Открытый урок по математике в 1 классе . Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6
план-конспект урока по математике (1 класс)

Баженова Нина Владимировна

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_aprelya_otkrytyy_urok_matem._v_1_klasse.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике в 1 А классе

УМК «Школа России»

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6  

Цели урока: формировать умение складывать однозначные числа с переходом через десяток, когда одно слагаемое число 6.

Тип урока: изучение нового материала.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Личностные УУД:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных ситуаций;

-читать вслух и про себя тексты учебников

3. Регулятивные УУД:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах урока;

- понимать алгоритм сложения чисел с переходом через десяток (приём дополнения первого слагаемого до 10 и последующим прибавлением оставшейся части числа 6);

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

4. Познавательные УУД:

- познакомить со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток, когда одно из слагаемых число 6;

- формирование вычислительных навыков;

- применять полученные знания и умения в новых условиях;

использовать модели: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач.

Формирование  предметных  учебных  действий:

- понимать смысл арифметического действия сложения;

- выполнять сложение однозначных чисел, используя приём прибавления по частям;

- решать текстовые арифметические задачи;

Ожидаемый результат:

Учащийся научится воспроизводить по таблице результаты табличного сложения однозначных чисел с переходом через десяток, когда одно из слагаемых число 6.

Учащийся сможет научиться придумывать и решать задачи на сложение.

Форма работы: фронтальная работа, работа по вариантам.

Структура урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока

Этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организацон

ный этап

Слайд 1

 Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

 1. Самоопределение к учебной деятельности.

Начнем урок с минуты настроения. Что вы ожидаете от урока?
( Ответы детей)

Учитель: Спасибо  за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

- Какое сегодня число? Что знаете об этой дате?

- Почему в России День космонавтики отмечают в этот день ?

Вступительное слово учителя.

Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.

Мы должны знать людей с помощью которых осуществилась эта мечта.

Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
К.Э.Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
С.П.Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.

Каким должен быть космонавт?

Ребята, вы хотели бы побывать в космосе?

- А на чем бы вы полетели  в «космическое путешествие»?

- Сегодня на уроке вы будете не только решать, считать, но и конструировать. Представьте себе, что вы работаете на конструкторском заводе, где делают ракеты.

 -- Давайте соберём ракету на которой мы отправимся мысленно в космос.            ( выходят к доске и собирают)

Много планет вокруг  Cолнца  летает?
Может быть люди на них обитают?
Давай - ка в ракету мы сядем скорей
Помчимся в Космос света быстрей.

- Но в полёте нам могут встретиться удивительные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций нам потребуются ваши знания и умения, и, конечно, внимательность.

Каждая деталь – задание.

- Готовы? Итак, «Поехали!»  Такие слова произнёс первый в мире космонавт перед стартом.

Приветствуют учителя, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

Что узнаю что-то новое. Хочу научиться решать новые выражения. Хочу научиться правильно называть математические выражения. Хочу спокойно работать на уроке.

12 апреля. День Космонавтики

Именно с этого дня 12 апреля 1961 г.- человек начал освоение космоса.

На космическом корабле.

Собирают ракету по частям на доске.

Ракета-носитель выводит на орбиту косм. кор., который укреплён в голове ракеты. Носовая часть Голова ракеты.

2. Ниже располагаются ступени, в которых есть свои двигатели и свой запас топлива.

 Личностные

самоопределение.

Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества

с учителем и сверстниками.

Регулятивные: умение организовать свое рабочее место

2. Актуализация знаний.

Выявление места и причины затруднения

Слайд

Слайд

Слайд  

1.Устный счёт.

Инд. работа у доски по уровням

3 гр.   К.п.   Засели ракету с числом 6. (7 + 4 =                   8 + 5 =                   9 + 4 =
2 го   З.п.:  Найди закономерность и сумму чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1  

 4 + 8 – 2 =            10 – 7 + 8 =       8 + 8 – 16 =
1 гр   .Ж.п: Вставь вместо звёздочек число, чтобы равенство стало верным

12 – 10 + * =  11   10 – 4 + * = 13  9 + 7 - * = 10

Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Гимнастика для УМА  (на доске планеты солнечной Системы)

  1. Назови компоненты действия ……..
  2. Если из суммы ……..  ….., то ……   …….    ……..
  3. Объясни как к 9 прибавить 5.
  4. Назови число, которое на 4 …… 8.
  5. Назови алгоритм сложения однозначных ….
  6. Объясни как удобнее складывать…… 4+7  или 7+4
  7. Уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Найдите ……
  8. Предложи задачку …  

Притащили мне ребята  Много книжечек в награду:

Саша-7, а Юра-5, Можешь ……… сосчитать?

2) Состав чисел в пр. 20 

Учитель. Посмотрите на наше «звездное небо».
( На слайде изображения звезд с числами)

Справка из истории созвездий:.
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые».  ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)

Оцените свою работу в листках самооценки за устную работу. Хорошо поработали- +

Решение примеров. Приложение 1. Слайд 5.

Найдите «лишний» пример.

5 + 4 =                7 + 1 =                    5 + 3 =
8 – 2 =               14 – 4 =                    7 – 4 =
6 + 5 =                8 + 3 =                    9 + 5 =
9 + 6 =                7 + 5 =                    6 + 8 =

(При проверке на слайде по щелчку появляются  значения данных выражений)

Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

- Какой пример лишний из оставшихся?

Ответ. Пример с ответом на однозначное число.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

- Какие примеры остались?

Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел  с переходом через десяток. Какие мы ещё не умеем решать?

Учащиеся записывают число в тетрадь, прописывают чистописание

Учащиеся записывают ответы .

Проверяют выбранные ответы.

Оценивают свои достижения.

Знаем что прибавляем к первому слагаемому второе по частям. Мы умеем прибавлять 2,3,4,5 к однозначным числам.

 

Мы еще не решали такие выражения. Трудно посчитать.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

 обобщение знаний.

Личностные: умение оценить свое задание.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

-  Сформулируйте тему урока и его цель (Тема урока: прибавление числа 6; цель: научиться прибавлять число 6). На  ракете запись:

           9 +6 =             8 + 6 =               7 + 6 =           6 + 6 =

- Объясните чем отличаются и что общего в выражениях?

- Где применять будем эти знания?

- Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить эти поставленные задачи.

 

Определяют тему и цели урока.

Предполагаемый ответ: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6. Научимся решать примеры вида □+6. При решении задач, при сравнении, на других уроках, в следующих классах.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятел.

4. Открытие нового знания.

Выведение способа действия при решении примеров на сложение с переходом через десяток.

Первичное закрепление пройденного материала    

Физминутка для глаз

Слайд 5

Электрон. прил.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

слайд

(На слайде  алгоритм сложения с переходом через десяток, кладет на парты аналогичный алгоритм).

Откройте учебники на стр.69. 

  Объясните как к числу 9+6    9+1+5

.  Запись в тетрадь:  9+6=15  9+6 ____ 9+1___10+5---------16

- Теперь мы можем сказать, что 15 это есть 9 и 6.

- Какие ещё новые случаи сложения с числом 6?

 В космосе ставят опыты, ведут исследования. Сейчас вам предстоит «исследовать» эти новые выражения.
Работа в группах.
Анализ. – Что общего в примерах каждой группы?

Работа по группам.1 группа – на наборном полотне 8+6,

 2 гр.-  7+6,            3 гр. 6+6                                     4 гр. 5+6

 Запись примеров в тетрадь.   ЗАПОМНИ эти данные, так как мы не раз при нашем полёте будем обращаться к заданному курсу.

Запишите результаты сложения с числом 6 в ваши таблицы.

- Оцените свою работу в листках самооценки.

- Давайте немного отдохнём.   Физминутка  КОСМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.   

Решение задач.

-  Нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

Задачи появляются на слайде по гиперссылке.

2. Задача № 1 на слайде – под руководством учителя.
«В галактике находились 19 космических кораблей. Вскоре  5 кораблей прилунились, 2 – отправились на планету Марс. Остальные должны вернуться на планету Земля. Сколько кораблей должны вернуться на планету Земля?

Составляется краткая запись, которая появляется  на слайде.

http://открытыйурок.рф/статьи/520399/3.gif

Коллективное решение  задачи.

  1. 5 + 2 = 7 (к.) – прилунились и отправились на Марс
  2. 19 – 7 = 12 (к.) – вернулись на Землю.

Ответ: 12 кораблей.

2.Задача №2.

«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети

Коллективный анализ и составление краткой записи.

http://открытыйурок.рф/статьи/520399/4.gif

Самостоятельное решение  задачи учащимися.

  1. 9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася
  2. 9 + 6 = 15 ( с.) – всего

Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
                                                  Проверка решения на слайде

 3.Задача № 3 на слайде. Приложение 1. Слайд 15  

Оцените как вы справились с решением задач.

Индивидуальная работа.( со слабоуспевающим учеником)
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 6.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»
9 + 6 = 15(к.)
Ответ: 15 космонавтов высадилось на планету Знаний.

Чтобы вернуться на Землю нам каждому необходимо найти верный ответ.

 Верно.  Неверно.

  1. Сумма чисел  7  и  6 равна   13.
  2. Если  к  9  прибавить  6, то получится 14.
  3. К числу 8 надо прибавить  6.  Число 6  надо разложить как 3  и  3?
  4. Сумма  чисел  6  и 5  равна  сумме чисел 5  и  6.
  5. Если первое слагаемое  равно второму и оно равно 6, то сумма равна 12?
  6. Верно, что в космосе сейчас работает международная станция в составе которой 4 американца и два российских космонавта? (Шкаплеров и Мисуркин)

Самооценка в листах.

Мы благополучно завершили полет. Встаньте те, у кого все правильно, все получилось.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Прикрепите свою звезду (звезда).

11. Итог урока.

Давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

Что мы не умели? А теперь научились? Я благодарю вас за урок, а особенно …….

Покажите смайликами своё отношение к уроку.

Заключительное слово учителя.
Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета- Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.

Учащиеся выписывают примеры второго столбика.

Вспоминают алгоритм сложения с переходом через десяток.

Выполняют совместно с учителем задание.

Учащиеся самостоятельно решают примеры.

Учащиеся по парам объясняют решение и ответы.

Оценивают свои достижения.

 Коммуникативные:  постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: логические -

анализ объектов с целью выделения признаков.

Назови компоненты

действия ………..

Если из суммы ……..  …..,

 то ……   …….   ……..

Объясни как к 9 ……..  5.

Назови число,

которое на 4 …… 8.

Назови алгоритм

сложения однозначных ….

Объясни как удобнее

складывать… 4 + 7

      или … 7 + 4

Уменьшаемое 10,

вычитаемое 6. Найдите ……

Предложи задачку …  

Притащили мне ребята

 Много книжечек в награду:

Саша-7, а Юра-5,

Можешь ……… сосчитать?

Индивидуальная работа.

Реши примеры

8+3=                        8+4=               9+4=                     10+4=                11+4=           12+4=

 Реши задачу.
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 6.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»

…  + … = … (к.)
Ответ: … космонавтов высадилось на планету Знаний.

Индивидуальная работа.

Реши примеры

8+3=                        8+4=               9+4=                     10+4=                11+4=           12+4=

 Реши задачу.
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 6.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»

…  + … = … (к.)
Ответ: … космонавтов высадилось на планету Знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Математика" по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)" .

Пояснительная записка к уроку математики по теме  «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)».Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: рассмотреть случаи сл...

Презентация к уроку "Математика" по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)».

Пояснительная записка к уроку математики по теме  «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)».Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: рассмотреть случаи сл...

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»...

Урок математики 1 класс "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Урок математики. УМК "Школа России"  1 класс . Урок закрепление пройденного материала. К уроку есть презентация...