Конспекты уроков для 3 класса.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Рупышева Наталья Владимировна

Копспекты для учащихся 3-го класса (математика,русский язык).

Скачать:


Предварительный просмотр:


ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР БУКВАМИ
(учебник, с. 10; рабочая тетрадь, с. 7; диск)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений распознавать геометрические фигуры, обозначать геометрические фигуры
буквами, работать с чертежно-измерительными инструментами

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся обозначать геометрические фигуры латинскими буквами, читать буквенные обозначения фигур, сравнивать предметы по размеру, работать
с чертежно-измерительными инструментами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://детинн.рф/zanimatelnye-zadachi-s-otvetami

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Геометрические фигуры, вершины


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психо-логическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Все ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счета!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных
карандашей, ластика,
линейки)

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют зна-ково-символические средства; осознанно

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

2. Целеполагание.

– Откройте учебник на с. 10, определите тему и цель урока.

Формулируют тему
и цель урока.

3. Устный счет

На доске записаны три задания:

 уменьшить на 9: 24, 65, 18, 33;

 увеличить на 8: 16, 45, 71, 51;

Выполняя задания, записывают строкой ниже получаемые ответы.

1

2

3

4

5

6

7

 уменьшить на 6: 40, 72, 54, 93.

и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие.

Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получе-ния необходимой
для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников

Вызывает к доске трех учеников.

Отвечающие у доски объясняют, как выполняли задания, класс прове-
ряет правильность
ответов.

Затем проводит с классом счет
«цепочкой»:

5 + 8 – 9 + 6

14 – 7 + 5 – 8 + 9

12 – 9 + 8 – 5 + 4

– Разбейте выражения на две группы
(примеры на сложение и вычитание)
и вычислите:

23 + 15                15 + 23

47 – 14                47 – 33

38 – 23                38 – 15

33 + 14                14 + 33

Выполняют задания

– Подумайте и скажите:

џ Кто быстрее переплывет речку –
утята или цыплята?

џ Какого цвета волосы у колобка?

џ Лежали конфетки в кучке.

   Две матери, две дочки

   Да бабушка с внучкой

1

2

3

4

5

6

7

   Взяли конфет по штучке,

   И не стало этой кучки.

   Сколько конфет было в кучке?

 Росли 5 берёз. На каждой берёзе –
по 5 больших веток. На каждой ветке – по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке – по 5 яблок. Сколько
всего яблок?

образовательного
процесса.

Л – осознают свои
возможности в учении

III. Изучение нового материала

Работа
по учебнику
и рабочей тетради.

– Мы все имеем имена, благодаря которым можем назвать нужного нам человека. Так же и в математике: геометрические фигуры имеют свои имена.
На одном и том же чертеже может быть несколько одинаковых фигур,
и чтобы не было путаницы, они имеют свои обозначения.

Внимательно слушают.

На с. 10 читают вводную статью.

№ 1 – работа по чертежу в учебнике
на с. 12.

Выполняют под руковод-ством учителя.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

IV. Практическая деятельность

1. Решение задач.

№ 2.

 Как вы думаете: задача простая
или составная?

– Почему вы так решили?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, инди-виду-

П – осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; производят поиск

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

1

2

3

4

5

6

7

– Поставьте вопрос к задаче.

1) 12 + 8 = 20 (яб.) – было.

2) 20 – 16 = 4 (яб.) – упало.

Ответ: 4 яблока упало.

– Сколько яблок упало
с яблони?

альная

необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений

2. Решение уравнений.

№ 3.

28 + а = 39                94 – b = 60

а = 39 – 28                b = 94 – 60

а = 11                        b = 34

28 + 11 = 39                94 – 34 = 60

        39 = 39                        60 = 60

х – 25 = 75

х = 75 + 25

х = 100

100 – 25 = 75

          75 = 75

Решают самостоятельно или с комментиро-
ванием

3*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику

V. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

– Что понравилось на уроке?

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

Выставление оценок

Л – проявляют интерес к предмету

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 8, № 8

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи



Предварительный просмотр:


ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР ПО ПЛОЩАДИ
(учебник, с. 56–57; рабочая тетрадь, с. 34–35; диск)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Площадь, сравнение площадей разных фигур способом «наложение»


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы;

извлекают необходимую информацию
из текстов; использу-

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

2. Целеполагание.

– Определите тему, цель урока, разгадав ребус.

Определяют тему, цель урока.

1

2

3

4

5

6

7

3. Устный счет

– Назовите числа от 7 до 63, которые
делятся на 7 без остатка.

Выполняют задания

ют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – контролируют
учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – умеют слушать друг друга, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи

– Назовите числа от 24 до 54, которые делятся на 6 без остатка.

– Вычислите и найдите «лишнее»
выражение:

49 : 7 =                 70 : 10 =

28 : 4 =                 56 : 8 =

42 : 6 =                 63 : 9 =

35 : 5 =                 54 : 6 =

– Заполните пропуски:

19 = … · 3 + …        28 = … · 6 + …

… · 4 – … = 20        8 · … – … = 37

III. Изучение нового материала

1. Озна-
комление
со способами сравнения фигур.

– Посмотрите на фигуры, прикрепленные к доске:

         

           

.

1

2

3

4

5

6

7

– Скажите, какая из них занимает больше всех места на доске?

– Квадрат АМKD занимает места больше, чем другие фигуры.

с усилиями, трудо-
любием

– В этом случае говорят, что площадь квадрата больше, чем площадь каждого треугольника и квадрата СDМВ.
Сравните площадь треугольника
АВС и квадрата АМKD.

– Площадь треугольника меньше, чем площадь квадрата.

– Можно сравнить эти фигуры наложением: треугольник занимает только часть квадрата, значит, действительно, площадь его меньше площади квадрата. Сравните на глаз площадь треугольника АВС и площадь треугольника DОЕ.

– Площади одинаковые, они занимают одинаковое место на доске,
хотя расположены
по-разному.

– Проверьте наложением.

Аналогично сравниваются по площади другие фигуры, а также предметы окружающей обстановки.

Пытаются сравнить эти фигуры на глаз,
а также путем наложения. Однако оба способа не помогают детям
ответить на вопрос
убедительно.

– Однако не всегда так легко установить, какая из двух фигур имеет бо́льшую (ме́ньшую) площадь или они одинаковы по площади.

1

2

3

4

5

6

7

– Сравните вырезанные из бумаги прямоугольник и квадрат (незначительно отличающиеся по площади, размер квадрата 4 × 4 дм, прямоугольника
5
× 3 дм, фигуры с обратной стороны разбиты на квадратные дециметры).

Дети устанавливают, площадь какой фигуры больше, а какой –
меньше.

Выслушав различные предположения, учитель поворачивает фигуры той стороной, на которой сделана разбивка на квадраты.

– Сосчитайте, сколько одинаковых
квадратов содержит каждая фигура.

Аналогичные упражнения на сравнение площадей фигур, составленных
из одинаковых квадратов, выполняются по учебнику, а также по чертежам, данным на доске.

Дети убеждаются
в том, что если фигуры состоят из одинаковых квадратов, то площадь той фигуры больше
(меньше), которая содержит больше (меньше) квадратов.

2. Работа
с вводной статьей
учебника

– Откройте вводную статью учебника
на с. 56, прочитайте

Читают статью.

Доказывают, что площади фигур равны

IV. Закрепление изученного

Решение
задач.

№ 1.

– Каким образом можно доказать,
что площади фигур равны?

Выполняют задание.

– Нужно подсчитать
квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура,

1

2

3

4

5

6

7

мате-
риала

и сравнить полученные числа.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение задач.

№ 4.

Вместе с учащимися записывает
кратко условие задачи
.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
сериацию, классифи-кацию; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов
(схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно
и произвольно строят речевые высказы-
вания.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

– Можно сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?

– Можно это найти? Каким действием?

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

– Нет. Неизвестно, сколько метров осталось.

– Вычитанием.

– Надо из большего числа вычесть меньшее.

Учащиеся записывают
решение и ответ само-стоятельно:

1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось.

2) 6 : 2 = 3 (раза).

Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная.

2. Самостоятельная

– Самостоятельно выполните задание № 5.

Решают уравнения.

1

2

3

4

5

6

7

работа.

К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование

3. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 80, 83 на с. 34

Выполняют задания

4*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику

VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

– А как можно сравнить площади
фигур?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность
на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 57, № 2.

Рабочая тетрадь, с. 35, № 86

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи



Предварительный просмотр:


РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
(учебник, с. 7; рабочая тетрадь, с. 5; диск*)

Цель деятельности
учителя

Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения на основе соотношения между целым
и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий, решать текстовые задачи,
находить закономерности в записи таблиц и ряда чисел

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе взаимосвязи чисел при сложении, сравнивать уравнения и выражения с переменной, объяснять решение, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку, решать текстовые задачи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://liceul.at.ua/publ/k_uroku/nachalo_uroka/5-1-0-41

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Уравнение

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психо-логическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говори четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки)

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информа-

Устные ответы,
наблюдения

учите-ля, вы-

2. Целеполагание.

– Откройте учебник на с. 7, определите тему и цель урока.

Формулируют тему
и цель урока.

1

2

3

4

5

6

7

3. Устный счет.

– Поставьте нужные знаки («+», «–») так, чтобы равенства остались
верными.

(40 … 25) … 5 = 20

50 … (43 … 10) = 83

(90 … 30) … 20 = 80

(16 … 3) … 7 = 20

Выполняют задания.

цию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Р – ориентируются
в учебнике; контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются
мнениями; умеют
слушать друг друга, строить понятные
для партнера по ком-муникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необхо-
димой для решения проблемы информа-

полненные задания

– Продолжите ряды чисел.

26, 37, 48, …, …, …, … .

88, 87, 85, 82, 78, …, …, …, … .

– Наберите слагаемыми число 15.

4. Повторение связи между суммой и сла-
гаемыми.

Выполняется на основе сравнения
троек взаимосвязанных примеров.

4 + 3 = 7

7 – 4 = 3

7 – 3 = 4

После решения примера
на сложение читают запись, используя термины «слагаемое» и «сумма».

Учащиеся, сравнивая
второй пример с первым, объясняют:

1

2

3

4

5

6

7

– Из суммы (7) вычли
первое слагаемое (4), при этом получили
второе слагаемое (3).

Так же сравнивают третий пример с первым
и устанавливают:

– Если из суммы (7) вычесть второе слагаемое
(3), то получится первое слагаемое (4).

ции; могут работать
в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием

– Закончите вывод, помещенный
в учебнике. Как можно его использовать для проверки сложения?

– Если из суммы двух
слагаемых вычесть одно
из них, то получится
другое слагаемое.

5. Решение уравнений.

№ 1 – устно.

х + 6 = 38

х = 38 – 6

х = 32        

32 + 6 = 38

      38 = 38

Объясняют решение
уравнения и проверку.

Один ученик – у доски, остальные – в тетради.

№ 2.

х + 18 = 42                64 + х = 82

х = 42 – 18                х = 82 – 64

х = 24                        х = 18

24 + 18 = 42                64 + 18 = 82

        42 = 42                        82 = 82

Комментарии те же, что и при выполнении
задания № 1.

1

2

3

4

5

6

7

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют задания
физкультминутки

III. Прак-тическая деятельность

1. Решение задач.

№ 3 – выполняется под руководством учителя.

1-я грядка – 20 кг.

2-я грядка – ? на 5 кг б.

После повторения
и краткой записи условия дети должны про-анализировать способ
решения задачи.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; производят поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Р – осуществляют
контроль; производят оценку.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

Решение:

1) 20 + 5 = 25 (кг) – со 2-й грядки.

2) 20 + 25 = 45 (кг) – всего.

Ответ: 45 килограммов картофеля
всего.

Учащиеся решают само-стоятельно, а затем
осуществляют проверку у доски.

№ 4.

1) 8 – 2 = 6 (ст.) – собрала сестра.

2) 8 + 6 = 14 (ст.) – всего.

Ответ: 14 стаканов малины собрали дети

Дети заканчивают
задачу и записывают
решение

2*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итоги урока. Рефлек-сия дея-тель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что мы повторяли сегодня
на уроке?

– Какую же связь мы установили?

– Где использовали это правило
на уроке?

– Что еще мы повторяли сегодня
на уроке?

– Как вы оцениваете свою деятельность?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

V. До-машнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 7, № 5.

Рабочая тетрадь, с. 5, № 8

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи



Предварительный просмотр:


РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель деятель-
ности учителя

Способствовать развитию умений определять главные и второстепенные члены предложения, распознавать
распространенные и нераспространенные предложения

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Парная, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения; схема предложения


Основные понятия и термины

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие ком-
поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка учебной задачи

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений
по названию раздела и тем

– Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока.

– Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы.

– Проверим ваши предположения. Рассмотрите
схему на с. 27.

– В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов пред-ложения

Выполняют
задание.

Ответы  
учащихся.

Выполняют
задание.

Внимательно слушают

Фронтальная

П – извлекают
необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.

Р – осознают
и принимают учебную задачу
.

К – слушают друг друга, строят понятные высказывания.

1

2

3

4

5

6

7

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

II. Ми-нутка
чистопи-сания

Упражнения на детальный
анализ строения букв-знаков, овладение навыком начертания букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже предложение.

– Это предложение запишите в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме.

– Заглавной
и строчной букв
 Е, е, ё.

Выполняют
задания.

– Плакали
ночью желтые клены: вспомнили клены, как были зелёны.

Фронтальная. Индивидуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Написание элементов букв, предло-жения

1

2

3

4

5

6

7

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите предложение. Подчеркните в предложении известные орфограммы.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше всех

Выполняют
задания

III. Изучение нового мате-риала.

1. Работа
со схемой,
с. 27,
упр. 38

Работа
со схемой «Члены предложения» с целью определения состава предло-жения

– Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь
на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков
состав предложения?

– Какие члены предложения выделяют?

– Как вы думаете, почему они получили такие
названия?

– Какие выделяют главные члены предложения?

– Какова роль главных членов предложения?

– Предложение состоит из главных
и второсте-пенных
членов.

– Главные
и второстепенные члены предложения.

Ответы учащихся.

– Подлежащее и ска-
зуемое.

– Они составляют основу предложения. Подлежащее обозначает,
о ком или о чем говорит-

Индивидуальная.

Фронтальная

П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Р – осознают
и принимают учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Знание
и определение главных членов предло-жения


1

2

3

4

5

6

7

– Какова роль второстепенных членов предло-
жения?

– На какие вопросы отвечает подлежащее?

– На какие вопросы отвечает сказуемое?

– На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

ся в предложении, а сказуемое – что говорится о подлежащем.

– Они поясняют главные
и другие второстепенные члены пред-
ложения.

– Кто? Что?

– Что делает? Что делал? Что сделал? Что будет
делать? Что сделает?

– Кого? Чего? Какой? Какая? Где? Куда?
и др.

2. Работа
по учебнику, с. 27, упр. 39

Упражнение в рас-познавании распространенных

– Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения.

– Определите основу предложений.

Выполняют
задания.

– В первом
и во втором предложени-


1

2

3

4

5

6

7

и нерас-пространенных предложений.

Упражнения физкульт-
минутки

– Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название?

– Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Соотнесите распространенное предложение
со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета?
на время действия? на направление действия?

        Стрижи      что  сделали?       улетели

              ↓                                            ↓       ↓

          какие?                                когда?    куда?

              ↓                                         ↓             ↓

   быстрокрылые                        давно      на юг

Физкультминутка
(см. урок 1)

ях основа одинакова – стрижи улетели.

– Второе предложение является распространенным.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-лируют, оцени-
вают учебные действия.

К – слушают,
излагают свое мнение и аргу-ментируют свою точку зрения

Выделение основы предложения.

Установление
связи слов
в предложении

1

2

3

4

5

6

7

3. Работа
по учеб-нику,
с. 28,
упр. 40

Упражнение в кон-струировании предложений

– Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40.
Прочитайте слова первой группы.

– Можно ли считать это предложением? Объясните, почему.

– Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять.

– Обратите внимание, что в составленном предло-жении слова не связаны по смыслу. Правильнее
составить такое предложение: «Уже прошло красное лето».

– Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения.

Аналогично проводится работа с остальными предложениями.

– Какой темой можно объединить предложения?

– Лето, уже, красное,
пришло.

– Нет. В предложении
заключена мысль, слова связаны
по смыслу.

– Прошло
лето уже
красное.

Выполняют
задания.

– Подготовка животных
и птиц к зиме

Фронтальная.Индивидуальная

П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-
лируют, оцени-
вают учебные действия.

К – слушают,
излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

Констру-ирование предложений

4. Работа
по учеб-нику,

Упражнение в рас-простране-

– Найдите упр. 41. Это упражнение мы разберем устно, а дома вы выполните его письменно.

Фронтальная

П – используют речевые средства для решения ком-

Распространение предло-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

с. 28,
упр. 41

нии предложений второстепенными членами

– Прочитайте. Распространите первое предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. С каким из главных членов предложения образует словосочетание каждый второстепенный член?

– Какое предложение получилось?

Учитель обращает внимание учащихся на соблюдение правильного порядка слов при построении предложений.

Аналогично проводится работа с остальными
предложениями.

– Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок

Выполняют
задание.

– Рыжая
белочка сидела на пеньке.

Отвечают
на вопросы, выполняют
задание

муникативных
задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-лируют учебные действия.

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

жений второстепенными членами

5. Работа
по учеб-нику,
с. 29,
упр. 42

Упражнение в определении главных
и второстепенных чле-нов предложения

– На с. 29 найдите упр. 42. Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены.

– Выполните письменное задание: запишите одно из предложений по памяти, подчеркните его основу.

Учитель напоминает учащимся, что сначала надо прочитать предложение орфографически, по слогам. Затем, закрыв учебник, снова произнести
предложение, четко проговаривая каждое слово.

Выполняют
задание,
отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание

Фронтальная.

Индивидуальная.

Парная

П –  используют знаково-символические средства предоставления информации,
осознанно строят речевое высказывание.

Р – принимают
и сохраняют зада-

Определение главных и второстепенных членов предложения

1

2

3

4

5

6

7

После этого нужно открыть учебник и проверить, правильно ли озвучили предложение, затем опять закрыть учебник и написать предложение
по памяти.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное

чи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия

IV. Итог урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Как различить главные и второстепенные члены предложения?

– Почему члены предложения получили названия главные и второстепенные?

– Какова роль главных членов в предложении?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28

Отвечают
на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л –  проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению
 новых знаний



Предварительный просмотр:


СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ДВУХ ПРОСТЫХ

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для формирования представления о соединении простых предложений в сложное при помощи союзов и, а, но; способствовать развитию умений узнавать сложное предложение, определять в нем простые
предложения, формированию умений составлять сложное предложение из двух простых, давать характеристику предложениям

Тип урока

Конструирование способа действия

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения


Основные понятия и термины

Слово с непроверяемым написанием. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но. Характеристика предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание
(учитель берет несколько тетрадей на проверку).

– Прочитайте сложное предложение.

– Докажите, что это сложное предложение.

– Выполнить упр. 34 на
с. 16 в рабочей тетради.

– Воробей
загрустил
за окошком, непривычно притихли
дома.

– Состоит
из двух простых предложений.
Воробей загрустил

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль

Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения

1

2

3

4

5

6

7

– Какой знак препинания стоит в сложном
предложении для разделения простых предло-жений, входящих в его состав?

за окошком. Непривычно притихли
дома.
В пред-ложении две грамматические основы:
воробей загрустил; притихли дома.

– Запятая

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач урока

– Продолжаем работу над темой «Простые
и сложные предложения». Сегодня на уроке
будем выполнять упражнения в составлении сложных предложений, в определении характеристики предложений, в постановке знаков
препинания в сложных предложениях с союзами
и, а, но

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают необходимую информацию из выска-зываний учителя.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ
строения букв-зна-

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

– Заглавной
и строчной букв
И, и.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают

Написание элементов букв,
сочетания слов


1

2

3

4

5

6

7

ков, овла-
дение на-чертаниями букв,
соедине-ний

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже сочетание слов.

– Когда так говорят?

– Это крылатое выражение. Означает оно –
угодничать, заискивать, льстить.

– Запишите сочетание слов в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное
соединение букв в словах.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите сочетание слов.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше всех

Выполняют
задания.

– Извиваться ужом.

Высказывания учащихся.

Выполняют
задания

учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К –  слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Работа
по учеб-

Наблюдение над соединением простых предложений в слож-

– Откройте в учебнике с. 33, найдите упр. 53. Прочитайте предложения. Докажите, что вы
прочитали сложные предложения.

– Предложения состоят
из простых. Имеют в своем составе
по две грам-

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Признаки сложного предло-
жения.

Знаки препинания


1

2

3

4

5

6

7

нику, с. 33, упр. 53

ное при помощи союзов и, а, но

– Обратите внимание на выделенные слова.
Прочитайте их.

– Выделенные слова являются союзами. Перед ними в сложном предложении всегда ставится запятая.

– Что означает слово «заря»?

– Правильно. В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: «Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца». В данном контексте речь идет
о заходе солнца.

– А что обозначает выражение «заря горела»?

– «Заря горела» – устойчивое выражение, означает «небо было окрашено ярко-красным цветом»

матические основы.

– И, а, но.

Высказывания учащихся.

Внимательно слушают.

Высказывания учащихся

Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение

в сложном пред-ложении
с союзами  
и, а, но.

Запись
и запоминание словарного слова

2. Словарная работа

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Прочитайте слово на с. 33, внизу, про себя. Чем произношение слова отличается от его
написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

– Слово «заря» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне
слова. Произнесите слово орфографически.

Ответы уча-щихся.

– «Безударная гласная в корне слова».


1

2

3

4

5

6

7

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть.

Физкультминутка
(см. урок 4)

Выполняют
задания

3. Работа
по учебнику, с. 34, упр. 55

Упражнение в со-ставлении сложных предло-
жений
из двух простых

– Откройте в учебнике с. 34, найдите упр. 55. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

Учитель дает задание: записать два предложения под диктовку (по выбору педагога) и самостоятельно записать одно предложение, выполнить самопроверку.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл

– Мир строит, а война разрушает. Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз. Труд человека кормит, а лень портит.

Выполняют
задания.

Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задание

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач; владеют логическими операциями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Составление сложных предложений
с союзами
и, а, но.

Запись предло-
жений


1

2

3

4

5

6

7

4. Устная работа

Упражнение на определение  сложного предло-
жения

– Послушайте, определите, является ли каждое предложение сложным. Объясните свое мнение.

1. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев.)

2. Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. (В. Жуковский.)

– Сложное. Предложе-
ние состоит
из нескольких
(трех) простых предложений. В нем три грамматические основы:
осень наступила;
высохли цветы; глядят
кусты
.

– Сложное. Предложе-
ние состоит
из нескольких
(двух) простых предложений. В нем две грамматические основы:
котик бродит; козлик ходит

Фрон-тальная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач, владеют логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Признаки сложного предло-
жения

1

2

3

4

5

6

7

5. Работа
по учебни-ку, с. 34, упр. 54

Упражнение на вы-бор буквы
в слове,
постановку знаков препинания
в сложном предло-
жении

– Найдите на с. 34 упр. 54. Прочитайте предложения. Из каких сказок А. С. Пушкина взяты отрывки?

– В каких предложениях пропущена запятая
и где ее нужно поставить?

– Спишите, вставляя пропущенные буквы
и запятые.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное

– 1-е предло-жение – «Сказка о золотой рыбке»; 2-е,
4-е предложения – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»;
3-е предложение – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание.

Осуществляют взаимопро-
верку

Фрон-тальная. Индиви-дуальная.

Парная

П – используют
речевые средства для решения познавательных задач, владеют навыками смыслового
чтения предложений, логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный
контроль.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему

Знание произве-дений
А. С. Пушкина.

Знаки препинания
в сложном предложении.

Правильное написание слов

1

2

3

4

5

6

7

6. Работа
по учебнику, с. 34, упр. 56

Работа
с памяткой «Как дать характеристику предложению». Упражнение на характеристи-ку предложения

– Откройте в учебнике с. 145. Найдите памятку 3 «Как дать характеристику предложению».
Ознакомьтесь с памяткой.

– Назовите первый шаг в характеристике пред-ложения.

– Что нужно сделать затем?

– Что определяют затем?

Выполняют
задания.

– Прочитать предложение.

– Определить, какое оно
по цели высказывания. Отметить, является ли предложение восклицательным.

– Простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространенное или нерас-пространенное. Если сложное, то как соединены простые предложения в сложное

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – используют различные способы поиска инфор-мации; владеют
навыками смыслового чтения текста, логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, планируют учебные действия.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему

Характеристика предло-
жения

1

2

3

4

5

6

7

– Опираясь на памятку, дайте характеристику
любому предложению из упр. 56

(при помощи интонации
или союзов).

Выполняют
задание

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Как определить сложные предложения? Как
соединяются простые предложения в сложное? Что надо знать о знаках препинания в сложном предложении?

– Откройте рабочую тетрадь на с. 17, найдите упр. 37. Составьте вторую часть сложного предложения.

Отвечают
на вопросы.

1. Занятия
в школе закончились, но у детворы осталось еще много вопросов.

2. Жучка дремлет в конуре,
а кошка спит
в доме.

3. Подул сильный ветер, набежали тучи.

4. Шел дождь, дул порывистый ветер.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируют-ся в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению
 новых знаний

1

2

3

4

5

6

7

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 17,
упр. 36



Предварительный просмотр:


УПРАЖНЕНИЕ В РАЗЛИЧЕНИИ СЛОЖНОГО И ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с простыми и сложными предложениями, обучения различению сложного
и простого предложения

Тип урока

Конструирование способа действия

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности), доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения, предложений домашнего задания; схема предложения

Основные понятия и термины

Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание
(учитель берет несколько тетрадей на проверку).

Проверка упражнения из рабочей тетради
осуществляется при помощи интерактивной доски:

                        × 

Стрижи в конце лета улетели на юг.

     

                  ×

Ребята дружно работали в саду.

   

– Выполнить упражнение 30 на с. 14 в рабочей тетради.

Осуществляют самопроверку:

основа предложения – стрижи улетели;

основа предложения – ребята работали

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль

Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения

1

2

3

4

5

6

7

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы

– Откройте в учебнике с. 31. Прочитайте название темы.

– Сделайте предположение, какие вопросы рас-смотрим в ходе урока.

– На уроке сформируем представление о простом и сложном предложениях, будем выполнять упражнения на различение сложного и простого предложений

– Простое
и сложное предложение.

Делают пред-положение.

Внимательно слушают

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – извлекают
необходимую
информацию
из высказываний учителя, учащихся, сведений
из учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже сочетание слов.

– Заглавной
и строчной
букв
 З, з.

Выполняют
задания.

– Звездный час.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают друг друга, строят понятные для парт-нера по коммуни-кации речевые высказывания

Написание элементов букв,
сочетания слов

1

2

3

4

5

6

7

– Когда так говорят?

– Это крылатое выражение. Его значение – «миг удачи, вершина успеха».

– Запишите сочетание слов в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное
соединение букв в словах.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите сочетание слов.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных

Высказывания учащихся.

Выполняют
задания

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Введение термина «простое предложение»

Запись
предложений под диктовку
с целью
наблюдения над признаками простого предложения.

Работа
с определением с целью введения поня-

– Запишите под диктовку следующее предло-
жения:

1) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
(А. Толстой)

2) Подморозило. Выпал тонкий снежок.
(К. Паустовский)

– Проверьте написанное (учитель открывает обратную сторону доски, где записаны данные предложения).

– Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении?

– В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких – из одного главного члена?

Выполняют
задания.

– Одна основа.

Осень. Под-морозило. Основа состоит из одного главного

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике;
осуществляют
поиск средств
достижения задач учебной деятельности.

Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

Написание предложений под диктовку.

Выделение основы пред-ложения.

Признаки простого предло-
жения

1

2

3

4

5

6

7

тия «прос-тое предло-жение»

– Откройте учебник на с. 31, прочитайте опре-
деление.

– Что называется простым предложением?
Из чего может состоять основа простого пред-
ложения?

члена.
В других предложениях –
из двух главных членов.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

2. Введение термина «сложное пред-ложение»

Работа над упражнени-ем с целью наблюдения над признаками сложного предложения.

Работа
с определением с целью введения понятия «сложное предложение»

– Найдите на с. 31 упр. 49. Прочитайте предложения. Докажите, что первое предложение
простое.

– Можно ли назвать второе предложение простым? Почему?

– Сколько грамматических основ во втором
предложении?

– Назовите их.

– Сколько в нем простых предложений?

– В предложении одна грам-матическая основа – вы-дался денек.

– Нет. В предложении несколько грамматических основ.

– Три.

Тучи рассеялись. Ветер улегся. Солнце выглянуло.

– Три.

Индиви-дуальная. Фрон-тальная

П – используют
речевые средства для решения коммуникативных
и познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают собеседника, излагают

Признаки сложного предло-
жения


1

2

3

4

5

6

7

– Как отделены друг от друга простые предло-
жения, входящие в состав сложного?

– Откройте с. 32, прочитайте определение.

– Какое предложение называется сложным? Сколько в нем может быть грамматических основ? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Физкультминутка
(см. урок 3)

– Запятыми.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы

и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

3. Работа
со схемой «Простое
и сложное предло-
жение»

Работа
со схемой
с целью
различения простого
и сложного предло-
жений

– Откройте с. 33, рассмотрите схему в упр. 52. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного

Отвечают
на вопрос

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации,

речевые средства для решения познавательных задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения

Признаки простого и сложного пред-
ложения

4. Работа
по учебнику, с. 32,

Работа над упражнением с целью

– В учебнике на с. 32 найдите упр. 50. Прочитайте предложение. Определите, какое это предложение: простое или сложное?

 Сложное.

Индиви-дуальная.

П – владеют
логическими
действиями

Признаки простого и слож-


1

2

3

4

5

6

7

упр. 50

определения простого и слож-ного пред-ложения

– Докажите.

– Сколько в нем простых предложений?
Назовите.

– Объясните знаки препинания в предложении.

– Выполните письменное задание

– В предложении три грамматические основы: гаснет вечер; даль синеет; солнышко
садится.

– Три. Гаснет вечер. Даль синеет. Солнышко садится.

Простые предложения, входящие
в состав сложного, разделены запятой.

Выполняют
задание

Фрон-тальная

анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения.

К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

ного
предло-
жения.

Списывание предложения

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке?

– Как отличить простое предложение от сложного? Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения?

– Что выполняли на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.


1

2

3

4

5

6

7

Заключительная
беседа

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 16,
упр. 34

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...