Математика.1 класс . Название компонентов и результата действия сложения.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Антонникова Антонида Николаевна

Название компонентов и результата действия сложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie.docx150.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО

Антонникова Антонида Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 2 р.п. Колывнь

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

1 класс

Тема урока

Название компонентов и результата действия сложения

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В.

Место урока в курсе

Четвёртый урок по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Цель урока

Создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»

Задачи

Обучающая: Познакомить и формировать умение  пользоваться    математическими терминами «сумма», «слагаемое».

Развивающая: Развивать математическую речь, интерес к математике.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

  • Личностные:
  • самооценка своих возможностей;
  • формирование положительного отношения к  учению.
  • Предметные: 
  • знать название чисел при сложении;
  • уметь употреблять новые понятия математической речи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • выбирать различные способы чтения   математических  выражений.
  • Регулятивные: 
  • уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
  • выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
  • самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
  • Познавательные:  
  • использование имеющихся знаний;
  • исследование учебной задачи;
  • установление  логических, причинно-следственных  связей,
  • применение знаково-символической схемы.
  • Коммуникативные:
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение контролировать и корректировать   действия других  обучающихся;
  • оформление своей мысли в устной речи;
  • обоснование своего ответа;
  • умение ориентироваться в своей системе  знаний.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы и методы обучения

Фронтальный, практический, парный

Используемые технологии

Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий

Оборудование

Компьютер учителя, проектор, учебник авторов Моро М.И., Волковой С.И., Степановой  С.В. Математика: 1 класс. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений: М.: «Просвещение», 2016г., тетради,  задания для парной работы

Сценарий урока

Этапы урока

Компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание,

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- А теперь подумайте и скажите, какую цель вы ставите перед собой на нашем уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Высказывают свои цели на уроке.

Формирование положительного отношения к  учению.

Целеполагание

- Посмотрите на картинку. Какое выражение можно составить по ней?

- Как можно прочитать эта равенство?

- Эту запись можно прочитать, используя математические термины.

Прочитайте… Почему не получается?

- Значит, какая учебная цель урока?

 

- Какие задачи помогут нам достичь нашей цели?

Дополняет задачи, поставленные учащимися:

- А ещё мы с вами продолжим учиться работать в парах 

Проговаривают выражение 3 +2 = 5

Отвечают на вопрос:

  • К 3 прибавить 2 — получится 5;
  • 3 увеличить на 2 — получится 5.

Пробуют прочитать. Делают вывод, что не хватает знаний

Формулируют цель:

- познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как прочитать числовые равенства, используя математическую терминологию

Ставят задачи на урок:

- Повторить изученный материал

- Изучить новый материал

- Закрепить новый материал

-Проверить, как поняли новый материал

Использование имеющихся знаний;

установление  логических, причинно-следственных  связей, умение ориентироваться в своей системе  знаний.

Формирование умения прогнозировать  предстоящую работу.

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Планирование совместной деятельности

- В каком порядке мы будем выполнять наши задачи? Составим план нашей работы.

 (На доске с помощью условных обозначений  по мере обсуждения появляется план работы на уроке, дети называют его).

  1. У
  2. Н
  3. З
  4. И

 

-Мы  отправляемся  в  путешествие  в  страну  «Математика», конечным пунктом  будет станция «Школьная». Путешествовать будем на  математическом паровозике. Из каких фигур он состоит?

Обсуждают и составляют план работы.

- Начнём с устного счёта, чтобы повторить изученный материал и приготовиться к изучению нового материала.

- Изучим новый материал.

- Закрепим изученный материал

- Подведём итог нашей работы

Отвечают на вопрос:

- Из треугольников, прямоугольников и кругов.

- Из многоугольников и кругов.

Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.

Актуализация опорных знаний

Устный счёт.

- Станция «Сосчитай-ка»

- Посмотрите на доску. Что нужно сделать?

4  .  .  = 2        

8  .  .  = 10

6  .  .  = 8        

5  .  .  = 3        

7 – 2 =  .

9 – 2 =  .

8 + 2 =  .

4 + 2 =  .

- Счёт от 1 до 20 и обратно

- Сосчитать от 2 до 9, от 10 до 3

- Назовите следующее число за 3, 6, 9. Как получить следующее число?

- Назовите предыдущее число 10, 4, 8. Как получить предыдущее число?

- Назовите соседей числа 10, 5, 3.

- Какое число стоит между числами 7 и 9, 2 и 4.

- Поверим работу ребят у доски.

Объясняют, что нужно решить примеры,  вставить пропущенные числа и знаки. Два ученика выполняют данное задание.

Считают, отвечают на вопросы.

4, 7, 10. Чтобы получить следующее число нужно прибавить 1

9, 3, 7. Чтобы получить предыдущее число нужно отнять 1.

8, 3.

Ученик читает пример, учащиеся  проверяют, оценивают с помощью жестов руками  верно, неверно.

Формирование умения использовать имеющиеся  знания;

умения контролировать и корректировать   действия других  обучающихся.

Минутка чистописания.

- Станция «Числовая».

- Откройте тетради. Какую цифру мы будем с вами повторять?

- Назовите соседей числа 5.

- Какие два числа надо сложить, чтобы получить 5?

 Ведёт  запись  на  доске.

1+4=5    2+3=5    4+1=5    3+2=5

- Вспомните,  как  пишется  цифра  5.  

Показ  образца  цифры. Запись в тетради.

- Оцените правильность написания цифры в тетради.

Отвечают на вопросы:

- Цифру 5.

- Соседи числа 5 четыре и шесть.

Называют числа.

Вспоминают написание цифры, прописывают в тетради строчку цифры 5.

Сравнивают, написанное с эталоном в тетради и оценивают правильность написания цифр с помощью смайликов.

Формирование умения использовать имеющиеся  знания; умения выполнять работу по образцу, контролировать и оценивать свою работу.

Открытие новых

знаний

Коллективная работа

Проблемный вопрос.

- . Станция  «Открытие».

- Что нас ждёт  на этой станции?

- Посмотрите на наши записи.

1+4=5    2+3=5    4+1=5    3+2=5

- Как бы вы назвали каждое число при сложении? Выскажите свои предположения.

– В математике  для  каждого  из  чисел при выполнении действий  есть  своё  название.

- Какое действие выполняли?

- Или по другому «слагали». Отсюда и название чисел «слагаемые». Повторите хором.

- А результат называется «сумма». Повторите хором.

- Давайте прочитаем наши равенства, используя новые слова.

- Обратимся к толковому словарю. (Зачитывает из словаря объяснение) Сумма - это число или выражение, которое складывается с другим, другими.

Попробуйте  прочитать  записанное  выражение  по-  новому.

- Будем получать новые знания.

Высказывают свои предположения.

- Сложение.

Хором повторяют: слагаемое

Хором повторяют: сумма. 

Читают равенства используя слова «слагаемое», «сумма».

Слушают объяснение учителя.

Читают равенства используя слово «сумма».

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении.

Физминутка

Станция «Спортивно-оздоровительная».

- Давайте выполним с нашим инструктором по здоровому образу жизни несколько упражнений.

Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Формирование умения осуществлять профилактику утомления.

Усвоение нового материала.

Работа с учебником. Станция «Закрепляй-ка».

Работа в парах.

Работа в парах.

Откройте учебник на  странице 86 найдите задание   № 1.

- Какие геометрические фигуры изображены слева?

- Какого цвета?

- Сколько синих кругов?

- Сколько жёлтых кругов?

- Сколько всего кругов?

- Как узнали?

- Как по-новому можно прочитать эти равенства?

-То же самое и с двумя другими рисунками обговорите в паре.

- Поднимите руку те ребята, чьи соседи назвали числа при сложении правильно. Похвалите их.

- Найдите в задании №2 учебника только суммы, устно решите примеры. Прочтите выражения, используя новые математические термины.

 -Станция «Проверяй-ка».

- Поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Послушайте задание. Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые. Вставьте в них пропущенные числа. Кто выполнит, поднимите руки домиком.

6 + .  =7            

5 + 1 =  .          

8 = 7 +  .  

7 +  . = 9

- Вместе проверьте работу своей пары по эталону на доске.

6 + 1 = 7      

5 + 1 =  .          

8 = 7 + 1         

7 + 2 = 9

- Кто проверил, поднимите руки домиком.

- Оцените свою работу. За что вы себя хотите похвалить?

Открывают учебник на нужной странице, ищут  указанное задание.

- Круги.

- Синего и желтого.

- Синих кругов 4.

- Жёлтых кругов 2.

- Всего 6 кругов

  4 + 2 = 6.

Читают, используя математические термины:

-  Слагаемое 4, слагаемое 2, сумма равна 6.

- Сумма чисел 4 и 2 равна 6.

Работают в парах.

Оценивают работу товарища.

Выполняют задание с комментированием, при котором читают выражения по-разному:

Слагаемое 2, слагаемое - 2, сумма - 4.

сумма чисел 0 и 2 равна 2.

Оценивают правильность чтения с помощью сигналов.

Слушают задание.

Советуются друг с другом и выполняют задание.

Проверяют свою работу по эталону.

Оценивают работу.

Формирование умения прибавлять и вычитать число 2; знать названия компонентов действия сложения.

Формирование умение слушать и вступать в диалог;

умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; умение ориентироваться в своей системе  знаний.

Рефлексивно-оценочный

Станция «Школьная»

 - Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами на станции «Школьная». Мы плодотворно поработали. Давайте подведём итоги.

- Что нового узнали на уроке?

- Как называются числа при сложении?

- Как называется результат, полученный при сложении?

- Кому из вас удалось достичь поставленной в начале урока цели? Поднимите руку.

- Оцените своё настроение с помощью цветка. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению, какое оно у вас сейчас.

-Вот какой букет  у нас получился. Желаю вам всегда уходить с урока с хорошим настроением и новыми знаниями. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают своё настроение цветком: розовый –радостное, желтый -  спокойное, синий – грустное.

Формирование умения выражать свои мысли; умения

давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.