Урок математики в 1 классе Тема урока: Сложение и вычитание в пределах десяти.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Урок математики  в  1  классе

 

Тема урока: Сложение  и  вычитание  в  пределах  десяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc855.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок математики  в  1  классе

Тема урока: Сложение  и  вычитание  в  пределах  десяти.

Тип урока:  урок  закрепления  знаний.

Цели:

Образовательные:

- совершенствовать  вычислительные    навыки  сложения  и  вычитания          в  пределах  десяти  и  умения   решать   текстовые  задачи.

Развивающие:

- развивать  устную  речь, внимание, познавательные  способности обучающихся.

Воспитательные:

-  воспитывать  интерес  к  предмету  через  игру  и  занимательный  материал;

-  формировать  самостоятельность,   умения  слаженно  работать  в  группе,  паре;

-  оценивать   результаты  выполнения  работы.

Задачи:

- закреплять  знания   нумерации   чисел первого  десятка  как  в  прямом,  так  и  в   обратном  порядке;

- совершенствовать  умения  решать  примеры   и    текстовые  задачи  на  сложение  и  вычитание  в  одно  действие.

- актуализировать  знания  состава  чисел   первого  десятка.

- отрабатывать   навыки   сравнения    чисел  и  числовых  выражений.  

Ресурсы:              

 М.И.Моро    Учебник «Математика» 1 класс (часть  1);

 М.И.Моро  Рабочая  тетрадь   с  печатной  основой   1  класс (часть 1);        

 рабочая  тетрадь   по  математике; ноутбук; экран  для показа  слайдов;  

 проектор; бинокль; карточки, раздаточный  материал  на  магнитиках:            

 мышки, кораблики; игра «Ловись, рыбка»,  медали    матросам;  

 презентация «Морское  путешествие»; музыкальное  сопровождение: шум      

 моря, воды;  цветные  карандаши, «смайлики».

Ход  урока

I.  Организация   начала   урока

- Ребята, ровненько  встаньте, тихо  садитесь.  Вот  и  прозвенел  звонок. Начинаем  наш  урок.

II.  Мотивация   познавательной   деятельности

- Сегодня  нам  предстоит  совершить  увлекательное  путешествие  по стране «Математика».

- У нас в гостях  почтальон  Печкин, который  будет  наблюдать  за вашим  поведением  и  кот  Матроскин, который   будет  контролировать    ваши  ответы. (слайд 2 )

- Вы  согласны, ребята?

- Это  наш  корабль. ( слайд 3)

- Как  Вы  думаете, ребята, какие  условия  надо  выполнять, чтобы  путешествие  было  удачным?  (слушаю   ответы  детей, дополняю)

1. Быть очень внимательными, 

2. Правильно  выполнять  задания,

3. Не допускать  ошибок, иначе  можно  потерпеть  кораблекрушение.

- Правильно, молодцы. Итак, отправляемся  в   наше  путешествие.

 (Музыкальное   сопровождение: шум  моря, воды)

 Предлагаю  Вам  математическую  разминку. Она  поможет определить  маршрут  нашего  путешествия, а также   самостоятельно  сформулировать   задачи, которые  предстоит  решить сегодня.

  1. Математическая  разминка.  ( слайды  4, 5)

А) Сидят  рыбаки,

Стерегут  поплавки.

Рыбак  Корней

Поймал    3   окуней,

Рыбак   Евсей -  4   карасей.

А    рыбак   Михаил    2   сомов   изловил.

Сколько   рыб  рыбаки

Натаскали   из  реки?  (9)

- Назовите  ответ  задачи.

- У  кого   другой  ответ? Назовите его.

- Как  Вы  решили  задачу? Каким  действием?

Б) Саша  с  Колей  рыб  удили,

  9  рыбок  изловили.

Кот  к  рыбам   подобрался  

Одну  схватил  и  умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей,

Сколько  осталось  рыб  у  друзей? (8)

- Как   Вы    решили   задачу?

   Каким  действием?

-  Назовите  ответ задачи.

- У кого другой  ответ? Назовите  его.

- Ребята, кто  из  Вас  может  сформулировать  маршрут  нашего  путешествия?

( Сложение  и  вычитание  в  пределах  10)

- Какие  задачи  мы  с  Вами  должны  решить  во  время  путешествия?

  Вспомните, что  мы с Вами   делали на  предыдущих  уроках.  Это  поможет  Вам  сформулировать   задачи  сегодняшнего  путешествия. (слушаю  ответы   и  дополняю)

( знать   последовательность  чисел  от 1 до  10  и  от  10  до  1,  уметь  решать  примеры  и  задачи  на  сложение  и  вычитание, повторить    состав  чисел  в  пределах  10,   уметь   сравнивать   числа   и  числовые   выражения)

- Поплыли   дальше.

III. Актуализация   опорных   знаний

        Работа   по   числовому   ряду   от   1  до   10.                                      (Заранее   вкладываю   в  тетради  детей, но  так, чтобы  они  не  видели, вырезанные  из  бумаги   рисунки   мышей)

- Ребята! На  нашем  корабле, я  знаю, раньше  жили  мышки, а  сейчас, как  появился  кот  Матроскин, они  исчезли. И мне кажется, что  они  где-то  у  Вас. Посмотрите!  Нашли? Как  хорошо! Так  берите  же  мышек  и выходите  к  доске!

- Расположите   мышек  на    доске.

 У  каждой  мышки  записано  число.

 Давайте  прочитаем  числа. (читают  каждый  своё  число  по очереди)

  -   Скажите, как  расположены  числа? По  порядку  или  нет?       (нет)

  -  Поставьте  их  так, чтобы  они  были   расположены по  порядку  от 1 до 10.  (кроме  чисел  5 и 7)

- Прочитайте  полученный  числовой  ряд.

- А  теперь  прочитайте  его  в  обратном  порядке.

- Каких  чисел  не  хватает  в  ряду?

- Сядьте, пожалуйста, на  свои  места, продолжим  работу.

- Какое  число  идёт  при  счёте  за  числом  3? 5? 9?  

- А  перед  числом  2? 7? 10?

- Назовите «соседей»  числа: 2, 4, 5, 7, 9.

- Какое  число  на  1  больше  7?  

- Какое   число  на  1 меньше  5?

Мышки  помогли  нам  поработать  над  числовым  рядом.  И  кот Матроскин    их  обижать  не  будет.

- Поплыли  дальше.  

             

IV. Организация  познавательной  деятельности.

1. Конкурс  капитанов «Точно  по  курсу».  Работа  в  микрогруппах.

 - Мы  уже  далеко  от  родного  берега. Какое  здесь  тёмное  небо! И много кораблей. Видимо, был  шторм, и  корабли  сбились  с  курса. ( слайд 6)

 - Нам  надо  помочь провести  каждый  корабль  точно  по  курсу.

- Давайте  разделимся  на  3  микрогруппы. Каждая  группа  должна  выбрать  себе  капитана.

Задача  каждой  микрогруппы: на  своих  рабочих  местах сосчитать  примеры, а  Ваши капитаны выйдут  к  доске и найдут  кораблики  с ответами: проведут  корабли  точно  по  курсу.  Капитан  микрогруппы, которая быстро и правильно выполнит задание, становится  капитаном  корабля.            

( Пишу примеры на доске заранее, а вокруг них - кораблики с ответами на магнитиках.)

1+1=                             2+1=                                 8+1=

3+1=                             9+1=                                 4+1=

5+2=                             6-2=                                  8-2=

4-2=                              7+2=                                 8+2=  

                                  ( называю  капитана)                  

- Поплыли  дальше.

2. Игра « Ловись, рыбка»

 - Всё  ли  на  море  спокойно, капитан? (слайд 7)

 (капитан смотрит  в  бинокль)                              

-  На  море  лёгкий  ветерок, плещутся  рыбы, качаются  на  волнах  чайки.

- На  море  всё  спокойно. Поэтому  сейчас  мы  отправимся  на  рыбалку.

Условия  игры  Вам  известны. Кто  правильно выполнит  задание  на сравнение, тот  забирает  рыбку  себе. Знак «больше» показываем  правой  рукой,  «меньше» - левой, «равно»   -  двумя  руками.

(С  игрой   подхожу   к   каждому  обучающемуся)  

7*9           6*4                  3+2*5            10-2*7                     4*3                        5*2              

8*5           8*9                  6-2*3              10-1*9                    1*1                        6*7

3*1          1*5                  2*1                   9*4                         7*7                       1*2                                                                                                

– Молодцы, ребята. Поплыли  дальше.                                    

3. Математический  бой «Победи  пирата»

 - Капитан, всё  ли  спокойно  в  море?

  (капитан смотрит  в  бинокль)

- Мне  кажется, кто-то  показался  вдали.

- Кто  там?

- Пираты  на  корабле. ( слайд 8)

- Они  хотят  на  нас  напасть. Приготовьтесь  к  бою! Возьмите  оружие!  А  им, как  вы знаете, является  ум, быстрота, смелость. Кто  правильно  заполнит

«окошечко» - значит, отбил  пирата.  (слайд 9)

7 + □ = 8                □ +5 = 6                     4 -  □  = 2

6 -  □ = 5                 1+ □ =2                     9  -  □ = 8

10 - □= 8                 5 - □ =3                     3 + □ =  5

0 + □ = 9                 8+ □= 9                      4 + □ = 6

- Молодцы. Все  матросы  сумели  отбить  пиратов. Кот  Матроскин  Вами  доволен. ( слайд 10)

4.  Физкультминутка

- Давайте, ребята,  отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

                                   Рыбки  плавали, ныряли,

                                   В чистой, светленькой  воде.

                                  То  сойдутся, разойдутся,

                                  То  зароются  в  песке.

5. Работа  с  учебником.

Самостоятельное  выполнение  задачи  № 9,  страница101. Коллективная  проверка  решения.

- Мы  плывём  к  берегу. Нам  необходимо  сделать  записи  в  бортжурналах. Проверьте  своё  рабочее  место, сядьте  удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы   лежали  правильно, а  записи  в  них  были  аккуратными.

 – Найдите  страницу 101, № 9. Прочитайте  задачу   и  решите   её. Решение  запишите  в  свои  бортжурналы.

                                         

                                                      Задача №9

Аня  и  Оля  помогали  маме  лепить  пирожки.  Аня  слепила  2  пирожка, Оля – столько  же. Сколько  всего  пирожков  слепили  девочки?

 - Обучающиеся, которые  знают,  как  решать  задачу, выполняют  её    самостоятельно.                

(Слабоуспевающим  даю  карточки  с  краткой  записью  задачи)

         Краткая   запись  задачи №9

:

Аня – 2 п.                ?

Оля – 2 п.                

- Проверяем  решение.  Назовите  ответ задачи.

- У кого  другой  ответ? Назовите  его.

- Каким  действием  решали  задачу?

- Какое     решение  записали? Пояснение?

- Запишите     ответ  задачи.

6. Индивидуальная    работа  в   рабочей  тетради.

   Проверка  в парах.

   Коллективная   проверка.                              

-  Запишите   состав  чисел: 2 и 10; 3 и 9;4 и 8; 5 и 6.

   (каждому  даю  индивидуальное задание)

Первоначально  проверьте  выполнение  задания   друг  у  друга, а  затем  -  озвучим  состав  чисел   вслух.

- Проверяем  состав  числа 2. Внимательно  слушаем  и  дополняем.

- Прочитайте  состав  числа  3.

- Кто  готов  назвать  состав  числа  4?

- Послушаем  состав  числа  5.

- Прочитайте, пожалуйста, состав  числа   6.

- Назовите  состав  числа  7.

- Кто из Вас  работал  над  составом  числа 8?

- Проверяем  состав  числа  9.

- Послушаем  состав  числа  10.

- Молодцы, ребята. Все  успешно  справились  с  заданием. Спасибо  за  работу.

 7.  Самостоятельная  работа  в  тетради  с печатной  основой.           Самопроверка. Сверка с эталоном.

- Откройте  тетрадь  на  странице  38.

Найдите  третье  задание. Решите  примеры  и  раскрасьте  их    в  нужный  цвет, как  указано  в  задании:

Задание:    

 «5» - красный  цвет, « 6» - синий цвет, « 7» - зелёный  цвет.

                                                                                                               

                                                                                           

     3+2

     8-2

      9-2

        6-0

     4+2  

     7-2

     8-2

       4+3

V.   Подведение   итогов   урока.

- Наше  путешествие  подошло  к   концу. Благодаря  дружной  работе, мы  снова на родной  Земле.

- Чему учились на уроке?

- Что Вы уже уверенно выполняете?

 -  Над чем ещё следует поработать?

- Что  Вам  понравилось  на  уроке?

- Было  ли  Вам  интересно?  (слушаю  учащихся)

- Объявляю  благодарность  всем  матросам  нашего  корабля.

 Кот   Матроскин   и  почтальон  Печкин    довольны  Вами. ( вручаю  медали  и  комментирую   заслуги   каждого  матроса)

- А теперь поздравьте, пожалуйста, друг друга  с удачным  плаванием  и   прибытием  на  берег.

V1.  Рефлексия

- У каждого  из  Вас  на  парте  лежат    смайлики:    

                                    .

         - С  помощью  смайликов  оцените  свою  работу  на  уроке.

- Жёлтый  смайлик: урок  прошёл  плодотворно, с пользой.    Вы  можете  помочь другим.

- Зелёный  смайлик: вы считаете, что  научились решать примеры и задачи на сложение и вычитание  в  пределах 10, но Вам ещё нужна помощь.

- Красный  смайлик: вы считаете, что было трудно на уроке.                         ( Читаю  стихотворение)

Давайте, ребята, учиться  считать:

делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните  все, что  без  точного  счёта

Не  сдвинется  с места  любая  работа.

Без  счёта  не  будет  на  улице  света,

Без  счёта не  может  подняться  ракета,

Без  счёта  письмо  не  найдёт  адресата,

И  в  прятки  сыграть  не  сумеют  ребята.

Беритесь, ребята, скорей  за  работу,

Учитесь  считать,  чтоб  не  сбиться  со  счёту.

Методическая литература.

1) Л.Ю. Самсонова «Сборник упражнений» к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика. 1 класс .в 2-х частях» – М.:  «Экзамен», 2012;

2) Волина В.В. «Занимательная математика» – М.:  «Знание»,  1994;

3) Богачев С.В. «Весёлая математика» -  М.: Гранд-Пресс, 1994;

4)Яковлев Ю. «Стихи и сказки» - https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/yuriy-yakovlev-davayte-rebyata-uchitsya-schitat

Методический   комментарий   к   предлагаемому  на  конкурс  уроку  математики  в 1  классе по  теме: «Сложение  и  вычитание  в  пределах  десяти»

Предложенный  мною  материал   будет   полезен   для   категории   учителей   начальных  классов,   так  как   данная   разработка  урока  математики   рассчитана   для обучающихся   1  класса. Этот  урок    проводится   во  второй  четверти    по  данной  теме  в  разделе  «Что  узнали. Чему  научились»   (страница 100 - 101)   и  начале  третьей   четверти  по  теме: «±1, ±2, ±3. Повторение  и обобщение» (страница  3-5).

В  учебно – воспитательном  процессе  разработка  данного  урока  применяется для  закрепления  знаний, умений  и  навыков, полученных  на  предыдущих  уроках, для  формирования  самостоятельности  и  слаженной  работы  в  группе  и  паре.

Только  в  игре «Ловись, рыбка»  и  в  математическом бое «Победи  пирата»   нужно  будет  добавить   заданий   в  зависимости  от  количества  обучающихся  в  классе. В игру «Ловись, рыбка»  вставила  №10  из  учебника, страница  101.

Обучающимся, которые  быстро  и правильно  решили  задачу №9 на  странице 101, предлагаю  выполнить задачу  №8 на этой же  странице. ( с последующей  индивидуальной  проверкой)

Медали   матросам    готовлю  заранее, разные  для  каждого:   за  внимательность, активность, аккуратность, быстроту, смелость, смекалку, самостоятельность, хорошее  поведение, организованность, трудолюбие.

 Новая  педагогика  отличается  от  прежней  тем, что делает  упор  на  вовлечение  обучающихся  в  учение.  Пробудить  у  детей  интерес  к  учёбе  можно, если  накапливать  материал, способный  привлечь  внимание  каждого  ребёнка. Ведь  то, что  привлекает  ученика, заставляет  его  размышлять, сосредотачиваться, легче  запоминается, вызывает  чувство  радости  и  удовлетворения. Когда  учиться  интересно, учиться  хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок математики. Тема урока: Закрепление пройденной темы.

Цель:создать условия для успешного усвоения учащимися геометрического материала;совершенствовать навык решения текстовых задач;развивать умения анализировать и обобщать....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...