урок по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Жамсаранова Рыгзема Цыденжаповна

Предмет: математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок «открытие» новых знаний

УМК: «Школа России»

Учитель: Жамсаранова Рыгзема Цыденжаповна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_1_klass.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок «открытие» новых знаний

УМК: «Школа России»

Учитель: Жамсаранова Рыгзема Цыденжаповна

Технологическая карта урока

Тема

Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.   + 5

Цель

Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида (  ) + 5

Задачи

Образовательные:

освоить приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

формировать умение решать примеры нового вида

Развивающие:

развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, восприятие, логическое мышление

развивать математическую речь

развивать умения сравнивать и анализировать

Воспитательные:

развивать умение общаться и сотрудничать, работая в парах

воспитывать интерес к математике

развивать способность к самоанализу и самоконтролю

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы.

Научатся выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Получат возможность выполнять задания творческого и поискового характера на развитие памяти, внимания и мышления.

Получат возможность научиться находить информацию (текстовую изобразительную) в учебнике, в демонстрационном материале, анализировать её содержание, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Метапредметные

Регулятивные

Организация своего рабочего места под руководством учителя.

Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные

Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

Выполнять действия по образцу.

Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.

Освоение способов решения проблем творческого характера.

Оценивание своих достижений и достижений своего напарника при работе в малой группе.

Коммуникативные

Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные

Осознание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Учиться выражать своё мнение.

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организа- ционный момент

2

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Применяется видеоролик с записью сообщения о первом полёте человека в космос. Дети настраиваются на постройку космического корабля.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Через видеоролик настраивает детей на урок.

Общий настрой класса на учебную работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Р – реакция на учителя, одноклассников.

К – умение слушать, понимать речь других.

Л – мотивационная основа учебной деятельности.

Целепола- гание и мотивация

2

Подведение детей к формулиро-  ванию темы и постановке задач урока. Создание условий для возникновения у обучающих- ся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске:

8+3   9+5

7+4   8+5

9+2   7+5

8+4   6+5

Что это? ( Суммы, выражения, примеры)

Почему выражения записаны в 2 столбика? ( 1 столбик – знаем как решать и умеем выполнять, 2 столбик – ещё не знакомы)

Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, когда одно из слагаемых число 5. – название темы записано на доске)

Мы научились к однозначным числам прибавлять 2, 3, 4. Найдите значения выражений 1 го столбика.

Сегодня научимся прибавлять 5. Моя цель – научить этому сложению.

Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите вы, на который мы могли бы сегодня дать ответ. ( Как сложить два однозначных числа, одно из которых 5 и когда результат больше 10) – Вопрос на доске.

Это мы должны узнать а что мы должны уметь? (Научится решать примеры такого вида)

Научимся решать их, а где их будем применять? (При решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках)

Наблюде-ние, проблем- ная ситуация. Работа по плану урока.

Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию, и задачи урока.

Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока.

К – уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.

Р – уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Актуализа- ция знаний и умений

10

Обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Посмотрите на 2 столбик (9+5, 8+5, 7+5, 6+5) и скажите, какие наши знания и умения понадобятся сейчас? (состав числа 5, дополнить до 10)

а) Игра «Молчанка».

Учитель показывает на окошко, дети карточками показывают пропущенное число.

  1. Учитель стирает круг.
  2. Записать по памяти с помощью карточек такое равенство, в котором 1-е слагаемое больше второго.
  3. Проверка по доске: 9+1, 8+2, 7+3, 6+4. Кто составил одно из таких выражений? Встаньте.

б) Состав числа 5.

Положите перед собой карточки – числа от 1 до 4. Под каждым числом положите карточку – на сколько надо увеличить каждое число, чтобы получить 5.

Проверим: 5 – это 1 и сколько?

                   5 – это 2 и сколько?

                   5 – это 3 и сколько?

                   5 – это 4 и сколько?

в) Воспроизведение нумерационного сложения вида 10 + .

10+1     10+6    

10+2     10+7

10+3     10+4

10+8     10+9

10+5

Прочитайте по-разному.

Сосчитайте. (Дети показывают карточки-ответы. Учитель пишет на доске.)

Посмотрите внимательно и скажите, все ли примеры стоят на своём месте.

Какие примеры нужно поменять местами? (10+8 и 10+4 )

Почему? (При счёте после числа 3 следует число 4, а после 7 следует 8)

г) Самооценка.

Итак, на этом первый этап работы закончился. Кто считал без ошибок или допустил 1-2 ошибки, и если вы старались думать, положите на край парты носовую часть корабля.

Беседа, работа с магнит- ной доской, рефлек-сия, контроль,  самооцен-ка

Проводит устный счёт, предлагает провести самопроверку.

Дополняют числа до 10, вспоминают состав числа 5, воспроизводят нумерационное сложение вида 10+ , прочитывают выражения разными способами, начинают строить космический корабль, оценив свою работу.

К – умение слушать и понимать других.

П – умение обобщать и классифицировать по признакам, умение на основе анализа делать выводы.

Р – умение осуществлять познавательную рефлексию.

Л – мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Первичное освоение материала

10

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Переходим к следующему этапу сбора корабля – КОРПУС- удлинённая часть (слово на доске).

Мы готовы совершить открытие, стать исследователями и поделиться своими знаниями с классом.

Сначала выясним, почему только 4 примера будем исследовать? (Остальные примеры мы умеем решать и в ответе получается число меньше или равно 10).

На какой вопрос будем искать ответ? (Как сложить два однозначных числа – вопрос на доске).

Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти способы прибавления числа 5 с переходом через десяток. ( На партах наборное полотно с двумя рядами по 10 кармашков и фигуры разного цвета.)

1 парта – 9+5

2 парта – 8+5

3 парта – 7+5

4 парта – 6+5

Выслушиваются ответы детей.  

( - прибавлять по одной фигуре,

 - расположить фигуры в 1 ряд и пересчитать,

 - сначала дополнить 1-й  ряд (до 10), а оставшиеся фигуры положить во 2-й  ряд. )- каждая парта объясняет своё решение; выбор нужной идеи.

Смогли мы решить примеры, пользуясь наборным полотном и цветными фигурками. А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а фигур у вас нет, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы?

Решать примеры, прибавляя по частям:

9+5=9+1+4 =14 ит.д.

Посмотрите на решение примеров. Что заметили одинаковое? (везде «+», второе слагаемое везде 5)

Чем отличаются? (первое слагаемое – разные числа, они уменьшаются на 1, суммы уменьшаются на 1)

Попробуем составить модель (схему) решения примеров.

         + 5 = 1

                   

             +  

Пользуясь схемой сложения, проговорить порядок (алгоритм) сложения однозначных чисел. ( При затруднении учитель даёт порядок рассуждения:

РАЗЛОЖУ 2-е слагаемое на удобные слагаемые;

ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10;

ПРИБАВЛЮ оставшиеся единицы. - ученик водит указкой по схеме и проговаривает.)

Повторяем хором.

Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел, одно из которых 5 и проявили сообразительность.

Самооценка. Кто считает, что понял (научился), как к однозначному числу прибавить 5, положите на край стола, ниже носовой части, корпус корабля.

Частично-поиско-вый метод, репродук-тивный метод, самостоя-тельная работа, контроль, самооцен-ка.  

Обеспечивает первичное освоение материала: создаёт проблемную ситуацию, побуждает обучающихся  к свободному обмену мнениями, предлагает провести самооценку.

Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, составляют модель решения примеров, проговаривают алгоритм сложения, проводится самооценка.

Р – умение проговаривать последовательность действий на уроке, умение осуществлять познавательную рефлексию.

П – умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

К – умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.

Л – мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Осознание и осмысле ние учебного материала

5

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий и отношений в объекте изучения.

Заучивание (запоминание) таблицы. Прочитать разными способами. Сумма каких чисел равна 11? 13? 12? 14?  11 – это 6 и сколько? 13 – это 5 и сколько? Какое число увеличили на 5, если получили 14? 12? 11? 13? К какому числу прибавили 5, если получили 13? 12? 14? 11?  

Дети 1 варианта закрывают равенства и рассказывают соседу по парте. Поменялись ролями.

Самооценка. Кто считает, что запомнил таблицу прибавления пяти, положите СОПЛО – часть трубы, которая предназначена для увеличения скорости и определённого направления вытекающей струи газа.

Репродуктивный метод, самостоя-тельная работа, контроль, самооценка.

Создаёт условия для запоминания таблицы, предлагает оценить свою деятельность.

Запоминают таблицу сложения, дают оценку своей деятельности.

К – умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе.

Р – умение осуществлять познавательную рефлексию.

 Л – мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Первичное закрепле ние учебного материала

14

Проверка усвоения изученного материала.

Следующий этап – будем решать примеры, полученные знания и умения применять при решении задач.

Работаем самостоятельно. Начинаем выполнять работу с первой зелёной карточки. Задание выполнили – поднимаете сигнальную карточку зелёного цвета – учитель проверяет. Если задание выполнено верно, переходите на следующую ступеньку – задание на оранжевой карточке. А если с заданием не справились, остаётесь на первой ступеньке – решаете задания со 2-ой зелёной карточки и т.д.

При правильном выполнении задания вы продолжаете строить космический корабль.

Самостоятельная работа, контроль, самооценка.

Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, предлагает провести самооценку.

Работают самостоятельно по карточкам разного уровня.

П – умение ориентироваться  в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Р – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексия

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами, организация оценивания качества деятельности обучающихся.

Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

Кто пополнил свои знания новым багажом?

Что было трудным? А что интересным?

Как вы думаете, мы закончили изучать сложение однозначных чисел с переходом через десяток? (Нет, остались числа 6,7,8,9). На следующих уроках мы продолжим работу.

Самооценка.

Сегодня работа по сбору космического корабля закончилась. Давайте посмотрим, чья ракета готова к запуску. А кто ещё не успел закончить сбор? Все готовы к запуску корабля. Молодцы! Внимание!

Всем приготовиться к запуску!

 - Есть приготовиться к запуску!

Пристегнуть ремни!

 - Есть пристегнуть ремни!

Запустить двигатели!

 - Есть запустить двигатели!

Включить контакты!

 - Есть включить контакты!

5,4,3,2,1 – пуск!

На этом наш урок закончен. Спасибо всем за активную работу.

Беседа, самооценка.

Делает анализ и даёт оценку успешности достижения цели и намеченных задач.

Адекватно оценивают свою работу (закончен сбор космического корабля), «совершают» полёт в космос на своих кораблях.

Р – умение оценивать правильность выполнения действий.

Л – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Открытый урок по математике класс. Угол. Виды углов.

конспект урока по математике.2 класс...