Конспект урока математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс)

Масюкова Татьяна Павловна

Урок математики в 3А классе

Тема: Таблица умножения и деления на 8  (Урок введения нового знания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока математики.38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3а классе. Подготовила и провела учитель начальных классов Масюкова Т.П.

Тема: Таблица умножения и деления на 8  (Урок введения нового знания) 

Цели:

  • сконструировать таблицу умножения на 8, опираясь на различные свойства умножения;
  • исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
  • найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
  • решать задачи на нахождение произведения и суммы.

Планируемые результаты:

Планируемые  метапредметные  результаты:

Личностные: 

  • формировать положительное отношение к учению,
  • уважительное отношение к собеседнику,
  • развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи  и  к  расширению  математических  знаний.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • учиться совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять   самооценку  учебных действий;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • ориентироваться  в предложенном материале, находить нужную информацию
  • отличать новое от  уже известного;  добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • закрепят  знания изученных таблиц, устных  приёмов вычисления примеров разного вида;
  • усовершенствуют  умения решать задачи;

  • усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале,  в нахождении  периметра.
  • смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
  • смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 8;
  • сумеют применить полученные знания на практике;
  • смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  • будут адекватно себя оценивать на  уроке;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Оргмомент.

Начнем урок с девиза. (Слайд №1)
Девиз (хором) «Все разведать, все узнать, легких тропок не искать!». Вы согласны с данным утверждением?

  Сегодня отправимся в путь за новыми математическими знаниями и умениями. Повернитесь к своим соседям и пожелайте: «Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, если будет трудно, то я помогу тебе».

(Слайд №2) 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся  на необитаемый остров к Робинзону Крузо на корабле. Этот моряк прожил 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, куда был выброшен кораблекрушением. И мы должны спасти его.   Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых смелых и находчивых математиков.  (Слайд№3)

-Ребята, на уроке мы с вами будем заполнять бортовой журнал. (Лист самооценки)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начнем урок с  гимнастики ума.  

Арифметический  диктант.  Записывайте только + или -.

7 увеличить в 3 раза будет 21. (+)

25 разделить на 5 получится 6 (-)

Сумма чисел 38 и 4 равна 43 (-)

Произведение чисел 8 и 9 равно 72 (+)

Разность чисел 48 и 8 равна 40 (+)

45 уменьшить на 6 получится 38 (-)

Дети решают, записывая только +, -.

 Один ученик работает у доски.  Самопроверка

Заполняют оценочные листы.

Вы  много уже знаете! А сегодня узнаете еще больше. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.– Мы поплывем к острову, Робинзон Крузо уже ждёт нас.

 Но  для того, чтобы отправиться в дальнее плавание нам необходимо подготовиться.

Что нам нужно для этого?  (пища, пресная вода, оборудование и т.д.)

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

II. Актуализация знаний.

 Для того, чтобы набрать провианты, нам надо потрудиться.  Если   правильно выполним первое задание, то обеспечим себя продуктами на весь путь.

Отгадайте загадку.

Цифра с виду как игрушка -
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей оземь.
Всем понятно - это... (восемь)

Запишем это цифру в строчку. (слайд№4)

 б) Увеличьте в 8 раз: 2,5,3                    

     Уменьшите в 8 раз: 8,24,16

 Теперь нам нужно  набрать пресной воды. А без математики мы с вами этого сделать не сможем. Давайте вспомним таблицу умножения.(На доске примеры)

           ∙       = 27             .           = 48                .           = 56

           ∙       =  35            .          = 63                 .           = 32

Работают в парах.

 Проверим, что у вас получилось. (Проверка у доски)
Молодцы! Заполняем лист самооценки.

III. Создание проблемной ситуации.

 Решите задачу.

8 котят в лес пошли
И по 8 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов?

Построение проекта и выхода из затруднения - Как сосчитать? (8·8) Но ведь мы не знаем, сколько это будет. Можем заменить сложением: 8+8+8+8+8+8+8+8. Но так очень долго считать. Что же делать? [?!] (проблема) => постановка учебных задач. Составить таблицу умножения на 8.  

Какова тема урока? ( таблица умножения и деления на 8)(фиксируем)(Слайд№6)

Таблица умножения и деления на  8

(Какие цели поставим перед собой? (Составить таблицу умножения и деления на 8 и научиться её использовать) (фиксирую)

Составить таблицу умножения и деления на 8 и научиться её использовать (Слайд№7)

На дальнем острове Робинзон Крузо вспоминал о своём доме, о городе. Посмотрите на « башню» (небоскрёб), установите закономерность составления таблиц умножения. Много ли новых, ещё не изученных случаев осталось. Нет, всего 2. (Слайды 8,9)

8•1=8

8•2=16

8•3=24

8•4=32

8•5=40

8•6=48

8•7=56

8•8=

8•9=

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

IV. “Открытие” новых знаний.

Работа в парах.

Задание  в рамке с. 11 учебника.

На доске таблица, аналогичная данной в учебнике.

Цель работы: Самостоятельное составление новых случаев таблицы умножения и деления на 8. ( Работа в паре и презентовать открытие)

- Какие закономерности вам помогли? Какими правилами

пользовались, когда составляли таблицу?

(1.От перестановки множителей, произведение не изменяется. 
2. Если,  произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель.)

Послушать ответы некоторых пар. Остальные проверяют с доски.

Поставьте оценки в оценочные листы.

V. Первичное закрепление.

Физминутка.

– Для чего нужно знать таблицу умножения на 8? (Что бы решать примеры, задачи)(Слайд10)

– На острове вместе с Робинзоном жил его друг Пятница. Он любит кататься на лианах. Но что за запись на них?

– Продолжим выполнять  задания. (дифференцированная работа)

(проверка) (Слайд №11)

Физминутка (Слайд№12)

VI. Систематизация и повторение.

-Мы с вами решили примеры.

– Где  ещё мы можем применить таблицу умножения? (В решении задач)

– Вы правы. И сейчас мы решим задачу.(Слайд№13№) 

На корабль нам надо взять человека, который будет готовить пищу команде. Как называют такого человека? (кок) .

1)У  кока было 72 конфеты. Он раздавал 6 дней по 8 конфет в день. Сколько конфет осталось?

– Прочитаем задачу (1 ученик)

– Что в задаче известно? (Было 72 конфеты, брал 6 дней по 8 конфет)

– Что нужно узнать? (Сколько осталось)

– Запишем Краткую запись.  (Слайд№14,15)

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

– Почему(не знаем сколько съел)

– Можем узнать? (Да)

– Как? (8*6=48 (К.) съел)

– Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)

– Как? (72-48=24 (к.) – осталось)

  Приступайте к решению задачи в тетради.

–Один ученик решает у доски.

– Оцените свою работу с задачей в оценочных листах.

– В каком действии вы применили табличный случай на 8? (В 1)

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

(Слайд№16)

2)Робинзон Крузо решил  огородить свой участок прямоугольной формы забором. Длина  забора 6м, а ширина -3м. Найдите периметр и площадь забора? Работа в группе. Группы презентуют свою работу.(Слайд№17)

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

3)На острове Робинзон Крузо нашёл три коробочки с надписями.(Слайд№18) (работа в группах)

На красной коробочке написано: «здесь компас», на синей – «зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «здесь лежит змея». (На экране – рисунок).

 Но все надписи неверны.

-У: Где лежит компас?

Д: В зеленой коробочке.

Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на зеленой коробке следует, что в ней не змея.

У:Для чего нужен компас?


– Корабль готов. Мы помогли Робинзону Крузо.(
Слайд№19)

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Оценки в оценочные листы.

 Удалось ли достичь цели?
 Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)
 Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)
 Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни.

-Подводя итог уроку, я хочу сказать, что неизвестно, кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае около 2200 лет назад.  

Оцените свою работу на уроке. Поставьте итоговые отметки за урок. Оцените работу всего класса за урок. Нарисуйте смайлик. Я раздаю вам стихи про таблицу на 8. Надеюсь, она поможет вам хорошо запомнить таблицу. А так же домашнее задание. На оранжевых листах –лёгкое задание. На зелёных – немного сложнее, на белых задание сложнее)

– Спасибо за урок!

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...