигуры.

Окружность - это граница круга.

Круг – это часть плоскости ограниченная окружностью.

окружность в тетради чертят при помощи циркуля, а на улице при помощи верёвочки, палочки, рук

Радиус – это расстояние от центра до любой точки на окружности.

Диаметр - это отрезок,

соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

(Диаметр в 2 раза больше радиуса)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Знаем как работать с циркулем.

Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем обвести окружность.

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

IХ. Домашнее задание

1.Нарисовать узор из окружностей.  

  • используем алгоритм построения окружности и не забываем о правилах безопасности при работе с циркулем)  
  • 2.с. 95 № 6 (2,3 столбик)    понадобятся знания таблицы умножения и алгоритм выполнения примеров на порядок действий                                                                                                                                                                    

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.

Открытый урок и презентация «Три основы в музыке»  К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к  программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...